Портрет в искусстве XX века
статья (6 класс)

Аргунова Анна Александровна

Краткий обзор по искусству портрета в XX века. Отход от реализма, новые тенденции: модернизм, соцреализм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_portret_v_iskusstve_xx_veka.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы должны подвести некий итог портретному жанру, в которой мы присматривались к себе, вглядывались в зеркало в поисках ответов, лепили форму, ваяли объемы и работали над портретом и собой.

А теперь давайте посмотрим, как менялась манера рисования портретов в разные эпохи. Каждый век предлагает новый образ, но вот в каком веке изменения образов наиболее заметны?

Я думаю, здесь однозначный ответ – как бы ни менялась мода на женские типажи, одежду, как бы ни менялся язык изобразительного искусства, но портрет в XX  веке претерпел такие изменения, каких не было за всю историю искусства!  И, конечно, не только портрет. Изменилось решительно все. Давайте попробуем разобраться, почему так произошло?

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с особенностями портретного жанра в 20 веке, узнаем, в чем его особенности. И даже создадим постер со своим изображением в стиле Энди Уорхола.

Изменился, конечно, не только портрет – все изобразительное искусство стало стремительно меняться. Предпосылки к этому были заложены ещё в предыдущем, 19 веке. Бурное развитие промышленности, революции, философия, отвергающая религию.

Это все дало мощный толчок для поиска новых форм в искусстве основываясь на невиданной доселе свободы художника, творца. Схожие процессы были и в других видах искусств – в музыке, театре, литературе.

Но вернемся к изобразительному искусству и к предмету нашего разговора – к портрету. Самым очевидным фактором, повлиявшим на этот жанр стало изобретение фотографии. Вместе с появлением на свет фотоснимков из портретного искусства почти полностью уходит функция передачи сходства портрета с моделью. Нет больше смысла вкладывать столько сил и времени чтобы просто изобразить на хосте реалистичную копию, ведь фотограф справится с этим за считанные часы. А в наше время, это может занять даже секунды. И это поставило перед художниками другие задачи – изобразить внутренний мир человека, передать его характер, запечатлеть неповторимую личность человека.  И художники стали решать эти задачи по-своему.

Давайте проследим за тем, как будет меняться портрет от времени и личного стиля художника на примере портретов Амбруаза Воллара – маршана, или торговца произведениями искусства. Ах, хотела бы и я быть Амбруазом Волларом, чтобы иметь такую же портретную галерею! Как гласит известная шутка в мире искусства, что ни одну из самых красивых женщин 20 века не писали так часто, как Амбруаза Воллара.

Вот как описывают Самого Воллара современники: «крупный, резкий, грубый человек» с «потупленным взглядом». При этом он был достаточно свирепым бизнесменом, нажившим своё состояние благодаря девизу «покупай дешево — продавай дорого».

Если посмотреть на его фотографию, которых тоже сохранилось в великом множестве, многое из этого описания мы сможем увидеть и сами.  Как точно описан и потупленный взгляд, и крайне неулыбчивое лицо. Также по фотографии мы можем понять, что он много читает, и любит кошек. Посмотрите, даже на этой фотографии видно сколько у него картин, которые стоят за его креслом, отвернутые от зрителя.

Теперь давайте посмотрим на портреты.  Начнем мы с самого любимого портрета самого Амбруаза Воллара. Это портрет кисти Пьера Боннара. Говорят, что это благодаря тому, что художник усадил на колени торговца картинами кота. Тем не менее, этот портрет не так далек от реальности, но при этом нет слепого достоверного копирования. Пожалуй, именно на этом портрете Воллар больше всего напоминает человека с «лицом бульдога», как его называли все те же современники. Вы и сами это  заметите, сопоставив рядом репродукцию портрета и фотографию.

А вот следующий портрет, Огюста Ренуара раскрывает другую грань Амбруаза Воллара – здесь он не такой угрюмый, и изображен за внимательным раглядыванием и любованием статуэткой. Эти предметы искусства, которые лежат на столе перед Волларом  смягчают его черты. Огюст Ренуар в начале своей карьеры, в возрасте 13 лет расписывал фарфоровые блюдца и другую посуду, что повлияло на его стиль. Его живопись очень мягкая, светлая, немного декоратиная. Ренуар трижды писал Воллара, и на всех его портретах маршан не выглядит угрюмым. И хоть он не улыбается, все же его черты заметно мягче. Кроме того, любимую цветовую палитру Ренуара можно легко узнать и на этом портрете.

На следующем портрете, который принадлежит Феликсу Валлотону, Амбруазу Воллару всего 36 лет. На этом портрете он выглядит молодо, но все так же угрюм. Здесь нет произведений искусства, книг, нет и кошки. Нет кабинета, и почти нет фона, есть только его цвет – золотисто-коричневый. Воллар не окружен своими обычными атрибутами, по которым его можно легко и сразу узнать. Тем не менее, здесь он уже делец, пусть и не такой известный, но самостоятельный. Воллар уже как 9 лет открыл свое собственное дело, устроил несколько персональных выставок ещё никому неизвестных художников.  Мы видим человека далекого от сентиментализма, нет мечтательного выражения, скорее всего это уверенный практик.

А вот Поль Сезанн портрета Воллаара написал в благодарность за славу. Однажды маршан заглянул  в мастерскую к Сезанну и скупил все за один раз, более 150 картин, что дало художнику возможность работать дальше, а спустя 3 три года  даровало признание. Отношения между художником и торговцем картин бывали очень сложные, но один в благодарность написал другому портрет, а другой, спустя несколько лет – книгу.

А следующая галерея образов – ещё интереснее. Мы с вами увидим три портрета того же самого Амбруаза Воллара, но выполненные одним мастером – Пабло Пикассо! Рассматривать мы их будем в хронологическом порядке. Первый портрет написан в 1910 году. Давайте сначала рассмотрим его хорошенько. (Пауза) Этот портрет похож на разбитое зеркало, в котором чудом сохранилось отражение. Этот эффект напоминает застывшее мгновение. Вся площадь холста разбита на множество разных плоскостей,  в которых написаны части портрета. Поражаег угол зрения – можно видеть голову Воллара как бы с разных точек зрения. Мы уже рассматривали с вами портреты Пикассо голубого и розового периодов, в этом портрете почти нет цвета. Это – аналитический кубизм. Воллару не понравился новый стиль Пикассо, и они разорвали сотрудничество. Не понравился Воллару и портрет, но он приглянулся Щукину, и более дальновидный арт-диллер увез этот портрет в Москву, где он выставлен и поныне. Среди всех увиденных нами портретов, этот кажется самым непонятным и непохожим, однако сам воллар в своей книге не без удовольствия отмечает, что когда его четырехлетний племянник вбежал в комнату и взглянул на портрет то сражу же вскрикнул: «Это же дядя Амбруаз!». Нас ещё больше удивит, что и современники отзывались об этом портрете, как о самом похожем из всех. Присмотритесь сами – виден и различим большой лоб Воллара. Передана его манера наклонять голову слегка вперед. Взгляд, опущенный вниз, угрюмый вид. Все, что присуще Воллару осталось, но при этом появилась ещё и личность художника, его уникальная манера изображения. Портрет личности Воллара сквозь призму личности Пикассо.

Следующая работа – это литография, в то время как до этого мы рассматривали живопись маслом по холсту. На этой литографии мы видим самого Воллара, стул, на котором он и сидит, и ещё любимого кота. На литографии Воллар уже не так похож сам на себя, но вот стиль самого Пикассо здесь проявляется остро. Это, а также и возвращение котика в руки Воллара явно указывают на коммерческий  характер этого произведения. Черты Воллара тем не менее сохраняются и здесь – его любовь к кошкам, аккуратный и модный галстучек (Воллар всегда был импозантным мужчиной). А если сравнивать эту литографию со следующей работой – легко становиться понять, что у этих работ одна и та же композиционная схема, но посмотрите какие они разные! Насколько разной может быть авторская подача одного и того же материала. Ай да Пикассо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Искусство" в 8 классе. "Портрет в искусстве России"

Мини-презентация к уроку  "Портрет в искусстве России" ....

План-конспект урока по искусству 8 класс "Портрет в искусстве России"

Тема урока: « Портрет в искусстве России » Цели урока: Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции. Формирование у учащихся представления  о  многочисленных функциях иску...

План-консект урока по искусству в 8 классе "Портрет в искусстве России"

План конспект урока по искусству в  8 классе по теме "Портрет в искусстве России". План конспект содержит образовательные и воспитательные задачи....

Конспект урока по искусству для 8 класса на тему: Портрет в искусстве России

Конспект урока по искусству для 8 класса на тему: Портрет в искусстве России, составленные на основе Способа диалектического обучения...

"Европейское искусство 19 века. Портрет"

Исторический текстовый и иллюстративный материал....

Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.  Предназначен учителям МХК....

«Портрет в изобразительном искусстве ХХ века», 6 класс.

Урок нацелен на закрепление знаний по основам портретного творчества через работу с живописными и графическими портретами поколений. Урок проводится в форме творческой игры в группах. Высокий темп раб...