Дополнительная общеразвивающая программа «Тестопластика».
рабочая программа

Бабарина Ольга Петровна

Программа дополнительного образования расчитана на один учебный год. Занятие один раз в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

                  Дополнительная общеразвивающая программа.

                                                  «Тестопластика».

                  Воспитатель Бабарина О.П.                       Срок реализации: 1 год

           

                                                                                                2020-2021 уч.г.

       Пояснительная записка

      1. Направленность дополнительной образовательной программы.

       Направленность программы «Тестопластика» по содержанию является художественно - эстетической.

       Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное учит не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка. Воспитывает такие качества, как самостоятельность, целенаправленность, умение довести работу до конца. Наряду с развивающей, обучающей и коммуникативной функцией, тестопластика решает релаксационную функцию, снимает психоэмоциональное напряжение, особенную ценность приобретает для развития мелкой моторики у детей.

         Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение, повышает самооценку, чувство удовлетворения. Во время занятий с тестом, дети работают за одним большим столом, это объединяет, даёт возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.

         Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, веса, пластики, пропорций;

- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизируют работу обеих рук;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

- обогащает ребёнка в художественном и творческом плане.

          2. Актуальность программы.

           Лепка  – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений. Заинтересованный в конечном результате ребенок учится усидчивости и концентрации внимания.  Свободное общение во время занятий дает предпосылки к коллективному творчеству.

         Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, гибкости, точности в выполнении работы. В процессе изготовления поделки постепенно образуется система специальных навыков и умений.

          Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми. 

             3. Отличительные особенности программы.

          Программа основывается на дидактических принципах:

             Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

         Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

         Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

          Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

              Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

   Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:

             Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни.  Идет исследовательская образовательная  деятельность.

   Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

             Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.

      Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют гимнастику для глаз.

            Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности, все виды  образовательной  деятельности направлены  на  решение эстетических задач.

            4. Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.

       5. Задачи программы:

     Обучающие:

-   Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

 - Обучать специальным технологиям работы с тестом, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

  - Дать теоретические знания и формировать  практические приемы и навыки работы с тестом.

      Развивающие:

  - Способствовать  развитию познавательной активности, развитию творческого мышления,  воображения,  фантазии.

- Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, интерес к изобразительной   деятельности.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

       Воспитывающие:

- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

         6.  Методические рекомендации по организации занятий.

При организации занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Не мешать ребенку творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его

5. Поддерживать инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Функции тестопластики:

-  Коррекционно-развивающая - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.).

- Обучающая - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

- Коммуникативная - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

-  Релаксационная - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.

- Воспитательная - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога.

                 7.Возраст детей  - Программа рассчитана на детей 10 - 18 лет с ОВЗ.

         8. Режим организации занятий: 1 раз в неделю по 30 минут.

месяц

тема

содержание

сентябрь

«Баранки».

Знакомство со свойствами теста, способом его приготовления. Учить раскатывать тесто круговыми движениями, прямыми движениями ладоней.

«Фрукты ».

Продолжать освоение приемов лепки из теста.  Применение приемов раскатывания, скатывания, сплющивания.

«Грибы».

Изучение приемов работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание формы.

Раскрашива-ние поделок красками.

Учить придавать ранее созданным изделиям законченный вид, доводить дело до конца.  Правильно подбирать и аккуратно наносить краску.  

Октябрь

«Петушок».

Учить действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию. Учить пользоваться стекой, формами для выдавливания.

«Посуда».

 Учить соединять части теста с помощью воды и кисти. Учить достижению  выразительности через более точную передачу формы,  величины предметов и изображения мелких деталей.

«Корзина с овощами».

 Учить участвовать в выполнении коллективной работы. Учить создавать выразительный и интересный сюжет. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения.

Раскрашива-ние.

Развивать мелкую моторику рук. Обогащать словарь прилагательными. Закреплять способы работы с красками. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Ноябрь

«Иллюстра-ции к сказке».

Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя  имеющиеся умения и навыки работы с тестом –  раскатывание, сплющивание, сглаживание. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над  поверхностью основы.

Раскрашива-ние.

Формировать интерес к окружающему миру. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой.

«Дерево».

Расширять знания о многообразии растительного мира, об осеннем колорите. Учить детей передавать в работе харак-терные особенности внешнего вида разных деревьев посредством тестопластики. Способствовать формирова-нию  навыков рельефной лепки.

Роспись

готовых фигур.

Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать опыт в создании композиции.

Декабрь

«Елочные украшения».

Побеседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональ-ное восприятие окружающего мира. Учить планировать работу: задумывать образ, делить материал на части, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.

«Снегурочка»

Учить детей лепить фигуру человека. Закрепить умения лепить мелкие детали, создавать образ, соответствующий персонажу Снегурочки. Развивать фантазию, творческое воображение детей, образное мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать и развивать интерес к персонажам русского фольклора и сказок.

«Елочка».

Учить вырезать стеками по картонному шаблону, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки)

Раскрашива-ние.

Развивать опыт в создании композиции, художественно – творческие способности, отзывчивость на созданный образ

Январь

«Снеговик».

 Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого.

«Зимние узоры».

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.

Роспись

готовых фигур.

Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать опыт в создании композиции.

Февраль

«Сердечки-валентинки»

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Формировать навыки самостоятельной работы.

Роспись

готовых фигур.

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Открытка к

 23 февраля.

Воспитывать чувство гордости за нашу Родину, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. Закрепить конструктивный способ лепки.

Раскрашива-ние работ.

Раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы. Учить делать свою поделку красивой и аккуратной

Март

Открытка к 8 Марта

Познакомить с приемом вырезания отверстий при помощи лекал. Повторить прием наложения одной детали на другую.

Раскрашива-ние открытки.

Закреплять умение и навыки детей в работе с красками. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение смешивать краски.

 « Птички».

Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида птиц. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта.

Роспись фигур птиц.

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить анализировать выполненную работу.

Апрель

«Пасхальное яйцо».

 Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа. Формировать способность лепить из частей, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Роспись «пасхальных яиц».

Продолжить учить детей раскрашивать изделия после просушки. Развивать творческую инициативу в смешивании красок, для получения нужного оттенка.

«Зоопарк».

Активизировать применение различных приемов лепки для создания форм диких животных. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, мелкую моторику. Учит предвидеть полученный результат.

Раскрашива-ние работ.

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить анализировать выполненную работу.

Май

«Цветущая веточка».

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки.

Раскрашива-ние.

 Развивать опыт в создании композиции, художественно – творческие способности, отзывчивость на созданный образ

«Цветочная поляна»

Вызвать у детей эмоциональное радостное отношение к  весенней природе средствами художественного слова, произведений живописи.     Учить лепить цветы из дисков разной величины, проявлять самостоятельность в работе.

Раскрашива-ние готовых работ.

 Продолжать упражнять в раскрашивании изделий после просушки. Развивать творческую фантазию и воображение в процессе работы.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...