Рабочая программа "Основы проектной деятельности".
рабочая программа (8 класс)

Степанова Лариса Александровна

Внеурочная деятельность. Основы проектной деятельности. 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.osnovy_proektnoy_deyatelnosti.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кадетская школа г. Южно-Сахалинска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: Основы проектно-исследовательской  деятельности

Направлене: общекультурное

Уровень образования: основное общее

Срок реализации программы: 1 года

Разработчик

учитель истории

Степанова Л.А.

2020-2021 учебный год

г.Южно-Сахалинск


Цель курса: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

Задачи курса:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность,
  • развивать  коммуникативные навыки (партнерское общение);
  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  реферат, исследовательскую работу.

Планируемые  результаты

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные:

▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;

▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

▪ основы ценностных суждений и оценок;

▪ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Метапредметные:

▪  самоопределение в области познавательных интересов;

▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;

▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;

▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;

▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного продукта;

▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;

▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной деятельности;

▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;

▪ владение нормами и техникой общения;

▪ учёт особенностей коммуникации партнёра;

▪ повышение  предметной  компетенции  подростков;

▪ расширение  кругозора   в различных   областях;

▪ умение  оперировать  качественными  и количественными  моделями  явлений;

▪ формирование  умений  организации  системы  доказательств и её  критики;

▪ способность к согласованным  действиям  с  учётом  позиции  другого;

▪ владение  нормами  и  техникой  общения;

▪ учёт  особенностей  коммуникации партнёра.

▪ строить  логическое  рассуждение, включающее  установление  причинно-следственных  связей;

▪ основам  реализации  проектной  деятельности;

▪ использовать  адекватные  языковые  средства  для  отображения  своих  чувств, мыслей, мотивов  и  потребностей;

▪ осуществлять  выбор  наиболее  эффективных  способов  решения  задач;

▪ осуществлять контроль по результату и способу  действия;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

Что такое проект.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация

I. Теоретический блок .

Способы мыслительной деятельности

Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Учимся выдвигать гипотезы.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе.  Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Выбор темы исследования.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

 Цели и задачи исследования.

Отличие цели от задач.  Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач    для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.

Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

Сбор материала для исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .

Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие,  направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

Обобщение полученных данных.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.

Формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности

Основными видами занятий являются лекции, практическая и самостоятельная работа обучаемых, обобщающее повторение выполнение творческих заданий и их защита перед аудиторией

Основные формы организации работы:

  • фронтальная и индивидуальная.
  • групповая и парная формы работы.

В работе используются:

  • проблемный метод преподавания;
  • уроки – лекции, игровые уроки, комбинированные уроки
  • практические занятия
  • мультимедийный материал: лекции, отрывки из кинофильмов, презентации, анимированные презентации.

        

Тематическое планирование

№ пп

Тема

Кол-во часов

(теория/практика)

Введение в предмет «Основы проектной деятельности».

1

Исследование или проект?        

1

Виды проектов.

2(1/1)

Структура проектных и исследовательских работ. Что такое проблема?

Учимся задавать вопросы, выдвигать гипотезы. Выбор темы исследования

Источники информации

Цели и задачи исследования

7 (5/2)

Работа в команде. Способы группового взаимодействия. Правила работы в команде. Конфликт и способы его разрешения.

4 (1/3)

Способы первичной обработки информации. Виды рационального чтения. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями.

3

Освоение прочитанного. Виды и формы записи (составление плана, тезисов, конспект)

2

Отбор и составление списка источников по теме исследования

1

Оформление  раздела «Введение»пояснительной записки

2(1/1)

Формулирование выводов

2(1/1)

Подбор материала для презентации, оформление презентации

3(1/2)

Как защищать работу. Методика публичной речи.

3(1/2)

Резерв

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...

Рабочая программа проектной деятельности по информатике "Технологии создания Web-сайтов" (10 класс) на 2012-2013 уч. год

В последнее время особенно стремительно во всём мире идет процесс информатизации, и все больший вес приобретают науки, связанные с общением, информационными и коммуникационными процессами. Этот курс а...

Рабочая программа проектной деятельности

Программа предназначена для педагогов, реализующих развивающие технологии обучения, родителей, заинтересованных в развитии индивидуальности своих детей, а также обучающихся, которые ощущают потр...

Рабочая программа проектной деятельности по английскому языку для 10-11 классов "Выбор профессии".

Программа предназначена для систематизации знаний по английскому языку, знакомства учащихся с различными профессиями, помощи в решении задач профессионального самоопределения и для приобщения учащихся...

Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".

Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....

Рабочая программа проектной деятельности по математике в 5 классе

Рабочая программа проектной деятельности по математике в 5 классе и ктп...

Рабочая программа проектной деятельности по математике в 7 классе

Рабочая программа проектной деятельности по математике в 7 классе...