Открытое занятие "Выполнение упражнений для выразительности мимики. Речевые разминки"
методическая разработка

Штрапова Алена Владимировна

Открытое занятие для детей 7-12 лет. Знакомство с мимикой через практические упражнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 31.10.21_otkrytoe_zanyatie.docx171.11 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

дом детского творчества станицы Калининской

ОКТРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему:

 «Выполнение упражнений для выразительности мимики.

Речевые разминки»

C:\Users\User\Downloads\Jones_OpenVino_Measuring Shopper Mood_Theme Image.jpg

Подготовила: Штрапова Алена Владимировна

                                 педагог дополнительного образования

31.10.2021

ст. Калининская

Тема: Выполнение упражнений для выразительности мимики. Речевые разминки

Место проведения: МБУ ДО ДДТ ст. Калининской кабинет №8

Тип занятия: усвоение новых знаний, повторение ранее изученного

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Продолжительность занятия: 45 минут

Цель: формирование потребности в использовании выразительной мимики и речи, артистизма в творческой деятельности.

Задачи: 

- познакомить учащихся с упражнениями для выразительности мимики;

- создать положительный настрой на последующие занятия;

- сформировать представление о том, что такое речевые разминки;

- ознакомить детей с упражнениями для развития речи;

-  способствовать развитию внимания и памяти;

- развивать у детей коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность

Ожидаемые результаты:

- актуализировать знания детей по творческому артистизму;

-  приобретут знания о способах выполнении упражнений для развития мимики и речи

Методическое обеспечение:

Используемые технологии: технология сотрудничества, личностно-ориентированная технология

Методы и приемы: словесные (беседа) и практические (упражнения)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентация

Раздаточный материал: смайлики, карточки с заданиями

Структура открытого занятия

I. Вводная часть занятия: 10 мин.

- организационный момент: приветствие. Объявление темы.

- беседа о том, что относится к выразительным средствам?

- игра «Угадай эмоции»: создание положительного контакта «педагог- учащийся», «учащийся-учащийся».

- определение эмоционального состояния учащихся.

II. Основная часть занятия: 25 мин.

 - формирование представления о мимике, выразительности речи.

Упражнения на развитие мимики и речи:

- «Поехали на лифте»

- «Вьюга»

- «Скоро каникулы»

- «Кто как пришел»

- «Вот так яблоко»

- «Ракета»

- «Вот так встреча»

- «Интонация»

III. Заключительная часть – 10 мин.

Рефлексия

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью:

• устного опроса;

• текущего наблюдения.

Ход открытого занятия:

Организационный этап

Добрый день, уважаемые гости! Рада приветствовать вас на открытом занятии в объединении «Мозаика», которое будет проходить с учащимися 3 группы 3-го года обучения. Тема нашего занятия «Выполнение упражнений для выразительности мимики. Речевые разминки». (слайд 1)

Вводная часть

Давайте назовем выразительные средства, которые мы с вами знаем. Обратимся к нашему цветику-семицветику. (слайд 2) 

Перечислим выразительные средства: костюм, грим, пантомимика, декорации, музыка и танец, речь, мимика. Выразительные средства это и есть наши эмоции в определенный промежуток времени. Кто может дать определение, что такое эмоции? Ответы детей. (слайд 3)

Давайте узнаем, как вы понимаете, какие эмоции бывают. Предлагаю вам посмотреть на экран и угадать какие эмоции изображены.

игра «Угадай эмоции» (слайды 4-13)

Правильные ответы:

- доверие, спокойствие;

- радость, веселье;

- грусть, обида;

- злость, ярость;

- удивление;

- испуг, страх;

- интерес;

- вина, смущение

Молодцы! Хочу, чтобы каждый из вас выбрал карточку с той эмоцией которая вам близка сейчас. Запомните свой выбор!

Основная часть открытого занятия

Предлагаю еще раз обратиться к нашему цветику-семицветику и вспомнить, что же такое мимика? Ответы детей. (слайд 14)

Мимика – навыки выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движения мышц лица.

Как проявляются эмоции внешне? Ответы детей. (слайд15)

Внешние проявления эмоций делят на двигательные и вегетативные.
Двигательные проявления – это

  1. Мимика (получила высшее развитие у человека, затем у приматов, затем у других млекопитающих – собак, кошек). У обезьян сильнее проявляются эмоции на лице, но у них меньшее количество эмоциональных оттенков. У человека меньше сила мимических движений.
  2. Пантомимика: позы и жесты (у животных они особенно развиты и стоят на 1 месте среди двигательных проявлений эмоций, для человека тоже характерны позы и жесты, но их значение не главное).
  3. Вокально-голосовая мимика: интонации голоса человека и животных (у человека интонации выражаются с помощью речи).

Вегетативные проявления эмоций – это изменения пульса, изменение цвета кожи (она бледнеет, краснеет), потоотделения, слюноотделения (пересыхает во рту), расширение зрачка.

Ребята, как вы думаете, чтобы уметь красиво разговаривать, нужно ли выполнять упражнения для развития мимики и речи? Ответы детей. Совершенно верно. А какие части лица будут задействованы при работе над мимикой, как вы думаете? Ответы детей. Правильно: губы, щеки, язык. (слайд 16) 

Прежде чем выполнять упражнения необходимо вспомним, что очень важно правильно при этом дышать. Попробуем ощутить - как работают дыхательные мышцы. Для этого найдём нужное положение тела. В положении стоя начните сутулиться, расслабьтесь. Затем приподнимите плечи, грудь и, откиньте его назад, т.е. "наденьте" на позвоночник. Спина прямая укрепилась, шея, руки, плечи - свободные. Такое положение тела, как говорил Станиславский - "тело на колок" - должно стать естественным, привычным, не только в период работы над речью, фонационным дыханием, но и вообще в жизни.

Давайте выполним упражнения на мимику поэтапно для губ, щёк, языка. (слайды 17,18,19) 

Речевая разминка –это речевая зарядка, которая состоит из упражнений.

Цель речевой разминки- подготовка речевого аппарата к общению. Речевая разминка – обогащает нашу речь. Умение правильно говорить помогает нам с вами ребята понимать друг друга. А вот неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими.

И сегодня наш девиз: (слады 20,21)

Я сегодня говорю красиво.

Я сегодня говорю красиво.

Я сегодня говорю красиво.

Я сегодня говорю красиво.

В данном упражнении при произношении каждой строчки необходимо выделять голосом выделенные слова.

Предлагаю приступить к выполнению упражнения на дыхание «Поехали на лифте» (слад 22): сделайте глубокий вдох и начинайте объявлять этажи громко, ясно:

- Первый этаж!

- Второй этаж!

- Третий этаж! И т.д.

Перечислите этажи с первого до шестого, а затем начните считать в обратном порядке без добора воздуха. Попробуйте подняться на лифте двенадцатиэтажного дома. Можно выполнять упражнение, повышая и понижая тембр голоса.

Наш речевой аппарат мы подготовили и можем приступить к выполнению упражнений на развитие речевого дыхания: «Вьюга» (слайд 23) 

«Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у... Свистит ветер: с-с-с-с... Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш... Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла».

Давайте задействуем нашу мимику и выполним следующее упражнение. Необходимо произнести фразу: «Скоро каникулы», в соответствии со смысловым заданием (слайд 24).

  1. Спросить, удивляясь.
  2. Восхищайтесь, радуетесь.
  3. Огорчаетесь.

Проработать интонационную выразительность и речь нам помогут следующие упражнения (слайд 25):

«Кто как пришел» (слайды 26, 27,28)

Предлагаю нам всем разыграть ситуации и стать актерами. И выбрать водящего, который должен произнести фразу: Пришел! (в различной речевой ситуации).

- Ваш класс идет в кинотеатр. Все построились по два человека, одного не хватает. Пети нет! Время истекает, опоздаем на сеанс. Жаль… такой мультфильм, а он не посмотрит. И вдруг подбегает запыхавшийся Петя…

- Вы с друзьями собрались во дворе сыграть в футбол, но явился и тот, кого не ждали…

- Мама обратила внимание что сына нет дома. Выглянула в окно, но его и во дворе нет. И тут хлопнула входная дверь…

«Вот так яблоко» (слайд 29)

Представляем себе ситуацию и показываем мимикой, что чувствуем. Готовы! Слушайте: «У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете – сладкое. Ура». Давайте придумаем какое ещё может быть яблоко? Например: гнилое, зеленое-недоспелое.

«Ракета» (слайд 30, 31, 32)

Давайте запустим три ракеты:

ЗИП – ЗАП – ЗУП;

БИП – БАП – БУП;

ТИП – ТАП – ТУП.

Представьте себе ситуацию, что наши ракеты распались в воздухе и все детали перепутались. Соберите запчасти и запустите ракеты в полет.

«Вот так встреча» (слайд 33, 34, 35)

Предлагаю вам разыграть ситуации и отразить свои эмоции с помощью мимики и жестов.

  1. Один читает газету, смеется, другой подглядывает
  2. Двое едут в общественном транспорте. Один сидит, другой стоит и хочет, чтоб сидящий уступил ему место, а сидящий делает вид, что не замечает
  3. Двое сидят за столом и кушают. Один угощает, а другой, не желает, есть какое-нибудь блюдо, он пытается ему в тарелку переложить и т.д.

«Интонация» (слайды 36, 37, 38)

Проработаем с помощью голоса и смены темпа произношения несколько фраз.

  1. Часовщик, прищурил глаз, чинит часики для нас. Произнести с интонацией: радости, огорчения, обиды.
  2. Испугался Рома грома, заревел он громче грома. Произнести с интонацией: страха, вопроса, удивления.
  3. Саша шапкой шишки сшиб. Произнести с интонацией: радости, огорчения, удивления.

Вот мы и подошли к завершению нашего занятия, и пора подвести итоги. Ребята, сейчас мы с вами закрепим материал, полученный в ходе занятия. Давайте вспомним что нового вы узнали? Ответы детей. Может у кого-то есть вопросы? Молодцы, ребята!

Выводы: Мы с вами вспомнили, что такое эмоции, мимика, познакомились с речевыми разминками, узнали, что эмоции бывают двух видов: двигательные и вегетативные. Наша мимика, наши жесты и речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо ещё работать. И если наше сегодняшнее занятие вас чему-то научило, я очень рада. Выполняя упражнения, которые мы выучили сегодня, вы сможете сделать свою речь красивее и четче. В результате это положительным образом скажется на качестве общения и откроет вам новые возможности. Не пренебрегайте этими бонусами. Занятия не отнимут у вас много времени и сил.

Хочу, чтобы каждый из вас выбрал карточку с той эмоцией которая вам близка сейчас по итогам нашего открытого занятия.  Спасибо всем, за занятие! Жду вас в следующее воскресенье!

Список литературы

  1. https://www.klerk.ru/boss/articles/409640/
  2. https://kartaslov.ru/книги/Игорь_Николаевич_Кузнецов_Мимика_и_жесты_Секреты_общения/3
  3. https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-mimika-obuchenie-virazitelnim-sredstvam-ustnoy-rechi-743221.html
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/04/16/ispolzovanie-mimicheskih-uprazhneniy-na-logopedicheskih-zanyatiyah
  5. https://www.youtube.com/watch?v=LWyv40V02aE


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .

Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...

План - конспект открытого занятия "Упражнения на выразительность мимики"

Если вы театрал, или просто любите поработать с детишками над их мимикой. Вот конспект открытого занятия!...

Презентация "Мимика. Речевые разминки"

Презентация создана в сопровождение к открытому занятию....

Речевая разминка и речевая зарядка как залог успешного урока иностранного языка

Презентация на тему "Речевая разминка и речевая зарядка как залог успешного урока иностранного языка"...

МАСТЕР – КЛАСС «Выразительность мимики и жестов».

Описание мастер-класса Тема мастер-класса: Выразительность мимики и жестов.Цель мастер – класса: формирование потребности в использовании выразительной мимики и речи, артистизма в педагогич...