ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «АРТ-ХОББИ» (базовый уровень)
рабочая программа

Север Элина Маратовна

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование обеспечивает: их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-hobbi_sever_e._m.docx88.03 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

 Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ ДО

«Центр детского творчества»

______________ Л.В. Орлова

Приказ № 147 от 05.09.2019 г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании Педагогического совета

Протокол №7от 30.05.2020 г.

Председатель ПС

_______________  И.А. Семенчук

        


                     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

                                                                   

«АРТ-ХОББИ»

(базовый уровень)

 Возраст учащихся: 7-13 лет

Срок реализации: 2 года

                                

                                                                     Автор: Север Элина Маратовна,

                                                                         педагог дополнительного образования

                                                                                       

                                                                             

г. Надым, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

              1.Пояснительная записка……………………………………………        3

2. Учебный план………………………………………………………      8

3. Содержание программы………………………………………….        10

4. Методическое обеспечение программы …………………………..     13

5. Список литературы………………………………………………….     14                                        

6. Глоссарий……………………………………………………………      14

7. Календарный учебный график …………………………………….      15                              

1. Пояснительная записка

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование обеспечивает: их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Арт-хобби» имеет художественную направленность. 

Уровень освоения содержания программы – базовый.

        Дополнительная общеразвивающая программа «Арт-хобби»  разработана в соответствии с:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018 № 196);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. № 06-1844);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41).

Актуальность. Занятие учащихся декоративно-прикладным творчеством помогает укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Рукоделие всегда было популярным и остаётся неотъемлемой частью для людей любого возраста, как в повседневной жизни, так и в определении жизненных ориентиров, в выборе профессии.

Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир. Искусство развивает глазомер и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, нравственные принципы.  Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность.

Программа включает в себя следующие виды деятельности: лепка, коллаж из газет и журналов, точечная роспись, граттаж, ниткография, панно из кофейных зерен, панно из паеток, пуговичные идеи.

Отличительная особенность программы: раннее приобщение к декоративно-прикладному творчеству, включение учащихся в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей; учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации; свобода самостоятельной деятельности, в которой учащийся является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно - волевых качеств; функция педагога заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей учащемуся выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер. 

Цель программы: обучение изготовлению предметов арт-декора и сувениров с использованием современных и традиционных технологий   декоративно-прикладного творчества.

Образовательные (программные) задачи:

  • ознакомление с историей развития и современными направлениями декоративно-прикладного искусства;
  • ознакомление с различными техниками работы, материалами, инструментами и приспособлениями;
  • ознакомление с основами дизайна интерьера;
  • обучение созданию оригинальных изделий с использованием различных техник;
  • формирование творческих способностей учащихся, их познавательной активности при выполнении творческих, практических, проектных работ.

Личностные задачи:

  • формирование умения работать как в группе, так и индивидуально;
  • развитие эмоционально-волевых и духовно-нравственных качеств учащихся;
  • приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
  • формирование эстетической, коммуникативной культуры и толерантности;
  • формирование здорового жизненного стиля и бережного отношения к окружающему миру.

Метапредметные задачи:

  • развитие образного и пространственного мышления, наблюдательности, воображения, памяти, глазомера, фантазии, моторики рук;
  • развитие самостоятельности, аккуратности, ответственности, умения преодолевать трудности;
  • формирование внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений в повседневной жизни;
  • расширение творческого кругозора учащихся.

Планируемые результаты освоения программы

Образовательные (программные) результаты первого года обучения:

учащиеся понимают:

  • исторические и современные традиции и направления, национальные традиции в области арт-декора;
  • функциональные особенности приборов и инструментов (ножницы, пассатижи, кусачки, круглогубцы, плоскогубцы, термопистолет,  ткацкий станок, пяльцы, мебельный степлер), основы техники безопасности   при работе с материалами и инструментами;
  • соответствующую  направлению терминологию;
  • отличительные свойства  и основные характеристики видов бисера, нитей   и сопутствующих материалов;
  • основы цветоведения (цветовой круг, сочетание цветов, и т.д.);
  • основные технологические приёмы работы с различными  материалами;

умеют:

  • правильно организовывать рабочее место и выполнять технологические операции с соблюдением правил техники безопасности;
  • организовывать рабочий процесс в рамках здоровьесбережения и профилактики заболеваний, обуславливающих работу с бисером и сопутствующими материалами;
  • использовать свойства и особенности материалов при планировании и выполнении творческой работы;
  • грамотно с использованием соответствующей терминологии и понятий описывать процесс изготовления изделия;

владеют:

  • информационной культурой (правилами планирования технологической последовательности, работа на компьютере);
  • коммуникативной культурой (внимание, уважение к окружающим);
  • графической культурой (умение представлять описательный процесс изготовления в виде схем, рисунков, чертежей, орнаментов, выкроек).

Образовательные (программные) результаты второго года обучения:

учащиеся понимают:

  • отличительные особенности  и технологию видов бисерного творчества (бисероплетения, низания, ткачества, вышивки, техники наколки);
  • процесс технологической последовательности и конструктивные особенности изготовления базовых изделий и их элементов;
  • технологию экономических и количественных расчетов по технологической карте изделия;
  • особенности окончательной отделки и декорирования изделий;

правила использования и ухода за изделиями декоративного  и утилитарного назначения

умеют:

  • выполнять различные виды техник низания, ткачества, вышивки и «наколки» изучаемые в рамках данной программы;
  • составлять технологические карты изготовления предметов декора и сувениров;
  • проводить экономические и количественные расчеты, себестоимости изделия;
  • использовать на этапе разработки и в рабочем процессе специальную литературу, дополнительные источники информации, прикладные программные ресурсы;
  • использовать национальные особенности и  корректную стилизацию при  изготовлении сувениров и предметов декора;

владеют:

  • навыками заполнения объемной формы узором;
  • навыками ритмического заполнения поверхности;
  • умением анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.

Личностные результаты:

- понимание базовых ценностей: добро, терпение, любовь к своей малой Родине, природа, семья, мир, справедливость, доверие и уважение к людям, милосердие, честь и достоинство;

- уважение к своему народу, развитие толерантности;

- освоение личностного смысла учения, выбора дальнейшего образовательного маршрута;

- оценивание жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и эстетических ценностей гражданина России;

- выполнение норм и требований учреждений дополнительного образования;

- мотивация к творческому труду, к работе на результат и установку на здоровый образ жизни;

- развитие мотивации учебно-творческой деятельности, смысла учения.

Метапредметные результаты:

- умение ставить цель, правильно ее формулировать;

- умение выбирать средства достижения цели из предложенных или возможных вариантов, а так же искать их самостоятельно;

- умение находить и перерабатывать информацию из различных источников, работать с текстом, словарем, используя методы рационального чтения, выделения ключевых слов, графических элементов, составлять план по прочитанному;

- умение анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;

- умение вытраивать коммуникацию.

Педагогическая целесообразность. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, в деле. Данная образовательная программа реализуется с учётом: технологии личностно-ориентированного обучения и строится на принципе вариативности, т. е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется с учетом цели развития каждого ребёнка; включения детей в социальные отношения на основе сформированных интересов и потребностей, направленных на инициативность, творчество, самостоятельность и результативность действий; воспитания черт характера личности: трудолюбие, усидчивость, старание, аккуратность, целеустремлённость при овладении навыками рукоделия; занятия рукоделием оказывает терапевтическое воздействие: даёт возможность отвлечься от своих  переживаний, успокаивает, приводит в порядок мысли и эмоции, снимает нервное напряжение.

Адресат программы: программа предназначена для обучения учащихся в возрасте 7-13 лет. Группы формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных представителей).  Форма организации деятельности групповая. Дополнительное зачисление в группы может проводиться в соответствии с уровнем подготовки учащихся.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 2 года, количество учебных часов на 1 году обучения – 144 часа (из них 24 часов – теория, 120 часа – практика), на 2 году обучения - 144 часа (из них 26 часов – теория, 118 час –практика).

Форма обучения: очная.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность 1 занятия –40 минут, перерыв 10 минут.  Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41.

Наполняемость групп составляет 12-15 человек. Состав групп постоянный, разновозрастный.

Наполняемость групп: 12- 15 учащихся. Состав групп постоянный, разновозрастный.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).

                Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.

                Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:         

  • начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;
  • промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря;
  • промежуточная аттестация - с 12 по 19 мая;
  • аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.

        Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

        Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).

Начальный контроль проводится в форме творческого задания. Используемый метод – кейсовый, практический контроль.

Промежуточная аттестация - в форме презентационной выставки. Используемые методы – комбинированный (устный и практический) контроль.

Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме защиты творческого проекта. Используемые методы – проектный, комбинированный (устный и практический) контроль. Диагностика уровня сформированности общих учебных умений и навыков (ОУУиН) проводится 2 раза в год: в начале года – с  15 по 25 сентября и в конце года - с 12 по 19 мая.

        Сформированность ОУУиН определяется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов) по следующим   критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.

на 1 год критерии:

умение аккуратно и точно выполнять работу;

умение работать с трафаретами, шаблонами, схемами с помощью педагога;

навыки владения разными техниками и приёмами.

на 2 год:

умение самостоятельно изготавливать изделия по собственному замыслу;

умение изготавливать плоскостные и объемные изделия;

навыки проектирования процесса изготовления изделий из различных материалов.

        Содержание аттестации по завершении реализации программы определяется на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

        Результаты промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы   фиксируются в протоколах. Копии протоколов аттестации по завершении реализации программы   вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

        Выпускникам учебных групп по результатам аттестации по завершении реализации программы   выдаются свидетельства о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.

Критерии оценки результатов освоения программы

 Критерии оценки результатов освоения программы 1 года обучения:

 Начальный контроль: 

- Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам

- умение работать с графическими схемами;

-навыки планирования последовательности изготовления изделия и контроля над  результатом практической работы

Промежуточная аттестация: 

- навыки работы с различными приспособлениями и приборами;

- умения составлять последовательность, графические и схематические  интерпретации к изготавливаемому изделию;

- умения проводить экономические расчеты к проектной работе;

- навыки работы с использованием изучаемых технологий.

Промежуточная аттестация: 

- креативность - новые оригинальные идеи и пути решения,

- навыки самостоятельного выполнения проектных работ по изучаемым технологиям;

-навыки составления технологической последовательности изготовления с учетом особенностей назначения, декоративных  и утилитарных функций изделия

Критерии оценки результатов освоения программы 2 года обучения:

Начальный контроль: 

- умение решать художественно- творческие задачи, пользуясь эскизом;

- навыки самостоятельного  поиска информации

Промежуточная аттестация: 

- навыков самостоятельно применять различные

художественные материалы и техники.;

- умение работать в различных техниках: коллаж, граттаж, пластилиновая живопись, точечная роспись, ниткография;

- навыки презентационных умений при защите арт-апректов;

Аттестация по завершении реализации программы: 

- навыков техники работы над эскизом с подробной

проработкой деталей.

- умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла;

-навыки проектной деятельности.

Условия реализации программы

        Учебное помещение, соответствующее санитарным нормам и правилам, утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41   СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».  Помещение, в котором занимаются учащиеся, не требует  специального оборудования. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса

        Материально-техническое обеспечение. Кабинет оборудован: столы ученические, стулья, шкафы, учебная доска стол преподавателя.

      Методическое и дидактическое обеспечение программы: календарно-тематическое планирование, календарный учебный график; наглядно-демонстрационный материал (модели, схемы, образцы готовых изделий).

        Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, методист, педагог – психолог.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями.

      Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение: (творческих конкурсов, реализация творческих проектов, посещение библиотеки, выставок и концертов и тд). Для воспитательного пространства характерно:

•        наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;

•        построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.

Работа с родителями предусматривает:

•        родительские собрания;

•        индивидуальные беседы и консультации;

•        профилактические беседы;

•        анкетирование, социологический опрос родителей;

•        тематические консультации с приглашением психолога, социального педагога;

•        совместные воспитательные мероприятия;

•        совместное проведение экскурсий и посещение выставок, музеев.

Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.

Формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, дни открытых занятий и воспитательных мероприятий, выпуск газет, совместная деятельность в рамках проекта.

Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, проведение выставок творческих работ учащихся.

Формы досуговой деятельности: совместные праздники, соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки, посещение выставок, музеев.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

                                                      Первый год обучения

п/п

Раздел, тема

Общее кол-во часов

В том числе

      Форма

аттестации/

контроля

Теория

Практика

1

 Введение

2

2

0

опрос, практикум

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ. Инструменты и материалы.  

2

2

0

2

Панно из кофейных зерен.

10

2

6

наблюдение

Знакомство с технологией. Подготовка материала. Проработка  эскиза.

2

1

1

Выполнение композиции.

8

1

5

3

Начальный контроль

2

0

2

творческое задание

4

Ниткография.

48

2

46

опрос, творческое задание

Знакомство с технологией . Подготовка материала. Подбор эскиза.

Перенос эскиза на доску в деталях.

6

2

4

Выполнение композиции.

42

0

42

5

Промежуточная аттестация.

2

0

2

презентационная выставка

6

Коллаж из газет и журналов.

70

12

58

Наблюдение, творческое задание

Инструменты и материалы для  изготовления коллажа.

2

2

0

Работа над эскизом. Работа с деталями композиции.

4

2

2

Творческий проект по композиции.

64

8

56

7

Промежуточная аттестация.

2

0

2

презентационная выставка

8

Образовательно-развивающие экскурсии, выставки, экспозиции декоративно-прикладного творчества.

6

6

0

Наблюдение

9

Итоговое занятие

2

0

2

творческое задание

Итого:

144

24

    120

   

Второй год обучения

п/п

Раздел, тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Форма

аттестации контроля

1

Введение

2

2

0

опрос

Организационное занятие

2

2

0

2

Начальный контроль

2

0

2

творческое задание

3

Точечная роспись.

38

3

35

наблюдение, творческое задание

Точечная роспись на плоскости.

10

1

9

Точечная роспись тарелочек.

12

1

11

Точечная роспись объемных предметов разных форм.

16

1

15

4

Композиция из паеток.

40

5

35

опрос, творческое задание

Свободная композиция.

2

1

1

Перенос эскиза на рабочую поверхность. Поиск рисунка с живописной цветовой гаммой. Подбор цветовой гаммы.

4

1

3

Подготовка эскиза.

2

1

1

Композиция животного из паеток.

12

1

11

Самостоятельная работа. Усложненная техника выкладывания композиции из паеток.

20

1

19

5

Промежуточная аттестация.

2

0

2

презентационная выставка

6

Граттаж.

28

4

24

наблюдение, творческое задание

Поиск, подготовка эскиза. Перенос эскиза на кальку.

4

1

3

Загрунтовка листка. Перенос эскиза с кальки на загрунтованный лист. Прорисовка всех деталей рисунка.

8

1

7

Оформление фона готового рисунка.

6

1

5

Граттаж цветной.

10

1

9

7

Пластилиновая живопись.

20

3

17

опрос, творческое задание

Объяснение технологии. Подготовка материала. Подбор эскиза.

4

1

3

Выполнение композиции.

8

1

7

Выполнение более сложной композиции на большом формате.  

8

1

         7

8

Аттестация по завершении реализации программы

2

0

2

Наблюдение, творческое задание

7

Образовательно-развивающие экскурсии, выставки, экспозиции декоративно-прикладного творчества.

8

8

0

Наблюдение, творческое задание

8

Итоговое занятие.

2

1

1

защита творческих работ

Итого:

144

26

118

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория: Режим работы. План занятий. Демонстрация готовых работ в различных техниках. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

Дидактический материал: интернет - ресурсы, инструкция по ТБ.

Форма организации занятия: фронтальная.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный.

Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.

2. Панно из кофейных зерен (10 часов)

Теория: Познакомиться с техникой. Узнать о виде монументального декоративно-прикладного искусства – мозаика. Соединение зерен в единое целое.

Практика: Выполнение отдельных элементов  и сборка их в единое целое. Последующее оформление готовых изделий мелкими деталями.

Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.

Форма организации занятия: фронтальная.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.

3. Начальный контроль (2 часа).

Практика: мониторинг первоначальных умений и навыков.

Дидактический материал: шаблоны, схемы.

Форма организации занятия: индивидуальная в форме творческого задания.

Формы и метод контроля: комбинированный.

4. Ниткография (48 часов)

Теория: Рассматривание готовых цветов и анализ частей. Зарисовка схем последовательности работы.

Практика: Подготовка эскиза. Перенос рисунка на доску. Составить и наклеить на фанере композицию из кусочков ниток.

Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.

Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.

Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.

5. Промежуточная аттестация в форме презентационной выставки. (2 часа)

Практика: мониторинг умений и навыков, полученных в результате усвоения учебного материала, предусмотренного   программой.

Дидактический материал: образцы готовых изделий.

Форма организации занятия: индивидуальная в форме презентационной выставки.

Формы и метод контроля: комбинированный.

6. Коллаж из газет и журналов (70 часов)

Теория: Знакомство с материалами и инструментами для изготовления коллажа.

Практика: Выполнить композицию из заранее приготовленных кусочков бумаги различных оттенков. Организовать плоскость листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех элементов композиции.

 Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.

Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.

Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.

7. Промежуточная аттестация в форме презентационной выставки. (2 часа)

Практика: мониторинг умений и навыков, полученных в результате усвоения учебного материала, предусмотренного   программой.

Дидактический материал: образцы готовых изделий.

Форма организации занятия: индивидуальная в форме презентационной выставки.

Формы и метод контроля: комбинированный.

8.Образовательно-развивающие экскурсии, выставки, экспозиции декоративно-прикладного творчества (6 часов)

Теория: Посещение  городских выставок, экспозиций декоративно-прикладного творчества.

Форма организации занятия: фронтальная, групповая.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный.

Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.

9. Итоговое занятие. (2 часа)

Подведение итогов года. Презентация готовых изделий, выполненных учащимися. Награждение за проявление творческих способностей и активное участие в жизни объединения.

Второй год обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория: Демонстрация работ в разных техниках, выполненных педагогом и учащимися для формирования интереса детей. Организационные вопросы: планирование работы на учебный год, правила поведения в учебном объединении.

Практика: Просмотр учебных фильмов.

Дидактический материал: интернет - ресурсы, видеофильмы, инструкция по ТБ.

Форма организации занятия: фронтальная.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный.

Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.

2. Начальный контроль (2 часа)

Практика: мониторинг первоначальных умений и навыков.

Дидактический материал: шаблоны, схемы.

Форма организации занятия: индивидуальная в форме творческого задания.

Формы и метод контроля: комбинированный.

3. Точечная роспись. (38 часов)

Теория: Знакомство с алгоритмом изготовления изделия.

Практика: Пробуем технику рисования в точках на черновиках. Подбираем эскиз. Выполняем работу в точках.

Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.

Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.

Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.

3. Композиция из паеток (40 часов).

Теория: Демонстрация готовых картин. Технологическая последовательность выполнения. Просмотр учебной литературы. Инструменты, приспособления и материалы, необходимые для занятий, организация рабочего места. Инструктаж по ТБ.

Практика: Подготовка эскиза. Перенос эскиза на рабочую поверхность. Подбор цветовой гаммы паеток. Выкладываем рисунок.

Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.

Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.

Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.

4. Промежуточная аттестация (2 часа)

Практика: мониторинг умений и навыков, полученных в результате усвоения учебного материала, предусмотренного   программой.

Дидактический материал: образцы готовых изделий.

Форма организации занятия: индивидуальная в форме презентационной выставки.

Формы и метод контроля: комбинированный.

5. Граттаж (28 часов).

Теория: Инструменты и приспособления, используемые при выполнении техники. Организация рабочего места. Инструктаж по ТБ. Технология выполнения.

Практика: Грунтовка листка бумаги. Перенос эскиза в деталях на загрунтованную поверхность. Выцарапываем.  

Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.

Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.

Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.

6. Пластилиновая живопись (20 часов).  

Теория: Технология поэтапного выполнения.  Инструменты и материалы, необходимые для работы. Просмотр книжных иллюстраций, подбор иллюстративного материала для творческой работы. Инструктаж по безопасности труда при работе с режущимися и колющимися инструментами.

Практика: Организация рабочего места. Выполнение работы мазками.

Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.

Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.

Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.

7.  Аттестация по завершении реализации программы в форме защита творческих работ (2 часа)

Практика: мониторинг умений и навыков, полученных в результате усвоения учебного материала, предусмотренного   программой. Защита творческих проектов.

Дидактический материал: образцы готовых изделий.

Форма организации занятия: индивидуальная в форме защиты творческих проектов.

Формы и метод контроля: комбинированный.

8. Итоговое занятие (2часа).

Подведение итогов года. Презентация готовых изделий, выполненных учащимися. Награждение за проявление творческих способностей и активное участие в жизни объединения.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

  • единства обучения, развития и воспитания;
  • последовательности: от простого к сложному;
  • систематичности;
  • активности;
  • наглядности;
  • интеграции;
  • прочности;
  •  связи теории с практикой.

- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); метод информационной поддержки (самостоятельная работа с учебными источниками, специальной литературой, журналами, интернет – ресурсами).

- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, групповая

-формы организации учебного занятия - групповая, индивидуальная, фронтальная, работа в мини – группах (в динамических парах), практическое занятие, занятие – беседа, - экскурсия,- фантазия,- выставка,- конкурс,- презентация; ролевая игра, коллективная проектная (творческая) деятельность. В содержание программы включены познавательные и ознакомительные экскурсии в Дом природы,  в парк, на бульвар Стрижова, оранжерею, Центр национальных культур.

- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, проблемная (учебный, творческий проект), поисковые (наблюдение), развивающего обучения, диалоговая технология, технологии сотрудничества, информационно – коммуникативные технологии, игровые технологии.

- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов

Подготовительный этап – организационный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии. Выявление пробелов и их коррекция. Проверка (творческого, практического задания).

Основной этап - подготовительный (подготовка к новому содержанию) Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (вопросы). Усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей). Применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно. Практическая работа.

Итоговый этап – подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем поработать. Мобилизация детей на самооценку. Рефлексия.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Интернет-ресурсы:

  1. http://lubimoe-delo.ru/index.php/archives/260 - технология изготовления батика;
  2. https://zhenskie-uvlecheniya.ru/podelki-iz-fetra-chto-mozhno-sdelat-svoim-rukami-bystro-i-krasivo.html - поделки из фетра своими руками;
  3. http://www.odnadama.ru/hobbi/delaem-originalnye-fetrovye-podelki-dlya-detej-svoimi-rukami-mk-dlya-nachinayushhix/ - декупаж своими руками

6. ГЛОССАРИЙ

Аксессуары – различные камешки, мох, декоративные птички и бабочки, используются для декорирования и придания законченности композиций.

Алгоритм – систематизация порядка выполнения операций.

Активные цвета – это прежде всего красные и оранжевые, возбуждающе действующие на нервную систему.

Ахроматические цвета – это белый, серый, и чёрный, которые различаются только по светлоте.

Ассоциация – метод использования цвета и формы по восприятию, по памяти.

Выступающие тона – способность хроматических цветов казаться ближе своего фактического нахождения.

Композиция – составление, соединение в одно целое отдельных частей в определённом, строгом порядке.

Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определённому ритму.

Отступающие тона – способность хроматических цветов казаться дальше своего фактического нахождения.

Панно – произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких либо участков.

Пассивные цвета – синие и фиолетовые, действующие успокаивающе на нервную систему.

Пейзаж – изображение на полотне картин природы.

Симметрия – это зеркальное отражение, когда какой-либо элемент узора может быть разделён прямой линией на две равные, абсолютно одинаковые части.

Тёплые цвета – это цвета солнца и огня.

Хроматические цвета – все оттенки светового спектра.

Холодные цвета – это цвета воды и льда.

Эскиз – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз- быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый  как окончательная работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Может быть выполнен в различной технике.

Чертеж – условное графическое изображение чего-нибудь, дает представление о форме, размерах, способах обработки деталей.

Эскиз  – первый, первоначальный набросок рисунка будущего изделия.

7. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «Арт-хобби» разработан для каждой учебной группы 1, 2 годов обучения (приложение к программе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Лаборатория «Физика» (базовый уровень)

Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на  дополнительное изучение естественных наук,  пропедевтику курса «Физика»....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Креативное рукоделие» (базовый уровень)

Данная программа включает в себя различные разделы рукоделия и направлена на формирование ключевых и специальных компетенций учащихся посредством декоративно-прикладного искусства....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Детский танец» (стартовый уровень)

                     В содержание программы входят два модуля –  «Эстрадное творчество» и «Креативное творчес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Детский танец» (базовый уровень)

В содержание программы входят два модуля –  «Эстрадное творчество» и «Креативное творчество». Модули работают в едином комплексе, который объединяют основные направл...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» (стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое население

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»(стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое населениеСрок реализации: 2 м...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Ритмический танец» (базовый уровень)

Для развития способностей одаренной личности необходимы индивидуальные формы обучения. Возможность индивидуального образования дает большие возможности для развития детской одаренности. Чем раньше у р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" (базовый уровень, 7-11 лет, 72 часа)

Программа  «Волшебный  завиток»  имеет  художественную направленность, относится к базовому уровню.Актуальность  -  работая с тонкими полосками бумаги, закруч...