Развитие ключевых компетенций будущих профессионалов на занятиях робототехникой.
статья

Тихонова Татьяна Сергеевна

Статья о формирование ключевых навыков для профессионалов XXI века: коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности на занятиях образовательной робототехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие ключевых компетенций будущих профессионалов на занятиях робототехникой.

ХХI век начался очень стремительно, мир не стоит на месте: производство, технологии, наука, техника все развивается семимильными шагами. На наших глазах были изобретены пейджеры, которые на наших же глазах канули в лету и уступили место мобильным телефонам. Современные смартфоны в руках дошкольника могут быстро превратиться в кладезь полезной информации, при правильном применении, и голосовой помощник - «Алиса» становится умнее папы и мамы вместе взятых. И если раньше основной целью образования было получение знаний и умений, то в настоящее время, знания отходят на второй план, а что же на первом?

Наиболее важными становятся умения общаться с людьми, находить точки соприкосновения, доносить свою мысль, критическое мышление, нестандартные подходы к решению поставленных задач. Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам.

В нашей стране специалисты от образования свели их в систему из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:

  1. критическое мышление;
  2. креативность;
  3. коммуникация;
  4. координация.

Подробнее о каждом из четырех «К»:

Критическое мышление — это умение ориентироваться в большом количестве поступающей информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.

Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.

Коммуникация. Сейчас все находятся на расстоянии телефонного звонка или сообщения практически круглые сутки. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.

Координация (сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.

В последние несколько лет образование во всем мире отходит от формирования знаний и умений по различным предметам, стараясь создать благоприятные условия для развития ключевых навыков из Системы 4К, или навыков ХХI века. Современное направление в дополнительном образовании технического творчества – робототехника является прекрасной площадкой для развития таких важных компетенций для профессионалов будущего.

На своих занятиях по робототехнике мы много времени уделяем проектной деятельности, есть проекты, которые создаются ребятами с нуля, т.е. учащиеся получают задачу и ищут способы ее решения, используя наборы программируемого конструктора. Создание проектной модели очень кропотливая работа, сначала учащиеся воображают, как она будет выглядеть и выполнять заданные функции, а потом конструируют, программируют и наблюдают, соответствует ли заданным критериям их работа. Не всегда получается собрать модель с первого раза. Детали из наборов LEGO можно соединить между собой множеством вариантов. Если использовать одно техническое решение, можно получить вот такой результат, примените другой способ – результат будет другим. В этом случае необходимо понять, какие факторы являются важными для получения нужного результата, а какие – второстепенными. Робототехника учит видеть причинно-следственные связи, и не боятся ошибиться. Таким образом, наблюдая за работой устройств и механизмов, анализируя причинно-следственные связи и отвечая на вопросы, дети учатся делать выводы из представленных данных, проверять и подтверждать, а это и есть критическое мышлении.

Креативность понимается как особая способность к творчеству, позволяющая создать новое, оригинальное, нетрадиционное. Даже при создании самых простых конструкций, без оригинального подхода никуда. На одном из первых занятий, для знакомства с набором, я предлагаю ребятам собрать фантастическое животное. Вначале можно столкнуться с недоумением у ребят, как из деталей собрать животное, многие говорят, что это не возможно. Но проходит немного времени, как творческая струна начинает играть в каждом ребенке и уже из-под рук творцов на свет появляются различные персонажи, у которых есть имя, история жизни и даже можно наблюдать небольшой спектакль с участием новых героев. 1i6E-BBXR1Y.jpgj0EFMl6pzn8.jpg

Робототехника предполагает работу в командах, ребята отмечают, что это веселее, быстрее, коллега по команде может тебе помочь, но работа в команде предполагает обсуждение задачи, разделение ее на более мелкие подзадачи, распределение ролей, умение не осуждать своего соратника за ошибки, а искать способы их исправления. Такая работа не дается легко, превратить лебедя, рака и щуку в хорошую рабочую команду дорогого стоит, но оно того стоит! И когда, в какой-то момент замечаешь, что ребята становятся добрее, умеют выслушать собеседника, умеют поддержать, если у кого-то что-то не получается, у тебя не остается возможности не улыбнуться. Amm3eXbuyK0.jpg

Помимо создания проекта, в робототехнике очень большое значение придается его представлению обществу. На занятиях, мы презентуем каждый созданный проект, рассказываем о его устройстве и назначении, сферах для применения, учимся отвечать на вопросы аудитории. Тем самым изо дня в день развиваем коммуникативные навыки.

Результаты анализа опыта применения образовательной робототехники позволяют сделать вывод о ее высоких развивающих способностях. Образовательная робототехника как особая предметная область с присущей ей методикой обучения, несмотря на давность появления, по-прежнему является инновационной и динамично развивающейся. Отдельно стоит отметить универсальность ее применения, так как вне зависимости от возраста обучающихся ее использование оказывает положительное влияние на развитие ключевых навыков будущих профессионалов – коммуникации, координации, креативности и критического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников

Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

Формирование ключевых компетенций будущих специалистов средствами информационных технологий.

Материал содержит пути формирования компетенций будущих специалистов в условиях внедрения современных образовательных стандартов....

Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"

Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В  статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...

Методическая разработка «Здоровый образ жизни как фактор развития ключевых компетенций будущих специалистов»

Забота о здоровье ребенка - это не просто                                             ...

Робототехника как средство развития ключевых компетенций дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

quot;Качество дошкольного и начального общего образования: проблемы и перспективы" (сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, г. Петропавловск-Камчатский, 2016 год)...

Проектная деятельность на занятиях хореографией как технология развития ключевых компетенций учащихся.

Процесс формирования и развитие ключевых компетенций учащихся будет наиболее продуктивным при применении, проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время....