Практика использования метода проекта в дополнительном образовании
статья

Практика использования метода проекта в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_ispolzovaniya_metoda_proekta.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Практика использования метода проекта в дополнительном образовании

Система дополнительного образования детей – важнейшая составляющая образовательного пространства, которое сложилось в современном обществе. Значение системы дополнительного образования детей заключается в развитии интересов, склонностей и способностей, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи.

Изменения, происходящие в общественной жизни, требуют использования новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, её самоопределение и самореализацию, формирование у учащихся умений ставить цели и решать задачи как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, получать социальный опыт.

В связи с этим возникает необходимость внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одной из ведущих форм, применяемых в современном дополнительном образовании, становится метод проекта.

Проект – это познавательная, творческая или игровая деятельность по исследованию и решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического продукта.

Многолетний опыт применения метода проектов показывает, что чем раньше учащиеся постигают азы проектной деятельности, ее технологию и методологию, тем скорее они станут юными исследователями; состоятся как творческие личности, умеющие самостоятельно мыслить, обобщать материал в ходе работы над проектом, составлять по полученным результатам рефераты и выступать с ними на различных конференциях.

В основе реализации метода проектов в обучении предметам лежит технологический подход. Технология - целенаправленный, алгоритмический процесс, который обеспечивает получение точного, ожидаемого результата Основными элементами педагогической технологии являются - проблема, цель, задачи, содержание, методы, ресурсы, результат, оценка. Следовательно, метод проектов можно представлять как педагогическую технологию, ибо его реализация соответствует целевому, содержательному, процессуальному, технологическому и результативно-оценочному аспекту педагогической деятельности.

С чего начинать проект:

  1. Правильно выбрать тему. Она должна отвечать нескольким требованиям:

- основываться на пройденном или текущем материале;

- соответствовать тому направлению, в котором работает направление дополнительного образования;

- вызывать интерес у учащихся.

        2. Опираясь на формы и методы обучения, можно предложить несколько направлений проектной работы с учащимися:

а) наблюдения:

- за домашними питомцами;

- за зимующими перелетными, кочующими птицами;

- за животными в зоопарке;

- за растениями в парках, скверах, на улицах города;

- за комнатными растениями.

б) проведение опроса населения в форме анкетирования и по результатам сделать вывод.

в) самостоятельная работа практического характера:

- описание объекта (например, муравейников)

- исследовательская работа как один из видов самостоятельной работы.

Хотела бы познакомить с некоторыми проектами, используемыми мной в работе с детьми.

1.«Влияние света на рост и развитие растений», учащиеся выполняли работы с разными растениями: горохом, традесканцией, пеларгонией.

2 «Влияние механического состава почвы на рост и развитие растений»

5 «Прививка глазками на клубнях картофеля».

Данные работы способствую развитию познавательного интереса школьников. Именно познавательный интерес выступает как мощный стимул для активности личности ребенка. Очевидно, что даже самые интересные занятия, в которых используется прекрасный иллюстрационный материал, но проводимые по одной и той же схеме в течение длительного времени будут эмоционально утомительны. На занятиях в новой образовательной ситуации, используя проектные методы, возможна подготовка ученика как творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании.

Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент занятия, так и занятие, полностью посвященное реализации проекта. При организации исследовательской деятельности в рамках обычного занятия происходит переход от трансляции непререкаемых истин к самостоятельному поиску решения проблемы учащимися. Самостоятельное наблюдение или экспериментальная (лабораторная) работа формируют у ребенка понимание причин, лежащих в основе тех или иных событий, фактов и явлений.

Мои собственные наблюдения позволяют судить об эффективности использования метода проектов. Применение проектного метода позволяют развить:

- познавательные умения учащихся: наблюдения, абстрагирования, систематизация (классификация, дифференциация), выдвижение гипотез, решение проблем, поиск путей эмпирической проверки, соотнесение результатов с гипотезами и др.

- практические умения: составление и чтение диаграмм, обобщение информации в виде схем, таблиц; добыча информации, овладение языком науки.

- коммуникативные умения: терпимость к альтернативной мысли, готовность к учению и сотрудничеству, самокритичность, умение защищать и отстаивать свою позицию, умение выступать публично и др.

Развить интерес учащихся к занятиям в объединениях дополнительного образования можно, используя метод проектов, направленный на активацию познавательной деятельности школьников, вовлекая ребят в процесс активного интеллектуального поиска информации, предоставляя им возможность использовать некоторые функции наставника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в преподавании технологии для девочек как способ повышения качества образования

Предлагаемая статья является  основой для выступления перед коллегами на методическом объединении и содержит краткое описание метода проектов, который широко используется мною в учебной практике...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. VIII окружная научно-практическая конференции педагогов «ОТК-2015. Образование. Технологии. Качество» Центральное управление Самарская область

Цель данной работы поделиться опытом использования метода проекта в деятельности педагога на уроках литературы.В связи с поставленными целями выделяем следующие задачи:1.   Проанализировать ...

Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье»

На примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье» показано применение метода проектов в дополнительном образовании школьников...

Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта

Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье»...

Практико-ориентированные технологии в системе дополнительного образования

В статье содержится информация о практико-ориентированных технологиях в системе допобразования...

Выступление на семинаре "Использование метода проектов как альтернатива традиционному подходу в образовании в начальных классах"

Выступление на семинаре "Использование метода проектов как альтернатива традиционному подходу в образовании в начальных классах"...

Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании

Материал преставляет собой методическую разработку по теме "Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании"...