Я кадет
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
«Жизнь великих кадетов - образец для подражания»
(1 час)
Цель: воспитание духовно-нравственных качеств через знакомство с жизнью великих исторических личностей России.
Задачи:
- развитие патриотического воспитания;
- воспитание исторических традиций;
- формирование желания служить Отечеству.
Ход занятия:
1.Организационный момент
- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!
- Присаживаемся.
2. Основная часть
От фр. cadet «младший» — из гаскон. capdèt «командир, начальник» (из лат. capitellum, уменьшит. от лат. caput «голова»):
- младшие сыновья дворянских фамилий во Франции;
- молодые дворяне во Франции и Пруссии на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры;
- унтер-офицеры из дворян в некоторых европейских армиях;
- в дореволюционной России с 29 июля 1731 г. и в некоторых иностранных государствах звание воспитанников кадетских корпусов (средних военно-учебных заведений для детей дворян и офицеров, с 7-летним курсом), а в 80-х гг. XX в. — курсантов военно-учебных заведений (неофициально);
- 14 января 1701 г. указом Петра I создается московская Школа математических и навигацких наук.
В школу было повелено принимать сыновей "дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов" от 12- до 17-летнего возраста, впоследствии стали принимать и 20-летних, "нужне не токмо к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству".
Комплект учеников был определен в 500 человек, причем те, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались за собственный счет, все остальные получали "кормовые деньги".
Учебный курс школы состоял из русской грамоты, артиллерии, геометрии и тригонометрии, с практическими приложениями к геодезии и мореплаванию; обучали и "рапирной науке". Ученики из низших сословий обучались только грамоте и счету и назначались по окончании школы писарями, помощниками архитекторов и на разные должности в адмиралтействе; ученики из дворян по окончании полного курса обучения выпускались во флот, в инженеры, в артиллерию, кондукторами к генерал-квартирмейстеру и к архитектурным делам. Дальнейшие знания они должны были получать уже на самой службе.
В школе готовили и начальных учителей, которые рассылались по губерниям, для преподавания математики при архиерейских домах и монастырях, в адмиралтейских и цифирных школах 5.
С учреждением в 1715 г. в Санкт-Петербурге Морской академии московская Школа математических и навигацких наук потеряла значение самостоятельного заведения и превратилась лишь в подготовительное заведение для этой академии.
Возник по инициативе кабинет-министра графа П. И. Ягужинского и президента Военной коллегии графа Б.-К. Миниха по Высочайшему указу от 29 июля 1731 г.: "Дабы Шляхетство от малых лет к тому в теории обучены, а потом в практику годны были, ... учредить Корпус кадетов, состоящий из 200 человек Шляхетских детей от 13 до 18 лет как Российских, так и эстляндских и лифляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам". Учитывая, что "не меньше нужно политическое и гражданское обучение, того ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцования, музыки и прочих полезных наук, дабы, видя природную склонность, по тому б и к учению определить".
В ноябре 1731 г. был утвержден устав, в соответствии с которым в корпус принимались исключительно дворяне, уже обучившиеся грамоте; учебный курс разбивался на четыре класса и в трех высших продолжался 5 или 6 лет. Корпус разделялся на две роты сотенного состава, причем 150 воспитанников набирались из дворян российских, а 50 человек - из эстляндских и лифляндских. В дополнение к Указу от 29 июля устав определил следующие предметы обучения: русский, немецкий, французский и латинский языки, чистописание, грамматику, риторику, мораль и геральдику. Предписывалось "упражнять воспитанников в танцовании, вольтижировании и в солдатской экзерциции". Каждую треть года назначено производить кадетам частные, а в конце года - публичные экзамены, последние в присутствии самой императрицы или же "при министрах, генералитете и прочих духовных и гражданских знатных персонах".
Выпускные кадеты, "не быв в солдатах и матросах и в других нижних чинах", предназначались прямо на службу "в полки от кавалерии или инфантерии, в фортификации или в артиллерии, в унтер-офицерские и в прапорщичьи, а которые больше знают - в подпоруческие и в поруческие, или тому подобные гражданские чины или ранги" .
Создаваемому кадетскому корпусу на Васильевском острове были выделены дворец А.Д. Меншикова, за несколько лет до этого отправленного в Сибирь, и обширная территория, прилегающая к нему.
Официальное открытие корпуса состоялось 17 февраля 1732 г. И, хотя в этот день в нем числилось всего 56 воспитанников, уже в следующем месяце их оказалось более 300. К середине года был утвержден новый штат корпуса на 360 человек с разделением кадет на три роты.
Посетив в период директорства Ф. А. Ангальта кадетский корпус, Екатерина II назвала его "рассадником великих людей".
За первые 70 лет существования из кадетского корпуса было выпущено 3300 воспитанников, в их числе выдающиеся деятели на поприще военной и государственной службы, науки и искусства: генерал-фельдмаршалы Петр Александрович Румянцев, выпускник 1740 г., Александр Александрович Прозоровский (1736) и Михаил Федотович Каменский (1755); генералы Михаил Никитич Волконский (1736), Петр Иванович Репнин (1737), Иван Иванович Веймарн (1740), Петр Иванович Мелиссино (1750), Михаил Васильевич Каховский (1757); генерал-прокуроры Александр Алексеевич Вяземский (1747) и Александр Андреевич Беклешов (1764), адмирал Голенищев-Кутузов (1743), генерал-инженер Михаил Иванович Мордвинов (1747), директор первого русского театра Александр Петрович Сумароков (1740), русские писатели-трагики Михаил Матвеевич Херасков (1751), Владислав Александрович Озеров (1787) и Матвей Васильевич Крюковский (1798), посол России в Турции в период русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., действительный тайный советник Алексей Михайлович Обресков и многие другие.
Высочайшим указом от 10 марта 1800 г. Императорский (с 1756) Сухопутный Шляхетный кадетский корпус был переименован в 1-й кадетский корпус.
В 1907 г. 1-й кадетский корпус отметил свой 175-летний юбилей. За это время в его стенах было воспитано 95 георгиевских кавалеров 34. В числе первых обладателей этой самой почетной среди русского воинства награды - воспитанник кадетского корпуса граф П. А. Румянцев-Задунайский, награжденный 27 июля 1770 г. орденом св. Георгия 1-й степени "за одержанные над неприятелем знаменитые победы при Ларге 7 июля и под Кагулом 21 июля 1770 г."
Среди кавалеров ордена св. Георгия 2-й и 3-й степеней Александр Прозоровский и Михаил Каменский; 2-й и 4-й - Карл Толь; 3-й и 4-й степеней - Давид Михельсон, Яков Гине, Павел Чоглоков, Яков Потемкин.
Стали георгиевскими кавалерами за отличие в сражениях с французами в 1812-1815 гг. - 11, в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. -30 и в русско-японскую войну 1904-1905 гг.- 18 выпускников 1-го кадетского корпуса.
В Добровольческих войсках вместе с взрослыми воевали и дети, подростки, по большей части курсанты кадетских училищ. Когда генерал барон Петр Николаевич Врангель возглавил армию, он распорядился собрать разбросанных по боевым частям кадет, вывести из боев с тем, чтобы продолжить учебу в сводном Крымском Кадетском Корпусе. Вместе с войсками кадеты переместились в Сербию, где кадетские корпуса продолжали действовать. Там учился и А.Г. Лермонтов, который высоко ценил кадетское братство.
Выпускники русских корпусов в Югославии - последние представители Белого Движения. Разбросанные по всему миру, они не теряют связи между собой, собираются на ежегодные встречи и издают свои журнал "Кадетская перекличка".
3. Заключительная часть
- А сейчас мы с вами просмотрим презентацию об великих кадетах России (просмотр презентации).
История помнит имена великих или видных. Большинство кадет попало за границу в детском возрасте, они только мечтали о подвигах во имя России и умирали известными только узкому кругу друзей. От них остаются лишь скупые строки некрологов.
- Сегодня мы с вами поговорили о жизни великих кадетов.
- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!
- Разойтись.
Тема: «Строевая подготовка»
(Вводное занятие)
(1 час)
Цель: познакомить воспитанников с основными требованиями строевого устава.
Задачи:
- Прививать и требовать от воспитанников высокой дисциплинированности.
- Формировать у воспитанников убеждённость, сознательную готовность и необходимость защиты Родину.
- Воспитание необходимых моральных, психологических и физических качеств, привитие у воспитанников примерного поведения и дисциплинированности.
Место проведения: спортивная площадка.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Построение, проверка внешнего вида и количества воспитанников.
2. Основная часть
Строевая подготовка — один из важнейших предметов воинского обучения и воспитания. Она предполагает выработку у солдат (матросов) строевой выправки, подтянутости, аккуратности, дисциплинированности, умелого и быстрого выполнения одиночных строевых приемов и слаженных действий в составе подразделения. Строевая подготовка включает: одиночное строевое обучение без оружия и с оружием; строевое слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и на машинах; строевые смотры подразделений и частей, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя.
Строевая подготовка проводится в учебное время, предусмотренное расписанием занятий. Она совершенствуется на занятиях по тактической, огневой и физической подготовке, на всех других занятиях, при построениях и передвижениях и в повседневной жизни.
Строй и управление им
Строй и элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдата перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте.
Строй — установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
Линия машин — строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.
Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
Фронт — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины — лобовой частью).
Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.
Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.
Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.
Ширина строя — расстояние между флангами.
Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).
Двух шереножный строй — построение, в котором военнослужащие одной шеренги стоят в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.
Ряд - двое военнослужащих, стоящих в двух шереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, то такой ряд называется неполным.
При повороте двух шереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.
Одно - шереножный и двух шереножный построения могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.
В сомкнутом строю, военнослужащие в шеренгах стоят по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.
В разомкнутом строю, военнослужащие в шеренгах стоят по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.
Колонна — строй, в котором военнослужащие стоят в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром.
Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.
Колонны используются для построения подразделений и частей в развернутый или походный строй.
Развернутый строй — построение, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одно-шереножном или двух шереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных уставом или командиром.
Развернутый строй используется при проведении проверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.
Походный строй — построение, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах стоят одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром.
Походный строй используется при совершении подразделениями марша, прохождении торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.
Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся в колонне головным.
Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командным голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.
Команда бывает предварительной и исполнительной; может быть и только исполнительной.
Исполнительная команда (в уставе напечатана крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.
Отдание чести:
-на месте и движении, (без головного убора, при надетом головном уборе), при обгоне начальника
-вне строя в движении, в строю на месте, и в строю в движении
Приветствие в сторону начальника
Для привлечения внимания подразделения или отдельного военнослужащего в исполнительной команде при необходимости называются наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего. Например: "Взвод (взвод) — стой!"; "Рядовой Петров, кру-гом!"
Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя, а доклад произносится четко, без резкого повышения голоса.
Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда "Отставить!" По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
При обучении допускается выполнение указанных в уставе строевых приемов с помощью подготовительных упражнений. Например: «Направо, по разделениям: делай — раз, делай — два".
Кадет обязан:
• аккуратно заправить обмундирование, помочь товарищу устранить замеченные изъяны;
• знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя без разрешения;
• в строю без разрешения не разговаривать; быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;
• передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.
Кадетское приветствие выполняется четко и молодцевато.
Для этого на месте, вне строя, без головного убора, за три-четыре шага до начальника (старшего) надо повернуться в его сторону, принять строевую стойку и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову. Если головной убор надет, то, кроме того, приложить к нему правую руку так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча. При повороте головы в сторону начальника (старшего) положение руки у головного убора не изменяется.
Когда начальник (старший) минует выполняющего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку. Если у военнослужащего руки заняты ношей, то воинское приветствие выполняется поворотом головы в сторону начальника (старшего).
На приветствие начальника или при объявлении благодарности военнослужащие отвечают громко, ясно, согласованно. При движении все военнослужащие начинают отвечать с постановкой левой ноги на землю, произнося последующие слова на каждый шаг.
Строевая стойка. Выполнение команд "Становись!", "Равняйсь”, "Смирно!", "Вольно!", "Заправиться!"
Строевая стойка
Строевая стойка принимается по команде "Становись!" или "Смирно!" По этой команде надо стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки ног выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а туловище немного подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.
Строевая стойка на месте принимается и без команды: при отдании и получении приказа, при докладе, во время исполнения Государственного гимна Республики Казахстан, при выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд.
По команде "Вольно!" надо встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не снижать внимания и не разговаривать.
По команде "Заправиться!", не оставляя своего места в строю, нужно поправить оружие, обмундирование и снаряжение; при необходимости выйти из строя обратиться за разрешением к непосредственному начальнику.
Перед командой "Заправиться!" подается команда "Вольно!"
Для снятия головных уборов подается команда "Головные уборы" (головной убор) — снять!", а для надевания — "Головные уборы (головной убор) — надеть!" При необходимости одиночные военнослужащие снимают и надевают головной убор без команды.
Положение снятого головного убора: а — фуражки; б — фуражки полевой хлопчатобумажной; в — шапки-ушанки
Снятый головной убор держится в левой свободно опущенной руке кокардой вперед.
Без оружия или с оружием в положении "за спину" головной убор снимается и надевается правой рукой, а с оружием в положениях "на ремень", "на грудь" и "у ноги" — левой. При снятии головного убора с карабином в положении "на плечо" карабин предварительно берется к ноге.
Построение подразделений производится по команде "Становись!", перед которой указывается порядок построения. Например: "Отделение, в одну шеренгу — становись!"
По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, соблюдая установленные интервал и дистанцию, и принять строевую стойку.
3. Заключительная часть
- Итак подведем итоги занятия:
1. Расскажите об элементах строя.
2. Какие команды подаются для перестроения строя?
3. Как отвечают военнослужащие на приветствия начальника на месте и в строю?
4. Каковы действия солдат перед построением и в строю?
«Истоки кадетства»
(2 часа)
Цель: продолжать расширять представление о многообразии и насыщенности жизни кадетов.
Задачи:
- развивать патриотическое воспитание;
- формирование желания служить Отечеству.
- воспитывать желание принимать участие в мероприятиях патриотической направленности.
Ход занятия:
1.Организационный момент
- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!
- Присаживаемся.
2. Основная часть
Сейчас мы с вами отправляемся на экскурсию в музей МБОУ СОШ №11.
(Экскурсия в музей школы)
В кабинете огневой подготовки ребята смогли увидеть и потрогать оружие, как времен Великой Отечественной войны, так и современное оружие.
Незабываемое впечатление получили дети от демонстрации процесса сборки учебного автомата (АКМ – 74). Они заворожено следили за четкими, слаженными движениями кадетов, уверенно управляющихся с оружием. Каждый ребенок получил возможность подержать в руках автомат.
Дети познакомились со средством индивидуальной защиты, и
даже примерили на себя.
Во время посещения музея ребята узнали об истории школы, о её лучших выпускниках, о школьных традициях, а также о возникновении первого кадетского класса.
Кадетское движение зародилось в России давно и стало традицией образования. Первый кадетский корпус был основан в 1732 году, при императрице Анне Иоанновне. Кадетом считался - юный представитель дворянской семьи, которого отправляли ко двору обучаться военным наукам. Впоследствии он получал офицерский чин. Потребность в военизированных школах была всегда. Так, в СССР появились нахимовские и суворовские училища. С конца 90-х в России вновь возрождаться кадетские корпуса и школы.
Жизнь - отечеству, честь - никому! Таков девиз кадетов. И в первую очередь их учат осознавать свой долг, понимать значимость клятвы и присяги – об этом ребятам рассказали сами кадеты.
Воспитанники смогли блеснуть и своими знаниями об округе и городе, в котором они живут.
Кадеты провели небольшую тренировку с детьми. Показали свои спортивные достижения.
- Заключительная часть
Воспитанники услышали от кадетов такие важные слова, что нужно быть верным России, гордиться ее прошлым, уважать обычаи и традиции всех народов, населяющих землю великой родины. Юный ученик, который вступил на путь кадета, должен быть готов к насыщенной учебной программе. И соревнованиям, которые не предусмотрены в обычной школе. Его научат порядку и дисциплине, но прежде он должен это заслужить.
- Сегодня мы с вами посетили музей МБОУ СОШ №11.
- Что запомнилось?
-Какие впечатления остались?
- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!
- Разойтись.
«История Российской армии»
(1 час)
Цель: воспитание патриотизма учащихся на примере великих полководцев России.
Задачи:
- познакомить с биографией Петра I, А.Суворова, Л. Кутузова, Г.К.Жукова, А.Матросова, Л.Голикова;
- воспитывать патриотизм, любовь к Родине;
- развивать познавательную, творческую активность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!
- Присаживаемся.
2. Основная часть
- Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить страницы истории России и поговорить о защитниках нашей Родины.
Рассказ с демонстрацией слайдов.
Наша армия родная
И отважна, и сильна.
Никому, не угрожая,
Охраняет нас она.
Оттого мы любим с детства
Этот праздник в феврале
Слава Армии Российской
Самой мирной на земле!
(Слайд 3) –О первых защитниках нашей Родины мы с вами можем узнать из былин и сказах. Это Илья Муромец, Никита Кожемяка, Алеша Попович.
Наша армия имеет древнюю и славную историю, хотя армией стала называться не так давно — более двухсот лет назад. Руссы — так в древности звали наших предков — были смелыми и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли.
(Слайд 4) Петр I – царь России, который создал регулярную армию и первый Российский флот. На вооружении Российской Армии были пушки, сабли, мечи.
(Слайд 5). Помнит русский народ и великих полководцев России, которые принесли нимало побед в битвах за Родину. Александр Суворов родился мальчиком болезненным и слабым. Отец по желанию мальчика, записал его рядовым в лейб-гвардии Семеновский полк. В 1745 Александр поступил на действительную службу, закалившую его здоровье. В офицеры произведен в 1754 году. В 1761 командовал отдельными отрядами и отличился как отважный партизан и лихой кавалерист. Император Павел, по итогам войны с Францией, пожаловал ему титул князя Италийского и звание генералиссимуса и приказал поставить ему памятник в Санкт-Петербурге. В течение своего долголетнего военного поприща Суворов ни разу не был побежден.
(Слайд 6) Родился Михаил в семье сенатора Иллариона Голенищева-Кутузова. Первое обучение Михаила Кутузова проходило дома. Затем в 1759 году он поступил в Артиллерийскую и Инженерную шляхетскую школу. Окончив школу, остался преподавать математику, вскоре стал флигель-адъютантом, а позже – капитаном. В 1811 году М. Кутузов разгромил турецкие войска и получил графское достоинство. Во время Отечественной войны 1812 года Кутузов назначен главнокомандующим всех русских армий, а также получил титул светлейшего князя. Вначале отступив, Кутузов показал великолепную стратегию во время Бородинской, а также Тарутинской битвы. Армия Наполеона была уничтожена.
(Слайд 7) Жуков Георгий Константинович (1896-1974), советский военачальник, маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза (1939, 1944, 1945, 1956). Участник сражения на р. Халхин-Гол (1939). С 1940 командующий войсками Киевского ВО. В январе — июле 1941 начальник Генштаба — заместитель наркома обороны СССР. В Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец. Сыграл важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских войск в Ленинградской и Московской битвах (1941-42), при прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах (1942-43), при наступлении на Правобережной Украине и в Белорусской операции (1943-44), в Висло-Одерской и Берлинской операциях (1944-45). С августа 1942 заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного Главнокомандующего.
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна
Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
Если бы не простые солдаты, матросы, танкисты, летчики, артилерристы, не встали грудью за свою Родину, русскому народу было бы не просто победить в Великой Отечественной Войне.
(Слайд 8) 27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки (Локнянский район Псковской области). Как только советские солдаты прошли лес, и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника — три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. На подавление огневых точек были высланы штурмовые группы по два человека. Один пулемёт подавила штурмовая группа; второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков, но пулемёт из третьего дзота продолжал простреливать всю лощину. Тогда в сторону дзота поползли рядовые Пётр Огурцов и Александр Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Александр Матросов посмертно награжден званием Героя Советского Союза.
(Слайд 9) Голиков Леонид Александрович - юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда, действовавшего на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей. Родился 17 июня 1926 года в деревне Ликино в семье рабочего. Окончил 5 классов. Работал на фанерном заводе. В годы Великой Отечественной войны с марта 1942 года Лёня Голиков - разведчик. Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием в 250 подвод в блокадный Ленинград.13 августа 1942 года группа разведчиков, в которой был и Лёня Голиков, в районе деревни Варница захватила ценные документы. 24 января 1943 года 16-летний партизан пал смертью храбрых в бою у села Острая Лука Псковской области. Похоронен на родине - в деревне Ликино Парфинского района Новгородской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Голикову Леониду Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награждён орденами Ленина (2.04.1944; посмертно), Красного Знамени и медалью "За отвагу".
– Как вы думаете, каким должен быть солдат современной Российской Армии и Флота?
(Слайд 10) Литмонтаж.
Пограничник на границе
Нашу землю стережёт,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ...
Наши лётчики-герои
Небо зорко стерегут,
Наши лётчики-герои
Охраняют мирный труд.
Наша армия родная
Стережет покой страны,
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны.
(Л. Некрасова.)
(13 Слайд) На Красной площади – парад
Выходят в ряд бойцы.
Чеканя шаг, плечом к плечу
Шагают храбрецы.
Вот танки медленно идут,
Гремят по мостовой.
И восхищается народ
Их мощью боевой.
Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу!
Он на посту – и наш народ
Гордится Армией по праву.
Спокойно дети пусть растут
В Российской солнечной Отчизне
Он охраняет мирный труд,
Прекрасный труд во имя жизни.
Викторина «Из истории Российской Армии и Флота»
1) Назовите имена русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
2) Кому принадлежат слова «Тяжело в учении – легко в бою?» (А.Суворову). Какие еще знаете выражения А.Суворова из «Науки побеждать»?
3) Какими орденами имени прославленных русских полководцев награждали в годы Великой Отечественной войны за особые заслуги? (Орденом Александра Невского, Александра Суворова и др.)
4) Назовите русских князей, прославивших свою землю ратными подвигами (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.)
5) В какой стране появился первый танк? (В России, в 1915 году, он назывался вездеход. Первыми наладили производство танков англичане в 1916 году. Отсюда и закрепилось за этой машиной слово танк).
6) Какой полководец командовал русской армией во время войны с французами в1812 году? (Михаил Кутузов).
7) Кем был учрежден Андреевский флаг? (Петром I в 1699 году. Это кормовой флаг российского Военно-Морского флота. Он белого цвета с диагональным голубым крестом Андрея Первозванного, отсюда название Андреевский).
3. Заключительная часть
- Ребята, что нового и интересного вы узнали на нашем занятии? (ответы детей).
- Какие великие русские полководцы вошли в историю нашей Родины? (ответы детей).
- Какие качества надо воспитывать в себе, чтобы стать настоящим защитником Отечества?
- Желаю вам хорошо учиться, быть смелыми и сильными, и мирного неба над головой.
- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!
- Разойтись.
«Русь. Россия. Родина.»
(1 час)
Цель: способствовать формированию и воспитанию чувства патриотизма.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям, защищавшим ее;
- расширять знания о родном крае, развивать интерес к истории страны, государственной символике;
- усиление патриотических качеств личности.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!
- Присаживаемся.
2. Основная часть
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.
- Ребята, а как называется ваша Родина, страна, в которой вы живёте? (Россия)
- Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.
- Велика наша страна, необъятны её просторы. Какими словами можно назвать Родину?
(Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество…)
- Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:
Наше отечество
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.
- Что вы узнали из рассказа о Родине?
- Как нужно к ней относиться?
- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?
- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе?
- Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:
- Одна у человека мать, одна у него и Родина.
- Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Жить – Родине служить.
- За Родину – мать не страшно умирать.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Родной куст и зайцу дорог.
- С родной земли – умри, не сходи.
- Своя земля и в горсти мила.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
- Итак, ребята, мы продолжаем говорить о родной для нас стране. Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.
(Ответы детей)
- Что вы знаете о цветах флага?
- Что символизирует двуглавый орёл на гербе?
- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:
Кедр - символ Ливана.
Сакура - символ Японии.
Канадский клен - символ Канады.
Баобаб - главный национальный символ Сенегала.
Мимоза - символ Австралии.
Гинко билоба, сосна, кипарис, тополь и верба - символы Китая.
Веерная пальма или Коко-де-мер ("морской кокос") - символ Сейшел, расположенный на гербе страны.
Кокосовая пальма - символ островов Килинга в Индийском океане.
Липа и дуб - символы Латвии.
Липа - также национальный символ Словении.
Дуб - также символ Германии и США.
Равенала ("дерево путешественников") - национальный символ Мадагаскара.
Банья (Banyan) - национальный символ Индии.
Тюльпаное дерево - национальный символ некоторых штатов США.
Восковая пальма из департамента Киндио - национальный символ Колумбии.
Королевская Пальма - национальный символ Кубы.
Дерево нарра (или птерокарпус индийский) - символ Филиппин.
Сейбо, или эритрина считается национальным символом Аргентины.
Цейлонское железное дерево - национальный символ Шри-Ланки.
Красное дерево (махагони) - символ Белиза.
Сахарная пальма (Borassus Flabellifer) - символ Камбоджи.
Кактус (это для нас он маленькое растение) - национальный символ Мексики.
- А какое дерево – символ России?
(Ответ детей)
- Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане. А уж сколько песен о ней сложено! Давайте вспомним одну из них: “Во поле берёзка стояла”
Игра “Знаете ли вы Россию?”.
- Столица России:
- Москва
- Киев
- Петербург
- Древнерусское сооружение?
- собор
- мечеть
- кремль
- Жилой дом русского народа?
- хата
- изба
- юрта
- Праздник проводов русской зимы?
- рождество
- масленица
- крещение
- Предметы одежды русских женщин?
- чалма
- сарафан
- кимоно
- А сейчас продолжаем говорить о негосударственных символах России.
- Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда...
Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.
А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох, - это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев - с апреля до сентября - смотрят в небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны. А тайн у ромашки великое множество.
Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит..."”
- Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Но есть еще один негосударственный символ – символ единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая (Ответы детей).
- Верно, это матрёшка. Что вы знаете о матрёшке? (Высказывания детей)
- Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя.
- Просмотр презентации «Русь. Россия. Родина.»
3. Заключительная часть
Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь.
- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!
- Разойтись.
«Бюро добрых поступков»
(2 часа)
Цель: воспитывать духовно-нравственные качества через обсуждение примеров из личного опыта.
Задачи:
- формировать умение делать собственные умозаключения;
- развивать творческое начало;
- воспитывать желание проявлять заботу о старшем поколении.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!
- Присаживаемся.
2. Основная часть
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения. Я прошу вас присесть на свои места.
- Дети, а кто из вас помнит пословицы и поговорки о добрых словах?
Доброе слово дороже богатства.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
«Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».
Доброе слово дороже богатства.
Доброе слово окрыляет
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.
Хорошие слова всегда к месту.
- Что общего в этих пословицах? (Они говорят о слове)
- Какие бывают слова? (хорошие и плохие, обидные, добрые и т.д.)
- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть «особые», самые нужные и самые важные для каждого человека.
- Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова являются важными для каждого человека.
Чтение стихотворения С.Я. Маршак «Добрые слова».
Добрые слова не лень,
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«добрый день!» - кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
- Какие слова запомнили?
- Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому? («Волшебные слова»).
Разговор о волшебных словах:
- На какие группы можно разделить эти слова?
- Давайте, разделим эти слова на группы.
- Их мы назовём: Слова – приветствия.
Слова-просьбы.
Слова – благодарности.
Слова – пожелания.
Слова-извинения.
Слова-прощания.
- Давайте, поговорим о каждой из этих групп.
- Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»?
- Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровья. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.
Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Есть такая наука «Этимология», которая изучает значение и происхождение слов. Обращаясь к этимологическому словарю: «Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое как исполненное благодарности пожелание.
В таких часто употребляемых словах отдельные их части постоянно сливаются, а неударные (заударные) звуки слабеют и отмирают, как кончики ветки, куда уже не поступает сок. Отмерло и конечное «Г». Но слово это и без «Г» не потеряло своей красоты, оно доброе и светлое. СПАСИБО!
- Какие слова благодарности говорите вы?
- Когда мы говорим эти слова-извинения?
- Почему человек должен уметь извиняться? (уметь признать свою ошибку)
-Простите! - я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду-
-Простите, я больше не буду.
Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела, поступки, пользуется добрыми словами, какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите!
Дети: доброе, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом.
- А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? (Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т.д. последней показываю грустную Золушку).
- Ребята как вы думаете, почему она грустная? А как мы можем ей помочь?
Вы хотели бы взять в друзья Золушку, почему?
Воспитатель: Все вы, наверное, хорошо знакомы с некоторыми сказками. Какие сказки вы знаете? Во всех сказках добро борется со злом. И не всегда эта борьба бывает легкой. Иногда сказочные герои вынуждены пройти серьезные испытания, прежде чем добро восторжествует.
Интересно, а вы сможете сразу определить добрый человек или злой?
Воспитатель: Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?
Дети: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении.
Воспитатель: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?
Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.
Воспитатель: Молодцы! Доброта - это важное человеческое качество.
Инсценирование сюжета.
«Пошли погулять мальчик и девочка в сад. Мальчик играл с игрушкой, а девочка сидела на скамейке рассматривала книгу. Мальчик, увидев девочку, тоже захотел посмотреть книгу. И он решил подойти к ней поближе. Начал девочку дергать за косички.
- Ай-ай - (заплакала девочка).
На крик прибежала мама девочки. Она посмотрела сурово.
- Простите меня! - шепнул мальчик виновато.
- Ступай! - улыбнулась. «Прощаю тебя!»
- «Простите!» Ура!- воскликнул мальчик радостно. «Простите!» - «Какое интересное слово»- подумал мальчик.
Мальчик с девочкой помирились».
Воспитатель: Как вы думаете, надо ли просить прощения? Зачем?
Дети: Надо! Чтобы тебя простили и не обижались.
Воспитатель: Как вы считаете, за что надо извиняться?
Дети: За плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул или был невежливым.
Воспитатель: Верно! Вы назвали немало случаев, когда необходимо извиняться. А вы оказались в таких ситуациях? Расскажите о них, пожалуйста.
Дети: Рассказы детей.
Воспитатель: Вы правильно сказали, что надо извиняться за ложь и обман. Почему?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «За ложь надо извиняться, потому что».
Дети: Если ты солгал один раз, второй раз тебе не поверят. С обманщиком никто не дружит, не играет. Лживых людей не уважают, их называют «врун», «лжец», «обманщик». Если ты солгал, необходимо извиниться как можно скорее! Но лучше никогда не лгать и всегда говорить правду.
Воспитатель: Теперь рассмотрим такую ситуацию. Вы вошли в автобус, но не успели сесть, автобус тронулся с места, и вы нечаянно кого-то задели, толкнули или наступили кому-то на ногу. Что необходимо сделать?
Дети: Извиниться!
Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «Извиниться надо и тогда, когда кого-то нечаянно задел или толкнул, потому что»
Дети: Признаешься в том, что доставил неприятность случайно и жалеешь об этом. Нужно снять обиду, напряжение, чтобы стало легче находиться вместе.
Воспитатель: Что чувствует человек, перед которым извинились?
Дети: Ему приятно, что перед ним, извинились.
Воспитатель: И, как правило, он отвечает с улыбкой: «Ничего, ничего, пожалуйста. Ничего страшного!» Надо уметь извиняться, но при этом нельзя забывать, что делать это надо вовремя.
Воспитатель: Предлагаю вам игру «Добрые слова» (презентация).
Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова, а чтобы они сопутствовали вам всегда.
А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.
Дома, в школе и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день».
Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.
Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».
Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».
Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.
Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.
- А сейчас мы с вами выполним творческую часть нашего занятия и изготовим новогодние открытки для наших ветеранов и гостей. (изготовление открыток)
3. Заключительная часть
- Все молодцы. Сделали красивые открытки. Эти открытки мы подарим нашим гостям на новогоднем утреннике.
- Что нового и интересного узнали сегодня?
- Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова» слова?
Я вам желаю, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…!
- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!
- Разойтись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Педагогика сотрудничества воспитателя кадетского корпуса и родителей кадет"
В достижении этой цели роль воспитателя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный воспитатель кадетского корпуса должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценн...
Конспект урока в 7 классе по теме "Великие кадеты"
Данный урок является обобщением опыта учителя по теме: «Формирование духовно – эстетических качеств кадет в условиях урочной и внеурочной деятельности». На современном этапе развития нашего общества о...
Посвящение в кадеты учащихся 5 класса/торжественная линейка
ЛИНЕЙКА,посвященная приему учащихся 5бкласса МБОУ СОШ № 15 станицы Старонижестеблиевской Красноармейского района в состав Полтавского кадетского казачьего корпуса....
Визитная карточка кадетов МБОУСОШ 23 с Великовечного (Царский дар). "Мы-кадеты Царского Дара."
В сентябре 2008 года в школе был создан на базе 9 класса кадетский класс казачьей направленности. Сегодня визитная карточка кадетов -это представление на конкурсах и фестивалях....
Визитная карточка кадетов МБОУСОШ 23 с Великовечного (Царский дар). "Мы-кадеты Царского Дара."
В сентябре 2008 года в школе был создан на базе 9 класса кадетский класс казачьей направленности. Сегодня визитная карточка кадетов -это представление на конкурсах и фестивалях....
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ КАДЕТ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАДЕТЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ!"
Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование высокого социальног...
Программа класса кадет патриотической направленности "Я - Кадет"
laquo; Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.И такой фундамент - это патриотизм» В.В.Путин...