программа внеурочной деятельности "ПДД" (правила дорожного движения)
рабочая программа

Устинова Татьяна Викторовна

Программа внеурочной деятельности "ПДД" расчитана на 4 года. Возможна ее реализация с любого класса начальной школы, а также с 5,6 класса основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_pdd.docx71.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Муниципального района «Ферзиковский район»

Калужской области

«Утверждаю»

Директор  МОУ «Октябрьская  СОШ»

____________ Воробьева Л.А.

Приказ № ___-ОД от «_______» 2020г.

Программа

по курсу внеурочной деятельности

«Правила Дорожного Движения»

1-4 классы

2020год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В разрабатываемой ныне гуманистической концепции образования и воспитания, отраженной в Национальной доктрине образования РФ, делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.

Бурное развитие техники в 20-м и 21-м веках привело к стремительному росту числа дорожно-транспортных происшествий. Создание машин, механизмов, транспортных средств, наряду с бесспорными положительными результатами принесли человеку немало бед и страданий. Дорожно-транспортные происшествия это всегда большая беда, наносится непоправимый ущерб здоровью людей.

Проблемой общегосударственного масштаба является травматизм школьников, который наносит вред здоровью детей, лишает их жизни. В последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция постоянного роста уровня травматизма школьников. Ежегодно в России регистрируется более 2 миллионов случаев травматизма у школьников.

По данным энциклопедии школьника под редакцией Шойгу С.К «Чаще всего травмируются школьники в возрасте 11-14 лет, 47% травм происходит с детьми этой возрастной категории. Это объясняется высокой эмоциональностью детей в этот период и недостаточно полной осознанностью своих поступков. Травмы у мальчиков наблюдаются в 2-3 раза чаще, чем у девочек»

Наиболее типичными случаями смертельного травматизма является дорожно-транспортное происшествие. По тяжести последствий этот вид травматизма стоит на первом месте среди всех видов травматизма. ДТП становится причиной смерти или очень серьезных травм школьников, их длительного лечения. Процент летальности (количество погибших из числа пострадавших) при нем достигает 15% ,в то время как при общем травматизме этот показатель равен 0,6%.

Проблема профилактики транспортного травматизма в нашей стране является исключительно актуальной. В ее решении принимают участие как представители исполнительных органов власти и общественных организаций, сотрудники ГИБДД, преподаватели школ, и сами школьники.

  1. АТУАЛЬНОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ПДД»

Развитие сети дорог и резкий рост количества транспорта значительно усложнили обстановку на дорогах. Дети вместе со взрослыми являются участниками дорожного движения. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице в качестве пешеходов и формирование у них специальных навыков участников дорожного движения в качестве велосипедистов.

Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка настолько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.

Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.

Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий

  1. НОВИЗНАПРОГРАММЫ И ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ

В учебном плане по курсу ОБЖ школьной программы не предусмотрены часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой.

Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.

Обязательным принципом в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении: является учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей.

Система обучения по данной программе включает в себя такие элементы, как:

  • организационные формы и методы обучения;
  • закрепление получаемых знаний путем формирования специальных       умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

            Обеспечению реализации данной программы способствует система внешних связей (с ГИБДД, сотрудничество с клубами ЮИД, Автошколой)

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ

            Практическая значимость программы:

  • закрепление правил дорожного движения в играх, упражнениях;
  • использование приобретенных навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте на практических занятиях;
  • изготовление наглядной агитации: листовок, писем-обращений, книжек-малышек, книжек-раскладушек, закладок, схем безопасного пути и т.п.;
  • оформление стендов, уголков для пропаганды безопасного движения;
  • выступление агитбригады в детских учреждениях; участие в районных, городских акциях, мероприятиях по безопасному дорожному движению.

Обучение на занятиях базируется на взаимосвязанных дидактических принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.

Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.Закончив данный курс дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

5.1Цель и задачи программы.

Цель программы: Сформировать у детей, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

Образовательные:

  • повышать у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
  • помогать учащимся освоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;
  • оказывать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
  • формировать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
  • формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

5.2 Условия     реализации программы.
        Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Программа уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

         Принципы реализации:

  • Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат.
  • Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности.
  • Принцип актуализации знаний и умений, мотивирование всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей детей данного возраста.
  • Принцип индивидуализации и дифференциации.
  • Принцип здоровьясбережения.
  • Принцип непрерывности.

        Программа рассчитана на 4 года обучения на 33 часа в год в первом классе и по 34 часа в год во 2-4 классах. Возраст обучающихся – 7-10 лет.

5.3 Формы, методы и режим занятий.

        Работа проводится в форме теоретических и практических занятий:

  • В теоретическую часть входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационно-коммуникационных технологий.
  • Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части, оказание доврачебной медицинской помощи.

       Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает изучение теоретического материала, вторая часть – двигательную нагрузку (вождение велосипеда). В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды.

         На занятиях используются командный (групповой), индивидуальный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы.

         Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных методов. К ним относятся:

  • Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).
  • Метод демонстрации (наглядные пособия – журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, а также личный пример).
  • Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).
  • Тестирование.

         Режим занятий: по 1 часу 1 раз в неделю.

  1. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

5.1.1 Способы проверки результатов обучения.

  • Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД.
  • Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиены.
  • Практические занятия по  оказанию  доврачебной медицинской помощи.
  • Практические занятия по вождению велосипеда.
  • Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине.
  • Оценка посещаемости занятий, участие в школьных и городских соревнованиях "Безопасное колесо", «Перекресток» и так далее.

5.1.2 Прогнозируемые результаты реализации программы.

УУД Предметные:

По окончании 1 года обучения:

обучающиеся должны получить возможность знать: правила дорожной безопасности, понятие «дорога», элементы дороги, необходимую разметку проезжей части дорог для пешеходов и велосипедистов , права и обязанности пешеходов и велосипедистов, значение сигналов светофоров, регулировщиков, техническое устройство велосипеда, виды транспорта, правила поведения в общественном и личном транспорте,  понятие «рана», места пешеходных переходов и остановки транспортных средств, грамотно ( с учетом требований безопасности) составлять маршрут «дом – школа – дом», правила поведения при ДТП, предназначение и задачи ГИБДД , меры ответственности за нарушение ПДД.

обучающиеся должны получить возможность научиться: работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию, читать информацию по разметке проезжей части, оценивать дорожную ситуацию, управлять велосипедом, пользоваться общественным транспортом, уметь пользоваться пешеходным переходом и остановками транспортных средств, вызывать государственные службы безопасности и спасения.

По окончании 2 года обучения:

обучающиеся должны получить возможность знать: права и обязанности водителя, порядок движения, стоянки и остановки транспортных средств, специализированный транспорт  их проезд по проезжей части, группы дорожных знаков и их значение, понятие «рана», виды ран, осложнения и последствие ран, виды кровотечения и первую помощь при кровотечениях, вождение велосипеда, меры ответственности за нарушение ПДД.

обучающиеся должны получить возможность научиться: фигурное  вождение велосипеда, работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию, уметь распознавать специализированный  транспорт,  распознавать дорожные знаки, ориентироваться по разметки и дорожным знакам, уметь оказывать первую помощь при кровотечениях.

По окончании 3 года обучения:

обучающиеся должны получить возможность знать: понятие «перекресток», виды перекрестков, проезд перекрестков, первую помощь при ранениях, виды повязок, понятие «автомагистраль»,  понятие «жилая зона», правила перевозки людей и грузов, правила буксировки, первую помощь при переломах, группы дорожных знаков и их значение, решать задачи по ПДД и ПМП, меры ответственности за нарушение ПДД.

обучающиеся должны получить возможность научиться: фигурное  вождение велосипеда, работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию, распознавать дорожные знаки, ориентироваться по разметки и дорожным знакам, оказывать первую помощь при переломах, накладывать различные виды повязок, решать задачи по ПДД и ПМП.

По окончании 4 года обучения:

обучающиеся должны получить возможность знать: виды ожогов;  правила оказания первой помощи при ожогах; права и обязанности пешеходов, велосипедистов, водителей, пассажиров; виды перекрестков; сигналы светофора; сигналы регулировщика; группы дорожных знаков и   их значение;  правила оказания первой помощи при кровотечениях, ожогах, переломах; виды ДТП; причины ДТП и  правила поведения при ДТП; меры ответственности за нарушение ПДД.

обучающиеся должны получить возможность научиться: оказывать первую медицинскую помощь при ДТП, фигурному  вождению велосипеда, работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию, распознавать дорожные знаки, ориентироваться по разметки и дорожным знакам, вызывать государственные службы безопасности и спасения, ориентироваться в дорожных ситуациях ( распознавать опасности и принимать адекватные решения), пользоваться общественным транспортом, уметь пользоваться пешеходным переходом и остановками транспортных средств.

УУД Личностные:

  • принятие образа «хороший пешеход», «хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям «ПДД»;
  • способность к самооценке;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • адекватное восприятие предложений педагога, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

УУД Метапредметные:

Коммуникативные

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению.

Познавательные

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты, явления;
  • определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде таблицы, схемы ( в информационных проектах);
  • искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж), энциклопедиях, справочниках, интернете;
  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

Регулятивные

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нет;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
  • использование речи для регуляции своего действия;

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

  1. Первый год обучения.  1 час в неделю, 33 недели. Всего 33 часа.

Тема урока

Содержание

1

Вводное занятие.

Культура и взаимное уважение-основы безопасности на дороге.

Мы идем в школу.

Инструктаж по ТБ. Знакомство с предметом. Понятие безопасности на дороге. Где мы живем, наш адрес. Дать характеристику месту, где мы живем, с точки зрения безопасности. Составить безопасный маршрут  от дома до школы.

2

ПДД. Что это и для кого?

Участники дорожного движения.

Познакомить с понятием «ПДД». Для кого созданы ПДД. Нужны ли они ученикам. Кто такие участники дорожного движения. Пешеход, водитель, пассажир. Велосипедист это пешеход или водитель? Познакомить с книгой «Правила дорожного движения».

3

4

Дорога. Из чего состоит дорога?

Познакомить с понятием «дорога». Разобрать, что включает в себя это понятие. Дать определение «проезжей части», «трамвайным путям», «тротуарам», «обочинам», «разделительным полосам». Выполнить схематический рисунок дороги.

5

6

Дорожная разметка.

Познакомить с понятием «дорожная разметка». Виды разметок: горизонтальная и вертикальная. Для чего нужна разметка. Сделать схематические рисунки.

7

Перекресток.

Познакомить с понятием «перекресток». Виды перекрестков. Сделать схематические рисунки.

8

Участник дорожного движения-пешеход. Права и обязанности пешехода.

Познакомить с понятием «пешеход». Познакомить с правами и обязанностями пешехода, опираясь на ПДД. Предложить детям выполнить рисунки на тему «Я пешеход».

9

Почему с пешеходами происходят несчастья на дорогах?

 Опасные ситуации по вине пешеходов.

Разобрать случаи, когда неприятности случаются по вине пешеходов, а когда по вине водителей. Что нужно делать пешеходу, чтобы не попасть в беду. Составить памятку для пешехода. Будь ярким на дороге- светоотражатели.

10

Участник дорожного движения-велосипедист.

Права и обязанности велосипедиста.

Познакомить с понятием «велосипедист». Познакомить с правами и обязанностями велосипедиста, опираясь на ПДД. Предложить детям выполнить рисунки на тему «Я велосипедист».

11

Почему с велосипедистами происходят несчастья на дорогах?

Опасные ситуации по вине велосипедистов.

Разобрать случаи, когда неприятности случаются по вине велосипедистов, а когда нет. Что нужно делать велосипедисту, чтобы не попасть в беду. Составить памятку для велосипедиста.

12

Меры ответственности за нарушение ПДД для пешехода и велосипедиста.

Разобрать меры ответственности за нарушение ПДД, опираясь на ПДД. Рассмотреть различные примеры, в зависимости от возраста обучающегося.

13

Техническое строение велосипеда.

Оснащение велосипедиста.

Практическая работа  №1

 «Оснащение велосипедиста».

Разобрать техническое строение велосипеда. Рассмотреть возможные поломки велосипеда и их последствия для велосипедиста. Изучить возможное оснащение велосипедиста и его использование. Дать возможность детям на практике закрепить полученные знания.

14

Уроки истории (УИ): История колеса.

Рассказать о истории колеса от древности до наших дней. Обсудить, где мы можем встретить колесо, и как оно облегчает жизнь человеку. Просмотр мультфильма.

15

УИ: Когда изобрели велосипед.

Рассказать о истории изобретение велосипеда. Показать фильм о истории изобретения. Обсудить, почему до сих пор человек использует велосипед.

16

УИ: Когда изобрели светофор?

Рассказать о истории изобретение светофора и самое главное о том, зачем он понадобился.

Просмотр мультфильма.

17

18

Светофор. Виды светофоров.

Познакомить с понятием «светофор». Разобрать какие бывают светофоры. Зачем нужны светофоры. Где ставят светофоры. Предложить детям выполнить рисунки на тему: «Светофор».

19

20

Регулировщик.

Практическое занятие №2                          « Регулировщик».

Познакомить с понятием «регулировщик». Зачем нужен регулировщик. Разобрать основные движения регулировщика. Дать возможность детям на практике закрепить полученные знания.

21

22

Транспорт на дороге.

Виды транспорта.

Познакомить с понятием «транспорт». Разобрать, какие виды транспорта бывают и для чего они нужны. Просмотр мультфильмов. Предложить детям выполнить рисунки на тему: «Виды транспорта».

23

Правила для пассажиров в личном транспорте.

Разобрать с детьми правила поведения в личном транспорте. Обратить внимание на то, зачем они нужны и к каким последствиям может привести несоблюдение этих правил.

Составить памятку: «Поведение в личном транспорте».

24

Правила для пассажиров в общественном транспорте.

Разобрать с детьми правила поведения в общественном  транспорте. Обратить внимание на то, зачем они нужны и к каким последствиям может привести несоблюдение этих правил.

Составить памятку: «Поведение в общественном транспорте».

25

УИ: История возникновения ПДД.

Предназначение и задачи ГИБДД.

Рассказать о истории возникновения ПДД. Почему возникла необходимость в создании ПДД. Рассказать о единых требованиях во всем мире.

Рассказать о создании ГИБДД, для чего оно было создано. Задачи ГИБДД. Разобрать конкретные примеры.

26

ДТП. Правила поведения.

Государственные службы безопасности и спасения.

Познакомить с понятием «ДТП». Кто может быть участником ДТП. Разобрать с детьми правила поведения при ДТП. Рассказать о государственных службах безопасности и спасения, способах их вызова.

Составить памятку действий для ДТП.

27

28

Пешеходные переходы.

Места остановки маршрутных транспортных средств.

Познакомить с понятием «пешеходный переход», «маршрутное транспортное средство». Познакомить с правила перехода проезжей части, а также с посадкой  и выходом из маршрутного транспортного средства. Просмотр мультфильма.

29

30

Практическое занятие:

«Езда на велосипеде».

Дети получают навыки фигурной езды на велосипеде. Закрепляют полученные знания по техническому устройству велосипеда. Учатся правильному использованию средствам защиты велосипедиста.

31

32

Обобщение и повторение материала за год.

Повторение и закрепление материала по основным темам курса. Решение задач по ПДД. Разбор конкретных ситуаций на дороге.

33

Зачетное занятие.

Тест.

  1.  Второй год обучения.  1 час в неделю, 34 недели. Всего 34 часа.

Тема урока

Содержание

1

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ. Знакомство с темами 2 года обучения. Составление безопасного маршрута от дома до школы.

2

3

Повторение курса 1 класса.

Повторение основных тем курса 1 класса: дорога и  элементы дороги; дорожная разметка; перекресток; пешеход, пассажир и велосипедист, как участники дорожного движения; их права и обязанности; светофор и его виды; регулировщик; автомагистраль и железнодорожный переезд; виды транспорта.

4

Участник дорожного движения-водитель.

Права и обязанности водителя.

Познакомить с понятием «водитель», обратить внимание детей на то, что еще существует и гужевой транспорт. Познакомить с правами и обязанностями водителя, опираясь на ПДД. Предложить детям выполнить рисунки на тему «Я водитель».

5

Почему с водителями происходят несчастья на дорогах?

Опасные ситуации по вине водителя.

Разобрать случаи, когда неприятности случаются по вине водителей, а когда нет. Что нужно делать водителю, чтобы не попасть в беду. Составить памятку для водителя, познакомить с этой памяткой родителей.

6

Меры ответственности за нарушения ПДД.

Разобрать меры ответственности за нарушение ПДД. Рассмотреть различные примеры. Повторить уже изученное по данной теме.

7

Порядок движения, остановки и стоянки транспортных средств.

Познакомить детей с правилами движения, остановки и стоянки транспортных средств.

Обратить внимание на вопрос, почему это необходимо знать пешеходу. Разобрать  конкретные примеры.

8

УИ: Когда появилась первая машина?

Рассказать об истории изобретение автомобиля. Показать фильм об истории изобретения.

9

УИ: История машиностроения.

Рассказать об истории машиностроения. Рассмотреть историю изменения облика автомобиля и двигателя. Поднять вопрос о том, как совершенствуется автомобиль сегодня.

10

Специальные транспортные средства, их проезд.

Рассмотреть группы транспортных средств, которые относятся к специальному транспорту. Привести примеры. Разобрать вопрос о необходимости специального  транспорта и о правилах его проезда по проезжей части. Почему этот транспорт имеет преимущество в движении по городу.

Разобрать на конкретных примерах. Предложить детям выполнить рисунки на тему «Специальный транспорт».

11

Скоростные режимы транспортных средств.

Рассмотреть различные скоростные режимы транспортных средств, в зависимости от вида транспорта, и места проезда. Обратить внимание на изменение скоростного режима, в зависимости от характера дороги и наличия населенного пункта.

12

Обгон, опережение и разъезд транспортных средств.

Познакомить с понятием «обгон», «опережение», «разъезд». Обратить внимание на вопрос, почему это необходимо знать пешеходу. Разобрать  конкретные примеры.

13

Остановка и стоянка. Знак аварийной остановки.

Познакомить с понятием «стоянка» и «остановка». Разобрать отличия этих понятий. Познакомить с понятием «знак аварийной остановки». Рассмотреть правила применения этого знака. Обратить внимание на вопрос, почему это необходимо знать пешеходу. Разобрать  конкретные примеры.

14

Уроки Оказания Первой Медицинской Помощи (УОПМП): Раны. Виды ран.

Познакомить детей с новым разделом в курсе изучения ПДД. Разобрать  с обучающимися,  зачем этот раздел нужно изучать каждому человеку. Разобрать конкретные примеры.

Познакомить с понятием «рана». Разобрать какие виды ран существуют.

15

УОПМП: Осложнения и последствия ран.

Вспомнить понятие «рана». Разобрать с детьми, какими могут быть последствия и осложнения от ран, если не будет оказана первая медицинская помощь. Разобрать конкретные примеры.

16

УИ: История возникновения и развития дорожных знаков.

Познакомить с историей возникновения и развития дорожных знаков. Почему возникла в них необходимость? Отличаются ли дорожные знаки в разных странах мира. Дорожный знак, как язык Правил Дорожного движения во всем мире.

17

Дорожный знак. Группы дорожных знаков.

Познакомить с понятием «дорожный знак». Разобрать какие бывают группы дорожных знаков, в чем их отличие: по содержанию и внешнее. Просмотр мультфильма.

18

19

Предупреждающие дорожные знаки.

Познакомить обучающихся с группой предупреждающих дорожных знаков. Дать им характеристику по трем пунктам: внешний вид, назначение, где ставят.

Разобрать конкретные примеры. Сделать рисунки и зарисовки.

20

Знаки приоритета.

Познакомить обучающихся с группой знаков приоритета. Дать им характеристику по трем пунктам: внешний вид, назначение, где ставят.

Разобрать конкретные примеры. Сделать рисунки и зарисовки.

21

22

Запрещающие дорожные знаки.

Познакомить обучающихся с группой запрещающих дорожных знаков. Дать им характеристику по трем пунктам: внешний вид, назначение, где ставят.

Разобрать конкретные примеры. Сделать рисунки и зарисовки.

23

24

Знаки особых предписаний.

Познакомить обучающихся с группой знаков особых предписаний. Дать им характеристику по трем пунктам: внешний вид, назначение, где ставят.

Разобрать конкретные примеры. Сделать рисунки и зарисовки.

25

26

Информационные знаки, знаки сервиса и знаки дополнительной информации.

Познакомить обучающихся с группой информационных знаков, знаков сервиса и знаков дополнительной информации. Дать им характеристику по трем пунктам: внешний вид, назначение, где ставят.

Разобрать конкретные примеры. Сделать рисунки и зарисовки.

27

УОПМП: Кровотечения.

Виды кровотечений.

Познакомить с понятием «кровотечение». Объяснить детям, чем опасно кровотечение, если не оказать первую медицинскую помощь. Рассмотреть виды кровотечений, дать им характеристику. Сделать схематические рисунки.

28

29

УОПМП:

Первая помощь при кровотечениях.

Практическая работа; Оказание первой медицинской помощи при кровотечении.

Рассмотреть случаи оказания первой помощи при кровотечении, в зависимости от вида кровотечения.  Разобрать на конкретных примерах. Дать возможность детям на практике закрепить полученные знания.

30

31

Практическое занятие:

«Езда на велосипеде».

Дети получают навыки фигурной езды на велосипеде. Закрепляют полученные знания по техническому устройству велосипеда. Учатся правильному использованию средствам защиты велосипедиста.

32

33

Обобщение и повторение материала за год.

Повторение и закрепление материала по основным темам курса. Решение задач по ПДД. Разбор конкретных ситуаций на дороге.

34

Зачет.

Тест.

  1. Третий год обучения.  1 час в неделю, 34 недели. Всего 34 часа.

Тема урока

Содержание

1

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ. Знакомство с темами 3 года обучения. Составление безопасного маршрута от дома до школы.

2

3

Повторение курса 2 класса.

Повторение основных тем курса 2 класса: водитель, как участник дорожного движения; его права и обязанности; специальные транспортные средства; скоростные режимы транспортных средств; дорожные знаки и их группы; виды кровотечений и оказание первой помощи при кровотечениях.

4

5

Перекресток. Виды перекрестков.

Проезд перекрестков.

Познакомить с понятием «перекресток». Рассмотреть различные виды перекрестков, сделать их сравнительный анализ. Познакомить с понятием «выезд со двора». Обратить внимание детей на то, что он не является перекрестком. Разобрать конкретные примеры. Сделать рисунки и зарисовки. Разобрать правила проезда перекрестков.

6

7

Железнодорожный переезд.

Движение через железнодорожные пути.

Познакомить с понятием «железнодорожный переезд». Железнодорожный переезд как зона повышенной опасности. Рассмотреть правила движения через железнодорожные пути. Разобрать конкретные примеры. Просмотр мультфильма.

8

9

Автомагистраль.

Движение по автомагистрали.

Познакомить с понятием «автомагистраль». Разобрать отличие этого понятия от понятия проезжей части. Дать сравнительный анализ. Рассмотреть правила движения по автомагистрали.

10

11

Жилая зона.

Движение в жилых зонах.

Познакомить с понятием «жилая зона». Разобрать правила движения в жилой зоне. Разобрать конкретные примеры в своем населенном пункте. Предложить детям выполнить рисунки на тему «Мой двор».

12

УОПМП: Первая помощь при ранениях.

Повторить то, что обучающееся уже знают о ранах и видах ран. Обратить особое внимание на необходимость оказания первой медицинской помощи.

13

УОПМП: Правила наложения повязок на грудь и голову.

Практическая работа №1: Наложение повязок на грудь и голову.

Познакомить обучающихся с видами повязок на грудь и на голову,  и правилами их наложения. Дать возможность детям на практике закрепить полученные знания.

14

УОПМП: Правила наложения повязок на живот и верхние конечности.

Практическая работа № 2: Наложение повязок на грудь и верхние конечности.

Познакомить обучающихся с видами повязок на живот и верхние конечности и правилами их наложения. Дать возможность детям на практике закрепить полученные знания.

15

УОПМП: Правила наложения повязок на промежность и нижние конечности.

Практическая работа №3: Наложение повязок на промежность и нижние конечности.

Познакомить обучающихся с видами повязок на промежность и нижние конечности и правилами их наложения. Дать возможность детям на практике закрепить полученные знания.

16

Внешние световые приборы и звуковые сигналы.

Познакомить с понятием «внешние световые приборы» и «звуковой сигнал». Разобрать необходимость и условия их использования.

Обратить внимание на вопрос, почему это необходимо знать пешеходу. Разобрать  конкретные примеры.

17

Буксировка.

Познакомить с понятием «буксировка». Разобрать конкретные примеры. Сделать рисунки и зарисовки. Обратить внимание на вопрос, почему это необходимо знать пешеходу. Разобрать  конкретные примеры.

18

Учебная езда.

Познакомить с понятием «учебная езда». Рассказать о школах вождения и условиях получения водительских прав. Обратить внимание на то, чем отличается учебная машина от остального транспорта. Обратить внимание на вопрос, почему это необходимо знать пешеходу. Разобрать  конкретные примеры.

19

Перевозка людей.

Познакомить с понятием «перевозка людей», разобрать условия перевозки детей. Разобрать конкретные примеры. Обратить внимание на вопрос, почему это необходимо знать пешеходу. Предложить детям выполнить рисунки на тему «Я пассажир».

20

Перевозка грузов.

Познакомить с понятием «перевозка грузов». Разобрать отличия в перевозки грузов на легковой и грузовой машине. Обратить внимание на вопрос, почему это необходимо знать пешеходу. Разобрать  конкретные примеры. Просмотр мультфильма.

21

УОПМП: Первая помощь при длительном сдавливании и закрытых повреждениях.

Изучить с детьми виды оказания первой медицинской помощи при длительном сдавливании и закрытых повреждениях. Разобрать конкретные примеры.

22

УОПМП: Перелом. Травматический шок.

Познакомить с понятием «перелом», «травматический шок». Разобрать возможные последствия при отсутствии первой помощи. Изучить правила оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке.

23

24

УОПМП: Виды переломов.

Первая помощь при переломах.

Практическая работа №4: Оказание первой помощи при переломах.

Разобрать виды переломов. Рассмотреть случаи оказания первой помощи при переломах, в зависимости от вида и места перелома. Дать возможность детям на практике закрепить полученные знания.

25

26

Повторение: ДТП. Правила поведения.

Государственные службы безопасности и спасения.

Познакомить с понятием «ДТП». Рассказать какие бывают ДТП. Кто может быть участником ДТП. Разобрать с детьми правила поведения при ДТП. Рассказать о государственных службах безопасности и спасения, способах их вызова.

Составить памятку действий для ДТП.

27

28

Решение задач на ПДД.

Дать возможность детям применить полученные знания для решения и анализа конкретной дорожной ситуации. Используя при этом ПДД.

29

Практическое занятие:

Решение задач по оказанию первой медицинской помощи.

Дать возможность детям применить полученные знания для оказания первой медицинской помощи пострадавшему при ДТП.

30

31

Практическое занятие:

«Езда на велосипеде».

Дети получают навыки фигурной езды на велосипеде. Закрепляют полученные знания по техническому устройству велосипеда. Учатся правильному использованию средствам защиты велосипедиста.

32

33

Обобщение и повторение материала за год.

Повторение и закрепление материала по основным темам курса. Решение задач по ПДД. Разбор конкретных ситуаций на дороге.

34

Зачет.

Тест.

  1. Четвертый  год обучения.  1 час в неделю, 34 недели. Всего 34 часа.

Тема урока

Содержание

1

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ. Знакомство с темами 4 года обучения. Составление безопасного маршрута от дома до школы.

2

3

Повторение курса 3 класса.

Повторение основных тем курса 3 класса: перекресток; виды перекрестков; первая помощь при ранениях; железнодорожный переезд; автомагистраль; жилая зона; перевозка людей и грузов; первая помощь при переломах.

4

УОПМП: Ожоги. Виды ожогов.

Познакомить с понятием «ожог». Изучить виды и причины ожогов при ДТП. Разобрать конкретные примеры.

5

УОПМП: Оказание первой медицинской помощи при ожогах.

Практическая работа №1: Оказание первой помощи при ожогах.

Рассмотреть правила оказания первой помощи при ожогах, в зависимости от вида ожога. Дать возможность детям на практике закрепить полученные знания.

6

УОПМП: Первая медицинская помощь при прекращении сердечной деятельности и отсутствие дыхания.

Практическая работа №2: Первая помощь при прекращение сердечной деятельности.

Рассмотреть правила оказания первой помощи при прекращении сердечной деятельности и отсутствие дыхания. Дать возможность детям на практике закрепить полученные знания.

7

Повторение: Дорога. Элементы дороги.

Повторить понятие «дорога», что включает в себя это понятие. Повторить определение «проезжей части», «трамвайным путям», «тротуарам», «обочинам», «разделительным полосам». Разобрать конкретные примеры.

8

Повторение: Разметка. Виды разметки.

Повторить понятие «дорожная разметка». Виды разметок: горизонтальная и вертикальная. Для чего нужна разметка. Разобрать конкретные примеры.

9

Повторение: Обязанности и права пешехода.

Повторить понятие «пешеход». Повторить права и обязанности пешехода, опираясь на ПДД.  Разобрать конкретные примеры.

10

Повторение: Обязанности и права водителя.

Повторить понятие «водителя». Повторить права и обязанности водителя, опираясь на ПДД. Разобрать конкретные примеры.

11

Повторение: Обязанности и права велосипедиста.

Повторить понятие «велосипедист». Повторить права и обязанности велосипедиста, опираясь на ПДД. Разобрать конкретные примеры.

12

Повторение: Обязанности и права пассажира.

Повторить понятие «пассажира». Повторить права и обязанности пассажира, опираясь на ПДД. Разобрать конкретные примеры.

13

Повторение: Светофор. Виды светофоров.

Повторить понятие «светофор». Повторить какие бывают светофоры. Зачем нужны светофоры. Где ставят светофоры. Разобрать конкретные примеры.

14

Повторение: Регулировщик.

Повторить понятие «регулировщик». Зачем нужен регулировщик. Повторить основные движения регулировщика. Дать возможность детям на практике закрепить полученные знания. Разобрать конкретные примеры.

15

Повторение: Перекресток.

Виды перекрестков.

Повторить понятие «перекресток». Повторить различные виды перекрестков, сравнительный анализ, понятие «выезд со двора». Разобрать конкретные примеры.

16

Повторение: Виды транспорта.

Правила поведения в общественном транспорте.

Повторить понятие «транспорт». Повторить, какие виды транспорта бывают и для чего они нужны. Повторить группы транспортных средств, которые относятся к специальному транспорту. Повторить правила его проезда по проезжей части, почему этот транспорт имеет преимущество в движении по городу. Разобрать конкретные примеры.

17

Повторение: Скоростные режимы.

Повторить различные скоростные режимы транспортных средств, в зависимости от вида транспорта, и места проезда. Повторить правила изменение скоростного режима, в зависимости от характера дороги и наличия населенного пункта. Разобрать конкретные примеры.

18

Повторение:

 Предупреждающие дорожные знаки.

Повторить группу предупреждающих дорожных знаков. Дать им характеристику по трем пунктам: внешний вид, назначение, где ставят. Разобрать конкретные примеры.

19

Повторение: Знаки приоритета.

Повторить группу знаков приоритета. Дать им характеристику по трем пунктам: внешний вид, назначение, где ставят. Разобрать конкретные примеры.

20

Повторение:

Запрещающие дорожные знаки.

Повторить группу запрещающих  дорожных знаков. Дать им характеристику по трем пунктам: внешний вид, назначение, где ставят. Разобрать конкретные примеры.

21

Повторение:

Знаки особых предписаний.

Повторить группу знаков особых предписаний. Дать им характеристику по трем пунктам: внешний вид, назначение, где ставят. Разобрать конкретные примеры.

22

Повторение: Информационные дорожные знаки, знаки сервиса и дополнительной информации.

Повторить информационных дорожных знаков, знаков сервиса и дополнительной информации. Дать им характеристику по трем пунктам: внешний вид, назначение, где ставят. Разобрать конкретные примеры.

23

Повторение: Железнодорожный переезд.

Повторить понятие «железнодорожный переезд». Железнодорожный переезд как зона повышенной опасности. Повторить правила движения через железнодорожные пути. Разобрать конкретные примеры.

24

Повторение: Автомагистраль.

Повторить понятие «автомагистраль». Повторить отличие этого понятия от понятия проезжей части. Дать сравнительный анализ. Разобрать конкретные примеры.

25

Повторение: Жилая зона. Экскурсия.

Повторить понятие «жилая зона». Повторить правила движения в жилой зоне. Разобрать конкретные примеры в своем населенном пункте. Экскурсия по своему населенному пункту.

26

Повторение: ДТП. Алгоритм действия.

Повторить понятие «ДТП». Повторить какие бывают ДТП. Кто может быть участником ДТП. Разобрать с детьми правила поведения при ДТП. Повторить информацию о  государственных службах безопасности и спасения, способах их вызова.

27

Повторение: Меры ответственности за нарушение ПДД.

Повторить  меры ответственности за нарушение ПДД. Рассмотреть различные примеры.

28

29

Практическое занятие:

Решение задач на оказание первой медицинской помощи.

Дать возможность детям применить полученные знания для оказания первой медицинской помощи пострадавшему при ДТП.

30

31

Практическое занятие:

«Езда на велосипеде».

Дети получают навыки фигурной езды на велосипеде. Закрепляют полученные знания по техническому устройству велосипеда. Учатся правильному использованию средствам защиты велосипедиста.

32

Зачет: Теоретическая часть

В теоретическую часть должны входить вопросы по теории курса, историческим фактам и теории медицины.

33

Зачет. Практическая часть.

Практическая часть включает в себя фигурную езду на велосипеде и оказание первой медицинской помощи.

34

Итоговое занятие.

Подведение итогов курса. Подведение итогов теста. Награждение лучших обучающихся грамотами.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  • Макеты для наглядной работы (железнодорожный переезд, жилая зона, город).
  • Р. Б. Бабина «Тесты по ПДД» 1-4 классы.
  • Стенды «Уголки безопасности».
  • Газета «Добрая дорога детства». Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей. Москва
  • Рули для интерактивных игр.
  • Диски «Безопасность на улицах и дорогах».
  • Журналы «Путешествие на зеленый свет». Москва
  • Наглядно-дидактические пособия.
  • Настольные игры по ПДД.
  • «Правила дорожного движения РФ» с комментариями. Москва 2020 год.
  • Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А», «В», «М», с комментариями. Рецепт-холдинг 2019 г.

  1. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

  • «Правила дорожного движения РФ» с комментариями. Москва 2020 год.
  • Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А», «В», «М», с комментариями. Рецепт-холдинг 2019 г.
  • Р. Б. Бабина «Тесты по ПДД» 1-4 классы.
  • В. И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД» 1-4 классы Москва «Вако» 2011 год
  • Национальный проект «Образование» «Красный, желтый, зеленый» ПДД во внеклассной работе. Ростов-на-Дону «Феникс» 2008 год
  • Газета «Добрая дорога детства». Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей. Москва
  • «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»  Методическое пособие «Третий Рим» Москва, 2007 год
  • «Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях»  Москва, 2005
  • «Читаем, учимся, играем»  Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ.
  • Журналы «Путешествие на зеленый свет». Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ЮИД "Школа безопасности дорожного движения"

Программа безопасности дорожного движения реализуется на базе школы. в программе учавствуют 5 - 11 классы....

Образовательная Программа "Уроки безопасности.Правила дорожного движения"

Безопасность собственного поведения в условиях движения зачастую детьми недооценивается в связи со многими факторами и показателями. Таким образом, неправильное поведение детей на дорогах, приводящее ...

Программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"

Данная программа рекомендуется для изучения правил дорожной безопасности в начальной школе....

Программа по изучению правил дорожного движения «Азбука дорожной науки» для детей школьного возраста с 1 по 11класс на 11 лет обучения

Программапо изучению правил дорожного движения«Азбука дорожной науки»для детей школьного возраста с 1 по 11классна 11 лет обучения...

Внеурочная деятельность "Правила дорожного движения"

Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы по правилам дорожно...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения"

Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержа...