Программа КРМ "Львиная Башня"
рабочая программа

Петряков Михаил Валентинович

Программа допобразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Историческое фехтование40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Термин «историческое фехтование» появился у нас в стране в начале 1990-х. Так называется вид спорта, в котором, в отличие от классического фехтования, поединки ведутся на тяжелых видах оружия, аналогичных средневековым мечам и пр. Тип оружия и экипировки бойцов, а также запрет на уколы (правилами допускаются только рубящие удары) сказываются на технике боя и предъявляют серьезные требования к физической подготовке спортсменов. Поражаемой поверхностью считается все тело соперника, за исключением паха, стоп, кистей, головы и шеи. Победитель определяется по числу нанесенных ударов.

Обязательное условие – соответствие оружия и костюмов участников избранной исторической эпохе (используемые в поединках современные защитные средства обязательно должны быть прикрыты костюмом, а сам он – выполнен из аутентичных материалов), а в программе соревнований, помимо единоборств, есть также номинация «Реконструкция исторических доспехов». Турниры и показательные выступления нередко проводятся в соответствующем историческом антураже.

Боевое фехтование возникло из увлечения «исторической реконструкцией». В 1970–1980-е в разных странах стали появляться военно-исторические клубы, ориентированные на изучение определенных эпох прошлого. Проводились костюмированные парады и праздники, одной из их составляющих стали со временем спортивные поединки.

У нас в стране насчитывается несколько десятков таких клубов (в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Перми, Хабаровске, Иркутске и др. городах), – в том числе и официально зарегистрированные. Проводятся городские, региональные и общероссийские соревнования (в 1990-е сложилось несколько систем проведения поединков, включая разный порядок подсчета очков). Турнир «Меч России» приобрел статус национального чемпионата (в 2004 прошел уже восьмой чемпионат). В 1997 создана Федерация исторического фехтования России. Во второй половине 1990-х начались активные выезды за границу и тесные контакты с европейскими клубами.

Дополнительная общеобразовательная программа «Львиная Башня» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Актуальность  программы в том, что она направлена на удовлетворение детей в активных формах двигательной деятельности, повышение уровня физической подготовки, способствует пропаганде здорового образа жизни, повышает интерес к культурно-историческому наследию России и мира, а также позволяет обучиться работе с различными столярно-слесарными инструментами.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что принципы, положенные в основу данной программы дополнительного образования — развивающее обучение, индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, доступность подачи информации, последовательность — от простого к сложному, введение игрового элемента в процесс обучения — обязательные атрибуты каждого занятия. Стимулируется самостоятельность и активность каждого обучающегося, им предлагаются занятия, рассчитанные на развитие основных двигательных навыков и рабочих качеств.

Отличительная особенность программы от уже существующих в том, что помимо изучения истории, обучающиеся учатся работать со столярно-слесарными инструментами и изготавливать макеты средневекового вооружения и доспехов.

Цель программы: формирование интереса к занятиям физкультурой и спортом, развитие интереса к истории родного края.

Задачи программы:

обучающие:

- познакомить с историей вооружения и доспехов;

- обучить навыкам фехтования;

- познакомить с основными принципами обработки дерева, металла и пластика

развивающие:

-  укрепление опорно-двигательного аппарата;

- способствовать разностороннему физическому развитию обучающихся;

- развивать специальные двигательные навыки;

воспитательные:

- формировать дружный и сплоченный коллектив;

-  развивать командный дух обучающихся,

-  пропагандировать здоровый образ жизни

Дополнительная общеобразовательная программа «Львиная Башня» рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 11-17 лет. Прием в секцию осуществляется по желанию, без специального отбора детей при отсутствии медицинских противопоказаний.

Занятия проводятся на 1 и 2 году обучения  2 раза в неделю по 2 часа, за год — 144 часа.

Количество детей в группе:

1 год обучения — 15 человек;

2 год обучения — 12 человек

Формы организации деятельности:

- групповые;

- индивидуально-групповые

Формы организации занятий:

- теоретическое;

- практическое;

- беседа;

- соревнования;

- опрос;

- инструктаж;

- тестирование

По окончании обучения учащиеся должны

знать:

- историю фехтования

-историю доспеха

-особенности фехтования со щитом

-особенности фехтования с мечом

-основные принципы обработки металла

-основные принципы обработки дерева

-правила техники безопасности при работе с деревом

-правила техники безопасности при работе с металлом

-правила техники безопасности в спортивном зале

уметь:

-фехтовать мечом

-фехтовать с использованием щита

-резать и гнуть сталь

-резать и гнуть фанеру

-применять базовые фехтовальные стойки и шаги

-соблюдать правила техники безопасности

-работать с деревом, металлом

- соблюдать правила по ТБ в спортивном зале

Формы подведения итогов реализации программы:

- соревнование;

- тестирование;

- показательные выступления

-опрос

-контрольное тестирование

Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Изготовление мягкого меча

8

2

5

3

Основы фехтования. Стойка и шаги.

66

2

64

4

Удары и защиты

40

7

33

5

Спарринги

24

6

17

6

Тестирование

4

2

2

7

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО:

144

21

121

Содержание образовательной программы:

1. Вводное занятие.

Теория. Историческое фехтование. Роль фехтования в истории России и мира. Правила боя. Правила по технике безопасности.

2. Изготовление мягкого меча.

Теория. Знакомство с материалами для изготовления мягкого меча: пластик, поролон, энергофлекс их физическими свойствами. Инструменты для изготовления мягкого меча. Правила по технике безопасности при работе с инструментами.

Практика. Нарезание пластика, поролона и энергофлекса. Обмотка пластиковой основы поролоном и энергофлексом.

3. Основы фехтования. Стойка и шаги.

Теория. Виды стоек. Базовая стойка. Шаги по диагонали и шаги по прямой. Важность ОФП в фехтовании. Правила выполнения разминки суставов, мышц, растяжки. Правила выполнения базовой стойки и шагов. Правила по технике безопасности при выполнении упражнений ОФП.

Практика. Выполнение разминки рук:

-вращение кистями рук

-вращение предплечьями

-попеременные махи руками

Выполнение разминки ног:

-вращение стопой

-вращение голенью

-растяжка мышц бедра

Выполнение разминки шеи и плечевого пояса:

-наклоны головы влево-вправо

-наклоны головы вперед-назад

-парные упражнения по растяжке грудных мышц

 Бег 100м.

 Отжимания 10 раз.

 Выполнение упражнений по отработке стойки:

- постановка в стойку на 5 движений;

- стояние в стойке на время

Выполнение шагов:

- по диагонали «вперед-вправо»;

-по диагонали «вперед-влево»;

-по диагонали «назад-вправо»;

-по диагонали «назад-влево»;

- по прямой вперед;

- по прямой назад;

- по прямой вправо;

- по прямой влево;

- с партнером способом «два вперед-два назад»;

- с партнером способом «наступающий-отступающий»;

-тестирование

4. Удары и защиты.

Теория. Правила выполнения разминки суставов, мышц, растяжки. Основные виды ударов и защит. Фиксация удара. Части тела, запрещенные для удара.  Правила по технике безопасности.

Практика.

 Выполнение разминки рук:

-вращение кистями рук

-вращение предплечьями

-попеременные махи руками

Выполнение разминки ног:

-вращение стопой

-вращение голенью

-растяжка мышц бедра

Выполнение разминки шеи и плечевого пояса:

-наклоны головы влево-вправо

-наклоны головы вперед-назад

-парные упражнения по растяжке грудных мышц

 Бег 100м.

 Отжимания 10 раз.

Выполнение ударов и защит без противника:

-выполнение удара «справа-снизу»

-выполнение удара «слева-снизу»

-выполнение удара «справа-прямо»

-выполнение удара «слева-прямо»

-выполнение удара «справа-сверху»

-выполнение удара «слева-сверху»

-выполнение защиты «слева-снизу»

-выполнение защиты «справа-снизу»

-выполнение защиты «справа-прямо»

-выполнение защиты «слева-прямо»

-выполнение защиты «справа-сверху»

-выполнение защиты «слева-сверху»

-выполнение комбинаций «защита-удар-защита» и «удар-защита-удар»

Выполнение ударов и защит на противнике методом «нападающий-обороняющийся».

Тестирование.

5.  Основы фехтования. Спарринги.

Теория. Этика поединка. Правила боя.  Правила разминки суставов, мышц, растяжки. Правила по технике безопасности. Правила выполнения ударов. Правила выполнения защит.

Практика.

 Выполнение разминки рук:

-вращение кистями рук

-вращение предплечьями

-попеременные махи руками

Выполнение разминки ног:

-вращение стопой

-вращение голенью

-растяжка мышц бедра

Выполнение разминки шеи и плечевого пояса:

-наклоны головы влево-вправо

-наклоны головы вперед-назад

-парные упражнения по растяжке грудных мышц

 Бег 100м.

 Отжимания 10 раз.

 Проведение спаррингов:

-методом «3 попадания»,

- на время.

6. Тестирование.

Теория. Названия 6 видов ударов. Названия 6 видов защит. Правила боя.

Практика. Тесты на правильное выполнение стойки и шагов, ударов и защит, тесты на выполнение комбинаций «шаг-удар», «шаг-защита», «удар-защита», «удар-защита-удар», «защита-удар», «защита-удар-защита».

7. Итоговые занятия.

Теория. Подведение итогов.

Практика. Показательные выступления.

По окончании 1 года обучения обучающиеся должны

знать:

правила боя, принятые в историческом фехтовании

технику безопасности при работе с мягким мечом

технику безопасности при работе с ножницами, тисками, ножовкой

историю возникновения фехтования

виды стоек, шагов, ударов, защиты

уметь:

применять правила и строго соблюдать их

выполнять нарезку пластика и поролона

выполнять один вид стойки

выполнять шесть видов шагов

выполнять шесть видов ударов

выполнять шесть видов защит

наносить фиксированные удары

комбинировать удары и защиты

Основная задача 2 года обучения – обучение работе со щитом.

Учебно-тематический план

Второй год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Изготовление щита

10

2

8

3

Изготовление шлема

10

2

8

4

Работа со щитом. Стойка и шаги.

54

10

44

5

Работа со щитом. Удары и защиты.

56

10

46

6

Контрольное тестирование

6

2

4

7

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО:

140

29

111

Содержание дополнительной образовательной программы

2 год обучения

1.  Вводное занятие.

Теория.Техника фехтования со щитом. История щитного боя. Правила по технике безопасности.

2.  Изготовление щита.

Теория. Технология обработки фанеры, кожи и ткани. Применяемый инструмент. Правила по технике безопасности.

Практика. Выпиливание фанерной основы щита. Оклейка тканью. Изготовление кожаных ремней.

3. Изготовление шлема.

Теория. Технология обработки листовой стали. Правила по технике безопасности.

Практика. Вырезание деталей шлема. Гибка и соединение деталей.

4. Работа со щитом. Стойка и шаги.

Теория.  Правила разминки суставов, мышц, растяжки. Три вида щитных стоек. Особенности щитных шагов. Шаги по диагонали. Шаги по прямой. Правила по технике безопасности.

Практика.

 Выполнение разминки рук:

-вращение кистями рук

-вращение предплечьями

-попеременные махи руками

Выполнение разминки ног:

-вращение стопой

-вращение голенью

-растяжка мышц бедра

Выполнение разминки шеи и плечевого пояса:

-наклоны головы влево-вправо

-наклоны головы вперед-назад

-парные упражнения по растяжке грудных мышц

 Бег.

 Отжимания.

        

Выполнение щитных стоек:

-базовая стойка

-стойка «домик»

-стойка «медведь»

 Стояние в стойке на время.  Отработка шагов:

-по прямой вперед

-по прямой назад

-по диагонали вперед-влево

-по диагонали вперед-вправо

-по диагонали назад-влево

-по диагонали назад-вправо

Отработка шагов с партнером:

-способ «2 вперед-2 назад»

-способ «наступающий-отступающий»

Пресс щитом, толчок щитом, навал щитом.

5. Работа со щитом. Удары и защиты.

Теория. Демонстрация основных видов ударов и защит. Инструкция по технике безопасности.

Практика.Разминка рук, разминка ног, разминка шеи и плечевого пояса, растяжка, бег, отжимания. Выполнение ударов и защит без противника:

- удар «справа-снизу»

- удар «справа-прямо»

- удар «справа-сверху»

- удар «справа-вертикальный»

- удар «слева-сверху»

-защита «слева-снизу»

- защита «слева-прямо»

- защита «справа-сверху»

- защита «слева-сверху»

Спарринги.

6. Контрольные упражнения.

Теория. Названия 5 видов ударов. Названия 4 видов защит.

Практика. Тесты на правильное выполнение стойки и шагов, ударов и защит, тесты на выполнение комбинаций «шаг-удар», «шаг-защита», «удар-защита», «удар-защита-удар», «защита-удар-защита»,  «защита-удар», «пресс-удар», «наложение-удар» с использованием щита.

7. Итоговые занятия.

Теория. Беседа о роли фехтования в мировой истории.

Практика. Спарринги.

По окончании второго года обучения обучающиеся должны

Знать:

историю боя со щитом

принцип изготовления доспеха

теорию щитного строя

виды шагов, стоек, ударов, защит

принципы обработки кожи, фанеры, стали

Уметь:

выполнять 5 видов ударов

выполнять 4 вида защит

комбинировать удары и защиты

резать и гнуть листовую сталь

резать и гнуть фанеру

резать кожу

выполнять прессовку щитом

выполнять 3 вида стойки

выполнять 4 вида шагов

Методическое обеспечение общеобразовательной программы:

Тема занятия

Форма проведения занятия

Методы

 и приемы

Оборудование и и инвентарь

Форма подведения итогов

1

Вводное

занятие

Беседа, инструктаж

Методы:

практический

словесный

наглядный

Приемы:

объяснение

демонстрация

повторение

Мягкий меч, щит, шлем

Опрос

2

Изготовление мягкого меча

Практическое,

теоретическое,

Методы:

практический

словесный

наглядный

Приемы:

объяснение

демонстрация

повторение

Верстак,

ножовка, ножницы

Опрос

3

Основы фехтования:

 стойка и шаги

Практическое, теоретическое,

Методы:

практический

словесный

наглядный

Приемы:

объяснение

демонстрация

повторение

Мягкий меч

Тестирование

4

Удары

и защиты

Практическое, теоретическое,

Методы:

практический

словесный

наглядный

Приемы:

объяснение

демонстрация

повторение

Мягкий меч

Тестирование

5

Спарринги

Практическое, теоретическое,

Методы:

практический

словесный

наглядный

Приемы:

объяснение

демонстрация

повторение

Мягкий меч

Тестирование

6

Изготовление

щита

Практическое, теоретическое,

Методы:

практический

словесный

наглядный

Приемы:

объяснение

демонстрация

повторение

Ножовка, рубанок,

ножницы,

сверлильный

станок, верстак

Опрос

7

Изготовление шлема

Практическое, теоретическое,

Методы:

практический

словесный

наглядный

Приемы:

объяснение

демонстрация

повторение

Ножовка по металлу, ножницы по металлу,

верстак, молоток

Опрос

8

Работа со

щитом: стойка и шаги

Практическое, теоретическое,

Методы:

практический

словесный

наглядный

Приемы:

объяснение

демонстрация

повторение

Мягкий меч, щит, шлем

Тестирование

9

Работа

со щитом:

удары и защиты

Практическое, теоретическое,

Методы:

практический

словесный

наглядный

Приемы:

объяснение

демонстрация

повторение

Мягкий меч, щит, шлем

Тестирование

10

Контрольное тестирование

Практическое, теоретическое,

Мягкий меч, щит, шлем

Тестирование

        

Материально-техническое обеспечение программы

Для изготовления спортивных снарядов:

Верстак – 2 шт.

Рубанок – 6 шт.

Ножовки – 4 шт.

Стамески – 6 шт.

Резцы по дереву – 1 комплект

Напильники для работ по дереву – 1 комплект

Плоскогубцы – 10 шт.

Кусачки большие – 10 шт.

Струбцины большие – 6 шт., тиски – 4 шт.

Сверлильный станок с рабочим патроном до 10 мм – 2 шт.

Электроточильный станок – 1 шт.

Ножницы по металлу — 10 шт.

Напильники по металлу – 2 комплекта

Надфили для работ по металлу – 2 комплекта

Набор сверл от 0.5 до 10 мм – 2 комплекта

Молоток 0.5 кг – 6 шт., 2 кг – 2 шт.

Ножницы — 10 шт.

Для практических занятий и игр:

Школьный спортивный зал с разметкой и пришкольная спортивная площадка

Информационные источники

  1. Панченко Г.К. «Нетрадиционные боевые искусства» в 2-х томах Харьков, «Фолио», 1997
  2. Мигур П.Х., Рихек Э.В. «Обработка металла в школьных мастерских» М.: Просвещение, 1991
  3. Мишенев С. «История фехтования» СПб, «Атон», 1999
  4. Малинова Р., Малина Я. «Прыжок в прошлое \эксперимент раскрывает тайны древних эпох » М. Мысль, 1988
  5. Г.К. Панченко «История боевых искусств» в 4-х томах. М. «Олимп», 1997.
  6. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Ред. Газмана О.С. М. УВЦ “Инноватор”, 1996
  7. В. Бехайм «Энциклопедия оружия» пер. с нем. СПб. АО «Санкт-Петербург-Оркестр», 1995
  8. Р. Эрнест Дюпюи, Тревор И. Дюпюи «Всемирная история войн» СПб. «Полигон», 1997
  9. Муравьев Е.М. «Технология обработки металлов (5-7 классы)» М.: Просвещение, 1995
  10. http://tgorod.ru/ сайт об исторической реконструкции
  11. https://vk.com/club534575 группа «Львиная Башня»

Список литературы для обучающихся

  1. И.Э. Кох «Сценическое фехтование» М. Учпедгиз, 1940
  2. Пономарев А.Н. «Фехтование – от новичка до мастера» М., Физкультура и спорт, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взятие башни" по русскому языку в 6 классе "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок предназначен для обобщения изученного по теме "Имя прилагательное". Построен в игровой форме, что поддерживает интерес учащихся к изучению русского языка,  позволяет разнообразить учебный пр...

Описание башни Сююмбике ( урок развития речи в 5 классе)

Родной край, родная земля – понятия очень широкие. У человека есть корни, которые дают ему жизнь, у каждого из нас в душу теплится огонек любви к родной стране. ...

КАНАДЕЙСКАЯ БАШНЯ

МАТЕРИАЛ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ....

Вавилонская башня в искусстве

Вавилонская башня (ивр. מִגְדָּל בָּלַל‎ Мигда́ль Баве́ль) — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное во 2 главе «Ноах»(стихах 11:1-11:9) книги Бытие.«Вавилонская башня», Питер Брейгел...

Вавилонская башня в живописи и архитектуре

Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии — в многочисленных миниатюрах, рукописных и печатных изданиях Библии (например, в миниатюре английской рукописи XI века); а также в м...

Презентация Эйфелевой башни

Эйфелева башня - это знакомство с историей,  уникальной архитектурой строительства  и перспективы  конструкции...

Эйфелева башня

В нашей школе мы изучаем французский язык со 2-го класса. Много интересного мы изучаем о    жизни французов, об их нравах, и о достопримечательностях Парижа и других городо...