Формирование ключевых компетенций будущих специалистов средствами информационных технологий.
статья по теме
Материал содержит пути формирования компетенций будущих специалистов в условиях внедрения современных образовательных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование инфомационных компетенций будущих специалистов | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Одним из направлений модернизации образования является его информатизация, под которой понимается обеспечение сферы образования методологией и практикой использования средств информационных технологий, ориентированных на достижение целей обучения. В этой связи резко возросли требования к информационной и коммуникационной компетентностям личности, как одних из важных структурных компонентов профессиональной компетентности.
Требования, предъявляемые сейчас к современному специалисту, отличны от тех, которые предъявлялись ранее к выпускнику колледжа.
Настоящий профессионал должен:
- иметь беспрепятственный доступ к разнообразным источникам информации за счет профессионального использования информационно-коммуникационных технологий и технических средств;
- уметь своевременно, быстро и качественно обрабатывать большие объемы информации, оптимально выбирая информационно-коммуникационные технологии;
- располагать наработанной коммуникационной средой;
- уметь на основе имеющегося знания создавать новое и применять его к той или иной деятельности;
- обладать способностью к профессиональной мобильности, социальной активности;
- иметь компетентность в смежных областях;
- уметь быстро и эффективно принимать решения;
- стремиться к постоянному самосовершенствованию, самореализации, саморазвитию.
Одной из форм проявления конкурентоспособности специалиста является его компетентность. Понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические, правовые и другие характеристики. В обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.
Формирование профессиональной компетентности - управляемый процесс становления профессионализма, т. е. по существу, это образование и самообразование специалиста.
Важным условием адаптации специалиста в современном информационном обществе является наличие у него информационно-коммуникационно-технологической (ИКТ) - компетенции как уникального объединения профессиональных знаний, навыков и опыта работы специалиста, выраженных в технологии решения профессиональных задач средствами современных информационных и коммуникационных технологий.
В связи с требованиями, предъявляемыми государством к учебным заведениям, задача педагогического колледжа – подготовка специалиста, обладающего запасом необходимых теоретических знаний, хорошо сформированных профессиональных навыков, способного квалифицированно решать производственные задачи. Реализация студентом индивидуальной образовательной траектории в развитии профессиональной компетентности связана с освоением и овладением системой профессиональных знаний и умений. Высокий уровень сформированности профессиональных навыков свидетельствует о способности специалиста реализовывать их в конкретной практической деятельности (компетенции). Быть компетентным значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и умения, а этому учат на уроках информатики.
Подготовку учителей в педагогическом колледже в области информатики и информационных технологий мы осуществляем на трех уровнях: теоретическом и прикладном в рамках дисциплины "Информатика" (1 курс), профессиональном - в рамках дисциплин «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»(2-3 курс), "Информатика с методикой преподавания информатики в начальных классах"(4 курс) и в ходе педагогической практики (4 курс). На всех трех уровнях она осуществляется с учетом ее специфики - интегративности, что предполагает выявление и реализацию межпредметных связей указанных учебных дисциплин с другими в рамках учебного плана педагогического колледжа.
По окончании педколледжа каждый студент должен выработать навыки знающего и думающего пользователя, стать создателем собственных продуктов (программы, рисунков, таблиц, презентаций), и, главное, приобрести высокий уровень информационной культуры. Для этого использую в педагогической деятельности элементы различных образовательных технологий: мультимедийной, блочной системы планирования и изучения учебного материала, проблемного обучения, проектного обучения. Принципы отбора содержания курса информатики, способы организации и динамика учебной деятельности подчинены цели формирования информационной культуры будущего специалиста.
При изучении теоретического материала уроки проводятся в форме лекций, семинаров, зачетов, самостоятельных работ учащихся, уроков с защитой рефератов. Для этой части урока мною разработаны вопросы к зачету, темы рефератов, каталог рекомендуемой литературы. При этом стараюсь организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они твердо усвоили программу, умели разрабатывать алгоритмы решения задач, приобрели навыки учебного труда ( работать с учебником, конспектировать и др,). По окончанию определенного блока тем учащиеся сдают зачет. Это может быть устная форма, в форме реферата или защита презентации.
В практике своей работы я выделяю несколько форм оценочной деятельности учащихся:
1. Публичное выступление.
2. Самостоятельная практическая работа.
3. Защита проекта.
4. Решение задач с использованием информации.
5. Участие в дискуссии.
Поскольку программный курс дисциплины является практически-ориентированным, основную часть аудиторного и внеаудиторного времени в курсе занимает лабораторный компьютерный практикум, в рамках которого студенты получают необходимые навыки работы с программным обеспечением персонального компьютера.
Задания компьютерного практикума, неразрывно связаны с основной образовательной программой студентов, их специальностями и специализацией. Учет направления подготовки позволил перейти от общедидактических указаний по индивидуализации обучения к конкретным рекомендациям с учетом активизации индивидуализированной учебной мотивации и специальных (профессиональных) способностей. Студенты того или иного уровня обучаемости получают свою траекторию развития.
За основу индивидуализации профессиональной подготовки студентов должен стать принцип вариативности выбора содержания и форм деятельности.
Вариативный подход в обучении означает, с одной стороны, многообразие, разноуровневость, дифференцированность заданий, возможность опережающего обучения, преемственность форм обучения; с другой стороны, право личности на обучение в соответствии со своими особенностями, способностями, интересами, жизненными планами. На уроках применяются индивидуальные дополнительные задания, дифференцированная по характеру самостоятельная работа, задания разной степени сложности, индивидуальные графики выполнения учебного плана, лабораторно-практические занятия по "свободному" расписанию без ограничения времени работы студентов, учебно-исследовательская работа студентов в рамках учебного процесса.
К практическим работам составлены индивидуальные карточки по основным темам: « Текстовый редактор», «Электронные таблицы», «Операционная система», карты – консультанты, обучающие практические задания, тесты по основным разделам информатики, контрольные вопросы к зачётам, вопросы для самоконтроля, вопросы к практическим работам.
На втором этапе обучения на 2 курсах у студентов формируются умения использования ЭВМ в различных областях деятельности человека, умение применять готовое прикладное программное обеспечение, а также умение применять компьютер в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности. А именно на уроках студенты учатся создавать документацию, различные дидактический материал, таблицы с диаграммами и графиками, выполняют разработки в рамках каждой содержательной линии с помощью средств ИТ (продукты, имеющие практическую значимость для решения задачи профессионального роста: карты самооценки, буклеты аннотаций, резюме, презентационные материалы, базы данных педагогической информации и т.п). Студенты изучают существующие программные средства, оценивают целесообразность и эффективность их применения. В кабинете есть специальные среды для начального обучения различным предметам с забавными исполнителями, которые в игровой форме отрабатывают простые навыки.
В процессе профессиональной подготовки перед студентами ставятся задачи овладения информационной культурой, позволяющей ориентироваться в потоке разнообразной информации: документографической, библиографической и др. Будущие специалисты должны иметь представление об информационных ресурсах Internet по проблемам их будущей профессиональной деятельности; знать наиболее популярные Web-сайты по вопросам образования и науки; уметь производить поиск в электронных каталогах и базах данных информационных центров, занимающихся проблемами их профессиональной деятельности и многое другое. Использование информационных технологий в процессе формирования ключевых компетенций будущих специалистов выполняют важные функции в жизнедеятельности каждого человека:
- во-первых, формирование у человека способности обучаться и самообучаться;
- во-вторых, обеспечение выпускникам, будущим работникам, большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями;
- в-третьих, закрепление репрезентативности, а, следовательно, нарастающей успешности (устойчивости) в конкурентной среде обитания.
Одним из наиболее продуктивных методов в обучении информатике является метод учебных проектов. Такой вид деятельности позволяет включать в процесс работы навыки исследовательской деятельности. Подобрав правильно тип исследования или проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы, формируя у него необходимые предметные знания и умения, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности. Метод проектов позволяет переносить полученные навыки при решении учебных проблем в ситуации реальной жизни и реального общения для принятия адекватных решений, успешно адаптироваться в социуме и самореализоваться как личности. На основе опыта преподавания информатики я пришла к выводу, что именно проектный метод позволяет добиться положительной мотивации к учению, активизировать познавательные процессы, способность синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов. Индивидуальная проектная деятельность студентов осуществляется в соответствии с технологическими этапами организации проектной деятельности.
Моя роль на уроке с использованием проекта - роль режиссера, позволяющая направить размышления студентов в верное русло.
Для этого нужна целая система вопросов и заданий разного уровня, предполагающая неоднозначность решения. Поэтому для таких занятий я подбираю задачи практической направленности, позволяющие мне опереться на жизненный опыт ребят, нестандартность подходов к решению обсуждаемой проблемы.
Это позволит моим выпускникам стать успешными в выбранной ими профессиональной сфере, так как они будут адекватно реагировать на появление новых технологий, проектов и при этом не будут бездумно принимать все вновь появляющиеся тенденции и изменения, а выбирать те, которые действительно являются перспективными.
На уроках информатики выполняются информационные, исследовательские, межпредметные и практико-ориентированные проекты:
Цель проекта | Деятельность учащихся | Проектный продукт |
Практико-ориентированные Учебные проекты, формирующие деятельностную компетентность. | ||
Решение практических задач | Практическая деятельность в определённой учебно-предметной области. | Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки |
Социальные (информационные) Учебные проекты, формирующие информационную и коммуникативную компетентность. | ||
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении | Деятельность, связанная со сбором, проверкой информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации. | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения. |
Исследовательские проекты Учебные проекты, формирующие мыслительную компетентность. | ||
Доказательство или опровержение | Деятельность, связанная с логическими и мыслительными операциями, экспериментированием. | Результат исследования, оформленный |
Сравнивая работу с текстовым редактором в “режиме упражнений” и в “режиме выполнения проекта” можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия студенты получают намного больше. Подобная работа позволяет студентам осознать преимущества работы с электронным текстом, и увидеть возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике. Студенты выполняют минипроекты по созданию дидактического материала к урокам по всем предметам начальной школы. Это создание кроссвордов, тестов, электронных книжек, лото, дидактических карточек и технологических карт для выполнения этих проектов. В результате, после обмена работ у студентов накапливается материал к практике, который облегчит подготовку к урокам. Проектный метод позволяет создать особую, доверительную обстановку, атмосферу сотрудничества.
Успешное внедрение данного метода приносит следующие результаты:
- Электронные продукты: презентации, сайты, таблицы, алгоритмические схемы, электронные учебники, электронные тесты; адаптированные рабочие программы;
- Новые учебные формы: урок-конференция, урок защиты проектов, урок взаимного обучения.
Работа по данным направлениям позволяет формировать следующие уровни компетентности ученика:
- уровень исполнительской компетентности(правильное создание информационного продукта, преобразование его по схеме, разработанной под руководством учителя);
- уровень технологической компетентности(правильное создание информационного продукта по схеме, самостоятельно спланированной учащимися, и понимание возможностей его преобразования);
- уровень экспертной компетентности(умение обоснованно, качественно оценить самостоятельно созданный информационный продукт, указав его достоинства и недостатки).
Подводя итог, следует отметить, что интеграция традиционных и современных компьютерных методов обучения на уроках информатики позволяют сделать более эффективным качество всего учебного процесса в целом. Такие занятия способствуют развитию основных компетенций обучающихся: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.
Использованная литература.
- Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: учеб.пособие для студ.пед.вузов / М.П. Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика.- 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.- 624 с.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2000
- Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал “Эйдос”, 2005 http://www.eidos.ru/journal/2005/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование межкультурной компетенции учащихся с помощью информационных технологий
Статья о формировании межкультурной компетенции учащихся в средней школе с помощью информационных технологий, об использовании Интернет-ресурсов и их применение на уроках иностранного языка....
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...
ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...
Методическая разработка «Здоровый образ жизни как фактор развития ключевых компетенций будущих специалистов»
Забота о здоровье ребенка - это не просто ...
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Из опыта работы рассматривается организация исследовательской и проектной работы студентов среднего профессионального образования. Приведен конкретный пример созданного проекта в области информационны...
РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
одним из условий решения современных задач в среднем профессиональном образовании является формирование профессиональных компетенций студентов. Задания, имеющие прикладную направленность, формируют у ...
Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение игровых технологий на уроках и внеклассных мероприятиях по химии
ПРОЕКТ Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение игровых технологий на уроках и внеклассных мероприятиях по химии...