Учреждения дополнительного образования-"среда успеха"для личностного и интеллектуального развития
статья

Зубарева Юлия Анатольевна

Главная цель дополнительного образования-создание условий для полноценного развития личности. как можно более полной реализации всех её способностей. А также для реабилитации, социальной адаптации и интеграции во взрослую жизнь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_21.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

           МБУДО ТЕМКИНСКИЙ ДОМ ТВАРЧЕСТВА

                                                                         

Педагог дополнительного образования                                                                          

ЗУБАРЕВА Юлия Анатольевна

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - «СРЕДА УСПЕХА»  ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


Система дополнительного образования детей – вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка, так как именно эта система образования обладает огромным потенциалом для создания условий чтобы вовремя разглядеть, поддержать и в процессе воспитания развивать личностную и интеллектуальную составляющие каждого воспитанника. Здесь идёт непрерывный процесс воспитания, обучения и развития личности ребёнка. Это «среда успеха», или Дом, в котором педагоги создают «ситуации успеха» для каждого обучающегося в его стенах.

Способствует этому развитию, во-первых, один из принципов дополнительного образования - его вариативность.

В учреждениях дополнительного образования обучение реализуется в нескольких направленностях: художественная, техническая, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая. В учреждении дети выбирают образовательные программы, педагога. То есть, обучающемуся предоставляется

  • Свобода выбора;
  • Дифференциация и индивидуализация обучения (от ребенка   к программе);
  • Разноуровневость, ступенчатость обучения (разная степень сложности под разные индивидуальные запросы);
  • учет индивидуальных потребностей семьи (например, выбор направлений деятельности, материала);
  • учет педагогического принципа принятия и защиты индивидуальных интересов ребенка без учета его академических заслуг (ребенок-троечник здесь может стать отличником в его творческом деле);
  • гибкость, мобильность программ.

Объем вариативных форм деятельности, форм освоения программы, содержания, которое выбирается обучающимся по интересам и потребностям, творческих заданий по различным уровням сложности помогает каждому ребенку идти в образовательном процессе по собственной траектории. Именно это позволяет ему быть успешным, почувствовать себя значимым, поверить в свои возможности.

Главной целью дополнительного образования детей можно назвать создание условий для полноценного развития личности, как можно более полной реализации всех ее способностей, а также для реабилитации, социальной адаптации и интеграции в жизни .Созданию таких условий способствует и

личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании детей, который  является приоритетным и проявляется, как минимум, в двух аспектах:

Во-первых, это принятие каждого конкретного ребенка как индивидуальности. В данном понимании образование ставит цели выявления и развития всех задатков ребенка, его самореализации и самоактуализации. Для реализации целей выдвигается задача создания условий для самовыражения и саморазвития ребенка, а принцип создания ситуации успеха любому воспитаннику является основополагающим.

Во-вторых, личностно-ориентированное образование рассматривает особенного ребенка как субъекта совместной деятельности детей и педагога, уникальную личность, индивидуальность, человека, который должен уметь принимать решения самостоятельно, уметь жить в обществе, строить отношения, адаптируясь, но, не теряя собственной индивидуальности, оставаясь личностью.

Особое внимание в учреждениях ДО уделяется работе с детьми различных социальных категорий: детьми из многодетных и малообеспеченных семей, детьми, проживающими в условиях интерната, детьми-инвалидами и др.

 Здесь каждый из них может найти себе занятие по душе, раскрыть свои творческие способности. И все они на равных занимаются и участвуют в конкурсах, выставках различного уровня и добиваются высоких результатов.

Кроме занятий организуются и проводятся различные досуговые мероприятия и социальные акции.  Участвуя в них, обучающиеся ощущают не только свою успешность, но и социальную значимость.

Последнее время чаще звучит вопрос о доступности дополнительного образования, как дополнительной сферы для развития личности. Что касается доступности, в рамках Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» идет формирование общедоступного информационного портала по дополнительным общеобразовательным программам, который позволяет родителям и детям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями.

Пользуясь данным навигатором, родители могут выбрать интересующее их ребенка творческое объединение, подать заявку, но только зарегистрировавшись и получив пароль через свою электронную почту. Но, в условиях  сельской местности, не все семьи имеют доступ к сети Интернет, что создаст определенные сложности в работе.

К сведению родителей и детей в навигаторе образовательными учреждениями выставлены образовательные программы, реализуемые учебными объединениями, расписание занятий, мероприятия, проводимые образовательными учреждениями. Навигатор призван помочь каждому ребенку найти занятие по душе.

Конечно, ни одно высокое место обучающегося или учреждения ДО в рейтинге было бы невозможно без кропотливого труда педагогов, которые играют ведущую роль в организации работы с детьми. А система ДО обладает не только условиями, но и более чем вековым опытом воспитания и обучения детей и ценными кадрами. Задача педагогов - помочь ребенку  разобраться  в  том,  что его интересует,  увлечь  в мир  творчества и фантазии, и, в целом, создать территорию успеха.                                                 Педагоги дополнительного образования ставят перед собой такие задачи, как:

  • — развитие таких качеств ума, как сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность;
  • — развитие познавательных процессов: внимание, воображение, память, восприятие;
  • — развитие мыслительных навыков: анализ, синтез, абстрагирование,  конкретизация, интерпретация;
  • — развитие познавательных умений: умение поставить и задать вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, умение доказывать, делать выводы, применять знания в знакомой и незнакомой ситуациях;
  • — развитие умений учиться: конспектировать, слушать педагога и одновременно делать записи, выделять главное, планировать свою деятельность, работать с учебной и справочной литературой и пр.;
  • — развитие метапредметных умений;
  • — развитие предметных знаний, умений и навыков.

Для решения этих задач педагоги дополнительного образования используют следующие методы и приемы.

  • 1. Решение загадок и головоломок, логических задач, которые тренируют мозг.
  • 2. Изобретение новых способов применения обычных предметов, использование бросового и подручного материалов.
  • 3. Анализ ситуаций.
  • 4. Использование вопросов, заставляющих выполнять мыслительную деятельность: «А что если?», «Почему?», «Зачем?» и др.
  • 5. Беседы о том, что такое память и какие приемы запоминания.
  • 6. Повторение ранее пройденного и др.

То есть, дополнительное образование – одно из важнейших составляющих успеха каждого обучающегося. Это дополнительные возможности и благоприятная среда для развития.  В условиях учреждений ДО создана, развивается и совершенствуется «среда успеха»- уникальная развивающая образовательная среда как система возможностей, отвечающих потребностям развития обучающихся.

ИСТОЧНИКИ:

«Дополнительное образование детей – территория успеха» | Статья: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Развитие интеллектуальной сферы в дополнительном образовании. - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (studme.org)

Личностно-развивающая образовательная среда как необходимое условие развития личностного потенциала ребенка и педагога (vbudushee.ru)

Реферат на тему «Система дополнительного образования детей как наиболее благоприятная среда для раскрытия личностного потенциала ребенка» (infourok.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примеры форм социального партнерства в условиях детского эколого-биологического центра на обоюдо выгодных условиях....

СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

СИТУАЦИя УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙсоциального воспитания детей и молодёжи в учреждении дополнительного образования....

Реализация Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. (Из опыта работы МАОУ ДО "Бичурская ДЮСШ")

В данной статье представлен опыт работы МАОУ ДО «Бичурская детско-юношеская спортивная школа» по реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка»....

Учреждения дополнительного образования как среда творческого развития ребенка

Учреждения дополнительного образования как среда творческого развития ребенка  Создание особых условий развития для каждого ребенка - такова стратегиче­ская цель учреждений дополнительно...

Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного  учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...