Технология коллективного творческого воспитания по И.П. Иванову.
статья
Методика КТД - деятельностный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал "педагогика общей заботы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_kollektivnogo_tvorcheskogo_vospitaniya.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология коллективного творческого воспитания
Игоря Петровича Иванова.
«Каждое дело - творчески, иначе – зачем!
Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?
Каждое дело - людям, иначе - зачем?»
Педагогика общей заботы, педагогика социального творчества, коммунарская педагогика — все эти определения относятся к одному явлению в отечественной педагогике, которая была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук Российской Академии образования, профессором и его сподвижниками. И.П.Иванов продолжил педагогическое наследие А.С.Макаренко и стал его последователем.
Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов 20-го столетия. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”. Его также считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 в Ленинграде он создал творческую группу педагогов - Союз энтузиастов, 1959 году - Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) - школу районного актива старшеклассников, в 1963 году - Коммуну им. А.С.Макаренко - содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога.
В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П.Иванова. "Энциклопедия коллективных творческих дел" известна широким кругам педагогической общественности. Многие ученики и соратники И.П.Иванова (Л.Г.Борисова, профессор, доктор философских наук; Е.В.Титова, кандидат педагогических наук; И.Д.Аванесян, кандидат педагогических наук; С.А.Шмаков, профессор; и другие) продолжают внедрять идеи "коммунарской методики" в жизнь.
Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Методика КТД — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество.
КТД - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.
КТД - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.
КТД - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.
Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:
- Формирование и развитие коллектива;
- Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
- Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
- Обучение правилам и формам совместной работы.
- Реализация коммуникационных потребностей детей.
В процессе КТД развиваются все стороны личности:
- познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),
- эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),
- действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, заботливый педагог знает что делать, в чем и как помочь, и как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе.
Виды коллективных творческих дел.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
- Трудовые КТД.
Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз).
- Познавательные КТД.
Цель: формировать потребности в познании.
Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).
- Художественные КТД.
Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).
- Спортивные КТД.
Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).
- Общественно-политические КТД.
Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).
- Организаторские КТД.
Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, коллективное планирование, чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
Стадии коллективного творческого дела.
Первая стадия - стартовая беседа, во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого'? Когда? Где? Кто? С кем? Третья стадия - коллективная подготовка. Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. Пятая стадия - коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе - задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? Воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе. Шестая стадия - воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела. Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем. Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать. Пять условий педагогического успеха. Первое условие - общая забота. Надо научиться включать каждого воспитанника, как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность. Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера. Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность. Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия. Создание мотивации ребенка для участии в КТД Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. ---Потребность в коммуникации. ---Выполнение КТД для того, чтобы принимать участие в других делах. ---Желание выиграть (дух соревнования). ---Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных). ---Осознание развивающей роли КТД. ---Осознание социальной роли КТД (необходимости КТД для других). БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам. МТД не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.
Организационные моменты КТД.
Заключение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".
Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...
Концепция воспитательной системы "Технология коллективно-творческих дел"
Многим классным руководителям не хватает теоретического обоснования своей деятельности.Концепция воспитательной системы "Технология коллективно-творческих дел" поможет понять как в сотрудничеств...
Использование технологии коллективного творческого дела И.П. Иванова в воспитательной работе МБСКОУ СКОШ г. Лобня
Представление опыта использования Технологии Коллективного Творческого воспитания в работе педагога организатора...
Технология коллективного творческого воспитания в процессе формирования коллектива детского объединения «Комнатное цветоводство».
Коллектив - это средство всестороннего развития личности, главная сфера жизнедеятельности, среда обитания и среда общения детей. При любой коллективной деятельности детей и взрослых в процессе примене...
Технология коллективного творческого взаимодействия
В данном материале приводится технология проведения коллективного творческого дела...
Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова
Данная статья раскрывает тему технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творчества - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при кот...