Особенности инновационного образовательного проекта «Я – здоров!» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
проект
В образовательной сфере целесообразно рассматривать феномен «здоровье» в контексте ценностно-социальной модели, без акцента на противопоставление двух состояний «здоровый – больной», как развивающееся свойство индивида, имеющее разные «точки» проявления в пределах одной шкалы. Ценностно-социальная модель вбирает в себя концепции здоровья, опирающиеся на субъективное восприятие человеком своего состояния («благополучие»), на принятые в обществе стандарты качества жизни, а также связанные с ними системообразующие ценности. Акцент переносится с внешних факторов, влияющих на изменение уровня здоровья, на внутренние, «подвластные» воле человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_innovatsionnogo_proekta_ddt_purpe_ya-zdorov.docx | 125.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности инновационного образовательного проекта «Я – здоров!» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Подготовила: методист Костенко М.М.
Педагогика здоровья определяет необходимость последовательного формирования организационно-педагогических условий – здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, специалисты, обучающиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья от неблагоприятных воздействий, но и развитие и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование у них культуры здоровья.
В образовательной сфере целесообразно рассматривать феномен «здоровье» в контексте ценностно-социальной модели, без акцента на противопоставление двух состояний «здоровый – больной», как развивающееся свойство индивида, имеющее разные «точки» проявления в пределах одной шкалы. Ценностно-социальная модель вбирает в себя концепции здоровья, опирающиеся на субъективное восприятие человеком своего состояния («благополучие»), на принятые в обществе стандарты качества жизни, а также связанные с ними системообразующие ценности. Акцент переносится с внешних факторов, влияющих на изменение уровня здоровья, на внутренние, «подвластные» воле человека.
Согласно пп.5-6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация имеет право вести деятельность в сфере охраны здоровья граждан, обязана создавать безопасные условия обучения и воспитания, обеспечивать охрану жизни и здоровья, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям обучающихся; в соответствии со ст. 41 охрана здоровья обучающихся включает пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, профилактику заболеваний и оздоровление, в том числе через занятие физкультурой и спортом, профилактику аддикций; ст. 42 гарантирует психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Реализовывать направление сохранения и укрепления здоровья в деятельности образовательной организации должны все ее сотрудники, в том числе педагоги.
Исходя из этого строится структурно-функциональная модель координации здоровьеориентированной деятельности образовательных организаций
Цель здоровьеориентированной деятельности образовательного учреждения: разработка проекта, направленного на взаимодействие каждого участника образовательного процесса по сохранение и укрепление здоровья.
Понятие «отношение к здоровью» базируется на понимании отношения как сущности, состоящей из трех компонентов: эмоционального, познавательного и волевого, которые соответствуют выделяемым в современной психологии трем сферам психического – эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой. В связи с этим особое значение имеет целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью как ценности на ранних этапах развития личности. Ценность здоровья и особенности формирование открытой образовательной среды в дополнительном образовании являются как раз тем оплотом здоровьеориентированной деятельности.
Творческая активность детей является одной из главных ценностей современного общества, а ее развитие – приоритетной задачей дополнительного образования.
А.В. Мудрик считает, что воспитание – это «целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений».
Образовательные организации дополнительного образования имеют значительный потенциал в создании своей учебно-воспитательной системы. Она создается для ребенка, его развития, становления личности и самореализации. Кроме того, в дополнительном образовании более приемлема позиция отношения к воспитанию не как «к целенаправленному процессу развития личности» (Х.Й. Лейметс), а как к процессу формирования ценностных установок, мотивационной направленности личности. Ведущими ценностными приоритетами системы дополнительного образования в области воспитания детей являются: демократизация учебно-воспитательного процесса, воспитание культуры здорового образа жизни, саморазвитие личности, создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения, системное развитие на основе информационных технологий, поддержка и развитие детского творчества.
Эффективная реализация обозначенных направлений в рамках актуального на сегодняшний день личностно-ориентированного подхода к обучению осуществляется с опорой на основные дидактические принципы обучения и воспитания: использование индивидуального и дифференцированного подходов в обучении ребенка, применение которых как методических приемов организации учебно-воспитательной работы в дополнительном образовании, в сравнении со школой, имеет ряд особенностей.
Во-первых, именно в сфере дополнительного образования ребята получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе, ориентированном, прежде всего, на развитие их умственных и физических возможностей. Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха».
Во-вторых, важная особенность дополнительного образования детей – осуществление воспитательного процесса в разноуровневых группах с использованием ее воспитательного потенциала: обучение старшими младших детей, обучение опытными менее опытных.
В-третьих, это эмоциональная насыщенность образовательного процесса. В образовательном процессе преобладающими являются вербальные способы коммуникации, подавляющие эмоционально-образное воспитание мира. Подростку свойственны стремление к самопознанию, желание разобраться в себе, превратить «осколки» самого себя в новую целостность. Проблема самопонимания становится ключевой и требует перевода ее в плоскость педагогической практики.
Цель Проекта: Обеспечение необходимых условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья учащихся.
Задачи:
- Ознакомить учащегося с различными подходами и принципами здоровьесберегающей педагогики;
- Формировать у учащихся ряд социальных компетенций, связанных с сохранением и укреплением здоровья.
- Способствовать развитию у учащихся ответственности за собственное здоровье.
Данные задачи решаются через разработку цикла занятий и мероприятий, разрабатываемых на основе личностно-деятельностного и акмеологического подхода. Выбор данных подходов актуален тем, что сам учащийся рассматривает здоровье как характеристику собственной личности, собственной деятельности, а также рассматривает здоровье как показатель жизненного благополучия человека и результат саморазвития.
Основные принципы:
1. Принцип ненанесения вреда (≪No nocere!≫).
2. Принцип взаимосвязи здоровья и благополучия.
3. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
4. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся (принцип психофизиологической комфортности).
5. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными.
Целевые показатели:
- Внедрение в образовательный процесс элементов здоровьесберегающих технологий.
- Доля образовательных программ, реализующих элементы здоровьесберегающих технологий.
- Организация в каникулярное время оздоровительных, спортивно-туристических, творческих лагерей.
- Доля детей, охваченных организованными оздоровительными мероприятиями.
- Привлечение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом.
- Развитие материальной базы, современных технологий обучения.
Ожидаемые результаты.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
• знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека;
• знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов ЗОЖ;
• знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
• знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
• умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности;
• умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
• умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
• формирование личного опыта здоровье сберегающей деятельности;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
• умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
• умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
• проявление интереса к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
• овладение умением сотрудничества (социального партнёрства);
• опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.
Направления здоровьеформирующей деятельности ОУ:
- Деятельность объединений, имеющих основную задачу – пропаганда ЗОЖ;
- Образовательная практика «Волонтерское движение»;
- Разработка и проведение социальных проектов, акций;
- Проведение месячников «Мы за безопасность», «Мы за ЗОЖ»;
- Проведение спортивных состязаний, игр, турслетов, походов и др.;
- Проведение волонтерских слетов, «Школы волонтерских наук»;
- Проведение дискуссий, лекций, бесед по тематике ЗОЖ;
- Проведение досуговых мероприятий и тренингов для подростков и молодежи.
Образовательный проект «Я-здоров», способствующую формированию и развития мотивации к здоровьесбережению, в который входят:
- Программы дополнительного образования объединений, основная задача которых – формирования стремления детей к сохранению и укреплению собственного здоровья;
- План подготовки и реализации воспитательных мероприятий в рамках КТД: «Мы за безопасность», «Мы за ЗОЖ», «ЗДОРОВЯЧОК!»;
- План участия в туристических слетах, спортивных состязаниях, соревнованиях и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный образовательный проект «Формирование творческих компетентностей учащихся как фактор создания модели социально адаптированной личности выпускника»
. Идея проекта и обоснование его востребованности и актуальности. «Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих р...
Инновационный образовательный проект "Формирование оптимального правового пространсва образовательного учреждения в новых финансово-экономических условиях"
Инновационный проект направлен на областной конкурс инновационный проектов в сфере образования "Наша новая школа"...
Инновационный образовательный проект
Модель создания коммуникативных ситуаций в процессе эффективного обучения говорению на английском языке...
Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...
Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».
Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были...
Инновационный образовательный проект "Я-здоров!"
Цель Проекта: Обеспечение необходимых условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья учащихся.Задачи:Ознакомить учащегося с различными подходами и принципа...
Инновационный образовательный проект "Левобережный образовательный центр "Одаренные дети"
Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети» представляет собой комплексную программу по созданию условий для выявления, поддержки ...