Содержание патриотического воспитания детей 10-14 лет
методическая разработка

Патриотическое воспитание в образовательной организации – это освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_patrioticheskogo_vospitaniya_detey_10.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание патриотического воспитания детей 10-14 лет

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в сегодняшней образовательной организации является формирование патриотизма и культуры межнациональных взаимоотношений, которые обладают огромным значением в социально – гражданском и духовном развитии личности учащегося. Лишь на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности. 

Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В Законе РФ «Об образовании» в статье 2 определены требования к воспитательной деятельности в общеобразовательных, государственных и муниципальных учреждениях. Одной из важнейших задач в данной статье названа задача патриотической воспитательной направленности – «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В то же время в законе отражено то, что содержание образования, которое ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности, должно обеспечивать: интеграцию личности в национальную и мировую культуру; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В образовательных организациях деятельность осуществляется по урочному и внеурочному направлениям.

Внеурочная деятельность – часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя (И.Б. Шилина).

Цель внеурочной деятельности: создание условий для всестороннего развития личности обучающихся.

Направления, формы и методы внеурочной деятельности практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и другое.

Направления внеурочной деятельности:

  1. спортивно-оздоровительное;
  2. художественно-эстетическое;
  3. духовно-нравственное;
  4. патриотическое;
  5. социальное;
  6. обще-интеллектуальное.

В соответствии с задачами нашего исследования рассмотрим более подробно патриотическое направление внеурочной деятельности. Его целью является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Задачи: воспитывать чувства гражданственности, патриотизма и уважение к правам, свободам и обязанностям человека; формировать моральные нормы и правила нравственного поведения; воспитывать ценностное отношение к учебному и физическому труду; формировать первоначальные навыки общественно-полезной и личностно – значимой деятельности; воспитывать ценностное отношения к природе, окружающей среде; воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях; совершенствовать педагогическое мастерство и повышение квалификации педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания; формировать представления о семейных ценностях и уважение к ним; использовать воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования и других организации, развивать с ними социальное партнерство  

Цель патриотического воспитания младших подростков в образовательной организации – развитие в высокой социальной активности, духовности, гражданской ответственности способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Реализация задач патриотического воспитания осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

Так для младших подростков патриотическое воспитание должно происходить с формированием у них важнейших социально значимые качества: ответственность, чувство долга, верность традициям, любовь к Отечеству, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей. Развивать стремление к саморазвитию, эмоциональный опыт восприятия героической истории России, выносливости и других волевых качеств личности, героический идеал, положительное отношение к труду и защите Родины. Ведь младшие подростки — это дети с психическим новообразованием «чувство взрослости» и как следствие потребность принимать участие во «взрослых» делах.

Для реализации целей патриотического воспитания нужно основываться на совокупность принципов, отражающих общие закономерности и принципы образовательного процесса как целостного педагогического процесса, и специфику патриотического воспитания школьников.

В результате осмысления общих принципов воспитания и частных принципов патриотического воспитания, предложенных различными исследователями, нами были выделены следующие основополагающие принципы:  

  • принцип координации взаимодействий школы, семьи и общественности в реализации задач патриотического воспитания;
  • принцип связи патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания;
  • принцип учета индивидуальных, возрастных, национальных и конфессиональных различий в патриотическом воспитании школьников;
  • принцип межпоколенной преемственности духовного опыта;  
  • принцип исторической и социальной памяти;  
  • принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народов;  
  • принцип социокультурной и национальной идентификации;  
  • принцип импликации традиций и инноваций в патриотическом

воспитании;

  • принцип субъектности;
  • принцип интеграции различных видов деятельности детей;
  • принцип связи патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания.

Реализация специфических принципов патриотического воспитания предполагает обязательный учет соответствующих принципов воспитания более общего порядка. Так, например, принципы межпоколенной преемственности духовного опыта, социокультурной и национальной идентификации, соборности отражают в конкретных требованиях суть принципа связи воспитания с жизнью, социокультурной средой, связи школы с жизнью. Общие принципы воспитания, предъявляют требования к тому, каким должно быть патриотическое воспитание и как его нужно организовывать? Принципы патриотического воспитания, отражают требования к формированию содержания компонентов патриотического воспитания — когнитивного, эмоционально-ценностного, деятельностного и конкретным формам и методам его реализации. Учет двух категорий принципов в педагогическом процессе, позволит сделать работу субъектов патриотического воспитания более эффективной и станет одним из педагогических условий эффективности.  

Согласно В.И. Лутовинову мы выделяем следующие сущностные характеристики системы патриотического воспитания в образовательной организации: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность, преобладание организаторских форм педагогической деятельности, ступенчатость. Кратко охарактеризуем их.

Многофакторность. Характеризуется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые влияют на процесс патриотического воспитания школьников.  

Систематичность и длительность. Предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе. Длительность – это целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.  

Перспективность. Определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности процесса. Отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты.  

Комплексность. Позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.  

Ступенчатость. Характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме – к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству.  

Целостность. Означает завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. Целостность процесса патриотического воспитания школьников определяется, прежде всего, единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий.  

Активность. Означает активный двусторонний характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса.

Патриотизм формируется на основе взаимодействия объектов и субъектов воспитания. Основные группы граждан, выступающими объектами патриотического воспитания в образовательной организации, являются:

  • семья – это основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности;
  • преподаватели и воспитатели.

Также целью и результатом патриотического воспитания детей в учебном процессе служат патриотические убеждения и установки. «Убеждение» слово, у которого много значений, но каждое из значений отражает одну из сторон сложного многомерного явления. Во-первых, убеждение – важнейший элемент нравственного сознания людей. Во-вторых, убеждения – наиболее стойкие, подтвержденные личным опытом взгляды человека, являющиеся основой его мировоззрения и регулирующие поведение личности. И, в-третьих, убеждение – важнейший метод воспитания.

Понятие «убеждение» широко применяется в различных областях науки, но определения его содержания весьма разнообразны. Большинство авторов придерживаются позиции, согласно которой убеждение рассматривается как единица мировоззрения личности, придающая ему действенный характер.

В патриотическом воспитание очень важно и имеет значение изучение младшими подростками отечественной истории. В процессе изучения происходит осмысление исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к культуре Отечества, что обусловливает их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.

Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и психолого-педагогические компоненты. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Система учебных занятий, это то, где происходит его формирование.  Разнообразные формы внеклассной работы, путём создания таких ситуаций, в которых учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её историей, мужеством и храбростью патриотов. Для этого можно использовать уроки истории, которые призваны способствовать гражданственности и патриотизму учащихся.

Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Это углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности. Для этого немало возможностей имеется во внеклассной работе: беседы, лекции, встречи на патриотические тематики, организация поисковой работы. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Это формирование у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Нужно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания. Здесь большое значение имеет создание педагогических ситуаций, включающих в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений.

Поведенческий и волевой компоненты патриотизма. Это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основное средство – включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Это различные виды спортивной, трудовой и общественно полезной деятельности, празднование историко-юбилейных дат, краеведческая работа, встречи с ветеранами.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в образовательных организациях можно определить следующие:

Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. 

Гражданско-патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.

Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовнонравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

        Формирование         патриотических         качеств         личности         –         это

целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества, характеризующие способность к активному проявлению гражданской позиции. Это такие качества как: любовь к своей семье, своему дому, окружающей природе, к земле, на которой родился и живёшь – к Родине; чувство сопричастности истории своего Отечества и ответственность за окружающую жизнь; сочувствие, потребность защищать своих ближних, других людей, Родину; трудолюбие, решительность; предприимчивость, хозяйственность; уважение к правам и свободам человека способность и желание выполнять свои обязанности. 

Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность.

Применение активных форм и методов обучения и воспитания в их взаимосвязи развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память – это выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, одновременно несколькими документами. Формируют опыт поведения – это коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры. Разработка мультимедийных проектов слайд-презентаций – развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей младших подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.

Патриотическое воспитание осуществляется через участие в различных мероприятиях: конкурсы, единоразовые и постоянные акции, выставки, экскурсии, месячники, работа с ветеранами и т.д.

Организация экскурсий и выездов куда-либо: в школьные историко-краеведческие музеи, городские музеи, выезды за пределы города.

Через систему классных часов. Проведение классных часов на тематики, связанные с изучение государственной символики России; уроки мужества; встречи с ветеранами воин; беседы, посвященные памятным датам, дней воинской славы; Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню матери и другие мероприятия.

Патриотическое воспитание учащихся через систему дополнительного образования происходит в процессе участия детей в различных кружках, проводящих конкурсы, мероприятия, выставки по патриотической направленности.

Необходимость воспитать в человеке любовь к Родине ставилась всегда. Ведь на этой основе человек осознает себя как личность, берет на себя ответственность перед другими за свои поступки. В ряде нормативных документов на решение социально-заказных задач патриотическое воспитание детей в учебном процессе – это ведущая составная часть общего воспитательного процесса, представляющая  собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.  

В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

Таким образом, сущностными характеристиками патриотического воспитания школьников являются: целостность; систематичность и

длительность, перспективность, комплексность, ступенчатость, активность, полифункциональный характер. Патриотическое воспитание школьников имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций. В образовательных организациях деятельность по патриотическому воспитанию осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Патриотическое воспитание в образовательной организации – это освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. В системе воспитательной работы в школе нужно знать не только сущность и содержание патриотизма, но и психолого-педагогические компоненты: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой. Основными направлениями патриотического воспитания в образовательных организациях можно определить следующие: духовно-нравственное, историко-краеведческое, героико-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое, социально-патриотическое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Сообщение на тему: *Воспитание любви к малой родине как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей.*

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач:-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному город...

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

Сущность, содержание и формы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в современной социально-педагогической ситуации

Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей в дошкольном возрасте способствует  формированию внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни ребенка. Педагоги н...