Дополнительная общеразвивающая программа «Тестопластика».
рабочая программа
Программа дополнительного образования расчитана на один учебный год. Занятие один раз в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа.
«Тестопластика».
Воспитатель Бабарина О.П. Срок реализации: 1 год
2020-2021 уч.г.
Пояснительная записка
1. Направленность дополнительной образовательной программы.
Направленность программы «Тестопластика» по содержанию является художественно - эстетической.
Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное учит не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка. Воспитывает такие качества, как самостоятельность, целенаправленность, умение довести работу до конца. Наряду с развивающей, обучающей и коммуникативной функцией, тестопластика решает релаксационную функцию, снимает психоэмоциональное напряжение, особенную ценность приобретает для развития мелкой моторики у детей.
Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение, повышает самооценку, чувство удовлетворения. Во время занятий с тестом, дети работают за одним большим столом, это объединяет, даёт возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, веса, пластики, пропорций;
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- обогащает ребёнка в художественном и творческом плане.
2. Актуальность программы.
Лепка – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений. Заинтересованный в конечном результате ребенок учится усидчивости и концентрации внимания. Свободное общение во время занятий дает предпосылки к коллективному творчеству.
Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, гибкости, точности в выполнении работы. В процессе изготовления поделки постепенно образуется система специальных навыков и умений.
Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
3. Отличительные особенности программы.
Программа основывается на дидактических принципах:
Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.
Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.
Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют гимнастику для глаз.
Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности, все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.
4. Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.
5. Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
- Обучать специальным технологиям работы с тестом, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
- Дать теоретические знания и формировать практические приемы и навыки работы с тестом.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
- Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, интерес к изобразительной деятельности.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывающие:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
6. Методические рекомендации по организации занятий.
При организации занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Функции тестопластики:
- Коррекционно-развивающая - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.).
- Обучающая - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
- Коммуникативная - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
- Релаксационная - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
- Воспитательная - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога.
7.Возраст детей - Программа рассчитана на детей 10 - 18 лет с ОВЗ.
8. Режим организации занятий: 1 раз в неделю по 30 минут.
месяц | тема | содержание |
сентябрь | «Баранки». | Знакомство со свойствами теста, способом его приготовления. Учить раскатывать тесто круговыми движениями, прямыми движениями ладоней. |
«Фрукты ». | Продолжать освоение приемов лепки из теста. Применение приемов раскатывания, скатывания, сплющивания. | |
«Грибы». | Изучение приемов работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание формы. | |
Раскрашива-ние поделок красками. | Учить придавать ранее созданным изделиям законченный вид, доводить дело до конца. Правильно подбирать и аккуратно наносить краску. | |
Октябрь | «Петушок». | Учить действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию. Учить пользоваться стекой, формами для выдавливания. |
«Посуда». | Учить соединять части теста с помощью воды и кисти. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, величины предметов и изображения мелких деталей. | |
«Корзина с овощами». | Учить участвовать в выполнении коллективной работы. Учить создавать выразительный и интересный сюжет. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. | |
Раскрашива-ние. | Развивать мелкую моторику рук. Обогащать словарь прилагательными. Закреплять способы работы с красками. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. | |
Ноябрь | «Иллюстра-ции к сказке». | Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с тестом – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. |
Раскрашива-ние. | Формировать интерес к окружающему миру. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой. | |
«Дерево». | Расширять знания о многообразии растительного мира, об осеннем колорите. Учить детей передавать в работе харак-терные особенности внешнего вида разных деревьев посредством тестопластики. Способствовать формирова-нию навыков рельефной лепки. | |
Роспись готовых фигур. | Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать опыт в создании композиции. | |
Декабрь | «Елочные украшения». | Побеседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональ-ное восприятие окружающего мира. Учить планировать работу: задумывать образ, делить материал на части, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. |
«Снегурочка» | Учить детей лепить фигуру человека. Закрепить умения лепить мелкие детали, создавать образ, соответствующий персонажу Снегурочки. Развивать фантазию, творческое воображение детей, образное мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать и развивать интерес к персонажам русского фольклора и сказок. | |
«Елочка». | Учить вырезать стеками по картонному шаблону, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки) | |
Раскрашива-ние. | Развивать опыт в создании композиции, художественно – творческие способности, отзывчивость на созданный образ | |
Январь | «Снеговик». | Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. |
«Зимние узоры». | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других. | |
Роспись готовых фигур. | Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать опыт в создании композиции. | |
Февраль | «Сердечки-валентинки» | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Формировать навыки самостоятельной работы. |
Роспись готовых фигур. | Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | |
Открытка к 23 февраля. | Воспитывать чувство гордости за нашу Родину, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. Закрепить конструктивный способ лепки. | |
Раскрашива-ние работ. | Раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы. Учить делать свою поделку красивой и аккуратной | |
Март | Открытка к 8 Марта | Познакомить с приемом вырезания отверстий при помощи лекал. Повторить прием наложения одной детали на другую. |
Раскрашива-ние открытки. | Закреплять умение и навыки детей в работе с красками. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение смешивать краски. | |
« Птички». | Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида птиц. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта. | |
Роспись фигур птиц. | Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить анализировать выполненную работу. | |
Апрель | «Пасхальное яйцо». | Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа. Формировать способность лепить из частей, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать связную речь при составлении рассказа о своей поделке. |
Роспись «пасхальных яиц». | Продолжить учить детей раскрашивать изделия после просушки. Развивать творческую инициативу в смешивании красок, для получения нужного оттенка. | |
«Зоопарк». | Активизировать применение различных приемов лепки для создания форм диких животных. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, мелкую моторику. Учит предвидеть полученный результат. | |
Раскрашива-ние работ. | Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить анализировать выполненную работу. | |
Май | «Цветущая веточка». | Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки. |
Раскрашива-ние. | Развивать опыт в создании композиции, художественно – творческие способности, отзывчивость на созданный образ | |
«Цветочная поляна» | Вызвать у детей эмоциональное радостное отношение к весенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Учить лепить цветы из дисков разной величины, проявлять самостоятельность в работе. | |
Раскрашива-ние готовых работ. | Продолжать упражнять в раскрашивании изделий после просушки. Развивать творческую фантазию и воображение в процессе работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...