Методическая разработка «Использование игровой технологии «Мемори» как средства концентрации внимания и развития памяти у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Жулева Елена Александровна

Данное методическое пособие предполагает системную работу по дополнению и внедрению дидактических игр «Мемори» в образовательный процесс в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2020.docx1008.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Использование игровой технологии «Мемори» как средства концентрации внимания и развития памяти у детей дошкольного возраста»

C:\Users\НАТА\Desktop\20160906_174513-200x200.jpg

Автор материала: педагог дополнительного образования

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ЖУЛЕВА

2020 г.

Аннотация

Методическое пособие многофункциональная дидактическая игра «Мемори» посвящена взаимодействию дошкольников со сверстниками и взрослыми и содержит:

  • подробное описание способа изготовления дидактической игры;
  • разработанную картотеку авторской дидактической игры «Мемори» ;
  • перспективное планирование организации дидактической игры «Мемори» для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Малая детская академия «Совушка»;
  • методические рекомендации для родителей по использованию серии дидактических игр «Мемори».

Данное методическое пособие предполагает системную работу по дополнению и внедрению дидактических игр «Мемори» в образовательный процесс в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организации, как образовательной деятельности дошкольников старшего возраста, так и самостоятельной игровой деятельности. Данное пособие может быть использовано родителями в семейном воспитании.

Данная методическая разработка предназначена для организации воспитательно-образовательного процесса и самостоятельной деятельности дошкольников от 5 до 7 лет.

СОДЕРЖАНИЕ

1.    Аннотация……………………………………………..………………2

2.    Содержание…..………………………………………………………..3

3.    Введение……………………………………………………………….4

4.    Понятие памяти, внимания. Значение памяти и внимания в

       развитии личности…………………………………………………….6              

5.    Игры «Мемори» (какие бывают и как такую игру можно сделать

       самим)…………………………………………………………………. 9

6.    Методические рекомендации для родителей по использованию

       серии дидактических игр «Мемори»…………………………………18

7.    Условия реализации методической разработки……………………..20

8.    Приложение…………………………………………………………….21

9.    Заключение…………………………………………………………......24

10.  Список использованной литературы……………………..……….......25

Введение

Роль памяти и внимания в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — все это связано с работой памяти.

Развитие у дошкольников способности мыслить и на этой основе запоминать и воспроизводить материал приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастают самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, развиваются произвольные психические процессы. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания — смысловой группировкой.

«Мемори» - одна из самых распространённых настольных игр на развитие памяти и внимания.

Как известно, память даёт возможность человеку накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Хорошая память – отличный помощник в учёбе, в жизни, в работе. Поэтому детям нужно её развивать, а взрослым тренировать.

Игра «Мемори» – это карточная настольная игра, состоящая из парных картинок, где основной целью игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек, за что игру «Мемори» еще называют игра «парочки». Игра ведется двумя одинаковыми колодами карточек, на лицевой стороне которых изображены картинки. Играют обычно 2 - 6 участников, в зависимости от количества карточек. Свое название настольная игра «мемори» получила от англ. memory (память) и полностью оправдывает свое название.

Игра «Мемори» - полифункциональное игровое средство, которое можно использовать для решения следующих задач развития ребенка:

1. формирование представлений о цвете, форме;

2. сравнение объектов между собой, выделение сходств и различий между ними;

3. выявление признаков (свойств) объектов и обобщение (группировка) их по заданным признакам;

4. классификация объектов по заданным признакам;

5. освоение понятий «больше» и «меньше», пересчет объектов;

6. формирование представлений о пространственном расположении объектов, понимание смысла пространственных понятий: «за», «перед», «между», «рядом» и т. д. ;

7. выполнение простых операций синтеза и анализа: разделение целого на части и определение целого по его части;

Игровое средство «Мемори» можно применять для индивидуальных и коллективных игр и занятий с детьми, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в домашних условиях. Рекомендуется начинать занятия у детей трехлетнего возраста с простых игровых заданий, постепенно повышая их трудность. Высокий игровой и развивающий потенциал набора позволяет использовать его в течение всего дошкольного периода.

Классический вариант игры представляет собой комплект из пар одинаковых карточек. Они кладутся на стол «рубашкой» вверх. Затем по очереди каждый участник открывает две любые карточки, показывая их всем игрокам, и открывает следующую пару. Если на них одинаковые изображения, игрок забирает карточки себе. Если изображения разные, тогда следует вернуть эти карточки обратно «рубашкой» вверх на свои места, а ход достаётся следующему участнику.

Истоки этой игры ведут нас в Страну восходящего солнца в период Хэйан (794-1185 годы). Именитое развлечение японской знати — awase (авасе), в переводе «соединение». Среди этих забав существовало и kai-awase (каи-авасе) – игра в ракушки. 360 пар ракушек (от 2,5 до 3 дюймов) составляет полный набор каи-авасе. Снаружи ракушке оставляют её природный вид, а внутри вычищают и окрашивают. Каждую пару ракушек объединяет общий характер. Внутри могут быть нарисованы природа, театральные одеяния, литературные герои, художественные образы, поэтические формы. Ракушки ставили на специальную скатерть-подставку, которая называется kaioke. Идея игры такова, что выигрывает тот участник, который собирает по определенной инструкции наибольшее соответствие пар.

«Мемори» – это не только веселая, но и полезная развивающая игра – с ее помощью у дошкольников тренируются:

  • усидчивость,
  • внимание ребенка,
  • развиваете память,
  • зрительное восприятие,
  • развивается речь,
  • математические способности и др.

ЦЕЛЬ:

      – изучить влияние игр на развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

  • показать особенности  развития памяти и внимания детей дошкольного возраста;
  • изучить роль игры в развитии памяти  детей дошкольного возраста;
  • выявить уровень памяти детей старшей возрастной группы;
  • подобрать и апробировать серию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие памяти у старших дошкольников;
  •  составить рекомендации для педагогов по использованию игр для развития  памяти и внимания у дошкольников.

1.Понятие памяти, внимания. Значение памяти и внимания в развитии личности. 

Развитие внимания, памяти – важнейшая составная часть общего психического развития ребенка.

В дошкольном возрасте происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Благодаря познавательным процессам - восприятию, вниманию и памяти - дети активно познают окружающий их мир, людей, животных, множество различных предметов и явлений.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чем-нибудь. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одного вида деятельности к другому.

Память — это способность принимать новую информацию и сохранять ее. Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге то, что нам надо запомнить. Его память непроизвольная, т. е. он помнит то, что ему интересно. Ребенок часто размышляет вслух, так он сам помогает себе вспомнить. И только к концу дошкольного возраста происходит переход к мыслительному запоминанию. За один раз — краткосрочная память — ребенок этого возраста запоминает 3 слова, в 5 лет — 5 слов, взрослый — 9 слов.

Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении.

Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой (как говорится, "без труда - не вытащишь и рыбку из пруда"). Но чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основной деятельностью является учеба, должен быть педагогически продуманным. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорит он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…». Игровая деятельность может иметь место на любом этапе учебно-познавательной деятельности при подготовке ребенка к школе.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Игровая форма организации занятий помогает детям легко включиться в познавательную деятельность, благоприятствует многогранному раскрытию личности, развивает ее способности, сплачивает детей на основе общих замыслов и интересов. Успешное применение игры в организации познавательной деятельности в значительной мере связано с творчеством самого педагога, его умения «подать» игру, направить инициативу детей и их творческую активность.

Игра является одной из универсальных педагогических технологий, которые с успехом применяются в работе с любой возрастной группой детей. Они могут быть использованы на любом занятии.

Для того, чтобы игры полностью решали поставленные перед ними задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения: объявление названия игры, сообщение о месте проведения игры (сидя за столом, на коврике, стульчиках, объединяясь в группы и т.д.), о порядке использования игрового материала, объяснение хода игры, показ определенных действий воспитателем; подведение итогов игры.

Без заранее установленных правил игровое действие развивается стихийно, из-за чего дидактические задачи могут остаться невыполненными. Обучающие правила направляются непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий. Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений. Заканчивая игру, педагог повторяет ее название и основные игровые правила для того, чтобы организовать в дальнейшем самостоятельную деятельность детей.

При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила, способы действий. Повтором игры мы достигаем одинаково успешного овладения всеми элементами дидактической игры до такой степени, чтобы они перешли в их самостоятельную деятельность детей.

Чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого также вводится новый игровой материал, дополнительные роли, наглядный дидактический материал заменяется словесным и т.д.

Игры, направленные на умственное развитие ребенка, можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, способствующие развитию памяти ребенка, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей.

 

2. Игры «Мемори» (какие бывают и как такую игру можно сделать самим).

Игра "Мемори" прекрасно тренирует визуальную память детей, развивает их внимательность, усидчивость, образное и логическое мышление.

Существует множество наборов, для игры "Мемори". Я вам расскажу о некоторых из них.

"Цветовое мемори". Этот вид мемори способствует закреплению у детей знаний о цветах.

Различные виды игры «Мемори»https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253802-1428757591.jpg

Мемори "Геометрические фигуры", благодаря которому мы также повторяем цвета и закрепляем знания о геометрических фигурах.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253802-1428757620.jpg

Мемори на тему "Транспорт": повторяем и проговариваем названия различных видов транспорта.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253802-1428757656.jpg

Мемори "Дорожные знаки" - прекрасное средство для повторения правил дорожного движения.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253802-1428757684.jpg

Мемори по сказке "Репка": найти и собрать парные картинки с любимыми героями.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253802-1428757711.jpg

Игру «Мемори» можно купить не только в магазине, но и сделать своими руками. Я вам расскажу как это сделать, и как в нее играть. Вот несколько вариантов.

1 вариант игры «Мемори: фигуры»

Для изготовления карточек нам потребовалось:

•        16 карточек с изображениями фигур;

•        толстый картон;

•        самоклеющаяся бумага:

•        клей;

•        кисточки;

•        салфетки;

•        ножницы.

Родители помогли распечатать картинки, и мы с ребятами приступили к изготовлению: вырезали карточки с изображениями фигур, наклеили их на картон. Поверх картона наклеили цветную рубашку. Рассмотрели наши изделия, обсудили, посчитали, назвали. И приступили к игре.

Ход игры:

Взрослый (в начале освоения игры) или ребенок раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, детки смотрят и запоминают, затем все отворачиваются (или закрывают глаза), а ведущий переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две карточки если, они совпали, он их забирает себе, если нет, то переворачивает обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.

Цель игры: Закрепление знаний о геометрических фигурах и цвете.

 

2 вариант игры

«Мемори: с бумажными стаканчиками и конструктором»

Для изготовления карточек нам потребовалось:

•        12 бумажных стаканчиков;

•        разноцветные детали конструктора;

•        наклейки с названием игры «Мемори» (для стаканчиков);

•        клей;

•        кисточки;

•        салфетки;

•        ножницы.

Мы с детьми отобрали шесть цветов конструктора, каждого цвета по две детали. Родители помогли распечатать наклейки с названием игры «Мемори». Взяли стаканчики, ребята вырезали и наклеили на стаканчики наклейки с названием игры. Рассмотрели наши изделия, обсудили, посчитали, назвали. И приступили к игре.

Ход игры:

Ведущий раскладывает детали конструктора на верх стаканчиков в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают расположение деталей, затем все отворачиваются, ведущий прячет детали конструктора под стаканчики. Игрок открывает (поднимает) два стаканчика и, если под ними оказываются детали одного цвета, он эти детали забирает себе, если конструктор разного цвета, то стаканчики ставит на место. Дальше ход переходит другому игроку, не зависимо от результата хода. После тренировки дети по очереди играли роль ведущего, очень важно, чтобы ребенок испытал на себе и роль игрока, и роль ведущего. Так ребёнок видит игру целиком, а значит, сможет в неё играть в дальнейшем без помощи и указаний взрослых. Я, например, очень радуюсь, когда дети вызываются проводить игру, я с радостью в таких случаях принимаю позицию участника.

Я стараюсь внимательно следить за процессом игры, чтобы при необходимости можно было помочь детям. В конце игры, когда на столе не осталось ни одного стаканчика, каждый участник подсчитывает свои «заработанные» баллы.

Цель игры: Развитие зрительной памяти.

 

3 вариант игры «Мемори-половинки»

Для изготовления карточек нам потребовалось:

•        16 картинок с изображением животных;

•        картон;

•        клей;

•        кисточки;

•        салфетки;

•        ножницы.

Картинки нам в очередной раз распечатали родители, и мы с ребятами принялись за изготовление нашей игры. Наклеили картинки на картон, затем поверх картона цветную рубашку «приладили». Разрезали карточки пополам. Собрали половинки, рассмотрели изображения. Приступили к игре! Для соблюдения очередности и напоминания мы с детьми договорились использовать настольный звонок. В последующем данный звонок использовался как поощрение для тех детей, которые сделали правильный ход или выиграли.

Ход игры:

Взрослый (или ребенок) раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают затем все отворачиваются, а ведущий переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две карточки если они совпали он их забирает себе, если нет то переворачивает обратно. Выигрывает тот у кого больше всего карточек.

В команде играть куда сложнее, чем одному! Соблюдать очередь, запоминать, что открыл другой игрок... это непросто! Руки так и тянутся к карточкам не в свой ход!

Цель: формировать умение составлять целое из частей.

 

4 вариант игры «Мемори: узнай животное»

Для изготовления карточек нам потребовалось:

•        6 картинок с изображением животных;

•        6 картинок с изображением его окраса;

•        клей;

•        кисточки;

•        салфетки;

•        ножницы.

Распечатали картинки на бумаге самоклейке, с одной стороны картонного листа приклеили картинки с животными и их окрасом, с другой просто красивая картинка с мелкими предметами и заламинировали.

Ход игры:

Взрослый (или ребенок) раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают затем все отворачиваются, а ведущий переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две карточки если они совпали он их забирает себе, если нет то переворачивает обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.

Цель: Развитие зрительной памяти и внимания.

 

5 вариант игры «Мемори: животные и их тени»

Для изготовления такого варианта игры нам потребовалось:

•        6 картинок с изображением животных;

•        6 картинок с изображением их теней;

•        клей;

•        кисточки;

•        салфетки;

•        ножницы.

Распечатали картинки на бумаге самоклейке, с одной стороны картонного листа приклеили картинки с животными и их тенями, с другой просто красивая картинка с мелкими предметами.

Ход игры:

Взрослый (или ребенок) раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают, затем все отворачиваются, а ведущий переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две карточки если они совпали он их забирает себе, если нет то переворачивает обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.

Цель: Развитие зрительной памяти и внимания.

 

6 вариант игры «Мемори: цифры и точки»

Для изготовления такого варианта игры нам потребовалось:

•        20 бумажных тарелочек;

•        наклейки с цифрами и числовыми фигурами (точками);

•        клей;

•        кисточки;

•        салфетки;

•        самоклеющаяся бумага

В этот раз мы с ребятами решили использовать бумажные тарелочки.

Родители распечатали наклейки с числовыми фигурами и цифрами, надпись «мемори» у нас уже была сделана.

С другой стороны мы с ребятками наклеили наклейку со словом «мемори». Сначала мы подбирали к тарелочкам с точками тарелочку-пару с числом: считали точки, называли число, искали подходящую тарелочку с числом. После того, как дети без труда научились связывать точки с числами и поняли, что эти две тарелочки пара мы начали игру. В отличие от простого варианта найти парную картинку, здесь нужно включить не только память, а еще и посчитать, и построить связь между количеством и числом.

Цель: Учить построению связи между количеством и числом, формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 10-ти.

 

7 вариант игры «Мемори: гласные буквы»

Для изготовления такого варианта игры нам потребовалось:

•        20 крышек от бутылок из-под молока красного цвета;

•        картинки с изображением букв;

•        ножницы.

Детки с родителями принесли крышки от пластиковых бутылок (одинакового цвета). Мы с ребятами вырезали буквы и вставили их в крышечки. Вот и очередной вариант игры готов!

Ход игры:

Ведущий раскладывает крышечки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают расположение букв, затем все отворачиваются, а ведущий переворачивает крышечки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две крышечки если буквы совпали он их забирает себе, если нет то переворачивает обратно. Выигрывает тот у кого больше всего крышечек.

Цель: изучить гласные буквы алфавита.

 

8 вариант игры «Мемори – эмоции»

Для изготовления такого варианта игры нам потребовалось:

•        12 деревянных дисков,

•        черный маркер.

Родители воспитанников (папы) изготовили для игры 12 деревянных дисков, а мы с ребятами нарисовали шесть базовых пиктограммы-эмоций: грусть, радость, удивление, гнев, спокойствие, страх.

Ход игры:

Ведущий раскладывает деревянные диски в хаотичном порядке, затем рассматриваем и запоминаем, затем переворачиваем и находим пару, выигрывает тот у кого больше дисков!

Цель: развитие эмоциональной сферы.

 

9 вариант игры «Мемори из природных материалов»

Для изготовления игры нам потребовалось:

•        косточки фруктов;

•        желуди;

•        каштаны;

•        ягоды боярышника;

•        ракушки;

•        орехи.

Природные материалы ребята принесли из дома.

Цель: Развитие зрительного восприятия

Дети в процессе создания игры проявляли: заинтересованность, находчивость, смекалку, сообразительность, внимательность, аккуратность, старание, усердие, усидчивость, помощь друг другу.

На начальном этапе игра проводилась в ходе совместной деятельности взрослого и детей. Я учила детей взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила игры. Затем воспитанники стали использовать игры в самостоятельной деятельности в утренние и вечерние часы.

Игра «Мемори» так увлеклекает детей, что можно создать еще множество игр «Мемори». Вот например:

•        «Мемори «Рыбы»,

•        «Мемори «Птицы»,

•        «Мемори «Времена года»,

•        «Мемори «Природные явления»,

•        «Мемори «Профессии»,

•        «Мемори «Герои мультфильмов»,

•        «Мемори «Марки Машин»,

•        «Мемори «Цветы»,

•        «Мемори «Деревья»,

•        «Мемори «Грибы»,

•        «Мемори «Овощи-фрукты»,

•        «Мемори «Бытовая техника»,

•        «Мемори «Мебель»,

•        «Мемори «Животные»,

•        «Мемори «Музыкальные инструменты»,

•        «Мемори «Эмоции» (которую мы уже изготовили).

Использование всех вышеназванных вариантов, этой игры способствуют улучшению зрительной памяти, внимательности, а так же помогает раскрытию творческого потенциала детей.

Надеюсь, что мои разработки игр «Мемори» помогут и Вам и воспитанникам осваивать и применять в своей практике, а может и даже продолжить моделировать свои варианты игры и полюбить ее.

 

В заключении хочу порекомендовать использовать сайт http://nataliigromaster.blogspot.com, который познакомил меня с разнообразными видами «Мемори» и не только.

•        10 воздушных шариков одного цвета;

•        крупы: фасоль, горох, гречка, макароны (спиральки), мелкий грунт.

3. Методические рекомендации

для родителей по использованию серии дидактических игр

«Мемори»

Я хочу познакомить вас с серией дидактических игр «Мемори». Дети очень любят эти игры. Играть можно одному, в паре и в компании. Это действительно увлекает.

Как начинается игра? Классический вариант игры.

Все карточки перед началом игры перемешиваются и раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. (Для малышей количество карточек уменьшается в соответствии с возрастными возможностями, можно начать с 4 и далее постепенно увеличивать их количество.) Игроки по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. Если карточки не совпадают - игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и право хода переходит к следующему участнику. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.

Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек. Получается, основная цель игры – развитие зрительной памяти. Но можно тренировать:

-        внимание;

-        восприятие;

-        мышление;

-        усидчивость;

-        пополнять словарный запас.

Игра учит взаимодействовать дошкольников со сверстниками и взрослыми, соблюдать очередь, не только выигрывать, но и проигрывать.

Для дошкольников можно использовать вариант, когда ход к другому игроку переходит в любом случае после открытия двух карточек.

Еще вариант:

Взрослый (в начале освоения игры) или ребенок раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают. Затем все отворачиваются (или закрывают глаза), а ведущий переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две карточки если, они совпали, он их забирает себе,

если нет, то переворачивает обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.

Несколько советов для родителей «Как играть со своим ребенком»

1.        Ежедневно выделять время для игры с ребёнком. Иногда достаточно 15-20 минут, иногда следует поиграть подольше. Место для игры значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!

 

2.        Игры должны быть повторяющимися. Ребёнок должен видеть, чему он научился, и понимать, чему он ещё только научится.

3.        В игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребёнок должен бороться. Дети, которые соревновались между собой, как отмечают исследователи, гораздо дружелюбнее. Дело в том, что у ребёнка каждый день накапливается определённый уровень агрессии, а это мощный тормоз в развитии. В игре - соревновании происходит её сброс. И ещё нужно помнить о том, что в игре с родителями малыш не должен всё время выигрывать. Ребёнку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.

4.        Создайте свою домашнюю систему игр с ребёнком. Распределите игры между домочадцами. В одни пусть играет папа, в другие

- мама, бабушка, дедушка. В некоторые игры полезно играть всей семьёй.

4.Условия реализации методической разработки

Данная методическая разработка может быть реализована как в одновозрастных, так и разновозрастных условиях формирования групп. По форме организации работы с данной дидактической игрой можно использовать как работу в парах, так и подгрупповую и коллективную форму организации работы, в зависимости от задач решаемых педагогом или выбором детей. Данное игровое дидактическое пособие, может применяться в работе с детьми ОВЗ. Дидактические игры «Мемори» могут быть использованы родителями в домашних условиях для развития детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Картотека игр «Мемори»

1 вариант игры.

«Мемори»: на бумажном носителе «Пушистые любимцы»

Ход игры.

Ведущий переворачивает карточки с картинками  лицевой стороной вниз и перемешивает их. Игроки по очереди открывают по две карточки. Если картинки совпали,  играющий  их забирает себе и переворачивает следующую пару. Если они разные. То карточки возвращаются назад, а игру продолжает следующий игрок. Выигрывает тот, кто соберет наибольшее количество карточек.

Цель игры: Найти одинаковые изображения.

2 вариант игры

«Мемори: с бумажными стаканчиками и конструктором»

Ход игры:

Ведущий раскладывает детали конструктора на верх стаканчиков в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают расположение деталей, затем все отворачиваются, ведущий прячет детали конструктора под стаканчики. Игрок открывает (поднимает) два стаканчика и, если под ними оказываются детали одного цвета, он эти детали забирает себе, если конструктор разного цвета, то стаканчики ставит на место. Дальше ход переходит другому игроку, не зависимо от результата хода. После нескольких игр дети  могут по очереди  выполнять роль ведущего, очень важно, чтобы ребенок испытал на себе и роль игрока, и роль ведущего. Так ребёнок видит игру целиком, а значит, сможет в неё играть в дальнейшем без помощи и указаний взрослых. Я, например, очень радуюсь, когда дети вызываются проводить игру, я с радостью в таких случаях принимаю позицию участника.

В конце игры, когда на столе не осталось ни одного стаканчика, каждый участник подсчитывает свои «заработанные» баллы.

Цель игры: Развитие зрительной памяти.

3 вариант игры «Мемори: гласные буквы»

Ход игры:

Ведущий раскладывает крышечки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают расположение букв, затем все отворачиваются, а ведущий переворачивает крышечки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две крышечки если буквы совпали, он их забирает себе, если нет то переворачивает обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего крышечек.

Цель: изучить гласные буквы алфавита.

4 вариант игры.

«Мемори»: на планшете.

Ход игры:

Ведущий выбирает карту с определенной темой и вставляет ее в планшет так, чтобы в каждом окошке планшета картинка оказалась в центре окошка. Все окошки закрываются крышками. Игроки по очереди открывают по две крышки. Если картинки совпали,  играющий  их забирает себе и открывает следующую пару. Если они разные. То крышки возвращаются назад, а игру продолжает следующий игрок. Выигрывает тот, кто соберет наибольшее количество карточек.

Возможны другие варианты игры, как например:

КТО ПЕРВЫЙ?

Ведущий показывает играющим карточки по одной и спрашивает: «Кто это?» или «Что это?».

Тот, кто первым правильно назовет, что или кто на ней изображен, получает карточку себе

Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.

* Вопросы по карточкам могут быть самыми разными, например «Какого цвета изображенный предмет?», «Какой формы?», «На картинке изображен одушевленный или неодушевленный предмет?» и т.д.

В более сложном варианте этой игры можно использовать английские названия изображенных на карточке предметов.

КТО БЫСТРЕЕ?

Один комплект карточек ведущий раздает поровну играющим, раскладывают их перед собой изображением вверх. А остальные (парные для первого комплекта) ведущий кладет перед собой изображением вниз. Затем берет карточки по одной и называет, что на них изображено. Например, «Звездочка». Игрок, у которого есть карточка с такой картинкой, говорит: «Мне нужна звездочка», берет карточку и кладет рядом со своей. Выигрывает тот, кто быстрее подберет для всех своих карточек пары.

ЛОТО ПО ПАМЯТИ.

Один комплект карточек поровну раздают всем участникам. Остальные (парные для первого комплекта) карточки раскладывают на середине стола картинками вверх. В течение какого-то промежутка времени игроки запоминают их расположение. Затем карточки в центре столе переворачиваются картинкой вниз. Игроки очереди открывают по одной карточке. Если это их картинка, то забирают ее себе, если нет, кладут обратно рисунком вниз. Выигрывает игрок, первым собравший для своих карточек пары.

НАЙДИ ПРОПАЖУ.

5-6 карточек раскладывают на столе рисунком вверх. Запомнив все картинки, игроки закрывают глаза, а ведущий убирает одну карточку. Тот из игроков, кто первым вспомнит, что именно пропало, забирает карточку себе. Ведущий добавляет 2 новые, и 1 убирает. Игроки запоминают новый комплект карточек. Задание повторяется. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.

ИДЕМ В ГОСТИ.

Эта игра предназначена для развития навыков ориентирования на плоскости.

Ведущий раскладывает 24 карточки рядами по 5 штук картинками вверх, а в центре оставляет пустое место. Отсюда игроки начинают движение. Ведущий задаёт первому игроку маршрут движения, по которому надо пройти, например: «Одна карточка верх, две – вправо. К кому или к чему мы пришли?». Ребенок отвечает. Теперь меняемся ролями.

ОПИШИ МАРШРУТ.

Ведущий задает конечную и начальную точки маршрута. Например, «Самая нижняя карточка в первом столбце – вторая сверху карточка в самом правом столбце». А игрок должен описать все возможные варианты достижения пункта назначения. Например, «Две карточки вверх, три вправо, одна вверх» или «Три карточки вправо и три карточки вверх».

 Разумеется, любой вариант игры нужно оптимизировать, подстраиваясь под конкретных игроков и их возможности, а также тематику карточек. Но это совсем несложно.

Ну, и, конечно, родители, зная интересы и предпочтения своего ребенка, смогут придумать для него такие задания, которые станут особенно увлекательными и интересными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование дидактических игр «Мемори» эффективны. Дети активно включаться в игровую деятельность, научились договариваться, подчиняться правилам игры. У детей появился интерес к созданию своих дидактических игр в зависимости от предлагаемой темы, используя разнообразные материалы. Серия дидактических игр «Мемори» позволила успешно использовать их во время организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей, что способствует поддержки детской инициативе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 https://www.i-igrushki.ru/archive/memori.html

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования

3 Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников:

Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артёмова. -- М.:

Просвещение, 2000 г.

4 https://dohcolonoc.ru/cons/8496-igra-memori.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психологического развития...

статья "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ" учитель- логопед Курусь Е.Н. первая квалификационная категория.

Данная статья раскрывает особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Служит консультативным материалом для педагогов дошкольного возраста. Память ребёнка тесно связана с его личнос...

Картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Методическая разработка «Использование игровых технологий на уроках музыки»

Необходимость использования музыки для формирования творческих способностей учащихся обусловлена важной ролью музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения. Являясь неотъемлемой частью х...

Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

          Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...

Консультация для педагогов «Кейс-технология, как эффективное средство по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Материал знакомит с кейс-технологией, как инновационным средством по экологическому образованию дошкольников....