ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «АРТ-ХОББИ» (базовый уровень)
рабочая программа
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование обеспечивает: их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-hobbi_sever_e._m.docx | 88.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ ДО «Центр детского творчества» ______________ Л.В. Орлова Приказ № 147 от 05.09.2019 г. |
РАССМОТРЕНО: на заседании Педагогического совета Протокол №7от 30.05.2020 г. Председатель ПС _______________ И.А. Семенчук |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«АРТ-ХОББИ»
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 7-13 лет
Срок реализации: 2 года
Автор: Север Элина Маратовна,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………… 3
2. Учебный план……………………………………………………… 8
3. Содержание программы…………………………………………. 10
4. Методическое обеспечение программы ………………………….. 13
5. Список литературы…………………………………………………. 14
6. Глоссарий…………………………………………………………… 14
7. Календарный учебный график ……………………………………. 15
1. Пояснительная записка
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование обеспечивает: их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Арт-хобби» имеет художественную направленность.
Уровень освоения содержания программы – базовый.
Дополнительная общеразвивающая программа «Арт-хобби» разработана в соответствии с:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018 № 196);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. № 06-1844);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41).
Актуальность. Занятие учащихся декоративно-прикладным творчеством помогает укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Рукоделие всегда было популярным и остаётся неотъемлемой частью для людей любого возраста, как в повседневной жизни, так и в определении жизненных ориентиров, в выборе профессии.
Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир. Искусство развивает глазомер и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, нравственные принципы. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность.
Программа включает в себя следующие виды деятельности: лепка, коллаж из газет и журналов, точечная роспись, граттаж, ниткография, панно из кофейных зерен, панно из паеток, пуговичные идеи.
Отличительная особенность программы: раннее приобщение к декоративно-прикладному творчеству, включение учащихся в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей; учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации; свобода самостоятельной деятельности, в которой учащийся является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно - волевых качеств; функция педагога заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей учащемуся выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер.
Цель программы: обучение изготовлению предметов арт-декора и сувениров с использованием современных и традиционных технологий декоративно-прикладного творчества.
Образовательные (программные) задачи:
- ознакомление с историей развития и современными направлениями декоративно-прикладного искусства;
- ознакомление с различными техниками работы, материалами, инструментами и приспособлениями;
- ознакомление с основами дизайна интерьера;
- обучение созданию оригинальных изделий с использованием различных техник;
- формирование творческих способностей учащихся, их познавательной активности при выполнении творческих, практических, проектных работ.
Личностные задачи:
- формирование умения работать как в группе, так и индивидуально;
- развитие эмоционально-волевых и духовно-нравственных качеств учащихся;
- приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
- формирование эстетической, коммуникативной культуры и толерантности;
- формирование здорового жизненного стиля и бережного отношения к окружающему миру.
Метапредметные задачи:
- развитие образного и пространственного мышления, наблюдательности, воображения, памяти, глазомера, фантазии, моторики рук;
- развитие самостоятельности, аккуратности, ответственности, умения преодолевать трудности;
- формирование внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений в повседневной жизни;
- расширение творческого кругозора учащихся.
Планируемые результаты освоения программы
Образовательные (программные) результаты первого года обучения:
учащиеся понимают:
- исторические и современные традиции и направления, национальные традиции в области арт-декора;
- функциональные особенности приборов и инструментов (ножницы, пассатижи, кусачки, круглогубцы, плоскогубцы, термопистолет, ткацкий станок, пяльцы, мебельный степлер), основы техники безопасности при работе с материалами и инструментами;
- соответствующую направлению терминологию;
- отличительные свойства и основные характеристики видов бисера, нитей и сопутствующих материалов;
- основы цветоведения (цветовой круг, сочетание цветов, и т.д.);
- основные технологические приёмы работы с различными материалами;
умеют:
- правильно организовывать рабочее место и выполнять технологические операции с соблюдением правил техники безопасности;
- организовывать рабочий процесс в рамках здоровьесбережения и профилактики заболеваний, обуславливающих работу с бисером и сопутствующими материалами;
- использовать свойства и особенности материалов при планировании и выполнении творческой работы;
- грамотно с использованием соответствующей терминологии и понятий описывать процесс изготовления изделия;
владеют:
- информационной культурой (правилами планирования технологической последовательности, работа на компьютере);
- коммуникативной культурой (внимание, уважение к окружающим);
- графической культурой (умение представлять описательный процесс изготовления в виде схем, рисунков, чертежей, орнаментов, выкроек).
Образовательные (программные) результаты второго года обучения:
учащиеся понимают:
- отличительные особенности и технологию видов бисерного творчества (бисероплетения, низания, ткачества, вышивки, техники наколки);
- процесс технологической последовательности и конструктивные особенности изготовления базовых изделий и их элементов;
- технологию экономических и количественных расчетов по технологической карте изделия;
- особенности окончательной отделки и декорирования изделий;
правила использования и ухода за изделиями декоративного и утилитарного назначения
умеют:
- выполнять различные виды техник низания, ткачества, вышивки и «наколки» изучаемые в рамках данной программы;
- составлять технологические карты изготовления предметов декора и сувениров;
- проводить экономические и количественные расчеты, себестоимости изделия;
- использовать на этапе разработки и в рабочем процессе специальную литературу, дополнительные источники информации, прикладные программные ресурсы;
- использовать национальные особенности и корректную стилизацию при изготовлении сувениров и предметов декора;
владеют:
- навыками заполнения объемной формы узором;
- навыками ритмического заполнения поверхности;
- умением анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
Личностные результаты:
- понимание базовых ценностей: добро, терпение, любовь к своей малой Родине, природа, семья, мир, справедливость, доверие и уважение к людям, милосердие, честь и достоинство;
- уважение к своему народу, развитие толерантности;
- освоение личностного смысла учения, выбора дальнейшего образовательного маршрута;
- оценивание жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и эстетических ценностей гражданина России;
- выполнение норм и требований учреждений дополнительного образования;
- мотивация к творческому труду, к работе на результат и установку на здоровый образ жизни;
- развитие мотивации учебно-творческой деятельности, смысла учения.
Метапредметные результаты:
- умение ставить цель, правильно ее формулировать;
- умение выбирать средства достижения цели из предложенных или возможных вариантов, а так же искать их самостоятельно;
- умение находить и перерабатывать информацию из различных источников, работать с текстом, словарем, используя методы рационального чтения, выделения ключевых слов, графических элементов, составлять план по прочитанному;
- умение анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
- умение вытраивать коммуникацию.
Педагогическая целесообразность. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, в деле. Данная образовательная программа реализуется с учётом: технологии личностно-ориентированного обучения и строится на принципе вариативности, т. е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется с учетом цели развития каждого ребёнка; включения детей в социальные отношения на основе сформированных интересов и потребностей, направленных на инициативность, творчество, самостоятельность и результативность действий; воспитания черт характера личности: трудолюбие, усидчивость, старание, аккуратность, целеустремлённость при овладении навыками рукоделия; занятия рукоделием оказывает терапевтическое воздействие: даёт возможность отвлечься от своих переживаний, успокаивает, приводит в порядок мысли и эмоции, снимает нервное напряжение.
Адресат программы: программа предназначена для обучения учащихся в возрасте 7-13 лет. Группы формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных представителей). Форма организации деятельности групповая. Дополнительное зачисление в группы может проводиться в соответствии с уровнем подготовки учащихся.
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 2 года, количество учебных часов на 1 году обучения – 144 часа (из них 24 часов – теория, 120 часа – практика), на 2 году обучения - 144 часа (из них 26 часов – теория, 118 час –практика).
Форма обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность 1 занятия –40 минут, перерыв 10 минут. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41.
Наполняемость групп составляет 12-15 человек. Состав групп постоянный, разновозрастный.
Наполняемость групп: 12- 15 учащихся. Состав групп постоянный, разновозрастный.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).
Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.
Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:
- начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;
- промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря;
- промежуточная аттестация - с 12 по 19 мая;
- аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).
Начальный контроль проводится в форме творческого задания. Используемый метод – кейсовый, практический контроль.
Промежуточная аттестация - в форме презентационной выставки. Используемые методы – комбинированный (устный и практический) контроль.
Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме защиты творческого проекта. Используемые методы – проектный, комбинированный (устный и практический) контроль. Диагностика уровня сформированности общих учебных умений и навыков (ОУУиН) проводится 2 раза в год: в начале года – с 15 по 25 сентября и в конце года - с 12 по 19 мая.
Сформированность ОУУиН определяется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов) по следующим критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.
на 1 год критерии:
умение аккуратно и точно выполнять работу;
умение работать с трафаретами, шаблонами, схемами с помощью педагога;
навыки владения разными техниками и приёмами.
на 2 год:
умение самостоятельно изготавливать изделия по собственному замыслу;
умение изготавливать плоскостные и объемные изделия;
навыки проектирования процесса изготовления изделий из различных материалов.
Содержание аттестации по завершении реализации программы определяется на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Результаты промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы фиксируются в протоколах. Копии протоколов аттестации по завершении реализации программы вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.
Выпускникам учебных групп по результатам аттестации по завершении реализации программы выдаются свидетельства о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.
Критерии оценки результатов освоения программы
Критерии оценки результатов освоения программы 1 года обучения:
Начальный контроль:
- Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам
- умение работать с графическими схемами;
-навыки планирования последовательности изготовления изделия и контроля над результатом практической работы
Промежуточная аттестация:
- навыки работы с различными приспособлениями и приборами;
- умения составлять последовательность, графические и схематические интерпретации к изготавливаемому изделию;
- умения проводить экономические расчеты к проектной работе;
- навыки работы с использованием изучаемых технологий.
Промежуточная аттестация:
- креативность - новые оригинальные идеи и пути решения,
- навыки самостоятельного выполнения проектных работ по изучаемым технологиям;
-навыки составления технологической последовательности изготовления с учетом особенностей назначения, декоративных и утилитарных функций изделия
Критерии оценки результатов освоения программы 2 года обучения:
Начальный контроль:
- умение решать художественно- творческие задачи, пользуясь эскизом;
- навыки самостоятельного поиска информации
Промежуточная аттестация:
- навыков самостоятельно применять различные
художественные материалы и техники.;
- умение работать в различных техниках: коллаж, граттаж, пластилиновая живопись, точечная роспись, ниткография;
- навыки презентационных умений при защите арт-апректов;
Аттестация по завершении реализации программы:
- навыков техники работы над эскизом с подробной
проработкой деталей.
- умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла;
-навыки проектной деятельности.
Условия реализации программы
Учебное помещение, соответствующее санитарным нормам и правилам, утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Помещение, в котором занимаются учащиеся, не требует специального оборудования. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение. Кабинет оборудован: столы ученические, стулья, шкафы, учебная доска стол преподавателя.
Методическое и дидактическое обеспечение программы: календарно-тематическое планирование, календарный учебный график; наглядно-демонстрационный материал (модели, схемы, образцы готовых изделий).
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, методист, педагог – психолог.
Воспитательная деятельность. Работа с родителями.
Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение: (творческих конкурсов, реализация творческих проектов, посещение библиотеки, выставок и концертов и тд). Для воспитательного пространства характерно:
• наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
• построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.
Работа с родителями предусматривает:
• родительские собрания;
• индивидуальные беседы и консультации;
• профилактические беседы;
• анкетирование, социологический опрос родителей;
• тематические консультации с приглашением психолога, социального педагога;
• совместные воспитательные мероприятия;
• совместное проведение экскурсий и посещение выставок, музеев.
Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.
Формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, дни открытых занятий и воспитательных мероприятий, выпуск газет, совместная деятельность в рамках проекта.
Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, проведение выставок творческих работ учащихся.
Формы досуговой деятельности: совместные праздники, соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки, посещение выставок, музеев.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Общее кол-во часов | В том числе | Форма аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Введение | 2 | 2 | 0 | опрос, практикум |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Инструменты и материалы. | 2 | 2 | 0 | ||
2 | Панно из кофейных зерен. | 10 | 2 | 6 | наблюдение |
Знакомство с технологией. Подготовка материала. Проработка эскиза. | 2 | 1 | 1 | ||
Выполнение композиции. | 8 | 1 | 5 | ||
3 | Начальный контроль | 2 | 0 | 2 | творческое задание |
4 | Ниткография. | 48 | 2 | 46 | опрос, творческое задание |
Знакомство с технологией . Подготовка материала. Подбор эскиза. Перенос эскиза на доску в деталях. | 6 | 2 | 4 | ||
Выполнение композиции. | 42 | 0 | 42 | ||
5 | Промежуточная аттестация. | 2 | 0 | 2 | презентационная выставка |
6 | Коллаж из газет и журналов. | 70 | 12 | 58 | Наблюдение, творческое задание |
Инструменты и материалы для изготовления коллажа. | 2 | 2 | 0 | ||
Работа над эскизом. Работа с деталями композиции. | 4 | 2 | 2 | ||
Творческий проект по композиции. | 64 | 8 | 56 | ||
7 | Промежуточная аттестация. | 2 | 0 | 2 | презентационная выставка |
8 | Образовательно-развивающие экскурсии, выставки, экспозиции декоративно-прикладного творчества. | 6 | 6 | 0 | Наблюдение |
9 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | творческое задание |
Итого: | 144 | 24 | 120 |
Второй год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Форма аттестации контроля |
1 | Введение | 2 | 2 | 0 | опрос |
Организационное занятие | 2 | 2 | 0 | ||
2 | Начальный контроль | 2 | 0 | 2 | творческое задание |
3 | Точечная роспись. | 38 | 3 | 35 | наблюдение, творческое задание |
Точечная роспись на плоскости. | 10 | 1 | 9 | ||
Точечная роспись тарелочек. | 12 | 1 | 11 | ||
Точечная роспись объемных предметов разных форм. | 16 | 1 | 15 | ||
4 | Композиция из паеток. | 40 | 5 | 35 | опрос, творческое задание |
Свободная композиция. | 2 | 1 | 1 | ||
Перенос эскиза на рабочую поверхность. Поиск рисунка с живописной цветовой гаммой. Подбор цветовой гаммы. | 4 | 1 | 3 | ||
Подготовка эскиза. | 2 | 1 | 1 | ||
Композиция животного из паеток. | 12 | 1 | 11 | ||
Самостоятельная работа. Усложненная техника выкладывания композиции из паеток. | 20 | 1 | 19 | ||
5 | Промежуточная аттестация. | 2 | 0 | 2 | презентационная выставка |
6 | Граттаж. | 28 | 4 | 24 | наблюдение, творческое задание |
Поиск, подготовка эскиза. Перенос эскиза на кальку. | 4 | 1 | 3 | ||
Загрунтовка листка. Перенос эскиза с кальки на загрунтованный лист. Прорисовка всех деталей рисунка. | 8 | 1 | 7 | ||
Оформление фона готового рисунка. | 6 | 1 | 5 | ||
Граттаж цветной. | 10 | 1 | 9 | ||
7 | Пластилиновая живопись. | 20 | 3 | 17 | опрос, творческое задание |
Объяснение технологии. Подготовка материала. Подбор эскиза. | 4 | 1 | 3 | ||
Выполнение композиции. | 8 | 1 | 7 | ||
Выполнение более сложной композиции на большом формате. | 8 | 1 | 7 | ||
8 | Аттестация по завершении реализации программы | 2 | 0 | 2 | Наблюдение, творческое задание |
7 | Образовательно-развивающие экскурсии, выставки, экспозиции декоративно-прикладного творчества. | 8 | 8 | 0 | Наблюдение, творческое задание |
8 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | защита творческих работ |
Итого: | 144 | 26 | 118 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Режим работы. План занятий. Демонстрация готовых работ в различных техниках. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
Дидактический материал: интернет - ресурсы, инструкция по ТБ.
Форма организации занятия: фронтальная.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
2. Панно из кофейных зерен (10 часов)
Теория: Познакомиться с техникой. Узнать о виде монументального декоративно-прикладного искусства – мозаика. Соединение зерен в единое целое.
Практика: Выполнение отдельных элементов и сборка их в единое целое. Последующее оформление готовых изделий мелкими деталями.
Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: фронтальная.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
3. Начальный контроль (2 часа).
Практика: мониторинг первоначальных умений и навыков.
Дидактический материал: шаблоны, схемы.
Форма организации занятия: индивидуальная в форме творческого задания.
Формы и метод контроля: комбинированный.
4. Ниткография (48 часов)
Теория: Рассматривание готовых цветов и анализ частей. Зарисовка схем последовательности работы.
Практика: Подготовка эскиза. Перенос рисунка на доску. Составить и наклеить на фанере композицию из кусочков ниток.
Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
5. Промежуточная аттестация в форме презентационной выставки. (2 часа)
Практика: мониторинг умений и навыков, полученных в результате усвоения учебного материала, предусмотренного программой.
Дидактический материал: образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: индивидуальная в форме презентационной выставки.
Формы и метод контроля: комбинированный.
6. Коллаж из газет и журналов (70 часов)
Теория: Знакомство с материалами и инструментами для изготовления коллажа.
Практика: Выполнить композицию из заранее приготовленных кусочков бумаги различных оттенков. Организовать плоскость листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех элементов композиции.
Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
7. Промежуточная аттестация в форме презентационной выставки. (2 часа)
Практика: мониторинг умений и навыков, полученных в результате усвоения учебного материала, предусмотренного программой.
Дидактический материал: образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: индивидуальная в форме презентационной выставки.
Формы и метод контроля: комбинированный.
8.Образовательно-развивающие экскурсии, выставки, экспозиции декоративно-прикладного творчества (6 часов)
Теория: Посещение городских выставок, экспозиций декоративно-прикладного творчества.
Форма организации занятия: фронтальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
9. Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов года. Презентация готовых изделий, выполненных учащимися. Награждение за проявление творческих способностей и активное участие в жизни объединения.
Второй год обучения
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Демонстрация работ в разных техниках, выполненных педагогом и учащимися для формирования интереса детей. Организационные вопросы: планирование работы на учебный год, правила поведения в учебном объединении.
Практика: Просмотр учебных фильмов.
Дидактический материал: интернет - ресурсы, видеофильмы, инструкция по ТБ.
Форма организации занятия: фронтальная.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
2. Начальный контроль (2 часа)
Практика: мониторинг первоначальных умений и навыков.
Дидактический материал: шаблоны, схемы.
Форма организации занятия: индивидуальная в форме творческого задания.
Формы и метод контроля: комбинированный.
3. Точечная роспись. (38 часов)
Теория: Знакомство с алгоритмом изготовления изделия.
Практика: Пробуем технику рисования в точках на черновиках. Подбираем эскиз. Выполняем работу в точках.
Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
3. Композиция из паеток (40 часов).
Теория: Демонстрация готовых картин. Технологическая последовательность выполнения. Просмотр учебной литературы. Инструменты, приспособления и материалы, необходимые для занятий, организация рабочего места. Инструктаж по ТБ.
Практика: Подготовка эскиза. Перенос эскиза на рабочую поверхность. Подбор цветовой гаммы паеток. Выкладываем рисунок.
Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
4. Промежуточная аттестация (2 часа)
Практика: мониторинг умений и навыков, полученных в результате усвоения учебного материала, предусмотренного программой.
Дидактический материал: образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: индивидуальная в форме презентационной выставки.
Формы и метод контроля: комбинированный.
5. Граттаж (28 часов).
Теория: Инструменты и приспособления, используемые при выполнении техники. Организация рабочего места. Инструктаж по ТБ. Технология выполнения.
Практика: Грунтовка листка бумаги. Перенос эскиза в деталях на загрунтованную поверхность. Выцарапываем.
Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
6. Пластилиновая живопись (20 часов).
Теория: Технология поэтапного выполнения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Просмотр книжных иллюстраций, подбор иллюстративного материала для творческой работы. Инструктаж по безопасности труда при работе с режущимися и колющимися инструментами.
Практика: Организация рабочего места. Выполнение работы мазками.
Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
7. Аттестация по завершении реализации программы в форме защита творческих работ (2 часа)
Практика: мониторинг умений и навыков, полученных в результате усвоения учебного материала, предусмотренного программой. Защита творческих проектов.
Дидактический материал: образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: индивидуальная в форме защиты творческих проектов.
Формы и метод контроля: комбинированный.
8. Итоговое занятие (2часа).
Подведение итогов года. Презентация готовых изделий, выполненных учащимися. Награждение за проявление творческих способностей и активное участие в жизни объединения.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
- единства обучения, развития и воспитания;
- последовательности: от простого к сложному;
- систематичности;
- активности;
- наглядности;
- интеграции;
- прочности;
- связи теории с практикой.
- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); метод информационной поддержки (самостоятельная работа с учебными источниками, специальной литературой, журналами, интернет – ресурсами).
- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, групповая
-формы организации учебного занятия - групповая, индивидуальная, фронтальная, работа в мини – группах (в динамических парах), практическое занятие, занятие – беседа, - экскурсия,- фантазия,- выставка,- конкурс,- презентация; ролевая игра, коллективная проектная (творческая) деятельность. В содержание программы включены познавательные и ознакомительные экскурсии в Дом природы, в парк, на бульвар Стрижова, оранжерею, Центр национальных культур.
- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, проблемная (учебный, творческий проект), поисковые (наблюдение), развивающего обучения, диалоговая технология, технологии сотрудничества, информационно – коммуникативные технологии, игровые технологии.
- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов
Подготовительный этап – организационный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии. Выявление пробелов и их коррекция. Проверка (творческого, практического задания).
Основной этап - подготовительный (подготовка к новому содержанию) Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (вопросы). Усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей). Применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно. Практическая работа.
Итоговый этап – подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем поработать. Мобилизация детей на самооценку. Рефлексия.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-ресурсы:
- http://lubimoe-delo.ru/index.php/archives/260 - технология изготовления батика;
- https://zhenskie-uvlecheniya.ru/podelki-iz-fetra-chto-mozhno-sdelat-svoim-rukami-bystro-i-krasivo.html - поделки из фетра своими руками;
- http://www.odnadama.ru/hobbi/delaem-originalnye-fetrovye-podelki-dlya-detej-svoimi-rukami-mk-dlya-nachinayushhix/ - декупаж своими руками
6. ГЛОССАРИЙ
Аксессуары – различные камешки, мох, декоративные птички и бабочки, используются для декорирования и придания законченности композиций.
Алгоритм – систематизация порядка выполнения операций.
Активные цвета – это прежде всего красные и оранжевые, возбуждающе действующие на нервную систему.
Ахроматические цвета – это белый, серый, и чёрный, которые различаются только по светлоте.
Ассоциация – метод использования цвета и формы по восприятию, по памяти.
Выступающие тона – способность хроматических цветов казаться ближе своего фактического нахождения.
Композиция – составление, соединение в одно целое отдельных частей в определённом, строгом порядке.
Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определённому ритму.
Отступающие тона – способность хроматических цветов казаться дальше своего фактического нахождения.
Панно – произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких либо участков.
Пассивные цвета – синие и фиолетовые, действующие успокаивающе на нервную систему.
Пейзаж – изображение на полотне картин природы.
Симметрия – это зеркальное отражение, когда какой-либо элемент узора может быть разделён прямой линией на две равные, абсолютно одинаковые части.
Тёплые цвета – это цвета солнца и огня.
Хроматические цвета – все оттенки светового спектра.
Холодные цвета – это цвета воды и льда.
Эскиз – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз- быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как окончательная работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Может быть выполнен в различной технике.
Чертеж – условное графическое изображение чего-нибудь, дает представление о форме, размерах, способах обработки деталей.
Эскиз – первый, первоначальный набросок рисунка будущего изделия.
7. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «Арт-хобби» разработан для каждой учебной группы 1, 2 годов обучения (приложение к программе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Лаборатория «Физика» (базовый уровень)
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на дополнительное изучение естественных наук, пропедевтику курса «Физика»....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Креативное рукоделие» (базовый уровень)
Данная программа включает в себя различные разделы рукоделия и направлена на формирование ключевых и специальных компетенций учащихся посредством декоративно-прикладного искусства....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Детский танец» (стартовый уровень)
В содержание программы входят два модуля – «Эстрадное творчество» и «Креативное творчес...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Детский танец» (базовый уровень)
В содержание программы входят два модуля – «Эстрадное творчество» и «Креативное творчество». Модули работают в едином комплексе, который объединяют основные направл...
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» (стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое население
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»(стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое населениеСрок реализации: 2 м...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Ритмический танец» (базовый уровень)
Для развития способностей одаренной личности необходимы индивидуальные формы обучения. Возможность индивидуального образования дает большие возможности для развития детской одаренности. Чем раньше у р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" (базовый уровень, 7-11 лет, 72 часа)
Программа «Волшебный завиток» имеет художественную направленность, относится к базовому уровню.Актуальность - работая с тонкими полосками бумаги, закруч...