Инновационный образовательный проект "Я-здоров!"
проект по физкультуре

Лежава Майя Михайловна

Цель Проекта: Обеспечение необходимых условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья учащихся.

Задачи:

  1. Ознакомить учащегося с различными подходами и принципами здоровьесберегающей педагогики;
  2. Формировать у учащихся ряд социальных компетенций, связанных с сохранением и укреплением здоровья.
  3. Способствовать развитию у учащихся ответственности за собственное здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_ya-zdorov.docx939.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района

________________________________________________________________________

Образовательный проект «Я – здоров!»

C:\Users\Алёшка\Pictures\35.jpgC:\Users\Алёшка\Pictures\723035_html_m6172d85e.jpg

C:\Users\Алёшка\Pictures\garmony_935_2007.jpgC:\Users\Алёшка\Pictures\2.jpg

п. Пурпе Пуровский район ЯНАО

2019 год

Пояснительная записка

Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья.

Артур Шопенгауэр

Педагогика здоровья определяет необходимость последовательного формирования организационно-педагогических условий – здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, специалисты, обучающиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья от неблагоприятных воздействий, но и развитие и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование у них культуры здоровья.

В образовательной сфере целесообразно рассматривать феномен «здоровье» в контексте ценностно-социальной модели, без акцента на противопоставление двух состояний «здоровый – больной», как развивающееся свойство индивида, имеющее разные «точки» проявления в пределах одной шкалы. Ценностно-социальная модель вбирает в себя концепции здоровья, опирающиеся на субъективное восприятие человеком своего состояния («благополучие»), на принятые в обществе стандарты качества жизни, а также связанные с ними системообразующие ценности. Акцент переносится с внешних факторов, влияющих на изменение уровня здоровья, на внутренние, «подвластные» воле человека.

Согласно пп.5-6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация имеет право вести деятельность в сфере охраны здоровья граждан, обязана создавать безопасные условия обучения и воспитания, обеспечивать охрану жизни и здоровья, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям обучающихся; в соответствии со ст. 41 охрана здоровья обучающихся включает пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, профилактику заболеваний и оздоровление, в том числе через занятие физкультурой и спортом, профилактику аддикций; ст. 42 гарантирует психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Реализовывать направление сохранения и укрепления здоровья в деятельности образовательной организации должны все ее сотрудники, в том числе педагоги. Исходя из этого строится структурно-функциональная модель координации здоровьеориентированной деятельности образовательных организаций

C:\Users\Алёшка\Pictures\модель деятельности по зож.jpg

Нормативно-правовые документы, на основании которых осуществляется здоровье ориентированная деятельность МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе:

  • Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года № 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе";
  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989;
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ст. 27; изменения от 01 января 2012 г.);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41;
  • Устав МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

Цель здоровьеориентированной деятельности образовательного учреждения: разработка проекта, направленного на взаимодействие каждого участника образовательного процесса по сохранение и укрепление здоровья.

Понятие «отношение к здоровью» базируется на понимании отношения как сущности, состоящей из трех компонентов: эмоционального, познавательного и волевого, которые соответствуют выделяемым в современной психологии трем сферам психического – эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой.  В связи с этим особое значение имеет целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью как ценности на ранних этапах развития личности. Ценность здоровья и особенности формирование открытой образовательной среды в дополнительном образовании являются как раз тем оплотом здоровьеориентированной деятельности.

Творческая активность детей является одной из главных ценностей современного общества, а ее развитие – приоритетной задачей дополнительного образования.

А.В. Мудрик считает, что воспитание – это «целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений».

Образовательные организации дополнительного образования имеют значительный потенциал в создании своей учебно-воспитательной системы. Она создается для ребенка, его развития, становления личности и самореализации. Кроме того, в дополнительном образовании более приемлема позиция отношения к воспитанию не как «к целенаправленному процессу развития личности» (Х.Й. Лейметс), а как к процессу формирования ценностных установок, мотивационной направленности личности. Ведущими ценностными приоритетами системы дополнительного образования в области воспитания детей являются: демократизация учебно-воспитательного процесса, воспитание культуры здорового образа жизни, саморазвитие личности, создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения, системное развитие на основе информационных технологий, поддержка и развитие детского творчества.

Эффективная реализация обозначенных направлений в рамках актуального на сегодняшний день личностно-ориентированного подхода к обучению осуществляется с опорой на основные дидактические принципы обучения и воспитания: использование индивидуального и дифференцированного подходов в обучении ребенка, применение которых как методических приемов организации учебно-воспитательной работы в дополнительном образовании, в сравнении со школой, имеет ряд особенностей.

Во-первых, именно в сфере дополнительного образования ребята получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе, ориентированном, прежде всего, на развитие их умственных и физических возможностей. Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха».

Во-вторых, важная особенность дополнительного образования детей – осуществление воспитательного процесса в разноуровневых группах с использованием ее воспитательного потенциала: обучение старшими младших детей, обучение опытными менее опытных.

В-третьих, это эмоциональная насыщенность образовательного процесса. В образовательном процессе преобладающими являются вербальные способы коммуникации, подавляющие эмоционально-образное воспитание мира. Подростку свойственны стремление к самопознанию, желание разобраться в себе, превратить «осколки» самого себя в новую целостность. Проблема самопонимания становится ключевой и требует перевода ее в плоскость педагогической практики.

Цель Проекта: Обеспечение необходимых условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья учащихся.

Задачи:

  1. Ознакомить учащегося с различными подходами и принципами здоровьесберегающей педагогики;
  2. Формировать у учащихся ряд социальных компетенций, связанных с сохранением и укреплением здоровья.
  3. Способствовать развитию у учащихся ответственности за собственное здоровье.

Данные задачи решаются через разработку цикла занятий и мероприятий, разрабатываемых на основе личностно-деятельностного и акмеологического подхода. Выбор данных подходов актуален тем, что сам учащийся рассматривает здоровье как характеристику собственной личности, собственной деятельности, а также рассматривает здоровье как показатель жизненного благополучия человека и результат саморазвития.

Основные принципы:

1. Принцип ненанесения вреда (No nocere!).

2. Принцип взаимосвязи здоровья и благополучия.

3. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

4. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся (принцип психофизиологической комфортности).

5. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными.

Целевые показатели:

- Внедрение в образовательный процесс элементов здоровьесберегающих технологий.

- Доля образовательных программ, реализующих элементы здоровьесберегающих технологий.

- Организация в каникулярное время оздоровительных, спортивно-туристических, творческих лагерей.

- Доля детей, охваченных организованными оздоровительными мероприятиями.

- Привлечение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом.

- Развитие материальной базы, современных технологий обучения.

Ожидаемые результаты.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

• знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека;

• знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов ЗОЖ;

• знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;

• знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;

• умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности;

• умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;

• умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;

• формирование личного опыта здоровье сберегающей деятельности;

• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;

• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;

• умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;

• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;

• умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;

• проявление интереса к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;

• овладение умением сотрудничества (социального партнёрства);

• опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

Основные функции участников здоровьеориентированной деятельности

Должность

Направление  работы

Функциональные обязанности

Взаимодействие с:

Директор

Контроль за реализация образовательной программы ОУ

Контроль за:

  • Организацией питания и питьевого режима обучающихся
  • Профилактикой несчастных случаев во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Проведением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий
  • Обеспечением безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Административным составом, административным составом, педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Заместитель директора по АХР

Охрана здоровья

Профилактические мероприятия

  • Организация питания и питьевого режима обучающихся
  • Профилактика несчастных случаев во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий

Педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Заместитель директора по УВР, курирующему образовательный процесс

Реализация  образовательной программы ОУ в соответствии с СанПиН

  • Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
  • Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

Педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Заместитель директора по УВР, курирующему воспитательную работу

Реализация образовательной программы ОУ в части воспитательной работы

Профилактика ПАВ

Пропаганда ЗОЖ

  • Профилактика несчастных случаев во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

Педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Заместитель директора по УВР, курирующему инновационную деятельность

Реализация   образовательной программы ОУ в части выбора инновационных методов и подходов в построении образовательного процесса

  • Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды,
  • Использование при реализации

образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания образовательных технологий, направленных на здоровьеориентированную деятельность

Педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Педагоги дополнительного образования

Реализация дополнительных общеобразовательных программ,

Охрана здоровья: проведение воспитательных мероприятий, специальных занятий, внедрение индивидуализации обучения

Пропаганда ЗОЖ

  • Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
  • Использование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации,
  • осуществляющей образовательную деятельность
  • Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда
  • Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления
  • учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом

Администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Педагоги-психологи

Социально-психологическое сопровождение каждого учащегося, адресная работа с учащимися

Пропаганда ЗОЖ

  • Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся
  • Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни

Администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Социальный педагог

  • Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
  • Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни,

Администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Педагоги-организаторы

Охрана здоровья

Пропаганда ЗОЖ

  • Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни,
  • Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом

Администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Деятельность объединений, имеющих основную задачу - пропаганда ЗОЖ:

Объединение «Туристический клуб «Истоки»». 

Туристско-краеведческое объединение давно привлекает внимание исследователей, так как является, по сути, эффективной воспитательной системой. Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер ТКД в обучении, воспитании и оздоровлении детей. Содержание программы рассчитано на один год занятий с детьми 14-17 лет (14-15 лет - 2 ступень, 16-18 лет – 3 ступень), проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек. Содержание программы построено в форме своеобразного «образовательного маршрута» – путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно-ориентированной деятельности при соответствующей уровню подготовленности детей педагогической поддержке. Учебная программа занятий рассчитана на 2 года, по 144 часа, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы.

Объединение «Студия спортивной акробатики».

         В основу программы по спортивной акробатике входят развивающие двигательные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на активизацию физического и сенсомоторного развития, формирование осанки, развитие основных жизненно важных двигательных умений и навыков через средства массовой оздоровительно-спортивной гимнастики, а также нравственное и эстетическое воспитание детей и мотивация к занятиям спортивной акробатикой.  В этой программе универсально соединились гимнастика, хореография, музыка, развивающие игры, сказка на основе движения.

              Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 6-18 лет (1 ступень 6-10 лет, 2 ступень – 11-14 лет, 3 ступень – 15-18 лет).

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 3 года обучения в каждой ступени. Каждый год обучения включает в себя 144 часа учебно-тренировочных занятий.

D:\программа развития 2015-2018\алгоритм деятельности по зож.jpg 

Образовательный проект «Я-здоров», способствующую формированию и развития мотивации к здоровьесбережению, в который входят:

  • Программы дополнительного образования объединений, основная задача которых – формирования стремления детей к сохранению и укреплению собственного здоровья;
  • План подготовки и реализации воспитательных мероприятий в рамках КТД: «Мы за безопасность», «Мы за ЗОЖ», «ЗДОРОВЯЧОК!»;
  • План участия в туристических слетах, спортивных состязаниях, соревнованиях и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный образовательный проект "Формирование оптимального правового пространсва образовательного учреждения в новых финансово-экономических условиях"

Инновационный проект направлен на областной конкурс инновационный проектов в сфере образования "Наша новая школа"...

Образовательная программа инновационной образовательной практики

Формирование регулятивных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности на примере проектной мастерской  «Архитектор»...

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».

Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....

Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...

социальный проект "Здоров будешь- все добудешь"

Проект Дня здоровья “Здоров будешь – все добудешь” Быть здоровым – это классно!Чувствовать себя прекрасноКаждый день и каждый часМожет каждый ведь из нас!...