Дополнительная общеобразовательная программа робототехнического моделирования «RoboSkills»
рабочая программа
Современный период развития общества характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, а также овладение метапредметными компетенциями. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов школьников обладает подготовка в области робототехники.
Дополнительная общеобразовательная программа робототехнического моделирования спортивная робототехника «RoboSkills» относится к программам технической направленности и предусматривает развитие творческих способностей детей, формирование начальных технических ЗУНов, а также овладение «soft» и «hard» компетенциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_roboskills_2021-22.docx | 41.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования» г.Мирный
муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)
Принята на заседании педагогического совета МАУ ДО «ЦДО» г. Мирный Протокол №1 от 08 сентября 2021 г. | Утверждаю: Директор МАУ ДО «ЦДО» г. Мирный ______________________И.Ю. Федоров Приказ № _____ от 08 сентября 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
технической направленности
робототехнического моделирования
«RoboSkills»
Тип программы: модифицированный
Срок реализации: 2 года
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Составитель:
Мухин Николай Андреевич,
педагог дополнительного образования
Мирный, 2021
Содержание
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5
- ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7 7
- СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 8
- ЛИТЕРАТУРА 10
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа составлена с учетом:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 26.07.2019;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" от 09.11.2018 №196;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного детей»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы
Современный период развития общества характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, а также овладение метапредметными компетенциями. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов школьников обладает подготовка в области робототехники.
Дополнительная общеобразовательная программа робототехнического моделирования спортивная робототехника «RoboSkills» относится к программам технической направленности и предусматривает развитие творческих способностей детей, формирование начальных технических ЗУНов, а также овладение «soft» и «hard» компетенциями.
Актуальность программы обусловлена социальным заказом общества на технически грамотных специалистов в области робототехники, максимальной эффективностью развития технических навыков со школьного возраста; передачей сложного технического материала в простой доступной форме; реализацией личностных потребностей и жизненных планов; реализацией проектной деятельности школьниками на базе современного оборудования. А также повышенным интересом детей школьного возраста к робототехнике.
Использование современных педагогических технологий, методов и приемов; различных техник и способов работы; современного оборудования, позволяющего исследовать, создавать и моделировать различные объекты и системы из области робототехники, машинного обучения и компьютерных наук обеспечивает новизну программы.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям общества и образовательным стандартам второго поколения в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие информационной культуры обучающихся.
Содержание программы определяется с учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе общения.
Целью программы является развитие пространственного мышления детей, навыков командного взаимодействия, моделирования, прототипирования, программирования, освоения «hard» и «soft» компетенций и передовых технологий в области конструирования, робототехники, компьютерных технологий.
Задачи программы:
Обучающие:
- изучать принципы работы робототехнических элементов, состояние и перспективы робототехники в настоящее время;
- осваивать «hard» и «soft» компетенции; формировать умение ориентироваться на идеальный конечный результат;
- обучать владению технической терминологией, технической грамотности;
- формировать умение пользоваться технической литературой;
- формировать целостную научную картину мира.
Развивающие:
- формировать интерес к техническим знаниям; развивать у обучающихся техническое мышление, изобретательность, образное, пространственное и критическое мышление;
- формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;
- развивать волю, терпение, самоконтроль, внимание, память, фантазию;
- развивать способности осознанно ставить перед собой конкретные задачи, разбивать их на отдельные этапы и добиваться их выполнения;
- стимулировать познавательную активность обучающихся посредством включения их в различные виды конкурсной деятельности.
Воспитательные:
- формировать организаторские и лидерские качества;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
- воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоорганизацию;
- формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.
Отличительные особенности программы
Ценность, новизна программы состоит в том, что в ней уделяется большое внимание практической деятельности обучающихся. Программа основана на принципах развивающего обучения, способствует повышению качества обучения, формированию алгоритмического стиля мышления и усилению мотивации к обучению.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 10 до 12 лет.
Объем программы
Нормативный срок освоения программы - 288 академических часов по 144 часа в каждом году обучения.
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 2 года (4 часа в неделю).
В учебном году 144 часа.
Режим занятий: 4 занятия в неделю.
Продолжительность 1 занятия: 1 академических час.
Занятия проводятся в очной и очно-заочной формах обучения с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации.
Формы проведения занятий
Основным методом организации учебной деятельности по программе является метод кейсов.
Кейс – описание проблемной ситуации понятной и близкой обучающимся, решение которой требует всестороннего изучения, поиска дополнительной информации и моделирования ситуации или объекта, с выбором наиболее подходящего.
Преимущества метода кейсов:
- Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.
- Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
- Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «гибкие навыки» (softskills), которым не учат в школах, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Требования к результатам освоения программы
После завершения 1 года обучения по программе спортивная робототехника «RoboSkills», обучающиеся будут владеть следующими навыками:
- умение правильно поставить цель, работать с информацией;
- умение мыслить образно, технически, логически;
- умение работать по предложенным инструкциям;
- умение творчески подходить к решению поставленной задачи;
- умение самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей (планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания, приемы и опыт в конструировании других объектов и т.д.).
После завершения 2 года обучения по программе спортивная робототехника «RoboSkills», обучающиеся будут владеть следующими навыками:
Умение разрабатывать специализированные алгоритмы управления и встраиваемого программного обеспечения;
Умение разрабатывать и эксплуатировать управляющую электронику, информационные и сенсорные системы;
Умение проектировать и конструировать узлы и механизмы роботов.
После освоения вводного модуля обучающиеся смогут декомпозировать работу систем автоматизации, освоят понятие о CAM-системах, приобретут навыки работы с системами технического зрения.
Способы и формы проверки результатов освоения программы
Виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
Формы проверки результатов:
- наблюдение за детьми в процессе работы;
- игры;
- индивидуальные и коллективные творческие работы.
Формы подведения итогов: выполнение практических работ (например: «Создания алгоритма движения объекта»; «Движение объекта клавиатурой»; «Взаимодействие нескольких объектов»; «Обработка событий»; «Движение по времени и на расстояние»; «Поворот на определенный градус»; «Захват объекта в пространстве»; «Определение цвета объекта»; «Движение по линии»).
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1й год обучения
Разделы | Наименование раздела, темы | Объем часов | Форма аттестации | ||
Всего часов | В том числе | ||||
Теория | Практика | ||||
Блок 1. | Изучение конструктора | 64 | 20 | 44 | Практическая |
ресурсный наборы Lego Mindstorms EV3».
| 10 8 8 8 8 8 12 2 | 8 2 2 2 2 2 2 - | 2 6 6 6 6 6 10 2 | Создание простых конструкций из наборов Lego Mindstorms EV3. | |
Блок 2. | Работа с моторами и датчиками (программирование) | 80 | 32 | 48 | Практическая |
| 6 6 6 8 8 8 8 8 14 8 | 6 6 6 2 2 2 2 2 2 2 | - - - 6 6 6 6 6 12 6 | Создание простых алгоритмов для выполнения определенных действий роботами Lego MindstormsEV3. | |
Итого: | 144 | 52 | 92 |
2й год обучения
Разделы | Наименование раздела, темы | Объем часов | Форма аттестации | ||
Всего часов | В том числе | ||||
Теория | Практика | ||||
Блок 1. | Среда конструирования и программирования роботов | 64 | 33 | 31 | Практическая |
| 2 4 8 8 6 12 4 6 6 6 2 | 2 2 4 4 3 4 2 4 4 4 - | - 2 4 4 3 8 2 2 2 2 2 | Создание и программирование роботов с датчиками. | |
Блок 2. | Виды соревнований и элементы заданий | 80 | 16 | 64 | Практическая |
Соревнования “Траектория” Соревнования “Шорт-Трек” Соревнования “Гольф” Соревнования “Боулинг” Соревнования “Сумо” Соревнования “Чертежник” Соревнования “Сортировщик” Соревнования “Лабиринт” Самостоятельная творческая работа учащихся Защита проектов (Итоговая аттестация) | 8 8 8 8 8 8 8 8 14 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 - - | 6 6 6 6 6 6 6 6 14 2 | Составление программ. Изготовление.Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции. | |
Итого: | 144 | 49 | 95 |
III. ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1й год обучения программы нацелен на изучение среды программирования MINDSTORMS Education, получение навыков сборки роботов, построение программ, создание простых конструкций и выполнение действий направленных на решение задач по робототехнике.
2й год обучения программы нацелен на повышение «hard» - компетенций, сборку и программирование собственных моделей роботов по заданным темам, ознакомление с правилами соревнований и требованиям к роботу, подготовке к соревнованиям.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1й год обучения
№ п/п | Наименование темы | Содержание обучения |
Блок 1. | Изучение конструктора Изучение всех элементов конструктора и их назначение 64 часа | Вводное занятие, на котором детям будут представлены базовый и ресурсный наборы LegoMindstormsEV3. Набор кейсов, которые помогут детям приобрести навыки создания простых и сложных конструкций и механизмов. |
Блок 2. | Работа с моторами и датчиками (программирование). Изучение принципов работы датчиков и моторов набора конструктора 80 часов | Вводное занятие, на котором будут представлены все датчики, моторы и модуль LegoMindstormsEV3. Работа с программным интерфейсом Lego Mindstorms Education EV3 Teacher Edition. Набор кейсов, которые помогут детям понять принципы работы датчиков и моторов. Контрольный восьмичасовой кейс «Автоматическое позиционирование трапов». Контрольное занятие: защита проекта по контрольному кейсу. |
2й год обучения
№ п/п | Наименование темы | Содержание обучения |
Блок 1. | Среда конструирования и программирования роботов 64 часов | Сборка и программирование робота Mindstorms NXT и EV3. Программирование движений по различным траекториям. Работа с подсветкой, экраном и звуком. Програмные структуры. Работа с данными. Работа с датчиками. Работа с файлами. Совместная работа нескольких роботов. Создание подпрограмм. Обучающиеся знакомятся с роботами-симуляторами их видами и сферой применения, алгоритмом и свойствами алгоритмов, системой команд исполнителя. Повторяют приемы автоматического управления роботом, программирование действий в зависимости от времени, уровня освещенности. Типы данных. Проводники. Переменные и константы. Математические операции с данными. Другие работы с данными. Логические операции с данными. |
Блок 2. | Виды соревнований и элементы заданий 80 часов | Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-соревнованиях, описаниях моделей, технологии сборки и программирования Лего-роботов. Сборка и программирование моделей роботов по заданным темам. Подготовка к соревнованиям. Ознакомление с правилами соревнований и требованиями к роботам. Сборка своих моделей. |
IV. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для полноценной реализации программы необходимо:
- создать условия для разработки проектов;
- обеспечить удобным местом для индивидуальной и групповой работы
- обеспечить обучающихся аппаратными и программными средствами.
Учебно-методическое обеспечение программы
Процесс обучения и воспитания основывается на личностно-ориентированном принципе обучения детям с учетом их возрастных особенностей.
Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свои творческие способности и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствуют комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.
Формы проведения занятий разнообразны. Это и лекция, и объяснение материала с привлечением обучающихся, и самостоятельная тренировочная работа, и эвристическая беседа, практическое учебное занятие, самостоятельная работа, проектная деятельность.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (обучающемуся даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма), групповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определённой работы).
Материально-технические условия реализации программы
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий | Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования | Фактический адрес учебного кабинета |
Учебная аудитория для проведения лекционных и практических занятий | Учебная аудитория для проведения лекционных и практических занятий, оснащенная мебелью на 9 посадочных мест. Оборудование: - АРМ учителя - Наборы (NXT, EV3) - Магнитная доска - выход в интернет | РС(Я), г.Мирный Ул. Ойунского 7 |
Литература
Литература для педагогов
- Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства / Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. – Челябинск: ИП Мякотин И.В., 2014. – 204 с.
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Накуа, 2013. 319 с. [электронный
- Робототехника для начинающих на базе конструктора ПервоРобот LEGO WeDo / Иванченко. О.В., 2013. [электронный
- Конструируем роботов на Arduino. Первые шаги/ Дж.Бейктал; пер. с англ. О.А. Трефиловой.-М.: Лаборатория знаний, 2016.-320с
Литература для обучающихся
- Первый шаг в робототехнику : практикум для 5-6 классов / Д.Г. Копосов. – 2 изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 288 с.
- Первый шаг в робототехнику : рабочая тетрадь для 5-6 классов /Д.Г. Копосов. – 2 изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 88 с.
- Lego MindStorms Руководство пользователя [электронный
Интернет - ресурсы
- http://lego.rkc-74.ru/
- http://www.lego.com/education/
- http://www.wroboto.org/
- http://www.roboclub.ruРобоКлуб. Практическая робототехника.
- http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.
- http://learning.9151394.ru
- Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
- Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.int- edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002
- http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792
- www.uni-altai.ru/info/journal/vesnik/3365-nomer-1-2010.html
- http://confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc
- http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
направленность: научно-техническаяуровень: начального общего образованияОбъединение формируется из учащихся 6-10 летСрок реализации программы 1 год...
Дополнительная общеобразовательная программа объединения начального технического моделирования ( с элементами художественного конструирования) «Кузница Гефеста»
Методические разработки и материалы по начальному техническому моделированию....
Дополнительная общеобразовательная программа "Конструирование и моделирование одежды"
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) "Конструирование и моделирование одежды" объединения "Золотая игла". Предназначена для учащ...
Дополнительная (общеобразовательная) программа «3D моделирование»
Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это - исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по к...
Развитие творческих способностей детей в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Моделирование из соломки»
Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях твор...
План-конспект открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»
План-конспект открытого занятия«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой«Начальное техническое моделирование»»...
Дополнительная общеобразовательная программа «3D моделирование. Промдизайн» Направленность:
Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» «3D моделирование. Промдизайн»Направленность: техническая,...