Опыт работы Педагога дополнительного образования детей Цориевой А.Н. объединение «Юный Риторик».
учебно-методический материал по теме

Без творческой активности трудно себе представить возможность формирования яркой индивидуальности, при ее отсутствии доминирующее положение занимают типичность, стандартность, незаметность.

Умелая педагогическая поддержка творческих устремлений воспитанников будет формировать уникальность черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Тот, кто, обращаясь к старому,

 способен открывать новое,

достоин быть учителем»

Конфуций

        Опыт работы        

Педагога дополнительного образования детей Цориевой А.Н.

объединение «Юный Риторик».

Вот уже скоро 33 года как я переступила порог Дома детского творчества, тогда еще – Дом пионеров.

И сегодня я могу сказать спасибо судьбе, моя работа, моя жизнь в работе была все эти годы интересной творчески насыщенной, поиски и находки, наши маленькие на уровне объединения открытия, были радостными и очень важными для нас. Сколько замечательных детей прошло через мои руки. Талантливых, красивых, добрых, искренних. Я рада, что я смогла прикоснутся к ним частичкой своей души.

Происходит, что то удивительное когда впервые приходишь в класс, незнакомые еще дети смотрят на тебя внимательно, выжидающе, и ты начинаешь открывать перед ними свой мир.

Мир слова, мир звуков, мир интонации, мир жестов, мимики, движения. Даешь им текст и показываешь, как интонация словно цветная раскраска оживляет его, меняет его звучание, его смысл.

И счастье видеть как как изумляются дети, восхищаются своим новым постижение Слова.

Программа моего объединения менялась не раз за эти годы, что то убиралось, как не эффективное, что то новое добавлялось и усваивалось.

Мы и раньше закрепляли свои знания постановками, но с 2012года театрализация включена в программу. Ребята участвуют в постановках, работают с куклами.

Без творческой активности трудно себе представить возможность формирования яркой индивидуальности, при ее отсутствии доминирующее положение занимают типичность, стандартность, незаметность.

Умелая педагогическая поддержка творческих устремлений воспитанников будет формировать уникальность черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему миру.

 Поэтому конечно же в обучении детей объединении « Риторика» приоритет отдается именно творческому развитию ребенка. На это направлены обозначенные в плане учебной работы пункты:

 -Изучение интересов и склонностей обучающихся с целью выявления их творческого потенциала. Для этого в начале учебного года проводятся  прослушивания, тесты. Даются задания по устным рассказам, на различные темы например : « Моя семья», « Времена года», « Я хочу вам рассказать» и т.д. Ребенок сам составляя рассказ учится красиво и правильно высказывать свои мысли, учится литературному языку, обогащает свой словарный запас.

-Работа по произведениям: дети читают вслух сказки, стихи, рассказы с соблюдением выразительности, интонационно выявляя настроение произведения, например лиричность или торжественность. Особенно хороши для творческого развития небольшие этюды, которые мы разыгрываем с детьми на базе детских пьесок – драматизация в лицах.

-Игры в предлагаемые обстоятельства дают детям полный простор для творческой фантазии. Даю детям тему - например « Бабушка и прохожий»,

 « Разговор по телефону», « Двойка в дневнике» и т.д. Ребята сами придумывают сюжет, диалоги, развязку ситуации.

-Работа с музыкальными произведениями, и живописью  очень существенна в развитии творческого начала в ребенке – даю детям прослушать музыкальное  произведение и задание – описать свое восприятие музыки , о чем она, какой цвет в их восприятии соответствует данному произведению, какой сюжет им в ней видится. В работе с живописью даю задание детям описать данную картину, что хотел сказать автор своим произведением, учимся пониманию жанра, детальному изучению картины, чтобы от внимания ребенка не ускользнули объекты заднего плана, на первый взгляд неважные, но во многом говорящие о замысле художника.

- Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с  ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребенку нравится играть, особенно со сверстниками. Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду, на клубной сцене. Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей учащихся.                                                                                                                                           Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его.  

Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.). Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет

развивать творческое начало ребенка. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.                                                                                                   Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве.                                                                                                                                  Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).                                                                                                                      

Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.  

                                                   

- И обычно подводящие итоги о проделанной работе мероприятии : это различные выступления детей на школьных и районных мероприятиях, конкурсах.

В объединении «Юный Риторик» обучаются дети начальных классов с 1 по 4 включительно. В трех группах занимается 42 ребенка. Занятия проводятся на базе МКОУСОШ№ 2 и ДДТ.

Одно из занятий по теме «Свойства голоса»

Образовательная цель:  Формирование представления об изучаемой теме.

Развивающие цели: Владение и понимание свойств голоса. Использование

                                      в своей речи всех граней голосовых возможностей.

                                                  Ход занятия:

I. Организационный момент.

    -Здравствуйте, ребята!

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Повторение пройденного материала.

    - Прежде чем приступим к новой теме нашего занятия, давайте вспомним, о чем мы говорили  на прошлом занятии. ( О настроении).

      -Каким бывает настроение?

      -Правильно – скучное, грустное, печальное, угрюмое, сердитое, недовольное, злое – плохое. И напротив – веселое, солнечное, светлое, праздничное, ликующее, смешливое, задорное - хорошее.

       -А теперь вспомним стихи, которые мы читали – и их настроения:

***

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля,

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.         / Тревожное /

***

Говорила туча туче:

Прочь с дороги пар летучий!

Ты не видишь – я спешу

Налечу и сокрушу!

Отвечала туча, туче:

Ты сама сверни-ка лучше,

Не уйдешь с дороги прочь, я

Разнесу тебя на клочья!                    /Грозное/

***

Победой кончилась война,

Те годы позади

Горят медали, ордена

У многих на груди.                   \Торжественное/

            - Что нам помогает выразить свое настроение? (Интонация, мимика, жесты).

IV. Объяснение нового материала.

           -Замечательно, теперь можно приступить к новой теме, а она у нас сегодня практически продолжает прошлую тему – мы поговорим с вами о свойствах голоса. Вы уже знаете, что Риторика это умение красиво говорить – а красиво говорить предполагает хорошее владение голосом. Я вам расскажу небольшую историю, которую поведали нам историки. В древности жил великий оратор Демосфен. А в Афинах, как известно, были особые требования – от оратора требовали правильного выговора, полноты голоса, благозвучия и ритма. А у Демосфена в начале голос был слабый, короткое дыхание, он не мог правильно выговаривать некоторые буквы особенно букву «р». Произносил слова с ошибочными ударениями, да еще у него был такой недостаток – во время речи он довольно сильно поддергивал плечом. Все эти недостатки могли заставить упасть духом любого юношу, но Демосфен приложил огромные усилия, чтобы победить природу, которая так обидела его. Что бы придать своему языку подвижность, а звуку отчетливость и ясность он набирал в рот камешки и с ними старался говорить четко, громко и выразительно. Что бы усилить голос он взбегал на крутые склоны, произнося на ходу стихи и речи. Его часто видели на берегу моря, где он пытался перекрыть шум волн своим голосом. В своем доме он повесил на потолок острый меч и перед зеркалом говорил свои речи, а если оратор забывался и дергал плечом, то получал рану от меча. Так он месяцами работал над собой и стал благодаря своему упорству  одним из лучших ораторов своего времени. Интересная история?

V. Физминутка.

       - Разминка. Игра « Шум леса». Детям дается задание – изобразить лес: Руки ветки – потянулись в одну сторону, в другую, потрясли, а теперь шум леса - между детьми распределяются роли кто кукушка, дятел, шум ветра, шепот листвы»         Следующая игра « Пуск ракеты» Дети на одном дыхании должны произвести отчет – 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1-Пуск!

VI. Работа над новым материалом.

         -Отдохнули? Хорошо.

          -Давайте  подумаем, каким должен быть голос?  (Благозвучный, чистый, ясный, в меру громкий, интонационно выразительный, летящий, гибкий, устойчивый, выносливый).

           -А каким не должен быть голос ? (Заикающимся, запинающимся, сиплым, гнусавым, невнятным, неразборчивым, бубнящим, излишне медлительным и торопливым).

            -А теперь ребята подумайте каждый над тем, какой у него голос, какие недостатки присуще его речи, и над чем нужно поработать, чтобы улучшить свою речь?

VII.Практическая работа:

          Дети читают стихотворения с применением средств выразительности: Цаголов Ислам « Попрыгунья стрекоза», Увжикоева Земфира « Обжора», разыгрывается небольшая сценка « Разные внучата». Отмечаю хорошее прочтение текста; делаю замечания и предлагаю пути исправления ошибок.

VIII. Закрепление нового материала.

Вопросы по пройденной теме:       -  Как звали героя нашего рассказа? (Демосфен)

             -Какие упражнения по исправлению речи вы запомнили из рассказа? Он набирал в рот камешки и с ними старался говорить четко, громко и выразительно. Что бы усилить голос он взбегал на крутые склоны, произнося на ходу стихи и речи. Его часто видели на берегу моря, где он пытался перекрыть шум волн своим голосом. В своем доме он повесил на потолок острый меч и перед зеркалом говорил свои речи, а если оратор забывался и дергал плечом, то получал рану от меча.                              

              - Какие черты характера присущи нашему герою? (упорство …)

  IX. Итог занятия.

            -Что мы называем хорошим голосом? (отчетливый,  ясный,  четкий, громкий и выразительный, правильный выговор, полнота голоса, благозвучие и ритм.) (Благозвучный, чистый, ясный, в меру громкий, интонационно выразительный, летящий, гибкий, устойчивый, выносливый).

            -Что мы называем  плохим голосом? (Слабый, с коротким дыханием, с неправильным выговариванием некоторых букв, произнесение слов с ошибочными ударениями)          (Заикающийся, запинающийся, сиплый, гнусавый, невнятный, неразборчивый, бубнящий, излишне медлительный и торопливый).

X.Домашнее задание:

             -На выбор текст из учебника – прочитать вслух, проследить за своей интонацией, за правильностью, за громкостью, за своим дыханием.

             

В своей работе стараюсь использовать опыт других педагогов, рекомендации методистов, психологов, занимаюсь самообразованием.

Начальный уровень знаний, творческих способностей проверяется при записи ребенка или на первых занятиях.

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=76652968-12-72&n=21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога дополнительного образования детей

В помощь педагогам дополнительного образования....

Обобщенный опыт работы педагога дополнительного образования Лаптевой А.В.

Опыт работы обобщен по индивидуальным педагогическим модулям, очень понятный. Рекомендую для просмотра педагогам и родителям. Опыт содержит материалы о применении метода проектной деятельности в объед...

Опыт работы педагога дополнительного образования Стецко Виктора Петовича

Педагогическая технология, педагога дополнительного образования, направленная  на обучение без принуждения. С личностно ориентированным подходом к обучению и воспитанию....

Опыт работы педагога дополнительного образования «Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования»

Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в  области художественного образования....

Опыт работы педагога дополнительного образования «От игры и упражнений к спектаклю»

Если чаще проводить с детьми театральные игры и упражнения, занятие   будет очень интересным и разнообразным.    И в дальнейшем...

Опыт работы педагога дополнительно образования В.В. Дербеневой

Актуальность использования технологии коллективно-творческого дела (далее – КТД) при обучении детей народному пению в ансамбле «Росинка» определяется дополнительной общеобразовательн...