ПРОГРАММЫ педагога-организатора
рабочая программа
ПРОГРАММЫ педагога-организатора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rdsh.docx | 725.68 КБ |
programma_zozh.docx | 770.35 КБ |
lager.pdf | 189.97 КБ |
programma_yugra-_moy_kray_rodnoy.docx | 672.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа «Российское движение школьников - ШОК» разработана для реализации в 5- 11 классах (разновозрастная) в соответствии с планом внеурочной деятельности МАОУ «Средняя школа №8» на 2019-2020 учебный год и рассчитана на 68 часов.
Рабочая программа по ПДО «РДШ» разработана на основе Устава Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации
«Российское движение школьников» (далее – Организация), добровольным, самоуправляемым общественно-государственным объединением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация строит свою работу на основе принципов самоуправления, добровольности участия в ней, равноправия, законности и гласности. Организация создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации
«Российское движение школьников» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 44, ст. 6108) и осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Программа направлена на развитие личности в направлении: гражданская активность.
Цель - содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Программа «Российское движение школьников» направлена на достижение планируемых результатов:
- создать комплекс педагогических условий для становления личности с активной гражданской позицией, социализированной в современном обществе.
- содействие объединению усилий коммерческих и некоммерческих организаций, деловых кругов, отдельных граждан, движимых стремлением внести свой вклад в воспитание подрастающего поколения и формирование личности;
- обучать детей основам организаторской деятельности по разным направлениям, умениям и навыкам общения, работы в коллективе;
- обеспечить условия для становления личности, развития интеллектуальных, творческих и лидерских способностей обучающихся;
- проведение и популяризация семинаров, лекций, конкурсов, фестивалей направленных на воспитание гражданской активности;
- привлечение обучающихся к участию в благотворительных акциях и проектах;
- привлечение обучающихся к работе общественно-государственных и общественных объединений, имеющих патриотическую, культурную и спортивную, а также благотворительную направленность.
Актуальность программы обусловлена потребностью школы в развитии гражданской активности и волонтерской деятельности обучающихся, реализации потребностей в самовыражении через участие в молодежных общественных движениях, необходимостью воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю. Именно через вовлечение к участию в общественных делах Российского движения школьников (РДШ) возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству. Программа не преследует цели вовлечения обучающихся во все направления деятельности РДШ, акцент делается на развитие личностных качеств таких как; лидерство, патриотизм и взаимовыручка.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Программа позволяет добиться следующих результатов.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
- развитие самосознания;
- самовоспитание культурных качеств;
- реальная осознанность Я-концепции;
- необходимость решения вопроса о дальнейшей жизни;
- знание основных положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
- сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественно-политическими событиями.
Метапредметные результаты курса освоения внеурочной деятельности: Регулятивные:
- умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки собственной учебной деятельности;
- самоконтроль в организации учебной и внеучебной деятельности;
- формирование навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
- принятие ответственности за свой выбор организации своей учебной деятельности.
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обоснование через поиск решения путем проведения исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;
- умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказательств;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
Коммуникативные:
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с людьми разных возрастных категорий;
- разрешать конфликты через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его; управлять поведением партнера через контроль, коррекцию, оценку действий, умение убеждать; переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий;
- стремиться устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии;
- речевое отображение (описание, объяснение) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка)
предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации.
Содержание курса.
«Лидерское начало»
Блок включает в себя знакомство с детско-юношескими движениями, с Российским движением школьников, тестирование на выявление лидерских качеств, тренинги, беседы по этике и этикету.
« Участие в мероприятиях Российского движения школьников»
Блок включает в себя участие в различных городских и районных и школьных мероприятиях Российского движения школьников: слеты, конференции, игры, КВН, акции, круглые столы, выезд на тематические смены в лагеря, участие в городских баллах РДШ.
«Организация досуговой деятельности»
Блок включает в себя разучивание массовых игр, тимбилдинг, деловые игры,
«Школа лидеров», составление конкурсных программ и организация КТД для младших школьников.
« Организация волонтерской и благотворительной деятельности»
Блок включает в себя организацию помощи малоимущим через сеть благотворительных магазинов « Спасибо» и помощь в организации Городских субботников.
В процессе работы программа предусматривает изменения в связи с календарными праздниками и планом работы школы и детской организации.
Формы организации учебных занятий.
- деловые и ролевые игры
- упражнения на взаимодействия в группе
- тренинги
- дискуссии
- беседы
- социальные акции и мини проекты
- творческие задания
- конкурсы
- круглые столы
- творческие встречи с интересными людьми
- Экспресс тесты и социологические опросы.
Основные виды деятельности.
- самостоятельная работа
- экспериментальная деятельность
- коллективная работа
- проектная деятельность
- исследования и наблюдения
- волонтерская деятельность
- благотворительная деятельность
Темы проектов для обучающихся.
- Сбор вещей и предметов первой необходимости для нуждающихся « Дари добро!»
- Подготовка поздравлений ко Дню учителя, разработка и поведение классных часов для обучающих «Мой мир – школа»,
- Сбор книг для школьной библиотеки « Подари книгу»,
- Сбор поделок для детей-сирот «Белый цветок»,
- Организация и проведение флеш-мобов к Неделе толерантности « Мы разные, но мы вместе»,
- Поздравление пожилых педагогов школы с праздником «День пожилого человека»,
- Уборка территории школы «День зимнего волонтера».
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п | Тема | Примечание |
1. | Вводное занятие. День Знаний. «Здравствуй, школа!» | Знакомство с деятельностью Общероссийской общественно- государственной детско- юношеской организацией «Российское движение школьников» |
рганизация первичной ячейки РДШ. | ||
2. | Подготовка ко Дню самоуправления | Распределение функциональных обязанностей. |
3. | Собрание первичной ячейки РДШ. | Проведение школьного собрания. Выборы председателя и секретаря актива РДШ. |
4. | День учителя. | Подготовка к празднику. Организация поздравлений и выставки поделок. |
5. | День Российского Движения Школьников. | Подготовка к празднику. Оформление информационных стендов РДШ в школе. |
6. | Лига ораторов. | Подготовка к участию во Всероссийском конкурсе «Лига ораторов». |
7. | День учителя. | Поздравление педагогов школы с профессиональным праздником. |
8. | Учится выступать публично. | Тренинг по организации публичного выступления. |
9. | Лига ораторов. | Участие во Всероссийском конкурсе «Лига ораторов». |
10. | Первый отчет. | Публичное размещение отчетов о деятельности Актива в информационном пространстве ОУ. Традиции Актива РДШ в школе. |
11. | День Российского Движения Школьников. | Участие и подготовка к мероприятиям. |
12. | Сколько ребят – столько судеб. | Беседа о судьбах выдающихся личностей. |
13. | Как стать лидером. Качества лидера. | Игра-тренинг «Как вести за собой». |
14. | Лидер ли я? | Игра «Чемодан лидера». Диагностика-тест . |
15. | Школа ведущих. | Конкурс дикторов. Работа над дикцией, разучивание скороговорок |
16. | Городской слет лидеров РДШ | Участие в районном слете РДШ. Квест. Игры на сплочение команды. |
17. | Как вести себя на сцене. | Мастер-класс. Тренинг. |
18. | Школа этикета. | Деловая игра «Мы встречаем гостей». |
19. | Как подобрать вопросы для интеллектуальной игры? | Круглый стол. |
20. | День народного единства. | Организация этапов проведения квеста. Назначение ответственных за каждый этап. Разработка листа критериев оценки |
21. | Социально-негативные явления. | Ознакомление с планом проведения месячника. Обсуждение возможности участия учащихся. Разработать и провести мероприятия в классах начальной школы. |
22. | День толерантности. | Обсуждение плана дня единых действий. Подбор материала для флаеров на тему «Толерантность». Создание флаеров. |
23. | Мы разные, но мы вместе! | Проведение флеш- моба с обучающимися в День толерантности. |
24. | День именинника. | Конкурс на самое оригинальное |
поздравление именинника школы от лица РДШ. | ||
25. | Научные достижения – гордость России! | Беседа об истории Дня науки. Обсуждения плана действий недели энергетики. |
26. | Школа достижений. | Оформление информационного стенда о достижениях обучающихся школы, знаменитых людях. |
27. | День пожилого человека. | Организация поздравлений заслуженным педагогам школы. |
28. | День учителя. | Организация поздравлений, выставки поделок для педагогов школы. |
29. | Интернет таит в себе угрозу! | Подготовка к Всероссийскому уроку безопасности в сети Интернет. Круглый стол. |
30. | С днем рождения РДШ! | Участие в праздновании Дня рождения РДШ. Фото марафон «Мы не как все». |
31. | День народного единства. | Беседа о подвигах русского народа, о выдающихся персонажах, личностях российской истории. |
32. | Дари Добро!! | Сбор вещей для нуждающихся детей и сбор корма бездомным животным. |
33. | Мы делаем добрые дела! | Передача вещей для малоимущих. |
34. | Потомки, вы слышите голос набата? | Знакомство со сценарием спектакля к Дню снятия блокады . Обсуждения возможного участия в мероприятии. |
35. | Учится слышать и слушать. | Дидактические игры на взаимодействие друг с другом « Что я пропустил в рассказе?». |
36. | День матери. | Проведение акции Акция «Подари улыбку маме» |
37. | Официальные символы России» (ко Дню Конституции) | Урок патриотического воспитания с участием руководителя движения
|
38. | Всемирный День борьбы со СПИДом. | Изготовление листовок для акции « СТОП ВИЧ/СПИД».Фото- марафон. |
39. | Этому не суждено повториться! | Беседа о жертвах Холокоста и других концлагерей. |
40. | Зимний день волонтера. | Беседа о волонтерах Разработка акции для проведения зимнего Дня волонтера. |
41. | Я родился и вырос в России! | Беседа о традициях русской народной культуры. |
42. | Зимний день волонтера. | Помощь в уборке территории школы от снега. |
43. | Школьное собрание РДШ. | Подведение предварительных итогов работы первичного отделение. Награждение и вручение грамот самым активным участникам. |
44. | Моя социальная реклама. | Круглый стол. Мозговой штурм. Обсуждение на тему «Какой должна быть реклама против наркотиков?» |
45. | Потомки, вы слышите голос набата? | Репетиция для участников |
концерта ко Дню снятия блокады Ленинграда. | ||
46. | Читаем выразительно. | Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог. |
47. | Потомки, вы слышите голос набата? | Участие в торжественных мероприятиях ко Дню снятия блокады Ленинграда. |
48. | Школьный музей славы. | Организация урока для начальной школы с ознакомлением школьного музея. Обсуждение программы урока. |
49. | Мы проведем вам экскурсию! | Проведение урока для начальной школы с демонстрацией школьного музея славы. |
50. | Мы расскажем вам про школу! | Разработка презентации к проведении классных часов в начальной школе. Обсуждение проектов. |
51. | Профессии будущего. | Беседа о выборе будущей профессии. |
52. | Что значит для меня участие в РДШ? | Круглый стол. Беседа о возможностях, которые открывает участие в РДШ. |
53. | Все в лагерь! | Участие лидеров РДШ в тематической лагерной смене « Перекресток » |
54. | Служу Отечеству! | Участие в спортивном празднике, посвященному Дню защитника Отечества. |
55. | Городской слет РДШ. | Участие актива в |
городском мероприятии РДШ. | ||
56. | Мой мир - школа! | Проведение активом РДШ классных часов для начальной школы. |
57. | Все на уборку! | Раздача агитационных листовок жителям района с приглашением принять участие в Городском субботнике. |
58. | Школьное собрание актива РДШ. | Обсуждение итогов проделанной работы, планирование будущих мероприятий. |
59. | Гвоздика памяти! | Участие актива во Всероссийской акции «Гвоздика памяти». |
60. | Митинг. | Участие актива РДШ в общешкольном митинге в парке военной техники. |
61. | Подари книгу! | Сбор художественной литературы для школьной библиотеки. |
62. | Уроки доброты. | Участие в общероссийской акции «Белый цветок» |
63. | Городской слет РДШ. | Участие в слете РДШ. Обмен опытом с другими участниками первичных отделений города. Участие в мастер- классах, награждении по итогам года. |
64. | Школьный капустник РДШ. | Торжественное чаепитие. Обсуждение итогов |
работы за год. Планирование мероприятий на следующий год. | ||
65. | Последний звонок. | Репетиции праздника «Последний звонок». |
66. | Как это было? | Работа над созданием памятного альбома. Сбор и монтаж видео и фото материала для создания видеоролика о школьной жизни. |
67. | День славянской письменности и культуры. | Проведения активом классных часов об истории русского слова. Оформление стендов. |
68. | Пришла пора проститься! | Участие в празднике « Последний звонок». |
Список литературы.
- Волохов, А.В. Система самоуправления в детских общественных
объединениях. /А.В.Волохов, В.Н.Кочергин, И.И.Фришман. Нижний Новгород, 2007.
-87 с.
- Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие. – М., ЦГЛ, 2003.– с.92 – 98.
- Леванова Е. А.,. Соболева А. Н, Плешаков В. А., Телегина И. О., Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Спб.: Издательство "Питер", 2008.
- Мастерская вожатого. Кипарис –5. Руководство для начинающих и
опытных/ под ред. Левановой Е.А.. – М., Пед. общество России, 2003. – с.113 – 122.
- Нечаев М.П. Настольная книга вожатого детского коллектива. Учебно- методическое пособие. М.: Издательство "Перспектива", 2015
- Технологии работы с молодежью (опыт работы кафедры социальных
технологий и организации работы с молодежью МГГУ им. М.А. Шолохова). Коллективная монография под ред. С.Ю. Поповой (Смолик). - М.: Москва-Тверь: "СКФ-Офис", 2015. - 326 с.
- Е.А.Леванова, Т.В.Пушкарева, С.Ю. Попова-Смолик, М.И. Прокохина
Проект методических рекомендаций для старшего вожатого образовательной организации.- МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.- М.: 2016г.- 43с.
Интернет-ресурс
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. официальный текст – http://base.garant.ru/70183566/
- Технология массового мероприятия. Источник - http://lib.1september.ru/article.php?ID=200700613
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. – официальный текст - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148894/.
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности кружка
«Будем здоровы»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Будем здоровы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе методических рекомендаций по оформлению комплексной программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС основного общего образования. В основу данной программы положена примерная программа внеурочной деятельности «Уроки здоровья» Е.А. Богачевой и С.А.Панченко.
Курс проводится в рамках социальной направленности внеурочной деятельности.
По способу организации педагогического процесса программа опирается на основные положения программы развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов, программу воспитания и социализации обучающихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как здоровье человека, здоровый и безопасный образ жизни, и направлена на воспитание ценностного отношения к здоровью человека, формирование способности проектировать здоровый образ жизни в разных условиях, мотивацию на самообразование в области здоровья.
Программа является самостоятельным курсом и может быть использована образовательным учреждением любого типа.
Актуальность программы
Зафиксирована в федеральном государственном образовательном стандарте. Воспитание здорового человека, здоровье ориентированный стиль жизни, формирующий представления о неразрывной связи внутренней и внешней среды организма и дающий методический инструмент управления своим здоровьем, выступает основой научного подхода к здоровью, заложенного в трудах И.П.Павлова, Л.С.Выготского, модели управления школой здоровья В.Н.Ирхина. Культура здоровья выступает как способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности человека. От её формирования напрямую зависит полнота использования человеком своего здоровья. Программа «Будем здоровы» имеет профилактическую направленность, базируется на научных достижениях в области образования и психологии. В ней учтены рекомендации ВОЗ и ЮНЕСКО по образованию и просвещению по вопросам здоровья.
Основной принцип (концепция) программы:
- отношение к здоровью как личной и общественной ценности, условию самореализации личности, устойчивого развития общества, национальной безопасности государства;
- целостный подход к здоровью в единстве его физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (способность к адаптации и устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, контроль над эмоциями), социально-психологического (культура учебной и коммуникативной деятельности) и духовного (иерархия ценностей) компонентов;
- комплексный естественно-научный и гуманитарный подход к здоровью как проблеме не только медицинской, но и социокультурной, педагогической, психологической;
- приоритетность здоровьеориентированного мышления для понимания феномена здоровья и управления им;
- ведущая роль социально-психологического здоровья и духовного здоровья личности, ее культуры для успешной социализации и самореализации в жизни;
- стратегическая ориентация на формирование здоровьеориентированного уклада школьной жизни средствами вовлечения обучающихся в совместное со взрослыми проектирование образовательной среды школы и развития у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, учитывающего их индивидуальные особенности;
-обучение в реальных жизненных ситуациях, формирование личного опыта культуры здорового и безопасного образа жизни.
Структура программы разработана с учетом возрастной психологии детей.
Цель и задачи программы
Цель:
Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях, к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитание чувства ответственности за здоровье, формирование личного опыта здоровьеориентированной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
Развивающие:
-способствовать развитию индивидуальности, творческой активности и импровизационных способностей обучающихся;
-дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
-развить коммуникативные способности детей через элементарные групповые и индивидуальные тренинги.
Социальные (воспитательные):
- формировать способность видеть и понимать единство и взаимосвязь физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного здоровья; соблюдать нормы законодательства, основные социальные модели, нормы и правила этики в области здоровья;
- формировать способность и потребность соблюдать здоровый образ жизни; умение рационально использовать физическую и интеллектуальную деятельность, понимать важность физической культуры;
- формировать негативное отношение к курению, алкоголю, употреблению ПАВ, умение противостоять факторам, негативно влияющим на здоровье;
- формировать готовность придавать здоровьеориентированную направленность своей деятельности, участвовать в пропаганде здорового и безопасного образа жизни, мотивировать окружающих на ведение здорового образа жизни.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 136 часов за четыре года обучения, состоит из 9 модулей и построена по принципу ступеней (от простого - к сложному). Такой подход позволяет выйти на определенный уровень взаимодействия педагога с детьми, при котором работа выстраивается по четкому алгоритму: программа «Будем здоровы» предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Программа направлена на то, чтобы помочь педагогам в достижении результата обучения - «принятия на себя ответственности за здоровье». Срок реализации программы – 4 года. Общее количество часов в год: 34 часа (5-8-е классы).
Формы и режим занятий
Режим занятий определяется с учетом индивидуальных особенностей детей, а также их занятости в других сферах деятельности.
Общее количество часов в год: 5-8 классы - 34 ч.
Количество часов и занятий в неделю: 1 час в неделю.
Виды деятельности: проблемно - ценностное общение, ролевая игра, социальное проектирование, проектная и исследовательская деятельность, спортивно- оздоровительная деятельность, общественно-полезная деятельность, в олонтерская деятельность.
Основные формы организации коллектива учащихся: взаимодействие в группе, диспут, дискуссия, тренинг, встречи с интересными людьми, акции, соревнования, экскурсии. Отбор содержания проведен с учетом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым обучающиеся осваивают предметно- деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной, личностно и общественно значимой здоровьеориентированной практической деятельности. Большое внимание уделяется использованию интерактивных методов обучения, включению обучающихся в специально создаваемые жизненные ситуации нравственного выбора, формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
Реализуемые мероприятия проводятся как в учебном классе, так и в социуме (в организациях культуры, спорта, совместно с общественными организациями и т.п.).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В программе «Будем здоровы» обучение здоровью на основе навыков содержание ассоциируется со специальным знанием о здоровье и отношением к себе и окружающим, а также навыками, необходимыми для оказания влияния на поведение и условия, касающиеся здоровья. Обучение здоровью на основе навыков воспитывает способность применять полученные знания, формирует определенное отношение, развивает навыки принятия положительных решений и осуществления шагов, направленных на защиту собственного здоровья и здоровья других.
Раздел 2. Содержание занятий внеурочной деятельности кружка «Будем здоровы». Содержание программы 5-8-х классов
Тема | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | ||||||
Модуль 1. Самопознание и самооценка | ||||||||||
Узнаю себя | Я сам, мои интересы, способности. Что дается тебе от рождения. Самоанализ физического самочувствия. Внешние и внутренние признаки заболевания: изменение температуры тела, кожные высыпания, покраснение, отек, боли, нарушение пульса, тошнота, головокружение и т.д. Интересы и их соответствие выбираемым занятиям. | Мои ценности. Ты и твое здоровье. Что ты сможешь сделать для своего здоровья. Закаливание и его значение в укреплении здоровья. Оцениваю себя и свои поступки. Шесть основных страхов: бедность, болезнь, старость, осуждение, потеря любви, смерть. Психологический настрой переносить страхи. Преодоление тревожности. | Моя самооценка и мои поступки. Я и мои социальные роли. Я принимаю решения. Развитие самооценки. Уверенность в себе. Преодоление стеснительности. Кризисы развития в период взросления. Имидж человека. Желаемые изменения. Планирование и способы реализации планов. Ответственность и свобода выбора. | Субъективные и объективные признаки здоровья. Представление о здоровом и больном теле в разных культурах. Физические и психологические изменения в подростковом возрасте. Репродуктивное здоровье юноши и девушки. Понятие о генотипе и фенотипе. Направление личности: Я – концепция, понятие о локусе контроля. Представление о психологии пола, гендерных позициях. | ||||||
Эмоции и чувства | Эмоции и чувства. Твои эмоции и здоровье. Положительные и отрицательные эмоции. Оптимизм и пессимизм. Мои положительные черты характера. | Причины эмоций. Влияние эмоций на общение. Управление негативными эмоциями. Мои сильные стороны. Неврозы и их профилактика. Умение владеть собой. | Эмоции и успехи в работе. Проявление эмоций и темперамент. Проявление эмоций и темперамент. Психологические комплексы и пути их преодоления. | Эмоциональная интеллигентность. Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения. Стресс. Предупреждение стресса. Управление стрессом. | ||||||
Модуль 2. Взаимоотношения с другими людьми | ||||||||||
Я с ровесниками и взрослыми | Важность общения с другими людьми. Дружба и друзья. Общение и здоровье Основные правила общения с ровесниками и старшими. Знакомые и незнакомые люди. Ситуации, требующие соблюдение осторожности. | Группы по интересам. Сотрудничество в группе. Сопротивление психологическому давлению со стороны. Навыки, необходимые для противостояния негативным влияниям сфере отношения к здоровью. | Формальные и неформальные группы, их социально- психологическая специфика Молодежные группировки, субкультуры. Взаимоотношения в группе: роли и лидерство в группе. Что такое конфликты. Причины конфликтов. Пути решения конфликтной ситуации. | Индивидуальные различия в восприятии и понимании людьми друг друга. Основы взаимоотношения полов. Мужские и женские обязанности. Любовь и романтические отношения. Межличностные отношения: дружба, любовь, вражда, одиночество. Этика взаимоотношений. | ||||||
Эффективная коммуникация | Эффективная коммуникация. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация. Базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание. | Социальные нормы поведения. Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе. Критика и ее виды. Способы реагирования на критику. | Нормы поведения. Этикет. Референтные группы. Тактика взаимодействия: диктант, сотрудничество, конфронтация, невмешательство. Инструменты общения: конструктивная критика, поддержка, убеждение и др. групповое давление. | Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей. Поведенческие риски, опасные для здоровья. Построение модели поведения в конфликтных ситуациях. | ||||||
Социальные стереотипы | Различия и сходство интересов мальчиков и девочек. Причины конфликтов между мальчиками и девочками. | Социальные стереотипы в обществе. Влияние стереотипов на психическое здоровье. | Гендерное равенство и справедливость. Проявление симпатий. Уважение к противоположному полу. | Дискриминация отдельных социальных групп. Социальные последствия дискриминации. | ||||||
Модуль 3. Выбор здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек | ||||||||||
Компетентнос ть в вопросах здоровья | Факторы, влияющие на здоровье. Участие в создании здоровьесберегающ ей среды. | Физическое, психическое и социальное здоровье. Участие в создании здоровьесберегающ ей среды. | Здоровье как средство достижения целей. Участие в создании здоровьесберегающ ей среды. | Ответственность общества за здоровье населения. Участие в создании здоровьесберегающ ей среды. | ||||||
Рациональная организация труда и отдыха. | Гигиена труда и отдыха пятиклассника. Учебные навыки. Мотивация к обучению. Внимание и память. Правила познания и школьные предметы. Правила выполнения домашних заданий. Работа с текстом учебника. Составление планов и опорных конспектов. | Гигиена труда и отдыха шестиклассника. Планирование времени. Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные. Периоды работоспособности. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок. Методы тренировки памяти и внимания. Методы снятия переутомления. | Гигиена труда и отдыха семиклассника. Переутомление, его субъективные и объективные признаки, методы снятия. Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и квартире. Воля человека и пути ее развития. | Таймменеджмент и здоровье. Физический труд – необходимое условие развития организма. Рациональные способы усвоения учебной информации. Причины потерь здоровья учащихся в процессе обучения. Самоанализ физического и психического состояния. Планирование труда и отдыха в экстремальных условиях: во время экзаменов, тренировок, соревнований. | ||||||
Гигиена и профилактика заболеваний | Гигиенические правила. Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена полости рта. Причины возникновения инфекционных заболеваний. Пути передачи. Предупреждение инфекционных заболеваний. Сон и здоровье. Гигиена сна. Влияние погоды на здоровье человека. Сезонные требования к одежде и обуви. | Системы органов и их саморегуляция. Профилактика заболеваний органов чувств: зрения, слуха. Гимнастика для глаз. Профилактика заболеваний органов дыхания. Дыхательная гимнастика. Роль кожных покровов в защите организма от воздействия внешней среды. Профилактика кожных заболеваний. | Механизмы защиты организма. Иммунитет. «Активные» и «пассивные» способы его повышения. Аллергия. Признаки и первая помощь при аллергических реакциях. Вирусные заболевания: грипп, гепатит, герпес, и их профилактика. Понятие об эпидемии. Лекарства. Токсические вещества, их влияние на организм. Правила хранения и употребления лекарственных препаратов. Злоупотребление медикаментами. | Способы оказания самопомощи при различных недомоганиях. Выбор гигиенических средств для ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья. Профилактика ЗППП. ВИЧ/СПИД: возбудители, пути передачи инфекции, симптомы заражения. Тестирование на ВИЧ/СПИД. Социокультурные аспекты ВИЧ/СПИД: государственная политика, ситуация в обществе, отношение людей. | ||||||
Вред употребления психоактивны х веществ (ПАВ) | Понятие о ПАВ. Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя. Как сказать «нет»? Куда обратиться за помощью? | Психоактивные вещества. ПАВ зависимость. Влияние алкоголя, табака и др. на жизненно важные органы. Употребление ПАВ как слабость воли, зависимость, болезнь. Выбор и ответственность за свои поступки. Как сказать «нет»? Куда обратиться за помощью? | Зависимость от ПАВ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая, психологическая. Возможности, трудности, и пути выздоровления курильщика, наркомана, алкоголика. Помочь другу. Поведение с людьми, употребляющими ПАВ. ПАВ и ответственный выбор. Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление ПАВ. | Причины употребления алкоголя, профилактика злоупотребления алкоголем. Употребление психоактивных веществ как ложный путь решения жизненных проблем. Алкогольная, наркотическая зависимость, альтернативы. | ||||||
Модуль 4. Физическая активность | ||||||||||
Физическая культура как средство укрепления здоровья | Физические упражнения и здоровье. Физические упражнения и осанка. Утренняя зарядка. Разработка системы упражнений. | Спорт и личностные качества. Влияние различных видов спорта на здоровье человека. | Спорт и социализация. Самоконтроль нагрузки. Индивидуальные показатели физического развития. | Фитнес. Последствия гиподинамии. Физическое развитие и физическая подготовка. | ||||||
Физкультура и спорт | Потребность в движении. Движение и развлечение. | Значение движения для сердечно- сосудистой системы. | Физическая активность для удовольствия и для тренировки. | Физические, социальные, эмоциональные и ментальные преимущества хорошей физической формы. Оценка собственной физической формы. | ||||||
Модуль 5. Здоровое питание | ||||||||||
Питание и личное здоровье | Влияние питания на здоровье. Функции пищевых веществ. Витамины и минеральные вещества. Роль животных и растительных жиров в организме. Разновидность и сбалансированност ь пищи. Суточный рацион. Режим употребления жидкости. Культура поведения во время приема пищи. | Личная потребность в выборе пищи. Возрастные потребности в пище. Изменения фигуры и вкуса в период взросления. Предупреждение пищевых отравлений. Профилактика заболеваний пищеварительной системы. | Зависимость питания и текущего и будущего здоровья. Забота о собственной еде и закусках. Рацион питания для себя на неделю. Значение атмосферы принятия пищи. Связь между физическими, эмоциональными и социальными проблемами и расстройствами пищеварения. Связь между пищевыми привычками и ролевыми моделями. | Плюсы и минусы диет. Что происходит с пищей в организме? Значение пищи для профилактики наиболее распространенных заболеваний. Критическое восприятие информации о пище. Приготовление пищи в домашних условиях. Болезни питания, анорексия, ожирение. Питание в особых условиях (питание спортсменов, питание в походах, во время экзаменов). | ||||||
Производство, обработка и распределение продуктов питания | Что такое пищевая цепь? Продукты местного производства и импортные. Правила хранения продуктов и готовых блюд. | Местное производство продуктов питания. Традиции питания и блюда национальной кухни народов мира. | Влияние обработки продуктов питания. Основные химические и биологические загрязнители пищи: тяжелые металлы, пестициды, плесень и др. | Промышленные технологии производства пищи. Влияние пищевой промышленности на окружающую среду. Вред и польза удобрений в производстве сельско- хозяйственной продукции. | ||||||
Модуль 6. Информационная безопасность | ||||||||||
Безопасный Интернет | Плюсы и минусы использования сотовых телефонов и других современных гаджетов | Использование сети интернет для поиска позитивной информации. | Профилактика рисков и угроз, связанных с использованием современных информационных технологий сети Интернет. | Профилактика антисоциального поведения среди детей в целях недопущения их вовлечения в преступную деятельность. | ||||||
Модуль 7. Безопасное поведение. Предупреждение несчастных случаев и травматизма | ||||||||||
Причины несчастных случаев. Предупрежден ие несчастных случаев. | Опасные факторы современного жилища, школы, игровой площадки. Безопасное поведение пешеходов на оживленных улицах и дорогах. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Предупреждение несчастных случаев. | Экстремальные виды спорта и другие спортивные увлечения, связанные с риском. Оценка рисков. Травматизм при конфликтах. Угроза века – терроризм. | Правила поведения при аварийных ситуациях: пожарах, затоплениях, разрушениях. Совпадение с паническим состоянием. | Травматизм в местах массовых скоплений людей Прогноз развития травмоопасной ситуации, меры предупреждения травмы. Путешествия (лес, вода, пустыня), правила поведения при стихийных бедствиях.. | ||||||
Предупрежден ие насилия | Поведение в опасных ситуациях. Жестокое обращение с детьми и подростками. | Насилие и издевательства в школе. Профилактика буллинга, троллинга. | Поведение в криминогенных ситуациях, незнакомой среде. | Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации, нанесении телесных повреждений. | ||||||
Первая помощь пострадавшем у | Первая помощь пострадавшему | Первая помощь пострадавшему | Первая помощь пострадавшему | Первая помощь пострадавшему | ||||||
Модуль 8. Семейные ценности | ||||||||||
Я в семье | Взаимоотношения в семье. Потребности членов семьи. Лидерство в семье. Самоактуализация в семье. | Установление семейных связей. Ценности в семье. | Отношения в семье. Разрешение конфликтов в семье. | Человек в семье. Семья и ее функции. Психологический климат семьи. Как научиться прощать. Правовые аспекты семейного взаимодействия. Способы манипулирования людьми. | ||||||
Модуль 9. Здоровье в системе человек-природа | ||||||||||
Окружающая среда и здоровье. Мой вклад в здоровье окружающей среды | Предметы домашнего быта какисточник нарушения здоровья (бытовая химия, отделочные материалы, мебель). Основные загрязнители окружающей среды и их действие. Проблема загрязнения воздуха. Воздух жилых помещений. Комнатные растения, домашние животные и здоровье человека | Солнце, воздух и вода –факторы риска.Почва и здоровье. Почва, как среда обитания возбудителей болезней (столбняк гельминтозы). Источники загрязнения почвы. Бытовые и промышленные отходы. Вторичная переработка материалов. | Радиация и здоровье. Источники радиации. Радиоактивное заражение почвы, воды, воздуха. Понятие об онкологических заболеваниях и о канцерогенов в окружающей среде.Солнечная радиация и озоновый экран. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища. | Антропогенные факторы. Антропогенное загрязнение гидросферы, литосферы, атмосферы. Сокращение озонового слоя. Кислотные дожди. Опустынивание. Глобальное снижение биологического многообразия. Ресурсный кризис. Моя ответственность за состояние среды. |
Результаты освоения программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основах ЗОЖ, о нормах законодательства, основных социальных моделях, нормах и правилах этики в области здоровья, рисках и угрозах их нарушения, о способах организации взаимодействия людей.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений учащихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к здоровью, спорту, к
самосовершенствованию.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта личной и социально значимой здоровьеориентированной деятельности, опыта самостоятельной самоорганизации и организации совместной деятельности, социального проектирования, сорев новательной деятельности; развитие навыков межличностного общения, навыков принятия решений и критического мышления, самоконтроля и самоуправления.
Раздел 3. Тематическое планирование программы внеурочной деятельности клуба «Уроки здоровья кружка «Будем здоровы» для обучающихся 5-8 классов с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Программа рассчитана на 136 часов за четыре года обучения, состоит из 9 модулей. Тематическое построение программы позволит объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.
№ | Наименование модуля | Количество часов | |||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | ||
1 | Введение | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Модуль 1. Самопознание и самооценка | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | Модуль 2. Взаимоотношения с другими людьми | 4 | 4 | 4 | 4 |
4 | Модуль 3. Выбор здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек | 4 | 4 | 4 | 4 |
5 | Модуль 4. Физическая активность | 4 | 4 | 4 | 4 |
6 | Модуль 5. Питание | 4 | 4 | 4 | 4 |
7 | Модуль 6. Информационная безопасность | 2 | 2 | 2 | 2 |
8 | Модуль 7. Безопасное поведение. Предупреждение несчастных случаев и травматизма | 4 | 4 | 4 | 4 |
9 | Модуль 8. Семейные ценности | 4 | 4 | 4 | 4 |
10 | Модуль 9. Здоровье в системе человек- природа | 4 | 4 | 4 | 4 |
11 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 34 | 34 | 34 |
Литература для учащихся:
1. В.И. Малов «Детская энциклопедия «Я познаю мир. Спорт»» ООО Фирма «Издательство АСТ» 1999год
2. Иллюстрированная Мировая История «Греки» Москва «Росмен» 1994год
3. Школьная энциклопедия «Древний мир» Смоленск «Русич» 2003год
4. «Здоровье народа - богатство страны» Москва «Советская Россия» 1989год
5 Г.П. Малахов «Основы здоровья» Ростов «Феникс» 2003год
6. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина «Физкультура для всей семьи» Москва «Физкультура и спорт» 1988год
7.А.Д. Степанов, Д.А. Изуткин «Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования « Советское здравоохранение. 1981год
8. С.В. Понедельник «Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования» Ростов-на -Дону, 1994год
Литература для педагога:
1. “Руководство для среднего медицинского персонала школ”, Москва, издательство “Медицина” 1991г.
2. “Справочник практического врача”, Москва, издательский дом “Рипол классик” 2009г.
3. Справочник фельдшера, Москва, “Эксли пресс” 2002г.
4. Расти здоровым; Москва Физкультура и спорт 1993г.
5. Ю.П. Лисицын, И.В. Полунина «Здоровый образ жизни ребенка» Москва 1984 год
6. Профилактика и лечение гриппа” Р.И. Карпухин, Ленинград, Медицина, Ленинградское отделение 1991г.
7.Л.А. Лещинский «Берегите здоровье» Москва «Физкультура и спорт» 1995год
8.Г.И.Куценко, Ю.В Новиков «Книга о здоровом образе жизни» – Санкт Петербург 1997год
9. «Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы.» Кишинев 1991год.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
.
Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст. 12) акцентируется, что именно образовательные программы определяют содержание образования. В этой же статье особо отмечается, что содержание образования «должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».
Президент РФ В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» подчеркнул, что для нашей страны – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу само идентичности народа». Национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. В Концепции духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России указывается, что основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.
В концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО – Югры в направлении 5 раскрывается необходимость формирования у обучающихся личностного отношения к культурно-историческому наследию, чувства ответственности за свою малую родину; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года обозначен приоритет гражданско-патриотического воспитания. Важность формирования личности, с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом подчеркивается в концепции развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года.
Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему, ко всему.
Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, мной была разработана рабочая программа дополнительного образования для учащихся 5-11 классов «Югра мой край родной».
Дополнительная образовательная программа для детей с 12 до 17 лет разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования (утвержден приказом МО от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный номер 30384), авторской программы Т.К. Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой «Мы — дети природы (ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 2008 г. под ред. Т. Г. Орловой); с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Дополнительная программа «Югра - мой край родной» является неотъемлемой составляющей образовательных разделов «Художественно эстетическое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие». Курс способствует развитию специальных литературных и художественно- прикладных способностей детей; есть возможность проявить творческое мышление, почувствовать себя значимым для коллектива. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Данная программа ценна не только в воспитательном значении, она способствует развитию личностно-ориентированного подхода в решении воспитательных задач в школьном возрасте, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям.
Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся.
Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете, приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Самостоятельная работа учеником подразумевает:
- изучение теоретического материала в библиотечном фонде города, музее города, сети интернет;
- работа с историческими источниками (письменные, материальные);
- работа по созданию проекта по итогам реализации программы;
- сбор этнографического материала, интервью с местными жителями;
- поиск литературы по предложенным темам;
- работа с музеями города Когалым.
Предусматривает использование современных учебных материалов:
- использование интерактивных средств и мультимедиа в программе SMARTNOTEBOOK 10;
-современные учебники по истории ХМАО-Югры (Л.А. Редькин, Е.А. Немысова и др.);
- интерактивные форумы общения с участниками краеведческих объединений других учреждений, городов (развитие навыков коммуникаций);
- видеоконференции посредством мессенджеров (Телеграмм, Скайп и т.д.)
- использование возможностей социальных сетей (Вконтакте, Одноклассники)
- электронные библиотечные системы (Президентская библиотека на базе библиотеки г. Когалым);
- учебные фильмы, компьютерные программы, аудиоматериалы;
- совместный просмотр документальных передач про историю округа.
Предусматривает использование современных образовательных технологий:
- игровая;
- информационно-коммуникативная;
- проектная и исследовательская деятельность;
- технология группового обучения;
- технология деятельностного подхода;
- технология развития критического мышления (ТРКМ);
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
- технология дифференцированного обучения и др.
Предусматривает использование современных оценочных средств:
- мониторинги (коммуникационные, информационные, текстовые технологии);
- рейтинговая система оценивания;
- портфолио достижений;
- защита индивидуальных исследовательских работ и проектов и т.д.
Предусматривает развитие образовательной среды школы
Внеурочная деятельность предусматривает открытые мероприятия с привлечением учащихся школ города - экскурсии в школьный музей. Эти мероприятия – являются одним из важнейших факторов развития образовательной среды в современной школе. Они способствуют духовному, нравственному воспитанию и развитию личности ребенка.
Предусматривает привлечение социальных партнеров:
Социальными партнерами являются: МБУ Музейно-выставочный центр, Централизованная библиотечная система г.Когалыма, "Русскинской музей Природы и человека им. А.П.Ядрошникова"с.п.Русскинская, взаимодействие с которыми осуществляется через посещение тематических экспозиций, интерактивные лекции, видеолектории, просмотр документальных фильмов.родители, которые выступают активными участниками программы внеурочной деятельности: организуют вместе с учениками выставки, организуют посещение музеев в г. Когалыме и в других городах.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников на основе межпредметной интеграции краеведческих знаний как о регионе в целом (региональный компонент), так и о близлежащей территории (местный компонент) через включение в проектно-исследовательскую и социально значимую деятельность.
Задачи программы:
Обучающие: пополнить и совершенствовать знания школьников путём изучения истории родного края;
- формировать желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой, созидательной деятельности в природе, социуме;
- обучить способам работы с информацией, поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, её использование в учебной и повседневной жизни;
- расширить и углубить знания, полученные на занятиях истории, географии, литературы, музыки, искусства, технологии, информатики и ИКТ, английского языка;
- формировать у учащихся целостное восприятие истории, культуры края как части истории страны, мира, осознать наследие родного края в своей жизни, в общей судьбе народов России.
Развивающие: развить мышления как умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;
- развивать желание и умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой, созидательной деятельности в природе, социуме;
- формировать у учащихся способность к коммуникативным функциям, оценочным суждениям.
Воспитательные: формировать ценностные ориентации (гражданственность, патриотизм, гуманизм, толерантность) в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями родного края;
- формировать потребность во включении в социально значимую деятельность.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент), использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта дошкольника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные средства обучения:
- Природные зоны России
- Набор плакатов «Природные зоны земли»
Оборудование для проведения практических занятий:
- Макет хантыйского стойбища
- Орнаменты ханты и манси
- Амулеты, обереги, талисманы
- Изделиях из меха, бересты, ровдуги (оленьей кожи), ткани, сукна, дерева.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор.
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
- Набор кукол в национальных костюмах
Содержание программы
Программа внеурочной деятельности "Югра - мой край родной" разработана на основе ФГОС основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности. Осуществление программы дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные обучающимися на занятиях, знакомства с историей и культурным наследием родного края, с другой – вовлечь обучающихся в системную творческую, исследовательскую, проектную деятельность.
На ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. Базисным учебным планом общеобразовательных организаций Российской Федерации на изучение региональной истории отводится до 10-15 % учебного времени в рамках общего курса отечественной истории, что является недостаточным для качественного изучения истории родного края. Необходимо внедрять дополнительные образовательные программы преподавания региональной истории.
Образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей малой Родины, страны и человечества в целом, умение активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности – основное требование современной школы. Данная программа позволяет создать условия для социализации и культурного самоопределения обучающегося, его практической идентификации со своим народом, что подтверждает ее актуальность и практическую значимость.
В основе разработки данной программы лежат культурно-антропологический и этнокультурный подходы.
Новизна программы заключается в комплексном изучении истории родного края на межпредметной основе посредством практико-ориентированной, социально значимой, проектно-исследовательской деятельности. В основу организации внеурочной деятельности положен деятельностный подход.
Особенностью программы является организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся, которая формирует навык решения разных задач, в том числе социально значимых.
В программе содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре родного края (ХМАО – Югры), информационные и практические материалы по истории родного края. Материалы предоставляют педагогу возможность реализовать межпредметные связи и способствуют решению задач образовательной деятельности в рамках базисного учебного плана.
Структура соответствует познавательным возможностям школьника, учитывает возрастные особенности обучающихся.
Реализация программы внеурочной деятельности "Югра - мой край родной" направлена на реализацию основных целей и задач, определенных в Федеральном компоненте государственного стандарта исторического образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года.
Структура соответствует познавательным возможностям школьника, учитывает возрастные особенности обучающихся.
Тематическое содержание программы.
Тема 1. Мой адрес: Россия. ХМАО. Когалым (1 ч.)
Знакомство с программой курса, его содержанием, формами работы. Понятие «Сибирь», «Югра», «Обские угры». Территория округа. Географическое положение и природные условия. Природные ресурсы. Население округа.
Тема 2. Откуда и как мы узнаем об истории родного края (1 ч.)
Науки, изучающие историю и культуру народов: этнография, антропология, лингвистика, фольклористика, топонимика, статистика, социология, генеалогия, искусствоведение.
Раздел 1. Наш край в далеком прошлом (4 ч.)
Растительный и животный мир Сибири в ледниковый период. Как происходило заселение Сибири. Формирование этносов: ханты, манси, ненцы. Археологические памятники культуры народов на территории нашего края.
Тема 2. Жители нашего края (1 ч.)
Образ жизни народов на севере Сибири: основные занятия, жилища, одежда и средства передвижения. Первые художники Сибири. «Звериный стиль» в искусстве древних угров. Религиозные представления обских угров. Жизнь детей в древности.
Тема 3. Хозяйство жителей нашего края (2ч.)
Хозяйственная деятельность. Охота, рыболовство, собирательство и домашние ремесла. Скотоводство и его специфика в условиях тайги. Первые металлурги Сибири.
Тема 4. Обобщающее занятие.(1 ч.)
Раздел 2.В составе Российского государства (8 ч.)
Тема 1. Народы нашего края после присоединения к России (2ч.)
Этносы Сибири, территория их расселения. Этнонимы. Духовная культура: религиозные верования, шаманы, сказки. Народы нашего края: ханты, манси, ненцы. Их хозяйственные занятия и общественные отношения.
Тема 2. Первые сибирские города и их жители (2 ч.)
Основание Тюмени, Тобольска, Березова, Пелыма, Сургута. Демьянский и Самаровский ям. Хозяйство и быт жителей ясачных областей.
Тема 3. Березово. Секретные узники (1 ч.)
Траханиотов Никифор Васильевич. А.Д. Меншиков, М.А. Меншикова, Долгорукие. Березовский край в "Описании Сибирского царства" Г.Ф. Миллера. А.И. Остерман.
Тема 4. Декабристы в нашем крае (2 ч.)
Декабристы в Сибири. Места отбывания каторги и ссылки. Образ жизни осужденных декабристов. Педагогическая деятельность декабристов в Сибири. Память о декабристах среди сибиряков. Художественные произведения о декабристах.
Тема 5. Обобщающее занятие(1 ч.)
Раздел 3. Страницы новой жизни (6 ч.)
Тема 1. Революция и Гражданская война в истории края (1 ч.)
Отношение сибиряков к свержению самодержавия. Переход власти к Советам. Упразднение системы управления. Сполохи Гражданской войны.
Тема 2. "Рождение" округа (2 ч.)
Поиски новой административной системы. Комитет содействия народностям северных окраин. Создание национального округа, строительство окружного центра.
Тема 3. Вклад округа в Великую победу (1 ч.)
Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Патриотический подъем. Сибирские добровольцы. Сибиряки – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны. Перестройка экономики на военный лад. Промышленность и сельское хозяйство нашего края – фронту. Рабочие кадры. Школьники округа – фронту.
Тема 4. Эпоха "большой нефти" (1 ч).
Геологоразведочные работы 50-60 – х годов, их герои и результаты. Новая летопись края, новые герои.
Тема 5. Обобщающее занятие (1 ч).
Раздел 4. Когалым – Родина моя (14 ч.)
Тема 1. От поселка к городу (2 ч.)
Топонимы – носители ценной информации. Поселок мечты и великих дел. "Запах" нефти. Дороги, ведущие к буровой.
Тема 2. Коренное население города (2 ч.)
В единой семье. Первопроходцы и их быт. Мы строим будущее.Социальный портрет современного Когалыма.
Тема 3.Город и его хозяйство (1 ч.)
Социально-экономическое развитие. Ведущие отрасли промышленности. Развитие сферы услуг как условия повышения комфортности проживания.
Тема 4.О чем рассказывают улицы(1 ч.)
Происхождение названия улиц. Городское ориентирование.
Тема 5.Достопримечательности родного города (2 ч.)
Памятники и интересные места города: история создания, местонахождение.
Тема 6.Традиции Когалыма (2 ч.)
Традиционные праздники нашего города. История возникновения, описание. Роль традиций в жизни жителей нашего города.
Тема 7.Югра творческая ("Север мой…") (1 ч.)
Писатели, поэты, художники, музыканты округа и города. Наш край в произведениях местных авторов.
Тема 8. Когалым в лицах (2 ч.)
Знаменитые люди нашего города. Жители города, которые внесли вклад в развитие и благополучие Когалыма (строители, нефтяники, врачи, учителя и др.). Почетные жители Когалыма.
Тема 9. Обобщающий занятие "Мой край – Югра" (1 ч.)
Интерактивная викторина "Мой край – Югра"
Итоговый занятие
Презентация интерактивной карты, включающей мини-проекты, разработанные обучающимися в течение изучения факультативного курса.
Учебный план
№ | Тематическое содержание | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
1 | Наш край в далеком прошлом | 4 |
2 | В составе Российского государства | 8 |
3 | Страницы новой жизни | 6 |
4 | Когалым – Родина моя | 14 |
Итого | 34 |
Список использованной литературы
Учебники и учебные пособия для учителя
- История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца XX века: Хрестоматия / Под ред. Д. А. Редина, А.Т. Шашкова. - Екатеринбург, 1999.
- История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов /Отв. ред. Д.А. Редин. - Екатеринбург, 1999.
Список литературы, используемой для разработки программы
- История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца XX века: Хрестоматия / Под ред. Д. А. Редина, А.Т. Шашкова. - Екатеринбург, 1999.
- Кузнецова Ф.С. История Сибири: Дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Новосибирск «ИНФОЛИО-пресс». 2003.С.9-17.
- Шаповалов А. По следу мамонта. Новосибирск ИНФОЛИО-пресс,1999.
- Электронная книга: История Югорской земли в документах (с древнейших времён до 1917 года)
Список литературы для обучающихся и родителей
- Березово (Очерки истории с древности до наших дней). – Екатеринбург, 2008.
- Зуев А.С. Сибирь: вехи истории (XVI-XIX вв.): учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. – Новосибирск, 1998.
- Кузнецова Ф.С. история Сибири. Часть I. Присоединение к России: учебное пособие для класса общеобразовательных учреждений. – Новосибирск, 1999.
- Лукин Н.В. Мифы, предания, сказки хантов и манси. - Москва, 1990.
- Немысова Е.А. Хантыйские загадки. – СПб., 2006.
- Шаповалов А. По следу мамонта. Новосибирск ИНФОЛИО-пресс,1999.
- Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Югория», – Екатеринбург, 1999.
Интернет ресурсы
1. Большая биографическая энциклопедия. 2009.
2. Электронный атлас: «Люби и знай свой край родной. Ханты-Мансийский автономный округ»,
3. В. Сафронов «Откуда земля Сибирская пошла»,
4. Центр охраны культурного наследия (сайт автономного учреждения ХМАО – Югры)
5. Названия географических объектов – краткий топонимический словарь водоемов и населенных пунктов Западной Сибири.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора
Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...
Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора
Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...
Программа досуговой деятельности педагога-организатора "Мир начинается с нас"
Программа предусматривает создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга обучающихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне ...
Программа деятельности педагога - организатора
Целесообразность программы обусловлена потребностью в целенаправленном и координированном взаимодействии родителей, педагогов и обучающихся, в адресном решении информационны...
Программа саморазвития педагога - организатора
Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны. Саморазвитие педагога – обязательная...
Рабочая программа педагога-организатора
Рабочая программа педагога организатора...
Программа педагога - организатора
Программа моей работы на 2022-23 учеьный год...