Учреждения дополнительного образования как среда творческого развития ребенка
статья
Учреждения дополнительного образования как среда творческого развития ребенка
Создание особых условий развития для каждого ребенка - такова стратегическая цель учреждений дополнительного образования. Изменения в жизни общества предъявляют новые требования к образовательным учреждениям всех видов и типов. Социальный заказ современного образования ориентирует на разрешение острых социальных проблем, касающихся организации жизнедеятельности подрастающего поколения. В связи с этим, дополнительное образование сегодня перерастает из вспомогательно-развивающей сферы, беря за основу инновационный путь развития.
В Концепции модернизации российской системы образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отражено развитие представлений о творчестве как реальном и значимом факторе образования, придающем ему смысл, нацеливающем на обеспечение личностной самореализации ребенка, интеграцию детей и взрослых в общественно полезную деятельность.
Важное значение творчество приобретает в условиях изменений общественной жизни, ведь именно в процессе творчества возникают новые идеи, преодолеваются стереотипы, вырабатываются новые подходы к организации жизни. С этим связан выход таких важных государственных актов, как Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 г. «О премиях для поддержки талантливой молодежи», проекты «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи», «Молодежь России» и другие, нацеленные на воспитание инициативных, предприимчивых людей[1].
Сфера дополнительного образования занимает особое место в творческом развитии детей. С точки зрения создания творческой атмосферы, организации общественно полезной деятельности, общения по интересам она не имеет аналогов. Учреждения дополнительного образования как никакие другие способны на подбор и предложение соответствующих склонностям детей видов деятельности, создание ситуаций успеха, обеспечивающих творческую мотивацию, взаимообогащающее межличностное общение.
Происходящие трансформации в системе дополнительного образования обусловлены объективной потребностью в изменении образовательной системы учреждения адекватном общественному развитию, осознании необходимости существенных преобразований прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации образовательного процесса учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности, что выражается в переходе учреждения в режим развития. Качественными признаками данного перехода являются реализуемые инновации, соответствующие насущным потребностям и интересам детей, родителей, педагогов и способствующие достижению высоких образовательных результатов.
Сегодня в России сосуществует множество семейных укладов, режимов работы и отдыха, уровней жизни; разные семьи нуждаются в совершенно различных - по форме и содержанию - моделях образования и многие готовы платить за вариативные услуги.
Можно выделить следующие общественные потребности, которые способна удовлетворить сложившаяся система УДО:
- гибкое высвобождение времени родителей (особенно мам) для карьерного роста - по индивидуальным схемам;
- включение детей инвалидов и детей из неблагополучных семей в систему общественного образования, их адаптация и социализация;
- реализация основных задач адаптивного периода подготовки детей к школе (с учетом индивидуальных возможностей ребенка);
- расширение диапазона образовательных услуг для различных групп населения: от рыночных моделей до программ социальной помощи;
- сохранение психического и физического здоровья ребенка - в сочетании с оптимальными режимами развития[2].
Комплексный подход предполагает единство концептуальных положений, целевых установок и технологического сопровождения образовательной деятельности. В пространстве учреждения дополнительного образования комплексный подход к деятельности обусловлен возможностью реализации модели комплексного образования детей от 5 до 10 лет. Данная модель предполагает:
- целенаправленную работу всех субъектов образовательного процесса;
- создание гибких организационно- функциональных структур;
- создание и реализацию разноуровневых вариативных воспитательно- образовательных программ, обеспечивающих индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Открытое образовательное пространство учреждения дополнительного образования обеспечивает высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом общества. Оно является пространством воспитания у ребенка личностных качеств в процессе его деятельности и общения со взрослыми, сверстниками. Создание открытого образовательного пространства - необходимое условие включения ребенка в социокультурные отношения, позволяющее сформировать у него целостный образ бытия, а в нём - образ человека.
Успех ученика должен быть началом его работы, и тогда ребенок действительно добьется успеха, - эта парадоксальная мысль В.А. Сухомлинского как нельзя лучше отражает данную закономерность. Коллективная творческая деятельность обеспечивает выход творческой энергии детей и взрослых за рамки отдельных образовательных учреждений, в социум. Она открывает самый естественный, прямой и надежный маршрут гуманистического воспитания, воспитания без принуждения. Поэтому столь очевидна близость двух парадигм - педагогики творчества и теории воспитательных систем. В сочетании они дают синтез глубокого содержания и эффективной формы, гармонизирующий дополнительное образование.
Дополнительное образование не замыкается в специализированной сети учреждений, хотя они и имеют для его развития особое значение. Краеугольным его принципом является добровольное включение детей и взрослых в коллективную творческую деятельность. Творчество формирует особые общности людей, тесно связанных общими интересами, социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями.
Синтез исследования и творчества - еще один краеугольный принцип деятельности учреждений дополнительного образования[3].
В основу дополнительного образования положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки текстильных материалов; посильны детям 10-15-летнего возраста. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение творческих работ предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Большое значение имеет обсуждение художественных выставок, поиск и подбор иллюстраций образцов дизайнерских разработок и организация проектной деятельности. При выполнении творческих проектных работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным и эстетическим, так и экономическим и экологическим требованиям. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения и изготовлять своими руками красивые и нужные предметы, что повышает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда[4].
Литература
- Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 107-111.
- Антипина Н.В., Кононенко Г.В. Интегративные мотивы в вязании крючком // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества материалы XVII международной научно-практической конференции. 2015. С. 140.
[1] Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 107-108.
[2] Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 109.
[3] Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 110-111.
[4] Антипина Н.В., Кононенко Г.В. Интегративные мотивы в вязании крючком // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества материалы XVII международной научно-практической конференции. 2015. С. 140.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchrezhdeniya_dopolnitelnogo_obrazovaniya_kak_sreda_tvorcheskogo_razvitiya_rebenka.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Учреждения дополнительного образования как среда творческого развития ребенка
Создание особых условий развития для каждого ребенка - такова стратегическая цель учреждений дополнительного образования. Изменения в жизни общества предъявляют новые требования к образовательным учреждениям всех видов и типов. Социальный заказ современного образования ориентирует на разрешение острых социальных проблем, касающихся организации жизнедеятельности подрастающего поколения. В связи с этим, дополнительное образование сегодня перерастает из вспомогательно-развивающей сферы, беря за основу инновационный путь развития.
В Концепции модернизации российской системы образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отражено развитие представлений о творчестве как реальном и значимом факторе образования, придающем ему смысл, нацеливающем на обеспечение личностной самореализации ребенка, интеграцию детей и взрослых в общественно полезную деятельность.
Важное значение творчество приобретает в условиях изменений общественной жизни, ведь именно в процессе творчества возникают новые идеи, преодолеваются стереотипы, вырабатываются новые подходы к организации жизни. С этим связан выход таких важных государственных актов, как Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 г. «О премиях для поддержки талантливой молодежи», проекты «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи», «Молодежь России» и другие, нацеленные на воспитание инициативных, предприимчивых людей[1].
Сфера дополнительного образования занимает особое место в творческом развитии детей. С точки зрения создания творческой атмосферы, организации общественно полезной деятельности, общения по интересам она не имеет аналогов. Учреждения дополнительного образования как никакие другие способны на подбор и предложение соответствующих склонностям детей видов деятельности, создание ситуаций успеха, обеспечивающих творческую мотивацию, взаимообогащающее межличностное общение.
Происходящие трансформации в системе дополнительного образования обусловлены объективной потребностью в изменении образовательной системы учреждения адекватном общественному развитию, осознании необходимости существенных преобразований прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации образовательного процесса учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности, что выражается в переходе учреждения в режим развития. Качественными признаками данного перехода являются реализуемые инновации, соответствующие насущным потребностям и интересам детей, родителей, педагогов и способствующие достижению высоких образовательных результатов.
Сегодня в России сосуществует множество семейных укладов, режимов работы и отдыха, уровней жизни; разные семьи нуждаются в совершенно различных - по форме и содержанию - моделях образования и многие готовы платить за вариативные услуги.
Можно выделить следующие общественные потребности, которые способна удовлетворить сложившаяся система УДО:
- гибкое высвобождение времени родителей (особенно мам) для карьерного роста - по индивидуальным схемам;
- включение детей инвалидов и детей из неблагополучных семей в систему общественного образования, их адаптация и социализация;
- реализация основных задач адаптивного периода подготовки детей к школе (с учетом индивидуальных возможностей ребенка);
- расширение диапазона образовательных услуг для различных групп населения: от рыночных моделей до программ социальной помощи;
- сохранение психического и физического здоровья ребенка - в сочетании с оптимальными режимами развития[2].
Комплексный подход предполагает единство концептуальных положений, целевых установок и технологического сопровождения образовательной деятельности. В пространстве учреждения дополнительного образования комплексный подход к деятельности обусловлен возможностью реализации модели комплексного образования детей от 5 до 10 лет. Данная модель предполагает:
- целенаправленную работу всех субъектов образовательного процесса;
- создание гибких организационно- функциональных структур;
- создание и реализацию разноуровневых вариативных воспитательно- образовательных программ, обеспечивающих индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Открытое образовательное пространство учреждения дополнительного образования обеспечивает высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом общества. Оно является пространством воспитания у ребенка личностных качеств в процессе его деятельности и общения со взрослыми, сверстниками. Создание открытого образовательного пространства - необходимое условие включения ребенка в социокультурные отношения, позволяющее сформировать у него целостный образ бытия, а в нём - образ человека.
Успех ученика должен быть началом его работы, и тогда ребенок действительно добьется успеха, - эта парадоксальная мысль В.А. Сухомлинского как нельзя лучше отражает данную закономерность. Коллективная творческая деятельность обеспечивает выход творческой энергии детей и взрослых за рамки отдельных образовательных учреждений, в социум. Она открывает самый естественный, прямой и надежный маршрут гуманистического воспитания, воспитания без принуждения. Поэтому столь очевидна близость двух парадигм - педагогики творчества и теории воспитательных систем. В сочетании они дают синтез глубокого содержания и эффективной формы, гармонизирующий дополнительное образование.
Дополнительное образование не замыкается в специализированной сети учреждений, хотя они и имеют для его развития особое значение. Краеугольным его принципом является добровольное включение детей и взрослых в коллективную творческую деятельность. Творчество формирует особые общности людей, тесно связанных общими интересами, социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями.
Синтез исследования и творчества - еще один краеугольный принцип деятельности учреждений дополнительного образования[3].
В основу дополнительного образования положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки текстильных материалов; посильны детям 10-15-летнего возраста. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение творческих работ предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Большое значение имеет обсуждение художественных выставок, поиск и подбор иллюстраций образцов дизайнерских разработок и организация проектной деятельности. При выполнении творческих проектных работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным и эстетическим, так и экономическим и экологическим требованиям. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения и изготовлять своими руками красивые и нужные предметы, что повышает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда[4].
Литература
- Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 107-111.
- Антипина Н.В., Кононенко Г.В. Интегративные мотивы в вязании крючком // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества материалы XVII международной научно-практической конференции. 2015. С. 140.
[1] Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 107-108.
[2] Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 109.
[3] Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 110-111.
[4] Антипина Н.В., Кононенко Г.В. Интегративные мотивы в вязании крючком // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества материалы XVII международной научно-практической конференции. 2015. С. 140.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования
В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....
Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»
Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примеры форм социального партнерства в условиях детского эколого-биологического центра на обоюдо выгодных условиях....
Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"
Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на пример...
Создание в учреждении дополнительного образования условий для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.
Выступление на городском методическом объединении педагогов дополнительного образования. Автор делится опытом работы в театральном объединении Дома детского творчества: как в процессе общения с детьми...
Учреждения дополнительного образования-"среда успеха"для личностного и интеллектуального развития
Главная цель дополнительного образования-создание условий для полноценного развития личности. как можно более полной реализации всех её способностей. А также для реабилитации, социальной адаптации и и...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Современному обществу нужен человек с целостным представлением картины мира, в том числе: обучаемый - способный к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности; интеллектуально ...