Методические разработки
методическая разработка
- «Планирование и организация мастер-классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе дополнительного образовательного учреждения ДХШ г. Десногорск»
- «Методология и методика научного исследования». «Эстетическое воспитание детей посредством изобразительного искусства». Программа социологического исследования.
- «Развитие ассоциативнго мышления через композицию для учащихся 12-17 лет по предмету «Дизайн».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_detey_s_ovz.docx | 23.98 КБ |
esteticheskoe_vospitanie_detey.docx | 47.14 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_po_dizaynu.docx | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Алена Валерьевна
Преподаватель высшей категории
МБУДО «Десногорская ДХШ» г. Десногорска,
Смоленской Области
Планирование и организация мастер-классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья
на базе дополнительного образовательного учреждения ДХШ г. Десногорска.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Дети с ОВЗ могут получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
К главным задачам образования и воспитания личности относится и всемерное развитие личностного потенциала детей. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал.
Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но, у детей с ОВЗ ограниченное жизненное пространства и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Её целью является не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах. Дети с ОВЗ лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со здоровыми сверстниками, учатся от них, получают поддержку.
Творческий потенциал представляет собой сложное понятие, которое включает в себя компоненты, представляющие собой знания, умения, способности (ресурсы личности) и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Таким образом, способности к творчеству имеет практически любой ребенок. Но возможность творческих проявлений возникает у человека не от рождения, а формируется под воздействием среды, воспитания и условий общественной жизни.
ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ С ОВЗ
В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.
Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета или вида творческой деятельности.
С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерантности.
Именно в этой деятельности между людьми возникают отношения, развивающие терпимость, уважение к мнению другого человека. Творчество рождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей полноте.
Особенно ценно, положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии, так как оно формирует у детей творческий взгляд на жизнь, учит позитивному мышлению, расширяет креативность, дети получают опыт успешности и признания их способностей, что благоприятно сказывается на развитии личности в целом.
Основная задача в развитии творческого потенциала детей с ОВЗ несет воспитанникам определенный запас информации, которую дети должны усвоить и накапливать в виде знаний, умений и навыков.
Результатом реализации творческого потенциала является не столько проявление талантливости, сколько способности трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.
Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Ряд качеств, которые формируются у ребенка в процессе творческой деятельности, в конечном итоге положительно скажутся на характере.
Актуальность проекта состоит в том, что он необходим не только детям с ОВЗ, но и преподавателям и родителям воспитанников, а одной из главных перспективных задач является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ОВЗ и обеспечением их дальнейшей социализации.
На основании выше указанного мы предлагаем цикл мастер- классов.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ
Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».
1. «РИСОВАНИЕ ЛИНИЕЙ» Материал: карандаш, фломастер, бумага
2. «ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА» Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.
3. «МОНОТИПИЯ» Материал: краска, кисточка, бумага
4. «РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ»Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.
5. «ПАЛЬЧИКИ — ПАЛИТРА». ПЕЧАТЬ ОТ РУКИМатериал: краска, тарелочки, бумага
6. «КЛЯКСОГРАФИЯ.» РИСОВАНИЕ СОЛОМКОЙ.Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
7. «МЯТАЯ БУМАГА» Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.
8. «ГРАТТАЖ» Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка, и т.д.
9. «ТРИО – ТУШЬ, ВОДА, ГУАШЬ». Материал: плотная бумага, гуашь, тушь, емкость с водой.
10. «РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ — ТРЕНИЯ».Материал: Засушенные листья, силуэты с ярко выраженным рельефом, вата, порошок от наструганных грифелей цветных карандашей.
11. РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ПРИМАКИВАНИЯ
Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага
12. РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ОТ ПЯТНА
Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры, восковые карандаши, уголь или другие графические материалы
13. РИСОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Материал: Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п. Бумага, невысокие полые формы с краской — гуашь, темпера, кисточка. И т.п.
14.«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
Данная программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя первоначальные знания об основных видах искусства: живописи, графики, скульптуры, архитектуры и дизайна, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Систематизирующим методом является выделение 3 основных видов художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный, которые в 5 классе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных способов художественного освоения действительности.
Главная задача – развивать наблюдательность детей, способность живо откликаться на события жизни и первичное освоение художественных материалов.
Организация учебного процесса в коррекционном классе для детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития различного характера эффективно при реализации следующих принципов:
- Единства диагностики и коррекции;
- Коррекционно-развивающие направленности образовательного процесса;
- Индивидуализация обучения;
- Комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств в личности, сохранение и укрепление здоровья.
Перспектива развития проекта
Создание модели взаимодействия специалистов, родителей, привлечение спонсоров, доноров;
Повышение профилактического уровня и компетенции педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками;
Улучшение положительной динамики оздоровления воспитанников;
Обобщение и распространение опыта преподавателей на муниципальном уровне;
Повышение информационной компетенции родителей детей с ОВЗ;
Расширение учреждения дополнительного образования методическими пособиями по теме проекта;
Воспитание дружеских отношений между детьми;
Открытие на базе ДХШ адаптированных классов для детей с ОВЗ;
Привлечение молодых специалистов для работы с детьми с ОВЗ;
Функционирование ДХШ как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, их успешную самореализацию в социуме;
Приобретение инновационной техники.
Предварительный просмотр:
«Методология и методика научного исследования»
«Эстетическое воспитание детей посредством изобразительного искусства» (возраст 6-7 лет)
Программа социологического исследования
Работа преподавателя высшей категории
Десногорской художественной школы
Васильевой А.В.
Десногорск 2021 год
Оглавление
Программа социологического исследования «Эстетическое воспитание детей посредством изобразительного искусства» 3
Интерпретация основных понятий 3
Программа социологического исследования «Эстетическое воспитание детей посредством изобразительного искусства»
Актуальность исследования. Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности детей и подростков. Актуальность ее связана с тем, что принцип творчества становится в настоящее время ведущим в обучении детей. Естественно предположить, что творческое начало, которое, по мнению ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, должно стать жизненным принципом нынешнего поколения учеников, и особенно успешно может быть сформировано в творческо-художественной деятельности.
Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре — таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.
Будущим педагогам необходимо знать, что на современном уровне творчества детей и подростков используются различные виды художественно-эстетической деятельности: сольное и хоровое пение, вокально-инструментальные ансамбли, игра на музыкальных инструментах, театрально-игровая деятельность (драматическая, музыкальная), хореография (народная, бальная, классическая, современного танца), фольклорные ансамбли, оркестры (струнные, духовые, народных инструментов), изобразительного искусства, народно-прикладного творчества и т.д.
Участие детей и подростков в системе дополнительного образования открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школьниками, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе дополнительного образования должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Широкое использование различных видов эстетической деятельности должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства.
Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько они овладевают различными видами художественно-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольствие от нее.
Формы художественно-творческой работы системы дополнительного образования можно объединить следующим образом: массовые, кружковые, студийные, к рассмотрению которых мы и перейдем.
Само название массовые формы говорит о том, что их задачей является охват наибольшего количества (массы) детей и подростков, не требуя от них каких-либо особых способностей. Специальных знаний и навыков. Однако это не означает, что участие в том или ином массовом художественно-эстетическом мероприятии вообще не требует от них никакой подготовки.
Под массовыми формами эстетического воспитания понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальной проверки художественно-творческих данных, уровня эстетического развития ребят. Они эпизодичны. Не предусматривают планомерной творческой деятельности. Достаточно желания, интереса — и школьники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Создание такого интереса, желания зависит от педагога — организатора. Это: тематические концерты, организация и проведение традиционных праздников (в школе, в доме творчества, в клубе и т.д.), карнавалов, конкурсов, смотров, викторин, выставок детского и юношеского творчества. Выполняя эстетико-просветительские функции, названные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей и подростков, имеющих специальные художественно-творческие данные, пробуждают или углубляют их эстетические чувства, потребности. Так, например, окружные, городские конкурсы хоровой музыки могут объединить большое количество хоров домов творчества, школ, студий, школ искусств (до 2500 участников). Такие же конкурсы проводятся по хореографическому и театральному направлениям. Часто эти виды искусства объединятся («Праздники музыки и танца», театрализованные праздники). В последнее десятилетие в Москве проводится регулярно фестиваль «Московия» по всем жанрам художественного творчества детей и подростков, в котором участвуют художественные коллективы центров и домов творчества, школ искусств, творческих клубов, общеобразовательных школ, студий.
Конечно, степень художественных успехов участников подобных конкурсов-фестивалей различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения детей и подростков к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал и способности ребят. В связи с этим организация и проведение многообразных форм массовых мероприятий имеет свои отличия. Подготовка, например, к школьному празднику песни требует тщательного продумывания всех деталей: исходя из поставленной цели, определения темы, содержания (репертуара), распределения задач между ответственными за его проведение, времени и места выступлений. Тогда же как проведение общегородского конкурса — фестиваля хоров, хореографии, театральных коллективов требует создания оргкомитета, жюри, состоящего из специалистов по направлениям, составления программ, афиш, рекламы, организации концертных площадок и т.п.
Тематические концерты требуют меньших усилий со стороны педагогов дополнительного образования, хотя целесообразно и здесь провести некоторую подготовку: предварительно дать краткие сведения, помогающие восприятию программы концерта (об авторах исполняемых произведений, о самих произведениях, истории их создания, художественных образах, характеристиками основных героев и т.д.). При определении темы концерта, беседы, лекции, их содержания учитывается возраст детей и подростков, их общее и эстетическое развитие, так как свое воспитательное воздействие такие мероприятия могут осуществлять лишь тогда. Когда они вызовут эмоциональный отклик, интерес слушателей.
Участвуя в художественно-творческой работе, педагогу дополнительного образования следует помнить, что:
• должны способствовать развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей;
• воспитывать у учащихся стремление пропагандировать музыкальную культуру.
Особое место в системе дополнительного образования отводится театрально-игровой деятельности детей и подростков.
• Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
Основными задачами, которые ставят перед собой руководители и педагоги являются:
• Гармонически развивать природные способности учащихся средствами всех видов искусств.
Любые методики базируются на сведениях о возрастной психологии, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей. Идея Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о неотрывности интеллектуального становления психики ребенка от разнообразия и силы его эмоциональной жизни стала краеугольным камнем отечественной возрастной психологии. Огромная познавательная и нравственная роль изобразительного воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре эффективных жизненных ситуаций способствует интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.
Не менее важным в системе дополнительного образования является развитие детского изобразительного творчества. Формами этого вида художественного творчества могут быть школы искусств, студии, кружки. В них дети и подростки, кроме рисования, лепки и т.д., учатся эстетическому отношению к жизни, развивают образное мышление. Как правило, в эти виды художественного творчества принимаются все желающие, а не только одаренные дети. Много времени ребята проводят вне домов творчества, проводя зарисовки своего города. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдения окружающей среды, путешествий, экскурсий детей в природу пополняет их знание о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за свой родной край, за людей, труд которых создает прекрасное.
Большое внимание уделяется рисованию с натуры, по памяти и представлению предметов декоративно-прикладного искусства. Отдельные предметы можно лепить из цветного пластилина, выполнять аппликации.
Занятия лепкой развивают у детей чувство формы: ее пропорциональности, выразительности, чувственности, ритма. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей и подростков, учитывая вопросы общего и специфического развития личности каждого. Основным принципом изобразительного творчества должно являться развитие в воспитанниках творческой индивидуальности.
Рисунки детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести ребят к правдивому изображению жизни, умению сравнивать изображение и предметы.
Занятия могут сочетаться с различными экскурсиями: в музеи, к памятникам архитектуры, просто в природу — прародительницу всего прекрасного. Изучение памятных мест родного города, истории своей страны, встречи с ветеранами труда, ветеранами Великой отечественной войны способствует отражению в художественном творчестве ребят всех возрастов многообразных интересных тем. В школах искусств, студиях, кружках большое внимание должно уделяться массовой искусствоведческой работе, изучению и пропаганде лучших образцов мирового и отечественного изобразительного искусства.
Посещение художественных музеев, выставок работ художников помогает лучше узнать прошлое своего народа, его искусство, постичь душу другого народа. Этот путь нравственного и эстетического развития позволяет воспитывать детей и подростков подлинными патриотами своей Родины.
Немалыми возможностями этот вид художественно-творческой деятельности дополнительного образования располагает для профориентационной работы. Участие в тематических конкурсах, выставках, ознакомление с творчеством великих художников, с творческим процессом в мастерских известных художников могут стать началом большого творческого пути становления будущего художника, архитектора, скульптора, дизайнера, учителя рисования.
Стимулом к дальнейшему развитию детского и подросткового творчества всегда служат выставки. Уже стало традицией в системе дополнительного образования к знаменательным датам нашей страны открывать выставки рисунков ребят, которые подводят итог их творческих поисков. Участников — юных художников — объединяет поэтическое видение мира, умение найти зримую, реалистическую деталь даже в самом фантастическом сюжете. Коллекции их работ отмечаются дипломами, грамотами.
Одной из массовых форм работы являются организованные домами творчества городские, окружные, районные конкурсы:
- конкурс на лучшую композицию;
- конкурс плаката (политического, борьба против наркомании, спида, алкоголизма и т.д.);
- конкурса рисунка на асфальте («Мой город», «Моя Родина» и т.д.).
Конкурсы рисунка на асфальте имеют уже свою историю. Они проходят интересно, становятся праздником творческого общения детей и подростков разного возраста, знакомства с работой ребят других творческих объединений.
Как уже было сказано, в данном разделе невозможно раскрыть многообразие содержания и форм эстетического развития детей и подростков в системе дополнительного образования, которое дано в специальной литературе (народно-прикладное творчество, фольклор, индивидуальное обучение игры на музыкальных инструментах, вокально-инструментальные ансамбли, и т.д.). Основная исходная цель данного раздела показать значение эстетического воспитания, которое состоит не в создании совершенного оркестра, хора, театра, картины, а в формировании морально красивых людей, культурных, образованных, преданных своей Родине, умеющих не только понимать и ценить красоту жизни, но и являющимися активными ее творцами.
Художественное начало есть в каждом ребенке. И педагогу необходимо видеть в художественно-творческом начале две стороны — социальную и нравственную — и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, он открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает его, подводит к пониманию лучших образцов большого искусства и, следовательно, к более глубокому пониманию мира. А познание радости творческого процесса в коллективе детей и подростков делается основой нравственного воспитания — воспитания личности.
Объект исследования - эстетическое воспитание детей 7-8 лет.
Предмет исследования - «Методы воздействия преподавания живописи, рисунка, композиции на эстетическое воспитание детей.
Цель - выявление возможностей изобразительного искусства как средства эстетического воспитания.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания детей средствами изобразительного искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
3. Провести работу по эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства изобразительного искусства, живописи, композиции.
Методы исследования:
1. теоретический анализ литературы;
2. наблюдение;
3. анкетирование;
4. педагогический эксперимент;
5. анкетирование;
6. беседа.
База исследования: г.Десногорск, ДХШ.
Интерпретация основных понятий
Эстетика является философской дисциплиной, не являясь при этом наукой как таковой. Это область знания о чувственном способе познания человеком окружающего мира. Понятие "эстетика" было введено Александром Баумгартеном (философ эпохи Просвещения). Баумгартен выделял три духовные сферы человеческого мира: разум, волю и чувство. Разум и воля - объекты исследования логики и этики. Чувство же досталось эстетике. Чувственное восприятие сводилось Баумгартеном к характеристике двух явлений: прекрасного и искусства как проявления прекрасного - основной категории эстетики. Именно поэтому исторически сложилось так, что большой частью предмета эстетики является восприятие искусства.
Под воспитанием в широком смысле понимают передачу от поколения к поколению знаний, умений, навыков социального поведения, нравственных норм, т.е. накопленного человечеством опыта, духовного наследия. Осуществляется этот процесс всеми социальными институтами государства: образовательными учреждениями, семьей, церковью, общественными и культурными организациями, средствами массовой информации.
В более узком, педагогическом, смысле воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, подготовку его к жизни, привитие ему определенных навыков поведения, личностных качеств. Это и есть цель воспитания. Под воспитанием понимается как процесс, так и результат воспитательной деятельности.
Эстетическое воспитание — процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Один из универсальных аспектов культуры личности. Эстетическое воспитание реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности. В более узком смысле эстетическое воспитание - в отличие от художественного воспитания - направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и их оценки. Цели эстетическое воспитание и эстетического образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоническое саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры.
Изобразительное искусство – это вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Художественное творчество-это вид творчества, результатом которого является создание произведения искусства, т. е. специфическое отображение объективной реальности в форме художественных образов.
Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.
Рисунок — изображение на плоскости, созданное средствами графики. «Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение», — писал французский художник XVII века Шарль Лебрен.
Композиция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей.
Композиция (изобразительное искусство) — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
Выборка
Выводом теоретической части работы стало положение о том, что искусство является основным средством эстетического воспитания. В данной главе мы представим исследование, проведенное нами с целью выявления возможностей искусства в эстетическом воспитании младших школьников на практике.
При разработке методики исследования были определены его гипотеза, задачи, методы и приемы.
Педагогический эксперимент проводился в ДХШ г. Десногорска. В эксперименте участвовало 24 человека. Социологическое исследование в форме анкетирования. Выборка вероятностная, простой серийный отбор. В эксперименте участвовало 2 класса.
Выявление возможностей искусства, как основного средства эстетического воспитания младших школьников явилось предметом настоящего исследования.
Основным методом исследовательской работы был эксперимент. Кроме того, использовались и другие методы:
- изучение и анализ теоретических работ;
- изучение и анализ методической литературы;
- наблюдение за детьми;
- анкетирование детей;
- беседа с детьми.
В ходе работы над теоретической частью была сформулирована следующая гипотеза: эстетическое восприятие художественных произведений различных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры и др.) позволит сформировать у детей эстетическое отношение к искусству и жизни, будет способствовать не только эстетическому, но и интеллектуальному, творческому, духовному развитию ребенка.
Исходя из гипотезы, мы выдвинули следующие задачи исследования: выявить интерес детей к искусству и проверить эффективность урока по эстетическому воспитанию средствами искусства.
Экспериментальная работа проходила в два этапа, первый из которых был подготовительный.
В ходе подготовительного этапа экспериментальной работы было сделано следующее:
1. Проанализированы учебные программы по курсам «Изобразительное искусство и художественный труд».
2. Проанализирована работа учителей предметов художественного цикла,
которая была выявлена в ходе беседы.
3. Разработаны и подготовлены вопросы для анкеты.
4. Подобран наглядный материал, разработан и подготовлен урок по
знакомству детей с искусством.
Эта работа привела к следующим результатам.
Искусство как средство эстетического воспитания в ДХШ реализуется на уроках художественного цикла. В теоретической части мы отмечали, как важно правильно подходить к восприятию художественного произведения. Мнения педагогов и искусствоведов по этому вопросу нам известны: «Потенциальные возможности художественного произведения необозримы… В результате длительного общения с произведениями искусства развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведения искусства - эстетические чувства, потребности, отношения, вкус, но и формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.
Детям была предложена следующая система вопросов.
Паспортичка:
Дата;
Ф.И.О;
Пол;
Возраст;
Год поступления в школу;
Домашний телефон, сотовый телефон.
Анкета
№ п/п | Утверждение | Да 2 балла | Иногда 1 балл | Нет 0 баллов |
1 | В этом учебном году ты был в музее, на выставке? | 24 человека | ||
2 | Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком? | 6 человек | 18 человек | |
3 | Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки? | 18 человек | 6 человек | |
4 | Хотел бы ты бывать там чаще? | 24 человека | ||
5 | Я хочу познавать мир искусства не только в рамках школьной программы, но и самостоятельно. | 12 человек | 5 человек | 7 человек |
6 | Я с удовольствием интересуюсь информацией из мира искусства. | 20 человек | 4 человек | |
7 | Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве? | 20 человек | 4 человек | |
8 | Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об искусстве? | 12 человек | 12 человек |
Спасибо за участии в анкетировании!
Анализ проведенного социального исследования «Эстетическое воспитание детей посредством изобразительного искусства»
Подсчитывается общее количество баллов. По результатам выделяются следующие уровни развития познавательного интереса у обучающихся ДХШ г.
Высокий уровень- 14-16 баллов;
Средний уровень-10-15 баллов;
Низкий уровень-0-10- баллов.
Результаты были следующие. В данном классе дети за пределами школы, то есть самостоятельно, довольно часто посещают культурные учреждения. Они с удовольствием ходят туда. На вопрос «Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?» «да» ответило 18 человек,» иногда 6 человек.18 человек считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком, и, между тем, 24 человека хотели бы бывать там чаще.
Несмотря на такой неподдельный интерес детей к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. На вопрос «Хотел бы ты больше узнать об искусстве?» они ответили»да» 12 человек, « иногда» 5 человек «нет» 7 человек. Однако, на вопрос «Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?» «да» ответило 20 человек – большее количество опрашиваемых. Мы можем объяснить это тем, что, несмотря на обилие разнообразной литературы для детей в наше время, книг по искусству адаптированных для младшего школьного возраста стало больше. Но в основном такие книги рассчитаны на более старшую аудиторию.
На вопрос о введении нового урока искусства мнения класса разделились. Положительно отреагировала лишь половина класса (12 человек), написали и «нет» - 12 человек.
В ходе беседы с учениками ответившими «нет» выяснилось, что в основном они считают, что такой новый урок искусства будет скорее скучным и поэтому они не хотели бы его введения. Примечательно, что из 12 человек ответивших «нет» девять - мальчики, причем в учебе стоящие не на первом месте. И, как нам кажется, они были не против введения именно предмета искусства, а вообще против введения еще одного нового урока. В этом ответе проявилось их отношение к учебе в целом.
Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес детей к искусству довольно высок. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. К сожалению, книги на данную тему и образовательные передачи по телевидению, как источник информации для младшего школьника сегодня не доступны. В этом мы так же убедились, побывав в детских библиотеках города. Литература по искусству предназначена для более старшего возраста. Возникает противоречие между потребностью в знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения - с другой. Один из выходов в данной ситуации мы видим в введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу. Этому посвящена следующая часть работы.
Цель этого этапа - выявить возможности средств искусства в эстетическом воспитании детей. Для этого был разработан урок по эстетическому воспитанию, где основным средством воспитания были произведения искусства. Разрабатывая урок, мы заметили, что в литературе педагоги обращают внимание на некую особенность, которую нужно знать учителю при знакомстве детей с искусством. Оказывается, учителю самому мало знать сущность искусства. Учитель должен помнить и понимать, что он выступает посредником между ребенком и обширным прекрасным миром искусства. «Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка». Работа учителя по знакомству детей с искусством должна быть системной и правильно организованной.
«Правильная организация урока предполагает: четкую постановку цели занятия, пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование методов, активизирующих логическое и образное мышление, самодеятельность учащихся, а также их собственную оценочную деятельность, своевременную помощь слабым, благожелательное отношение учителя к ученику, справедливую оценку их деятельности». Планируя занятие, мы старались учитывать все представленные требования.
Основной образовательной задачей урока было познакомить детей с понятием «искусство» и с видами искусства на конкретных примерах художественных произведений. Воспитательной задачей явилось воспитывать интерес у младших школьников к искусству. Развивающей - способствовать развитию эстетических качеств младшего школьника.
Перед уроком детям было предложено подготовить сообщения на заданные темы по искусству. Желающих было множество - все темы оказались разобраны. Кроме того, мы попросили принести картинки с интересными архитектурными сооружениями. Этими заданиями мы обеспечили самостоятельную поисковую работу учеников.
За несколько дней до урока оформили класс. На стены повесили картины и открытки, принесенные учениками. Ребята имели возможность заранее их рассмотреть.
Урок проходил в форме «Путешествия в страну Прекрасного», что создало дополнительный эмоциональный настрой.
Деятельность на уроке была весьма разнообразной: дети слушали музыку, рассматривали картины, выступали с докладами, слушали друг друга, участвовали в обсуждении задаваемых вопросов. Скучать было некогда.
Урок прошел на высокой эмоциональной ноте. Когда прозвенел звонок никто не спешил расходиться, настолько все были увлечены уроком. Впоследствии этот настрой сохранился на весь день. А это самый главный результат. Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. Показатель действенности этого урока был действительно высок.
Картины и открытки (нашу «экспозицию») мы оставили висеть еще на неделю, чтобы ребята, получив о них новую информацию, смогли еще раз посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое. Ребята, как мы и рассчитывали подходили и с новым интересом рассматривали картины, приходили даже дети из других классов. Результаты этого урока проявили себя и позднее. Когда в курсе истории класс проходил тему «Искусство Руси», ребята блестяще показали знания, которые усвоили с урока по искусству.
Результативность этого урока несомненна: средства искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к жизни.
Таким образом, средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.
Заключение
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитаниядетей. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Вот те выводы, к которым мы пришли в ходе нашей работы.
Используемая литература
1. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Формирование культурных ценностей молодежи в сфере досуга. Минск, 1989.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в. / Сост. С.Д.Бабышин, Б.Н.Митюр-ров.-М., 1985.
3. Антология педагогической мысли в XVIII в. / Сост. С.Д.Бабышин, Б.Н.Митюров. - М., 1985.
4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.Н.Лебедев. - М., 1987.
5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - нач. XX в. / Сост. П.Н.Лебедев. - М., 1990.
6. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. - М., 1956. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. - М.. 1994.
7. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М.,1961.
8. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1984.
9. Краткий словарь по эстетике. - М., 1983.
10. Лармин О.В. Эстетическое развитие и воспитание молодежи.-М.,1978.
11. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М., 1987.
12. Педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
13. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. Опыт философии, педагогики. - М., 1996.
14. Стефано Дж. Музыкальное образование в новой Европе // Искусство в школе. - М., 1992 №2.
15. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников / Редкол.: Е.И.Крупник, В.Ф.Козьмин, Л.П.Печко. - М.,1982.
16. Столович Я.Н. Жизнь - творчество - человек: Функции художественной деятельности. - М., 1985.
17. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. - М.,1992
18. Фохт - Бабушкин Ю.У. Об активности художественного воспитания. // Искусство и школа: Кн. для учителя /Сост. А.К.Василевский. - М., 1981.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...