Мониторинг нравственного развития и социализации учащихся
методическая разработка

Наталья Викторовна Ярмак

Цель мониторинга

       Получение объективной информации о состоянии и динамике нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста  при реализации программы «Социокультурные истоки» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

                                                  Задачи мониторинга

  1. Определение уровня нравственного развития и социализации ребенка, на который

      можно опираться  в общении с ребенком и его родителями;

 2. Выявление «точек роста» в нравственном развитии и социализации ребёнка, для 

     выстраивания коррекционно-развивающей работы с ним;

 3. Определение направлений  дальнейшего совершенствования воспитательно-

    - образовательного процесса, уточнения содержания, форм и технологий нравственного    

     воспитания и социализации детей в  начальной школе  и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица результатов мониторинга

нравственного развития  и социализации учащихся

4 «А» класса в 2015-2016 учебном году

1. Содержательный аспект качества образования

Показатели развития

Средний балл и средний уровень развития по классу

 Традиции Слова, Образа, Дела и Праздника

Первое полугодие

1.1 Представление о Первых образах: отца и матери (Отец как глава семьи; Мать как хранительница очага).  Представление  об образе Отечества и малой родины

22

1.2. Представление о  святых Образах в традиции нашего народа  ( Спаситель, пресвятая Богородица, Ангел-хранитель)

24

1.3. . Представление о заповедях, как священных словах, и заветах, как мудрых словах

23

1.4. Знание о слове родительского благословения, о сердечных словах, о том, как они согласуются с делами понимание их значимости в жизни человека

21

Второе полугодие

1.5 Представление о  труде как служении Отечеству, значении труда  в жизни человека

23

1.6. Представление о семейных трудовых традициях, о выборе будущей профессии

24

1.7 Представление о традициях общинных и престольных праздников

22

1.8. Знания о  традициях семейных, государственных, гражданских, православных  праздников

23

1.9. Представление о смысле и духовном предназначении праздников. Традиции проявлении гостеприимства, любви, уважения, почитания, заботы (праздник как труд души)

24

Сумма индивидуальных баллов

24

Индивидуальный уровень развития

24

2. Коммуникативный аспект качества образования

Показатели развития

Средний балл и средний уровень развития по классу

2.1. Речевые умения

2.1.1. Выражать свою собственную оценку  

 увиденного, услышанного и

 прочитанного

21

2.1.2 .Говорить выразительно, эмоционально

19

2.1.3. Говорить самостоятельно в ресурсном круге, в паре, группе

18

2.1.4. Понятно и грамотно формулировать свои мысли

18

2.2. Социально - психологические умения

2.2.1. Вступать и поддерживать разговор, беседу со сверстниками и взрослыми (умение вести диалог)

19

2.2.2. Слушать и слышать (не перебивает, не отвлекается, понимает, о чём говорят)

21

2.2.3. Считаться с мнением других

22

2.2.4. Приходить к общему решению (умение согласиться с участниками ресурсного круга, пары, группы)

23

2.2.5.. Завершать общение

22

2.3. Психологические умения

2.3.1.Проявлять  эмоции в общении

19

2.3.2.Проявлять эмпатию к сверстникам, взрослым

 (умение быть внимательным, замечать настроение других, видеть, слышать, чувствовать каждого, быть терпимым к иному мнению, стараться помочь)

22

2.3.3.Снижать излишнее напряжение в общении (умеет преодолевать трудности в общении с другими детьми)

20

2.4. Нормы речевого этикета

2.4.1.Использовать нормы речевого этикета при высказывании своего мнения (хочу уточнить, правильно ли я понял, я хочу добавить)

22

2.4.2.Использовать ситуативные нормы приветствия

21

2.4.3.Высказывать пожелание, совет, предложение, сочувствие

21

2.4.4. Высказывать просьбу и отреагировать на просьбу и замечание

23

2.5. Невербальные  умения

2.5.1.Использовать в общении интонацию, паузы, дикцию, темп, тональность

22

2.5.2.Использовать в общении смех, шум, аплодисменты

20

2.5.3.Использовать в общении жест, мимику, взгляд, позы, движения

19

2.5.4.Выбирать дистанцию общения и пространственное расположение

19

Сумма индивидуальных баллов

21

Индивидуальный уровень развития

21

3. Управленческий аспект качества образования

Показатели развития

Средний балл и средний уровень развития по классу

3.1. Управлять собственной деятельностью в ресурсном круге, паре, группе (согласовывает свои действия с действиями других, соблюдает правила общения).

19

3.1.2.Делать нравственный выбор. (выделять главные ценности жизни)

20

3.1.3. Принимать собственное решение, и представлять его в ресурсном круге, паре, группе

19

3.1.4. Представлять совместное решение пары, группы

22

3.2. Определять цель

18

3.3. Понимать и принимать ответственность за свои решения и поступки

20

3..4. Структурировать время, выделенное для выполнения задания

18

3.5. Достигать результата( соподчинять собственные мотивы поведения с поставленной целью, проявлять настойчивость и самостоятельность в достижении цели, доводить дело до конца)

18

3.6. Давать нравственную оценку своим и чужим поступкам  (развитие рефлексии)

21

Сумма индивидуальных баллов

23

Индивидуальный уровень развития

23

4.Психологический аспект качества образования

Показатели развития

Средний балл и средний уровень развития по классу

4.1.Показатели развитии эмоционально-  чувственной сферы:

4.1.1. Осознавать свои чувства

18

4.1.2. Распознавать чувства других людей (близких, сверстников, взрослых)

22

4.1.3. Проявлять внимание, эмоциональную отзывчивость и социальную чувствительность  родным и близким людям, сверстникам, героям литературных произведений, объектам живой и неживой природы

21

4.1.4. Проявлять  чувства:

- благодарности родным и близким людям, сверстникам;

- благодарности родной природе, радости от красоты построения  окружающего мира;

- благоговения перед святыми и святыня

20

4.2. Мотивационные показатели развития личности:

4.2.1. Проявлять мотивацию взаимодействовать со сверстниками, педагогом и родителями в АФО: в ресурсном круге, в паре, в группе

21

4.2.2 Проявлять мотивацию на установление и сохранение положительных взаимоотношений с другими детьми

18

4.2.3.Проявлять мотивацию на совместное со сверстниками и взрослыми достижение значимых социокультурных результатов, мотивация  на самосовершенствование(развиваться и обучаться дальше, повторять успешные действия)

19

4.2.4.Проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира  в его многообразии.

19

Сумма индивидуальных баллов

20

Индивидуальный уровень развития

20

5. Социокультурный аспект качества образования

Показатели развития

Средний балл и средний уровень развития по классу

5.1. Проявлять в жизни навыки нравственного поведения:

5.1.1. Проявлять качества: вежливый, доброжелательный, милосердный и т.д.

20

5.1.2. Проявлять заботу, помогать другим

20

5.1.3. Прощать и просить прощения

20

5.2. Усвоил первый социокультурный опыт родного народа

5.2.1. Принимать и проявлять ценности семьи

19

5.2.2. Принимать и проявлять ценности ближайшего окружения и окружающего мира

5.2.3 Принимать и проявлять ценности своего народа

19

5.2.4. Принимать и проявлять ценности мир

19

Сумма индивидуальных баллов

19

Индивидуальный уровень развития

19

Обобщённые данные мониторинга нравственного развития и социализации каждого ребёнка, полученные по пяти аспектам качества образования, заносятся в итоговую таблицу.

Таблица показывает:

  • уровень развития по каждому аспекту качества образования
  •  сумму баллов уровня развития по всем аспектам. Она соотносится с показателями общего уровня нравственного развития и социализации ребенка:

23 – 25 баллов

-

высокий  уровень развития

20 – 22 балла

-

выше среднего уровня  развития

15 – 19 баллов

-

средний уровень развития

10 – 14 баллов

-

ниже среднего уровня развития

5 – 9 баллов

-

низкий уровень  развития ребёнка

  • Уровень нравственного развития и социализации всего класса.

Сводная таблица по 5 пунктам аспектов качества образования

Аспект качества образования

Индивидуальный уровень развития

Содержательный аспект качества образования

24

Коммуникативный аспект качества образования

21

Управленческий аспект качества образования

23

Психологический аспект качества образования

20

Социокультурный аспект качества образования

19

Приложение № 7

Данные мониторинга, полученные по пяти аспектам качества образования, заносятся в таблицу для определения  индивидуального «портрета» личности ребёнка, у которого сформированы  основы нравственного развития и социализации.

Таблица показывает общий  уровень нравственного развития и социализации на каждом этапе его становления.

Индивидуальный «портрет» нравственного развития и

социализации ребёнка

ИВАНОВ СТАНИСЛАВ, 4А класс

Аспекты качества образования

20.01.2016

Январь

Май

Сумма баллов по аспекту

Уровень развития

Сумма баллов по аспекту

Уровень

развития

1. Содержательный аспект качества образования

21

Выше среднего

21

Выше среднего

2. Коммуникативный аспект качества образования

22

Выше среднего

23

высокий

3. Управленческий аспект качества образования

21

Выше среднего

21

Выше среднего

4. Психологический аспект качества образования

20

Выше среднего

20

Выше среднего

5. Социокультурный аспект качества образования

20

Выше среднего

20

Выше среднего

Итоговая сумма баллов по 5 аспектам и общий уровень развития

22

Выше среднего

22

Выше среднего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

Духовно - нравственное воспитание в школе - интернате для детей с ОВЗ— неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. В процессе выполнения режимных моментов и на занятиях по развит...

«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во вне...

«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочно...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...

Мониторинг результатов нравственного развития и социализации учащихся в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"

Цель мониторинга            Получение объективной информации о состоянии и динамике нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста  пр...