Классный час на тему «Донские казаки»
план-конспект
Цель классного часа - знакомить детей с жизнью донских казаков, их участием в войнах за Россию, воспитывать в учениках патриотизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
donskie_kazaki.pptx | 1.92 МБ |
klassnyy_chas_donskie_kazaki.docx | 68.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какой он – казак? Честь и имя казака В жизни главные всегда. С детства честью дорожи И достоинство держи. Коль не прав, так признавай, Злобу в сердце не пускай. Не завидуй и не льсти, С высока всех не учи. Над гордынею борись - Если надо, то смирись. Стойким будь везде, всегда. Пусть открытая душа Добродушием слывет. Так казак всегда живет!
Тоскуя по родине, казак-поэт Туроверов писал: Муза – только свобода и воля. Песня – только к восстанию зов. Вера – только в Дикое поле. Кровь – одной лишь стране казаков. Какой он – казак?
Казачьи неписаные законы Уважительное отношение к старшим; Безмерное почитание гостя; Уважение к женщине.
Предварительный просмотр:
Классный час на тему
«Донские казаки»
для обучающихся 4-5 класса
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
Жеребцова Дарья Александровна
р.п.Каменоломни
Классный час на тему
«Донские казаки»
Цель: знакомить детей с жизнью донских казаков, их участием в войнах за Россию, воспитывать в учениках патриотизм.
Задачи: знакомить детей с жизнью и бытом донских казаков, их участием в войнах за Родину, развивать мышление, воображение и память, умение выражать свои мысли, рассуждать, анализировать произведения литературы и живописи, воспитывать в детях патриотизм, пробуждать интерес учеников к краеведению.
Форма проведения: классный час.
Формы воспитания: в зависимости от организации учащихся – групповая; в зависимости от времени проведения – внеурочная; в зависимости от количества участников – коллективная; в зависимости от организации – традиционная; в зависимости от планирования – запланированная; в зависимости от частоты проведения – регулярная; в зависимости от организации форм воспитания – познавательная, ценностно-ориентировочная.
Методы воспитания – словесный, наглядный;
Средства воспитания: слово учителя, произведения искусства (картины художников, Гимн Всевеликого Войска Донского).
Оборудование: ТСО, раздаточный материал в виде картин художников с изображением казаков.
План занятия:
- Организационное начало классного часа
- Приветствие, представление детям
- Определение темы, целеполагание
- Основная часть
- Заключительная часть
- Подведение итогов
- Принятие решений
Ход занятия:
1. Организационное начало классного часа
Учитель: Ребята, в какой области мы живём? Чем славится наш край? Какой народ его населяет?
Ученики: Мы живём в Ростовской области. Наш край славится природой, промыслами, ремёслами. Населяют Ростовскую область казаки.
Учитель: Нашу область населяют вольнолюбивые, гордые люди – казаки. Как вы думаете, чему будет посвящён наш классный час?
Ученики: Наш классный час будет посвящён жизни и обычаям донских казаков.
2. Основная часть
Послушайте стихотворение, которым характеризуется казак (включить 2-ой слайд презентации):
Честь и имя казака
В жизни главные всегда.
С детства честью дорожи
И достоинство держи.
Коль не прав, так признавай,
Злобу в сердце не пускай.
Не завидуй и не льсти,
С высока всех не учи.
Над гордынею борись -
Если надо, то смирись.
Стойким будь везде, всегда.
Пусть открытая душа
Добродушием слывет.
Так казак всегда живет!
Учитель: Дети, как вы понимаете строки этого стихотворения? Как вы можете своими словами передать его смысл?
Ученики: Нужно признавать свои ошибки/ С самого детства нужно быть честным/ Нужно быть добродушным.
Учитель: Как вы считаете, только ли казаки должны так поступать?
Ученики: Нет, каждый должен быть честным и добрым.
Учитель: Правильно, ребята. А кто прочтёт слова Туроверова, так называемый девиз казачества? (включить 3-ий слайд)
Кто-то из детей читает:
Муза – только свобода и воля.
Песня – только к восстанию зов.
Вера – только в Дикое поле.
Кровь – одной лишь стране казаков.
Учитель: А как вы понимаете эти слова?
Ученики: Казак должен быть предан своей стране
Учитель: Так, хорошо. Я хочу пояснить вам слова писателя. Казак – человек свободолюбивый, вольный. Во все времена казаки жили так, как считали правильным именно они и никто не мог навязать им свои идеалы. Казак – это воин. Каждый казак должен был служить своей Родине, поэтому очень многие песни были направлены именно на поднятие духа, обещающие победу и славу. Каждый казак – настоящий патриот. Любой из них готов по первому зову отчизны броситься в бой.
Ученики задают вопросы.
Учитель: (включить 4-й слайд) Вот, посмотрите, как выглядит снаружи казачий курень, так называется жильё казаков. Обратите внимание, что все в сборе. Видимо, здесь запечатлен момент какого-то празднества. Казаки дружны, для них очень важна семья.
Ученики задают вопросы.
Учитель: А теперь я хочу перенестись с вами во времени и попасть в настоящую казачью станицу, в казачий дом. Закройте глаза и представьте себе: вы просыпаетесь от петушиного «Кукареку» и видите вокруг себя комнату с деревянным потолком и выбеленными стенами. Девочки, рядом с вашей кроватью стоит прялка, мальчики, вы видите рядом стул с аккуратно сложенной на нём одеянии: китель, брюки и рубашка, а под стулом стоят кремлёные сапоги. В углу на стене висит икона, а на уголке под ней – свечи. Всё в удивительной сияющей чистоте и уюте. (включить 5 слайд) Но путешествие наше недолго, пора возвратиться за парты. Посмотрите на фотографии. Похоже это на то, что вы представили?
Ученики делятся впечатлениями, задают вопросы, например, что такое китель.
Учитель: (включить 6 слайд) Итак, продолжим. Мальчики очень рано садились на коня, он должен был стать ему верным другом, а девочки очень рано учились вести хозяйство.
Ученики: А что должна уметь девочка-казачка?
Учитель: Всё то же самое, что делают ваши мамы. Убирать дом, создавать уют, готовить пищу. К тому же помогать родителям присматривать за младшими братьями и сестрами.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Их можно сформулировать всего тремя предложениями:
- Уважительное отношение к старшим;
- Безмерное почитание гостя;
- Уважение к женщине.
Кто из вас сможет пояснить эти слова?
Ученики: Нужно уважать старших, слушаться их, быть вежливыми с ними/ Нужно быть гостеприимным, вежливым с гостями/ Нужно пропускать девочек вперёд, уважать их, не обижать.
Учитель: Правильно, дети. Я думаю, вы всегда соблюдаете эти правила.
Ребята, а ведь казаки до сих пор живут в России. Они живут по-казачьи, соблюдают все правила и традиции. Возможно, даже ваши предки были казаками. Такие люди достойны уважения. Вам было бы интересно встретиться с такими людьми, расспросить их о традициях и обычаях?
Ученики высказывают свои мнения.
Учитель: Вот такие люди жили и живут на территории России. А знаете ли вы, какое значение имели казаки в истории своей страны, в истории нашей с вами страны? Может, кто-нибудь из вас знает, как послужили казаки своей отчизне?
Ученики: Да! Мне рассказывали родители, что казаки участвовали в войнах!/ Я знаю, что казаки воевали./ Я знаю, что казаки очень отважные воины.
Учитель: Как много вы знаете, ребята. Думаю, вам будет интересно узнать о заслугах казаков. (раздать детям по две разные картины на парту) Посмотрите пожалуйста на те картины, которые я вам и скажите, как вы думаете, где находятся эти люди.
Ученики: Одни в военной форме. Может они на войне.
Учитель: Верно, ребята. Эти люди действительно на войне. Как вы знаете, кони замечательно плавают. Поэтому казаки, которые на реке, переходят её, а другие, возможно, в пути на войну. Как вы сказали раньше, казаки отличились в войнах за Россию. Вы были абсолютно правы. Донским казакам пришлось часто воевать против недругов России. В 1805 году произошла война с Наполеоном, в которой донские казаки проявили себя как храбрые, преданные сыны своей Родины. Армия Наполеона была сильна, сплочена и хорошо вооружена, но атаман Платов в битве у города Прейсиш-Эйлау выступил мудрым командиром. Когда французская кавалерия в разгар сражения в страшную пургу начали неожиданную атаку на русских, атаман спешно бросил наперерез французам полк Киселёва и противники, сшибленные, заверченные пургой, отступили. В продолжении сражения донские казаки всё время находились в движении то там, то здесь угрожая противнику. Когда бой затих, выяснилось, что пленными казаки захватили 470 человек. Это только один пример боевых действий казаков, но даже из этого мы можем судить, насколько мастерски казаки и их предводители вели военные действия. В результате войны против Наполеона многие донские казаки и офицеры были награждены орденами и медалями, а атаман Платов получил орден Святого Георгия, что очень почётно.
Дети, представьте, если бы на поле боя был ваш брат, отец, сосед по станице, который пришёл с войны с орденом. Это повод для гордости. Что бы вы могли сказать по этому поводу.
Ученики задают вопросы, высказывают своё мнение.
Учитель: Я хотела бы прочитать вам, как описывает М.П. Астапенко один момент в войне с Наполеоном 1812 года.
Карьером шла в атаку гвардейская конница, скрываясь в дыму и пыли, гнала, уничтожала, сокрушала противника, ибо не было в мире силы, способной противостоять гвардейцам Наполеона. И вот она наступает, эта неповторимая минута победы. И вдруг…
- Казаки!.. Казаки!.. Казаки!..
Это слово с ужасом произносят примчавшиеся на вздымлённых конях адъютанты. Штаб Наполеона в тревоге, встревожен и сам император.
Что вы можете сказать об этом? Как вы считаете, дети, как зарекомендовали себя казаки в войнах? Почему таковой была реакция французов на одно слово «Казаки!..»
Ученики отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
Учитель: Молодцы, вы очень хорошо и правильно рассуждаете.
3. Заключительная часть
Учитель: (включить 8 слайд) Вот и подошёл к концу наш классный час. Мне интересно услышать, что вы узнали сегодня на классном часе.
Ученики: Я узнал об интересной жизни донских казаков, их законах/ Я узнал, как казаки воевали, как воспитывали детей.
Учитель: Молодцы, ребята. Мне приятна ваша активность на классном часе, активное участие в обсуждениях. Мне хотелось бы подвести итог такими заповедями казака:
- Люби Россию, ибо она Мать твоя и ничто в мире не заменит тебе её.
- Люби всё, что с ранних лет впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины.
(включить 9 слайд) А теперь давайте послушаем Гимн Всевеликого Войска Донского.
Спасибо за внимание, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Донские казаки в Отечественной войне 1812г.
материал содержит конспект урока; презентации к уроку "Ратный подвиг казаков", "Атаман Платов", "Историческая карикатура","Казаки - герои Отечественной войны 1812г.", песня "Слава Платову герою"...
Мы живем на земле донских казаков.Программа Элективного курса в рамках профильной подготовки для учащихся 10-х классов
Интегрированный курс по географии,истории, краеведению, биологии для пофильной подготовки учащихся...
Классный час по теме: "Ремесло казаков".
Рекомендовано для классов казачьей направленности с целью познакомить учащихся с традиционными ремеслами казаков. Классный час рекомендовано провести в виде театрализованного представления....
«Дон, земля донская, донские казаки»
Внеклассное мероприятие, которое можно проводит во время недели географии. Данный материал воспитывает чувство патриотизма и гордости за свой родной край, за свою малую Родину....
Разработка урока истории"Ратный подвиг донских казаков"
Урок истории в 8 классе посвящен подвигу донских казаков в Отечественной войне...
Классный час по теме- «Кубанские казаки в годы Великой Отечественной войны"
Классный час по теме- «Кубанские казаки в годы Великой Отечественной войны". 8 класс...
Тема занятия на факультативе в 9 классе: Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».
«Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных люд...