Практика использования метода проекта в дополнительном образовании
статья
Практика использования метода проекта в дополнительном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_ispolzovaniya_metoda_proekta.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика использования метода проекта в дополнительном образовании
Система дополнительного образования детей – важнейшая составляющая образовательного пространства, которое сложилось в современном обществе. Значение системы дополнительного образования детей заключается в развитии интересов, склонностей и способностей, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи.
Изменения, происходящие в общественной жизни, требуют использования новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, её самоопределение и самореализацию, формирование у учащихся умений ставить цели и решать задачи как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, получать социальный опыт.
В связи с этим возникает необходимость внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одной из ведущих форм, применяемых в современном дополнительном образовании, становится метод проекта.
Проект – это познавательная, творческая или игровая деятельность по исследованию и решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического продукта.
Многолетний опыт применения метода проектов показывает, что чем раньше учащиеся постигают азы проектной деятельности, ее технологию и методологию, тем скорее они станут юными исследователями; состоятся как творческие личности, умеющие самостоятельно мыслить, обобщать материал в ходе работы над проектом, составлять по полученным результатам рефераты и выступать с ними на различных конференциях.
В основе реализации метода проектов в обучении предметам лежит технологический подход. Технология - целенаправленный, алгоритмический процесс, который обеспечивает получение точного, ожидаемого результата Основными элементами педагогической технологии являются - проблема, цель, задачи, содержание, методы, ресурсы, результат, оценка. Следовательно, метод проектов можно представлять как педагогическую технологию, ибо его реализация соответствует целевому, содержательному, процессуальному, технологическому и результативно-оценочному аспекту педагогической деятельности.
С чего начинать проект:
- Правильно выбрать тему. Она должна отвечать нескольким требованиям:
- основываться на пройденном или текущем материале;
- соответствовать тому направлению, в котором работает направление дополнительного образования;
- вызывать интерес у учащихся.
2. Опираясь на формы и методы обучения, можно предложить несколько направлений проектной работы с учащимися:
а) наблюдения:
- за домашними питомцами;
- за зимующими перелетными, кочующими птицами;
- за животными в зоопарке;
- за растениями в парках, скверах, на улицах города;
- за комнатными растениями.
б) проведение опроса населения в форме анкетирования и по результатам сделать вывод.
в) самостоятельная работа практического характера:
- описание объекта (например, муравейников)
- исследовательская работа как один из видов самостоятельной работы.
Хотела бы познакомить с некоторыми проектами, используемыми мной в работе с детьми.
1.«Влияние света на рост и развитие растений», учащиеся выполняли работы с разными растениями: горохом, традесканцией, пеларгонией.
2 «Влияние механического состава почвы на рост и развитие растений»
5 «Прививка глазками на клубнях картофеля».
Данные работы способствую развитию познавательного интереса школьников. Именно познавательный интерес выступает как мощный стимул для активности личности ребенка. Очевидно, что даже самые интересные занятия, в которых используется прекрасный иллюстрационный материал, но проводимые по одной и той же схеме в течение длительного времени будут эмоционально утомительны. На занятиях в новой образовательной ситуации, используя проектные методы, возможна подготовка ученика как творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании.
Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент занятия, так и занятие, полностью посвященное реализации проекта. При организации исследовательской деятельности в рамках обычного занятия происходит переход от трансляции непререкаемых истин к самостоятельному поиску решения проблемы учащимися. Самостоятельное наблюдение или экспериментальная (лабораторная) работа формируют у ребенка понимание причин, лежащих в основе тех или иных событий, фактов и явлений.
Мои собственные наблюдения позволяют судить об эффективности использования метода проектов. Применение проектного метода позволяют развить:
- познавательные умения учащихся: наблюдения, абстрагирования, систематизация (классификация, дифференциация), выдвижение гипотез, решение проблем, поиск путей эмпирической проверки, соотнесение результатов с гипотезами и др.
- практические умения: составление и чтение диаграмм, обобщение информации в виде схем, таблиц; добыча информации, овладение языком науки.
- коммуникативные умения: терпимость к альтернативной мысли, готовность к учению и сотрудничеству, самокритичность, умение защищать и отстаивать свою позицию, умение выступать публично и др.
Развить интерес учащихся к занятиям в объединениях дополнительного образования можно, используя метод проектов, направленный на активацию познавательной деятельности школьников, вовлекая ребят в процесс активного интеллектуального поиска информации, предоставляя им возможность использовать некоторые функции наставника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов в преподавании технологии для девочек как способ повышения качества образования
Предлагаемая статья является основой для выступления перед коллегами на методическом объединении и содержит краткое описание метода проектов, который широко используется мною в учебной практике...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. VIII окружная научно-практическая конференции педагогов «ОТК-2015. Образование. Технологии. Качество» Центральное управление Самарская область
Цель данной работы поделиться опытом использования метода проекта в деятельности педагога на уроках литературы.В связи с поставленными целями выделяем следующие задачи:1. Проанализировать ...
Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье»
На примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье» показано применение метода проектов в дополнительном образовании школьников...
Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта
Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье»...
Практико-ориентированные технологии в системе дополнительного образования
В статье содержится информация о практико-ориентированных технологиях в системе допобразования...
Выступление на семинаре "Использование метода проектов как альтернатива традиционному подходу в образовании в начальных классах"
Выступление на семинаре "Использование метода проектов как альтернатива традиционному подходу в образовании в начальных классах"...
Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании
Материал преставляет собой методическую разработку по теме "Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании"...