Консультация "Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста"
консультация по музыке

Новокрещенных Наталья Петровна

Хоровое пение играет важную роль в развитии ребёнка.  Пение является самым доступным видом детского исполнительства:  каждый ребенок с рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – певческим голосом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_i_razvitie_vokalno.docx17.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность                                                                                             Хоровое пение играет важную роль в развитии ребёнка.            Пение является самым доступным видом детского исполнительства:  каждый ребенок с рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – певческим голосом. Дальнейшее совершенствование певческих навыков ребенка способствует его общему развитию, становлению его личностных качеств, таких, как отзывчивость и способность сопереживать чувствам, переданным песнями, также помогает формированию эстетического отношения к музыке, а через нее – и к окружающей действительности.

Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат, развивает приятный тембр голоса. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка.                                      Музыкально - педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением.

Цель                                                                                                 раскрыть педагогические принципы, методы и приёмы формирования и развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи                                                                                                     

1. Образовательные:                                                                               – овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;              2. Развивающие:                                                                                        – развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;                                                                                                                   - развитие голосового аппарата;                                                             - развитие артистических качеств;  

3. Воспитательные:                                                                                    - воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения гармоничного звучания в процессе исполнения;                                   - воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры.

 Педагогические методы и приёмы.                                          

 Очень часто музыкальные руководители дошкольных учреждений уделяют много внимания постановке танцев, театрализованных представлений, а на формирование навыков правильного звукообразования на занятиях почти не остается времени. Во многих детских садах репертуар песен для праздников и развлечений подбирается сложный, не доступный диапазону детского голоса. Часто пение детей крикливое, фальшивое. Это в свою очередь, вредит развитию музыкального слуха детей, развитию эстетического вкуса. Очень важно, чтобы дети пели естественным голосом, чисто интонируя, выразительно и эмоционально передавая характер и настроение песен.

Поэтому с самого раннего дошкольного возраста надо учитывать специфику детского голоса, чтобы избежать ошибок в работе по формированию певческих навыков. Детский голос очень хрупок и раним, голосовые связки короткие и тонкие. Гортань, легкие детей малы. Мышцы голосового аппарата также слабы, в результате чего детский голос высокий и не очень сильный. Диапазон детского голоса небольшой, который при правильной организации певческой деятельности расширяется. Работа по развитию певческих навыков у детей будет более результативной, если учитывать эти особенности детского голоса.

Формирование вокально-певческих навыков включает в себя навыки звукообразования, певческого дыхания, дикцию, чистоту вокального интонирования, навык ансамблевого пения.                                    При выборе песенного репертуара необходимо учитывать, чтобы содержание песен отражало круг интересов ребенка. Мелодии и содержание песен были просты и доступны, формировали музыкальный вкус и могли применяться в различных жизненных ситуациях. Тексты песен должны быть доступны для понимания детьми, если в содержании песен есть сложные для понимания детьми слова, их нужно обязательно объяснить ребенку.

Диапазон песен не должен превышать возможности певческого диапазона детского голоса. Фразы песен должны быть короткими, так как объем детского дыхания невелик. В мелодии песен важно отметить простые интонационные и ритмические ходы.

Перед пением необходимо «разогреть» голос ребенка, используя небольшие распевки со словами или на слоги.                           Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка. Распевки на развитие музыкального слуха способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, т. к. состоят из коротких, повторяющихся мелодий. Поэтому они хорошо запоминаются, развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой.                                                                      Разучивание распевок можно сопровождать жестами (хлопками, щелчками, притопами, звуками шумовых инструментов; использовать элемент пальчиковой гимнастики.                    Усваивая такие вокальные упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и интонационные обороты.                              Систематическое использование маленьких песенок - распевок помогает, выравнивать звучание голоса, добиваться естественного легкого пения.                                                                               Используя распевки, мы учим детей: петь естественным голосом, протяжно, внятно произносить слова, формируем коллективное пение, умение одновременно начинать и закачивать песню.

Для детей старшего дошкольного возраста, мы используем уже более сложные распевки, на развитие музыкального слуха и голоса, которые способствуют, выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких повторяющихся мелодиях.

Усваивая вокальные упражнения, дети учатся:

- правильно воспроизводить разнообразные виды мелодического         рисунка и интонационные обороты,                                                      - - различать звуки по длительности, по высоте,                                      - слышать и передавать поступенное движение вверх и вниз,                      - удерживать интонацию на одном звуке,                                                - уметь точно воспроизводить простой и более сложный   ритмический рисунок,                                                                                                      - правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами;                                                                    что, в совокупности, содействует развитию хорошей музыкальной памяти.

Систематическое использование песен-упражнений поможет педагогам сформировать певческие навыки.

Работу над песней можно разделить на три этапа – ознакомление, разучивание и закрепление. На первом этапе важно заинтересовать детей, пробудить в детях желание выучить и исполнить песню. Второй этап связан с ее разучиванием. Здесь идет работа над формированием и развитием вокально-певческих навыков. При разучивании песни важно сосредоточить внимание ребенка на мелодии, которую лучше начать осваивать без текста на слог. Так внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотных и ритмических особенностях мелодии. Можно разучивать мелодию без фортепианного сопровождения. Сложные по ритмическому рисунку фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Ритмический рисунок можно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на слог. В работе над дикцией обратить внимание на выразительное исполнение текста в соответствии с его смыслом. В работе над дыханием необходимо разъяснить, что дышать нужно спокойно, не поднимая плеч, не делая шумных вздохов перед фразами, сохраняя воздух до окончания фраз. Педагогу необходимо помнить, что певческие навыки и умения формируются успешнее, если они окрашены эмоционально. Поэтому с самого начала разучивания песни необходимо искать выразительный звук, отвечающий ее характеру, необходимо, чтобы фразировка была логична, а штрих, динамика и темповые отклонения соответствовали эмоционально-образному содержанию песни. На третьем этапе идет закрепление песни. Здесь важно проверить, как песня усвоена каждым ребенком. Для этого можно петь подгруппами, индивидуально, по «цепочке». Пение с сопровождением можно чередовать с исполнением без инструмента.

Показателем усвоения песни будет ее исполнение детьми в самостоятельной деятельности, в свободное время, по собственной инициативе. Критерием музыкального развития при этом будет не количество разученных песен, а красивое, выразительное пение, любовь к песням и потребность в нем.

Заключение                                                                 

 Систематичность в подходах работе, варьирование разнообразных методических приёмов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен и распевок, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, помощь воспитателей - всё это позволит достичь положительных результатов в обучении и развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Программа «Волшебные пальчики»  по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад № 31"     Методическая разработка"Развитие певческих навыкову детей старшего дошкольного возраст...

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возрастаЧто такое графомоторный навык? Графомоторный навык – это навык овладения письмом.Письмо – это сложный навык, включающий ...

Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...

Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...