Работа педагога по формированию коллектива в детском театральном объединении
статья

Пинкина Людмила Борисовна

В статье кратко изложены некоторые формы работы педагога дополнительного образования по формированию сплоченного коллектива, единой команды игроков в  театральном коллективе Дома детского творчества. Театральная студия "Страна чудес" работает в ДДТ г. Гуково ростовской области  около двух десятков лет. Все это время в студии занимались ребята разного возраста - от 6 до 18 лет. Одним из основных направлений воспитательной работы педагог всегда считала формирование  коллектива единомышленников из детей разного возраста. За годы работы студии возниклим и укрепились традиции театра, способствующие становлению добросердечных и  заботливых отношений между детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главным направлением  воспитательной работы в театральной студии «Страна чудес» считаю формирование единого коллектива ребят. Сейчас в студии всего две группы детей – старшая и младшая, всего 22 человека обучающихся. Театр – творчество коллективное. Поэтому в  театральном коллективе, как в никаком другом творческом объединении, важно и необходимо для совместного творчества объединить детей отношениями приязни, взаимопомощи, взаимного внимания, доброжелательности, переживания друг за друга.

В традициях нашей студии взаимопосещение спектаклей ребятами из разных групп. Премьеру каждого спектакля смотрят друзья из других групп, а затем идут за кулисы и высказывают свое мнение об увиденном. Тут действует правило: отмечаем то, что безусловно было хорошо, что понравилось, а если замечены недостатки, о них говорим доброжелательно и с юмором.  Взаимопосещение спектаклей предусмотрено образовательной программой и важно особенно для младших кружковцев: они учатся на опыте старших ребят.

Довольно часто, в соответствии с содержанием пьес, педагог приглашает в спектакль ребят из разных групп. Последние примеры: в спектакле старшей группы «Загадка курочки рябы» (по пьесе М. Бартенева и А. Усачева) заняты самые младшие ребята – Михаил Плакунов и Влада Ушакова, в спектакле «Восьмая заповедь» (по мотивам рассказа П. Невежина «Воровка») играют эпизодические роли обучающиеся второй группы Алена Женарь, Полина Уварова, Иван Зотеев, Михаил Плакунов. При этом в ходе совместной работы старшие ребята проявляют терпение, доброжелательную снисходительность, сочувствие к младшим,  а  те, в свою очередь, вынуждены подтягиваться,  быть ответственными и стараются соответствовать уровню работы старших.

В плане воспитательной работы ежегодно предусматриваются праздники всего театра: новогодний или рождественский праздник, на котором старшая группа показывает младшим друзьям новогодний спектакль, а затем происходят общие развлечения и чаепитие, праздник театральной студии, посвященный международному Дню театра в марте, праздник студии, посвященный началу учебного года. Общее делание объединяет, позволяет познакомиться поближе, узнать, чем заняты ребята в другой группе, кто появился в студии новенький и т.п.

Прочно объединяющим детей в коллектив воспитательным фактором являются общие поездки в театры гг. Новошахтинска, Шахт, Ростова, на мемориал «Самбекские высоты», на конкурсы театральных коллективов. Понятно, что старшие и младшие  разбиваются на свои подгруппы, стремятся общаться с самыми близкими друзьями. Но у педагога обязательно есть возможности поручить старшим приглядывать за младшими детьми, разбить на разновозрастные группы, организовать совместные игры и активное общение в процессе поездки.

Особенно плодотворно влияет на формирование сплоченного детского коллектива то, что в студии довольно часто занимаются в разных группа родное братья и сестры. В «Стране чудес»  занимались и сейчас занимаются трое ребят из семьи Почепаевых, четверо мальчиков и девочек Гребещенко,  двое парней Зотеевых, шестеро ребят из многодетной семьи Плакуновых и т.д. Очевидна помощь педагогу, когда дети отвечают друг за друга, помогают, заботятся, вместе приходят на занятия, делятся друг с другом всяческим театральным опытом.

Думаю, что у этого направления воспитательной работы – формирование команды единомышленников – не может быть конца. Наблюдая взаимоотношения детей в группах и между группами, с радостью отмечаю, что они по-доброму относятся друг к другу, рады общению, если подшучивают, то доброжелательно, волнуются, способны четко взаимодействовать и выполнять поставленные задачи. Особенно ярко это проявилось в декабре 2020 года, когда весь коллектив участвовал в конкурсе «Золотые россыпи талантов». Педагог находилась в зале, а  последовательность спектаклей, смену декораций, поиски выхода из трудных ситуаций – все делали дети сами, как настоящий, сплоченный, крепкий театральный коллектив.



Предварительный просмотр:

Главным направлением  воспитательной работы в театральной студии «Страна чудес» считаю формирование единого коллектива ребят. Сейчас в студии всего две группы детей – старшая и младшая, всего 22 человека обучающихся. Театр – творчество коллективное. Поэтому в  театральном коллективе, как в никаком другом творческом объединении, важно и необходимо для совместного творчества объединить детей отношениями приязни, взаимопомощи, взаимного внимания, доброжелательности, переживания друг за друга.

В традициях нашей студии взаимопосещение спектаклей ребятами из разных групп. Премьеру каждого спектакля смотрят друзья из других групп, а затем идут за кулисы и высказывают свое мнение об увиденном. Тут действует правило: отмечаем то, что безусловно было хорошо, что понравилось, а если замечены недостатки, о них говорим доброжелательно и с юмором.  Взаимопосещение спектаклей предусмотрено образовательной программой и важно особенно для младших кружковцев: они учатся на опыте старших ребят.

Довольно часто, в соответствии с содержанием пьес, педагог приглашает в спектакль ребят из разных групп. Последние примеры: в спектакле старшей группы «Загадка курочки рябы» (по пьесе М. Бартенева и А. Усачева) заняты самые младшие ребята – Михаил Плакунов и Влада Ушакова, в спектакле «Восьмая заповедь» (по мотивам рассказа П. Невежина «Воровка») играют эпизодические роли обучающиеся второй группы Алена Женарь, Полина Уварова, Иван Зотеев, Михаил Плакунов. При этом в ходе совместной работы старшие ребята проявляют терпение, доброжелательную снисходительность, сочувствие к младшим,  а  те, в свою очередь, вынуждены подтягиваться,  быть ответственными и стараются соответствовать уровню работы старших.

В плане воспитательной работы ежегодно предусматриваются праздники всего театра: новогодний или рождественский праздник, на котором старшая группа показывает младшим друзьям новогодний спектакль, а затем происходят общие развлечения и чаепитие, праздник театральной студии, посвященный международному Дню театра в марте, праздник студии, посвященный началу учебного года. Общее делание объединяет, позволяет познакомиться поближе, узнать, чем заняты ребята в другой группе, кто появился в студии новенький и т.п.

Прочно объединяющим детей в коллектив воспитательным фактором являются общие поездки в театры гг. Новошахтинска, Шахт, Ростова, на мемориал «Самбекские высоты», на конкурсы театральных коллективов. Понятно, что старшие и младшие  разбиваются на свои подгруппы, стремятся общаться с самыми близкими друзьями. Но у педагога обязательно есть возможности поручить старшим приглядывать за младшими детьми, разбить на разновозрастные группы, организовать совместные игры и активное общение в процессе поездки.

Особенно плодотворно влияет на формирование сплоченного детского коллектива то, что в студии довольно часто занимаются в разных группа родное братья и сестры. В «Стране чудес»  занимались и сейчас занимаются трое ребят из семьи Почепаевых, четверо мальчиков и девочек Гребещенко,  двое парней Зотеевых, шестеро ребят из многодетной семьи Плакуновых и т.д. Очевидна помощь педагогу, когда дети отвечают друг за друга, помогают, заботятся, вместе приходят на занятия, делятся друг с другом всяческим театральным опытом.

Думаю, что у этого направления воспитательной работы – формирование команды единомышленников – не может быть конца. Наблюдая взаимоотношения детей в группах и между группами, с радостью отмечаю, что они по-доброму относятся друг к другу, рады общению, если подшучивают, то доброжелательно, волнуются, способны четко взаимодействовать и выполнять поставленные задачи. Особенно ярко это проявилось в декабре 2020 года, когда весь коллектив участвовал в конкурсе «Золотые россыпи талантов». Педагог находилась в зале, а  последовательность спектаклей, смену декораций, поиски выхода из трудных ситуаций – все делали дети сами, как настоящий, сплоченный, крепкий театральный коллектив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии, используемые педагогом по формированию и сплочению детского коллектива в системе дополнительного образования(доклад)

Из опыта работы,а также ссылаясь на основные приемы в педагогике,представлен доклад, в котором описываются основные технологии по сплочению коллектива в системе дополнительного образования....

Опыт работы Педагога дополнительного образования детей Цориевой А.Н. объединение «Юный Риторик».

Без творческой активности трудно себе представить возможность формирования яркой индивидуальности, при ее отсутствии доминирующее положение занимают типичность, стандартность, незаметность.Умелая педа...

Обобщение опыта работы педагогов по формированию семейных ценностей.

В статье представлены формы и методы работы с семьей, организованных в урочное и внеурочное время. Представлен опыт педагогов МБОУСОШ п. Таежный...

Работа педагога по формированию коллектива в детском театральном объединении

Педагогом детского театра накоплен некоторый опыт по формированию команды единомышленников, по созданию сплоченного коллектива в театральной студии. Кратко изложены формы работы, которые традиционно и...