Мастер-класс "Песочная терапия"
методическая разработка
Аннотация мастер-класса: снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, развитие межполушарного взаимодействия, создание положительного эмоционального настроя. Использование песка способствует коррекции асоциального поведения у ребёнка, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Используется для работы с детьми от 3 лет и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.33 КБ |
pesochnaya_terapiya_1.pdf | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Веселовский центр творчества
МАСТЕР-КЛАСС
«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ»
Подготовил:
Учитель-логопед
Сизенко Наталья Александровна
п. Веселый
2019 год
Информационная справка о мастер-классе
Тема мастер-класса: «Песочная терапия».
Место проведения: МБУ ДО Веселовский ЦТ, кабинет № 204.
Дата и время проведения: 20 декабря 2019 года, время: 14:00 час.
Ф.И.О. автора: Сизенко Наталья Александровна.
Сведения об авторе: учитель-логопед МБУ ДО Веселовский ЦТ, педагогический стаж 8 лет.
Аннотация мастер-класса: снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, развитие межполушарного взаимодействия, создание положительного эмоционального настроя. Использование песка способствует коррекции асоциального поведения у ребёнка, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Используется для работы с детьми от 3 лет и взрослыми.
Рекомендуемая литература:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
План-конспект мастер-класса
Тема: «Песочная терапия».
Педагог мастер: Сизенко Наталья Александровна
Дата проведения: 20.12.2019 г.
Время проведения: 14:00 час.
Место проведения: МБУ ДО Веселовский ЦТ, кабинет № 204.
Продолжительность мастер-класса: 30 мин.
Цель мастер-класса: Целью песочной терапии является - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, развитие межполушарного взаимодействия, создание положительного эмоционального настроя. Использование песка способствует коррекции асоциального поведения у ребёнка, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе.
Задачи:
обучающие:
- научить последовательно и точно передавать увиденное, обучить специальным движениям и их выполнению по инструкции;
развивающие:
- развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и соморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии, развитие общей и мелкой моторики
воспитательные:
вызывать эмоционально - положительное состояние, удовлетворение от игр и совместной деятельности. Воспитывать внимательное отношение к коллективу при групповой деятельности.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, колонки, подносы.
Раздаточный материал: коктейльные трубочки, манная крупа.
Ход мастер-класса:
Вводная часть (5 минут):
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на моем мастер-классе «Песочная терапия».
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и если добавить к этой игре творческую составляющую, то из обычного пересыпания песка получается образовательный процесс.
Цель песочной терапии - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, развитие межполушарного взаимодействия, создание положительного эмоционального настроя, развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения.
Сегодня представлю для Вас несколько техник по работе с песком, которые являются здоровье сберегающими технологиями, а так же относятся к нетрадиционным методикам работы.
Начнем с требований к работе с песком:
- Отсутствие порезов на руках.
- Взрослый или ребёнок должны быть настроены на работу с песком.
Сегодня мы с вами будем использовать манную крупу вместо песка.
Основная часть (25 мин):
Мотивационные игры с песком (манной крупой):
Мотивационные техники, с которых всегда начинается песочная терапия. С них ребёнок всегда заходит в песочницу и в работу с песком.
Задание 1. Положите руки на песок, совершите какие-либо манипуляции. Определите контакт, который Вам приятен.
Задание 2. Создайте максимально большую горку из песка, стараться сделать ее максимально выше, чем у соседа.
Задание 3. Сделайте 3 дождика из крупы: низкий, средний и высокий, набрав манку в ладони и подняв их над столом на разную высоту. Можно отследить, какому дождику соответствует настроение в данный момент.
Задание 4. Создайте блинчик толщиной в мизинец.
Теперь превратите Ваш блинчик в тарелку для декоративной росписи. Нарисуйте узоры.
Вы чувствуете, как меняется Ваше отношение к манке в этот момент? Формируется мотивация. Появляется доверие к песку.
Задание 5. Сделайте ровный квадрат толщеной с мизинец.
Вот кто в реальной жизни может сделать квадрат из круга? – Никто, а вот в песочной терапии можно!
В квадрате создайте образ животного, которое вам наиболее близко, только с помощью отпечатков пальцев и других частей рук.
Вы теперь поняли, почему важно начинать с мотивации? Потом было легко и это вызывало интерес.
Полушарное рисование песком (манной крупой).
В этой технике мы продолжаем работу в песочнице. Развиваем оба полушария головного мозга.
Задание 1. Нарисуйте 2 круга одновременно двумя руками. Постарайтесь, чтобы они были максимально одинаковыми.
Задание 2. Посмотрите в глаза соседа, нарисуйте его глаза двумя руками одновременно. Изобразите его улыбку.
Задание 3. Нарисуйте 2 одинаковых цветка с помощью обеих рук.
Двумя безымянными пальцами прорисуйте контуры цветов.
- Проверка на креативность: если вы нарисовали розы, тюльпаны или ромашки, Вы абсолютный стандарт. Если что-то другое, то имеете шанс на креативное мышление.
Теперь нарисуйте 2 разных цветка. Прорисуйте контуры безымянными пальцами.
Вы представьте, как слаженно в этот момент действуют ваши правое и левое полушария мозга? Как сейчас работает Ваш мозг?
Задание 4. Дом, в котором мне хорошо. Контуры прорисовать большими пальцами.
Вы теперь представляете, на что Вы способны? Даже если Вы не владеете рисованием получается очень красиво. Это не только развивает мозг и мелкую моторику, но и повышает самооценку.
Заключительная часть (5 минут):
Рефлексия.
Подведем итог мастер-класса.
Вывод: Таковы методы и приемы рисования песком, которые можно использовать при проведении развивающих занятий со школьниками и дошкольниками. Эти приемы работы позволяют сделать встречи ребенка с педагогом еще более интересными и полезными.
Какие впечатления, мысли, чувства и ощущения у Вас?
Спасибо, за Ваши комментарии.
И в заключении нашей встречи, прошу Вас приподнять подносы с манной крупой и достать снежинку. Сейчас мы с Вами выполним рисунок по трафарету. Как символ наступающего Нового года.
Дорогие коллеги, я хочу поздравить Вас с наступающим Новым годом!!! Пусть этот год будет продуктивным, успешным и перспективным. Желаю каждому счастья и добра в доме, здоровья и успехов Вам и вашим близким. Больше креативности и уверенности в наших общих делах. Всех с наступающим праздником!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО с элементами арт-терапии«Пленительное кружево ладони» 7 класс
Мы знаем, что люди с давних пор украшают свое тело различными орнаментами. Один из самых старинных способов росписи по телу – хной. История возникновения этого искусства не менее удивитель...
ДЕТСКИЕ СТРАХИ И АРТ-ТЕРАПИЯ
Сейчас, когда мы уже знакомы с арт-терапией, хочется отдельно остановиться на её врачующем влиянии в области детских страхов. Детские страхи, при этом неважно чего — войны, смерти или приведений, — эт...
Методы арт-терапии в комплексном решении проблем социальной адаптации детей.
Методы, виды арт-терапии. Педагогическая арт-терапия....
Арт-терапия на уроках ИЗО
Многим еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека. Задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмы...
Проект "«Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние учащихся».
Увлечение рисованием помогает справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие. Работа представляет собой исследование эффективности использования приемов артт...
Педагогическая терапия
В работе рассматривается вопрос преемственности: начльная школа - среднее звено....
Занятие с элементами арт-терапии Тема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей.»
Интегрированное занятие кружка дек.-прикл. творчества «Палитра» и детей обучающихся по программе С(К)ОУ – 7-8 видовЗанятие с элементами арт-терапииТема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей....