Классный час по профориентации обучающихся 5-7 классов "Кем быть?"
классный час (5, 6, 7 класс)

Курко Елена Николаевна

Классный час  по профориентации «Кем быть?» поможет обучающимся сделать первоначальный, осознанный, разумный выбор, а иногда и увидеть новые неожиданные варианты своего профессионального будущего. Школьникам может быть трудно оценить свои желания, особенно если они не очень хорошо представляют суть своей будущей трудовой деятельности. Благодаря нашему уроку ребята получат пищу для размышлений, первые знания способствующие планированию дальнейшего обучения, более рациональному подходу к обучающим материалам.

Данная разработка является оригинальной, с использованием дополнительных ресурсов указанных в пункте «Используемые информационные источники».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час « К е м б ы т ь ?» . Целевая аудитория 5-7кл Курко Е.Н.-учитель технологии ГБОУ СОШ № 390 г.Санкт-Петербурга

Слайд 2

Неандертальский быт. Пещера, как место сосредоточения действий, обеспечивающих жизнь первобытного человека: здесь отдыхали, обогревались, мастерили все необходимое, ели, готовили и хранили пищу.

Слайд 3

Р азделение труда: скотоводство и земледелие; ремесла и торговля.

Слайд 4

Выбор профессии на Руси до конца 17 века .

Слайд 5

ЛЕГЕНДА Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил : "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил : "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой : "Я строю прекрасный собор".

Слайд 6

Основные понятия Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и обеспечивающий условия существования человека. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии . Должность – это служебное положение работника в учреждении или предприятии в рамках одной экономической отрасли

Слайд 7

Классификация профессий по отраслям экономики

Слайд 8

Классификация профессий академика Климова Е. А. предмет, цель, орудия и условия труда Кто(или что) является предметом труда Какова цель труда Какие орудия труда используются В каких условиях выполняется работа вещество или энергия , информация ; уже претерпевший воздействие человека - сырьё Основная цель труда-производство благ. Гностические Изыскательские Преобразующие ручные и слабо механизированные ( ювелир, художник, хирург, пианист); механическое оборудование (водитель , швея); автоматизированное и роботизированное оборудование ( оператор, сталевар) функциональные орудия труда ( актер, певец, преподаватель) Б ытовые (Обычный микроклимат) Открытый воздух Необычные (Экстремальные) Повышенная моральная ответственность

Слайд 9

Типы профессий (определяем по предмету труда)

Слайд 10

Вопросы для беседы: Когда появились первые профессии ? 2. Как выбирали профессии на Руси до конца XVII века ? 3. Дайте определение профессии и специальности ? 4. В чем различие профессии и специальности ? 5. Какие классификации профессий вам известны ? 6. Какие основные признаки лежат в основе классификации профессий предложенных Климовом Е.А .? 7. Назовите типы профессий 8. Удалось ли в ходе урока определить тип профессии наиболее подходящий вам?

Слайд 11

Информационные источники: Источник шаблона: Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского р. Новосибирской обл. Скрап-набор https://photoshop-master.ru/adds/scrapbooking/17371-skrap-nabor-schastlivyiy.html https://yandex.ru/search/?text= условия+труда+по+классификации+профессий https ://znanija.org/russkii-yazyk/31035331.html Изображения Интернет



Предварительный просмотр:

Курко Е.Н.-учитель технологии ГБОУ СОШ №390

Классный час «Кем быть?»

Целевая аудитория 5-7кл.

I. Здравствуйте, дорогие ребята. Я предлагаю вам на минутку задуматься, что значит жизнь человека без работы, без труда. Представьте себе, что и дома, и на работе никто ничего не делает, все отдыхают на заводах и фабриках, в больнице и в магазине. 
- Что будет, если решит отдохнуть строитель?
 
Варианты ответов:

 - Не будет домов, и людям не где будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут. 

-Не вышли на работу врачи?

Варианты ответов:

-Все заболеют и некому будет помочь и т.д. Попробуем сделать вывод, ответив на вопрос -возможна ли жизнь без труда, работы?
Промежуточный вывод : - Жизнь не возможна без труда, не будет ничего, что обеспечивает нам наше цивилизованное существование.

II. Путешествие в прошлое

Слайд 2

В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, так как человек умел сам делать все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, шить одежду, защищаться от опасностей.

Слайд 3

Постепенно происходило разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие; затем появились ремесла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась деятельность людей, появились профессии и специальности.

Слайд 4

 На Руси нашему далекому предку до конца 17 века не приходилось решать задачу кем быть, какую профессию выбрать. За него все решало государство, которому нужны были люди четырех чинов:

  • освященный (духовенство),
  • служивый (военная и государственная служба),
  • торговый (купцы, их еще называли гостями)
  • земледельный  (крестьяне).

 Кто в каком сословии родился, такое занятие и получил, чтобы «божьи люди и государевы ... в своем уставе и в царском повелении твердо и непоколебимо стояли», — так гласил «крепостной устав».

Слайд 5

III. А сейчас послушайте легенду:

ЛЕГЕНДА

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.

Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!»

 Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам".

А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

-Как вы думаете, почему у работников было такое разное отношение к тому, что они делают?

Варианты ответов детей:

  • Человек делает работу ради работы;
  • Человек делает работу ради себя, пропитания, благосостояния и т.д.;
  • Человек делает работу, чтобы его жизнь была насыщенной, интересной, разнообразной, одновременно принося пользу другим

-А какой вариант выбрали бы вы?

Промежуточный вывод: Работа в радость, когда она интересна, под силу, доставляет удовольствие.

IV. Самоопределение.

Что нужно знать чтобы выбранная профессия была для вас в радость, приносила доход, была вам по силам и умениям. На первом этапе выбора необходимо хорошо ориентироваться в мире профессий, понимать разницу между профессией, специальностью и должностью.

Слайд 6   

 Скажите, пожалуйста- профессия, специальность и должность одно и то же? Рассмотрим значения этих понятий. Что между ними общего, в чем разница?

Слайд 7

Современная экономика (сфера хозяйствования) предполагает огромный спектр профессий и специальностей. Атлас профессий насчитывает около 50 тыс. П. Как же в них ориентироваться?

Наиболее широко известна классификация профессии по отраслям экономики (сфера хозяйствования).  

        Профессии располагаются по принадлежности к какой-либо экономической отрасли: промышленность, транспорт, торговля, здравоохранение, образование, культура, искусство и др.

Слайд 8

Наиболее удачную классификацию предложил академик Евгения Александровича Климов.  Классификация профессий Климова строится по своим законам. Основными признаками этой классификации являются:

предмет, цель, орудия и условия труда.

        Когда человек ищет сферу применения своих сил и возможностей, его внимание направлено не на отрасль, а на предмет труда. Это вещество или энергия, на которые человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация. Предмет труда, уже претерпевший воздействие человека, но предназначенный для дальнейшей обработки, называется сырым материалом, или сырьём.

 С предметом что-то надо сделать - это цель труда.

 В любом труде есть орудия, облегчающие физические и сокращающие временные затраты человека.

И, наконец, человеку важно, в каких условиях протекает его работа. Вот четыре признака, по которым строится классификация профессий, удобная для обдумывающего свой выбор.

Вывод:

Все профессии можно распределить по:

  • 5-ти   предметам труда
  • 3-м     целям труда
  • 4-м     орудия труда
  • 4-м     условиям труда

Слайд 9

Пять типов профессий

Сегодня разберём профессии по предметам труда. По классификации Климова  все профессии объединяют в пять больших типов.

Первый тип: Человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой. Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

Назовите примеры: ветеринар, агроном, гидролог, механизатор, тракторист. 

Второй тип: Человек – техника. Это профессии, использующие технические устройства.

Например: летчики, водители, матросы, токари, слесари, крановщик.

Третий тип: Человек – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей.

К такому типу профессий относятся: учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: Человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры. Химические и физические символы, ноты, схемы, карты и т.д.

Это: бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах; композиторы

 Пятый тип: Человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие образного мышления, художественной фантазии, талант.

Это музыканты, художники, актеры, визажисты, и др.

Слайд 10      Вопросы для беседы

1. Когда появились первые профессии?
2. Как выбирали профессии на Руси до конца
   XVII века?
3. Дайте определение профессии и специальности?
4. В чем различие профессии и специальности?
5. Какие классификации профессий вам известны?
6. Какие основные признаки лежат в основе классификации профессий Климова Е.А.?
7. Назовите типы профессий?

-Удалось ли вам, ребята уже сегодня определить тип профессии наиболее подходящий вам?

Ответы ребят.

-Желаем вам как можно быстрее сделать свой выбор, ведь от этого зависит насколько благополучным и успешным, счастливым будет ваше будущее.

Используемые информационные источники:

  1. https://yandex.ru/search/?text=условия+труда+по+классификации+профессий
  2. https://znanija.org/russkii-yazyk/31035331.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Эссе «Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся»

Эссе «Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся»...

Социальная адаптация и профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики

Сегодня выпускники коррекционных школ вынуждены конкурировать со школьниками из общеобразовательных школ при поступлении в средние учебные заведения,...........

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Сегодня более актуальным является понимание труда, как сферы деятельности, которая снимает ограничения на доступную и целесообразную деятельность для каждого индивида, именно в таком контексте необход...

Рабочая программа по профориентации обучающихся "Мой выбор"

Программа расчитана на обучающихся 2,4,5,6,9 классов, ппрограмма представляет собой систему мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учё...

Занятие для классного часа по профориентации обучающихся.

Профориентационное занятие направлено для обучающихся 8-9 классов и направлено на расширение представлений о различных профессиях, формирование позитивного отношения к труду и побуждению детей к осозн...