Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова
статья (9 класс) на тему

Покидышева Ирина Ивановна

Данная статья раскрывает тему технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творчества - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_kollektivnogo_tvorcheskogo_vospitaniya_i.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся, и поэтому целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел (КТД) по методике И. П. Иванова, т.е девиз данной технологии таков:  «Сами планируем! Сами действуем! Сами анализируем!» (И.П. Иванов).  

             Формы коллективной творческой деятельности отличаются от других форм воспитания, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащихся. Организуя коллективную творческую деятельность, педагог ставит задачи так, чтобы воспитанники сами «открывали» их и учились на своём опыте. Если задача поставлена педагогом, необходимо, чтобы дети приняли её как «свою», т. е. чтобы она была привлекательна и понятна для них, чтобы она отражала их опыт, интересы и стремления. Организация КТД включает шесть стадий (основных технологических этапов).

  1. Предварительная работа.  Определите место предстоящего КТД в системе воспитательной работы, его воспитательные задачи. Продумайте способы реализации своих замыслов. Наметьте действия, которые должны настроить воспитанников на предстоящую работу, увлечь привлекательной перспективой (для этого решите, в какой форме пройдёт коллективное планирование, найдите или придумайте образные, но краткие и доходчивые формулировки, выберите интересные и полезные виды практической деятельности, а также всё, что ещё Вам понадобится для вовлечения детей в коллективную деятельность).
  2.  Коллективное планирование.  Коллективное планирование осуществляется на общем сборе коллектива (его часто называют «сбор-старт», так как с него начинается коллективное творческое дело). При коллективном планировании Вы вместе с воспитанниками должны решить следующие задачи: - выбрать направление деятельности; - детально определить содержание деятельности; - распределить обязанности между участниками деятельности. Если провести аналогию с процессом обучения, то коллективное планирование можно сравнить с самостоятельной работой школьников на уроке. Как хороший учитель математики даёт ученикам для самостоятельной работы только те задачи, решение которых ему уже известно, так и хороший воспитатель при коллективном планировании должен «знать ответы», чтобы прийти на помощь в случае затруднений, заметить ценные мысли и помочь их сформулировать. Успех коллективного планирования во многом зависит от того, насколько школьники почувствовали, что составление плана – очень ответственное занятие, и ответственность лежит на них самих. Поэтому решение задач планирования должно исходить преимущественно от воспитанников, даже если они решены не самым оптимальным способом (ведь и математическую задачу можно решить разными способами, а нерациональный способ всё же лучше, чем никакой). Коллективное планирование завершается выбором руководящего органа (совета дела), который отвечает за подготовку и проведение КТД.
  3.  Коллективная подготовка дела.  Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, организует его выполнение, побуждая к действию и поощряя инициативу каждого участника коллективной деятельности. Подготовка может идти по группам: каждая группа отвечает за определённую часть общей работы. Подготовка дела – обычно самая продолжительная стадия КТД. Чаще всего именно в процессе подготовки некоторые ученики, вначале увлечённые работой, охладевают к ней, столкнувшись с затруднениями. Бывает, что ученики слабо включаются (или вовсе не включаются) в подготовительную работу. Возможна ситуация, когда совет дела не справляется с руководством подготовкой дела. На этой стадии Ваша роль – это роль старшего товарища, который, не допуская открытого давления на детей, побуждает их к целенаправленной, творческой, самостоятельной работе.
  4. Проведение КТД . На этой стадии осуществляется план, составленный (или уточнённый) советом дела. Проведение КТД – это ещё и подведение итогов подготовки к нему: школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный ими в процессе планирования и подготовки. Отклонения от первоначальных замыслов при проведении КТД – ещё не признак его неуспеха, а ошибки участников – не катастрофа. Не забывайте, что участники КТД – всего лишь ученики. Неудивительно, если они не смогут провести дело лучше Вас (во всяком случае, в плане его организации). Вполне может быть, что они допустят ошибки, которые были бы непростительны для профессионала. Главная ценность КТД – в усвоении опыта коллективной творческой деятельности, опыта сотрудничества и сотворчества. Однако с каждым делом коллективная деятельность должна совершенствоваться: возрастать организационная чёткость и качество полученных результатов. Ваша задача сделать так, чтобы на ошибках дети учились, а удачам – радовались. Старайтесь направлять их, помочь сгладить неудачу и пережить радость успеха.
  5.  Коллективное подведение итогов. Это снова может быть общий сбор коллектива (чтобы не путать со стартовым сбором, его часто называют итоговым сбором или сбором-финишем). Сразу перед всеми участниками дела или сначала внутри групп каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД, удачные находки и просчёты в планировании, которые выявились при подготовке и проведении. В обсуждении на равных участвуют как дети, так и взрослые. Главное, чтобы все участники КТД размышляли о приобретённом опыте (как собственном, так и опыте своих товарищей), учились анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее.

 Ключевые вопросы.

-Что было хорошо?

- Что нам удалось из намеченного?  Благодаря кому и чему?  -Что не получилось? Почему?

-Что нам предстоит использовать и дальше?

- Как действовать по -другому?

Методику коллективных творческих дел внедряю  во все направления деятельности воспитательной работы:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание:
  • формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей,
  • уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;
  • развитие познавательных интересов и потребностей.
  1. Духовно – нравственное воспитание;
  2. Трудовое воспитание:
  • Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни.
  •  Развитие потребности в творческом труде.
  1. Культура здорового образа жизни;
  2. Профилактика правонарушений:
  • формирование правовой культуры,
  • воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности.
  • Формирование экологической культуры.
  1. Профориентация учащихся с ОВЗ.

Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности. Дети с удовольствием принимали участие в выпуске газет, посвященных различным календарным датам и праздникам.  В классных часах - « Осенний бал», «Мамин день»,  «Новый год шагает по планете», «Святки» , « Встреча с тружениками тыла»,  «Масленица»,                  « День защитников Отечества» ,  акции « Поздравь ветерана».

В своей педагогической деятельности старалась использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.  Подводя итог, хочется сказать, что педагогу необходимо поддерживать ростки дружбы  между детьми в коллективе, всячески поощрять деятельность детей, как в школе, так и за ее пределами. Высоко оценивать и развивать взаимопомощь при выполнении КТД.
Не злоупотреблять массовыми делами, требующими длительной подготовки. Пусть будет больше дел хороших и разных кратких и импровизированных.
Главное, чтобы дети нашли себя, реализовали в деле, удовлетворили свои претензии к жизни, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Концепция коллективного творческого воспитания

Цели, задачи, принципы технологии коллективного творческого воспитания. Методика организации КТД....

Использование технологии коллективного творческого дела И.П. Иванова в воспитательной работе МБСКОУ СКОШ г. Лобня

Представление опыта использования Технологии Коллективного Творческого воспитания в работе педагога организатора...

Технология коллективного творческого воспитания в процессе формирования коллектива детского объединения «Комнатное цветоводство».

Коллектив - это средство всестороннего развития личности, главная сфера жизнедеятельности, среда обитания и среда общения детей. При любой коллективной деятельности детей и взрослых в процессе примене...

Научно – методический анализ концепции коллективного творческого воспитания (И. П. Иванов)

Концепция коллективного творческого воспитания  выстроена, опираясь на возможности, ресурсы и индивидуальные особенности детей....

Технология коллективного творческого воспитания по И.П. Иванову.

Методика КТД - деятельностный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал "педагогика общей заботы"....