Проект учебно-воспитательной работы "Юный спасатель"
проект

Михайлова Алла Олеговна

Содержание проекта учебно-воспитательной работы «Юный спасатель» имеет спортивно - туристскую, краеведческую, поисково-спасательную направленность. В программу входят разделы по изучению работы в аварийно-спасательной службе МЧС, по пожарно-прикладным видам спорта, поисково-спасательной работе и разделы, посвященные общей спортивной  подготовки. Одним из направлений является подготовка обучающихся к соревнованиям по пожарно-прикладным видам спорта и к соревнованиям по программе "Юный спасатель", к соревнованиям различного уровня при участии МЧС России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yunyy_spasatel_mihaylova_ovgort.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО - НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Овгортская школа – интернат среднего общего образования»

Кооперативная ул., д.5, с. Овгорт, Шурышкарский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629643

Телефон-факс 8(34994) 67-2-38 E-mail: ovgort_school@mail.ru

УТВЕРЖДАЮ:

Директор     МБОУ

«Овгортская ШИСОО»

____________И.И. Яхин

«___»___________20__ г.

Принят на заседании

                                                                                   педагогического совета

                                                                               протокол №     от     .     .20     г.                                 

                                                                     Председатель ПС                            .                          

ПРОЕКТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 «ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ»

Возраст  детей: 13-17 лет

Срок реализации программы: 4 года

Автор:

                                                 Михайлова Алла Олеговна

педагог-организатор ОБЖ

МБОУ "Овгортская ШИСОО"

                                                                                                                  

с. Овгорт

Содержание

  1. ПАСПОРТ .....................................................................................3
  2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...................................................5

Новизна  проекта

Отличительные  особенности  данного проекта

Актуальность

Педагогическая  целесообразность

Цели и задачи

Возраст детей, участвующих в  реализации  проекта, сроки реализации.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА........................13

Формы обучения.

Формы организации деятельности.

Режим занятий

Требования к УУД, которые должны  быть сформированы  в процессе  реализации проекта

Формы и виды контроля

Формы  подведения  итогов

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ........................................19
  2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ....................................................20
  3. ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ....................................................24
  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................27
  5. Приложения

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование

Проект учебно-воспитательной работы «Юный   спасатель»

Автор

Михайлова Алла Олеговна - педагог-организатор ОБЖ МБОУ "Овгортская ШИСОО"

Актуальность

Все приобретенные знания и навыки необходимы подросткам в жизни: в школе на уроках, при поступлении в училища, техникумы и институты, на работе и при службе в армии.

Нормативно-правовое обеспечение программы

  • Федеральный  закон  от 29.12.2012г № 273- ФЗ«Об образовании  в Российской Федерации» ;
  • Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).
  • Концепция  развития образования РФ на период до 2020 года.  
  • Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Образование". Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол  № 2 от  21 декабря  2005 г.).
  •  Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы 
  • Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2020 года.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  • Закон Самарской области от 09.12.2005 №219–ГД «О защите населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Интернет ресурсы:

Цели

Формирование  всесторонне  развитой личности, социально  адаптированной  к современным условиям  жизни, готовой  к действиям  по спасению  и самоспасению  в условиях  чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера мирного и военного  времени, создание оптимальных условий  для развития и самореализации, гражданско – патриотического  воспитания.

Задачи

Образовательные задачи:

-углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;

-привитие  первичных  навыков  и умений к адаптации в условиях природной среды и действиям при техногенных авариях;

-повышение уровня индивидуальных знаний;

- проверка  уровня  и качества практической подготовки учащихся по программе;

-расширение знаний, умений и навыков по различным видам деятельности.

Воспитательные задачи:

-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

-формирование бережного отношения к природе;

-формирование чувства ответственности за жизнь окружающих и свою;

- содействие развитию  у  детей и подростков понимания ими своего интеллектуального, экологического, общественного и духовного  потенциала, как ответственных граждан России;

- формирование общественного мнения в поддержку Всероссийского  и Самарского областного движения "Школа безопасности" и вовлечение в него возможно большего числа учащихся общеобразовательных учреждений;

- воспитание находчивости в экстремальных ситуациях;

- воспитание изобретательности  и  умения  использовать подручные средства и снаряжение для защиты организма;

- преодоление отрицательных стереотипов, представлений окружающих и самого обучающегося о его способностях и внутреннем мире.

Развивающие задачи:

- совершенствование и  выработка  новых форм и методов подготовки  молодежи к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях,  по оказанию само- и взаимопомощи,  развитие ее заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций;

-развитие морально-этических и волевых качеств;

-развитие быстроты реакции, преодоление стрессов;

-самораскрытие через познание;

-самосовершенствование через преодоление трудностей;

- раскрытие возможностей и творческого потенциала.

Образовательная направленность

Спортивно - туристская, краеведческая, поисково-спасательная.

Возраст обучающихся

13-17 лет  

Год разработки

Сроки реализации

4 года

Система организации контроля исполнения

Основные исполнители анализируют и представляют раз в полугодие Педагогическому Совету отчеты о ходе реализации программы.

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Предотвращение. Спасение. Помощь».

В XXI веке не только сохраняются традиционные угрозы и опасности для жизни человека и окружающей среды, но и появляются новые.

Факты и статистика свидетельствуют, что «человеческий фактор» провоцирует до 90% всех техногенных и до 30% природных ЧС. Следовательно, надо добиваться уменьшения их количества т.е. необходимо, чтобы человек поступал более разумно. Требуется выработать новое, современное мировоззрение, сформировать специфическую культуру поведения человека – культуру безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, умения оказывать первую помощь при неотложных состояниях. Привитие культуры безопасности жизнедеятельности гражданам через их обучение осуществляется в соответствие с разработанными на основе соответствующих законов и утвержденным Правительством РФ Положением о подготовке населения в рамках единой системы подготовки в области ГО и защиты от ЧС. В эту систему входят все категории граждан.

Организация занятий - это попытка сделать эту систему непрерывной, вынести её за рамки урочного времени, всячески мотивировать воспитанников на осознанное изучение вопросов безопасности, спасения, патриотизма, начальной военной подготовки, физической подготовки, основам медицинских знаний.

Содержание проекта учебно-воспитательной работы «Юный спасатель» соответствует примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

Содержание проекта учебно-воспитательной работы «Юный спасатель» имеет спортивно - туристскую, краеведческую, поисково-спасательную направленность. В программу входят разделы по изучению работы в аварийно-спасательной службе МЧС, по пожарно-прикладным видам спорта, поисково-спасательной работе и разделы, посвященные общей спортивной  подготовки. Одним из направлений является подготовка обучающихся к соревнованиям по пожарно-прикладным видам спорта и к соревнованиям по программе "Юный спасатель", к соревнованиям различного уровня при участии МЧС России.

Новизна  проекта:

В сравнении с другими программами данная  программа проекта "Юный спасатель" имеет принципиальное   отличие  от подобных.

Отличительные  особенности  данной  программы:

  • в углубленном  изучении поисково – спасательных работ  и  приобретении навыков выживания в чрезвычайных  ситуациях, умение  оказывать само - и взаимопомощь;
  • в комплексном  воздействии  различных видов  деятельности  для  раскрытия  творческого потенциала  личности;
  • в наличии в программе специальной подготовки, которая обеспечивает развитие специфических качеств, необходимых для достижения конкретного спортивного результата;
  • в развитии  у детей  мотивации  к поисково-спасательной, спортивной и  туристической активности. Туризм в данном случае используется как форма обучения общению в пространстве (и в первую очередь в природе), обеспечению безопасности в этой среде и использование этой среды для восстановления собственных сил  различными формами и методами туризма.

Закономерность появления в программе раздела туризма объясняется следующими факторами: соревнования по программе преимущественно проводятся в природной среде. Через нее осуществляется связь с туризмом и краеведением.

Актуальность  проекта в том, что все приобретенные знания и навыки необходимы подросткам в жизни: в школе на уроках, при поступлении в училища, техникумы и институты, на работе и при службе в армии.

 Актуальность образования в области охраны  безопасности жизнедеятельности детей вызвана социальными потребностями, рождающимися на фоне ухудшающегося качества жизни человека, физического, психологического и социального здоровья, кризиса межнациональных отношений  в обществе, в выполнении  заказа  государства  на  воспитание детей по новым государственным стандартам  в соответствии с Федеральным  законом от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании  в  Российской Федерации», государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности населения на водных объектах на 2014 – 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства  Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1125-Пот 25.03.97г  № 322, "Положением о профильных классах, клубах, кружках и секциях "Юный спасатель", Федеральным Законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Педагогическая  целесообразность  в создание целостной образовательной  системе  формирования  психологической  готовности и практической  вооруженности,  нацеленной  на специфические   условия  работы с подрастающим  поколением, через:

  • свободный личностный  выбор обучающимися и родителями деятельности, определяющей  индивидуальное развитие личности;
  • вариативность содержания  и форм  организации образовательного процесса;
  • возможность для приобретения социального и практического опыта деятельности;
  • общественно - значимую связь с практикой;
  •  смену зоны  деятельности;
  • нестандартную обстановку, создающую положительное  влияние  на  психику  детей;
  •   особую образовательную методику сотрудничества;
  •  создание условий для творческой самореализации учащихся;
  •  благоприятную  среду   для   формирование  культуры   толерантности;
  • обеспечение комфортности  условий реализации программы;
  • адаптивность  к возникающим изменениям;
  • расширение сотрудничества и партнерства с образовательными учреждениями  и различными службами  безопасности и спасения в рамках окружных  мероприятий:  «Юный спасатель», «Школа безопасности», «Пожарная  эстафета», с общеобразовательными учреждениями, родительской общественностью,  различными службами города /курсы ГОиЧС, ОГИБДД, , Военный комиссариат, «ОПС ЯНАО по Шурышкарскому району» - филиал ГКУ ПС ЯНАОи т.д./

Цель:

Формирование  всесторонне  развитой личности, социально  адаптированной  к современным условиям  жизни, готовой  к действиям  по спасению  и самоспасению  в условиях  чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера мирного и военного  времени, создание оптимальных условий  для развития и самореализации, гражданско – патриотического  воспитания.

Задачи.

Обучающие:

-углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;

-привитие  первичных  навыков  и умений к адаптации в условиях природной среды и действиям при техногенных авариях;

-повышение уровня индивидуальных знаний;

- проверка  уровня  и качества практической подготовки учащихся по программе;

-расширение знаний, умений и навыков по различным видам деятельности.

Развивающие:

- совершенствование и  выработка  новых форм и методов подготовки  молодежи к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях,  по оказанию само- и взаимопомощи,  развитие ее заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций;

-развитие морально-этических и волевых качеств;

-развитие быстроты реакции, преодоление стрессов;

-самораскрытие через познание;

-самосовершенствование через преодоление трудностей;

- раскрытие возможностей и творческого потенциала;

- формирование  ключевых компетентностей.

Воспитательные:

-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

-формирование бережного отношения к природе;

-формирование чувства ответственности за жизнь окружающих и свою;

- содействие развитию  у  детей и подростков понимания ими своего интеллектуального, экологического, общественного и духовного  потенциала, как ответственных граждан России;

- формирование общественного мнения в поддержку Всероссийского  и Ямало-Ненецкого АО  движения «Школа безопасности», «Юный спасатель» и вовлечение в него возможно большего числа учащихся общеобразовательных учреждений;

- воспитание находчивости в экстремальных ситуациях;

- воспитание изобретательности  и  умения  использовать подручные средства и снаряжение для защиты организма;

- преодоление отрицательных стереотипов, представлений окружающих и самого обучающегося о его способностях и внутреннем мире;

-  формирование  духовно- нравственных  ценностей  личностей подростков.

Оздоровительные:

- профилактика асоциального поведения;

- утверждение здорового образа жизни;

- повышение уровня физической, спортивно-туристской подготовленности;

- трудотерапия;

- динамикотерапия;

-организация культурного досуга, способствующего развитию положительной эмоционально- волевой сферы в совместной творческой деятельности со сверстниками, родителями, педагогами, общественными организациями.

Курс «Юный спасатель» предусматривает проведение  занятий с   использованием кабинета ОБЖ, спортивного зала, спортивной площадки  школы, рельефа  местности,  территории поселения "Овгортское", пожарной части с. Овгорт («ОПС ЯНАО по Шурышкарскому району»).

В ходе обучения учащиеся изучают:

-организацию спасательного дела в России и ЯНАО;

-виды аварий, катастроф, стихийных бедствий, их причины  и       последствия;

-организацию и проведение поисково-спасательных работ в  чрезвычайных ситуациях;

-технические средства для проведения поисково-спасательных

работ;

- основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях;

- основы доврачебной помощи;

- огневую подготовку;

- туристическую подготовку;

- основы информационных технологий;

- спортивные игры;

- физическую подготовку и приемы самозащиты;

- противопожарную подготовку;

- плавание и спасение на воде и другие.

Обучение предполагает  использование  любительских и хроникальных фильмов, содержащих различные аспекты действий человека в условиях  той или иной чрезвычайной ситуации, тематические встречи со специалистами.

Образовательная программа  реализуется в двух формах организации деятельности детей:

  • занятия в  творческих объединениях  «Юный спасатель»;
  • организация  коллективной творческой деятельности.

Занятия по программе предполагает четырехлетний цикл обучения в  условиях учреждения  дополнительного  образования со свободным посещением занятий.

Межпредметные  связи.

Связь программы с программами  ОУ:

-физика и химия - процессы возгорания и торможения, горения,

горючие  и негорючие  материалы;/ почему  стопка  бумаги  горит  медленнее, чем один лист?/

-биология-воздействие поражающих  факторов пожара /химических и др.средств/ на организм;

-география и экология - лесные пожары, нарушение природной экосистемы;

-правоведение - материальный ущерб при пожаре и его возмещение;

-технология - количество времени и труда на построение зданий,  изготовление предметов быта;

-литература - поиск/сочинить/стихотворение, рассказ о пожаре, и т.д.;

-история - пожары, бедствия в истории народов;

-изобразительное искусство - конкурс на лучший рисунок/плакат/по безопасности;

-экономика и математика - материальный ущерб государству;

-музыка - эмоциональный настрой;

-физкультура – укрепление здоровья, самозащита;

-информатика - компьютерные технологии.

Связь программы с программами УДО:

- «Патриоты Сыни» - огневая подготовка, физическая подготовка, спортивно - туристская подготовка;

Возраст детей, участвующих в  реализации  проекта, сроки реализации.

Проект создан для учащихся 6 – 11 классов и основа на подготовке их к взрослой жизни, на то, чтобы они реально могли смотреть на мир, научились оценивать обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.

Данная программа проекта предназначена для детей, имеющих медицинский допуск, и призвана расширить кругозор ребенка и дать ему соответствующую возрасту адекватную картину мира, подготовить его к действиям в экстремальных ситуациях, привить практические навыки оказания пострадавшим первой доврачебной помощи.

Программа проекта реализуется в течение 4 лет, в объеме 144 часа в год. Занятия проводится в очной форме, в вечернее время, в количестве четырех академических часов в неделю. Проводится и теоретические и практические занятия. Программа  предполагает участие в окружных соревнованиях "Юный спасатель", проводимых департаментом гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа,  Главным управлением МЧС Росси по Ямало-Ненецкому автономному округу, ГКУ «Ямалспас», ГБУ ЯНАО «Региональный центр патриотического воспитания», РОО «Федерация спортивного туризма ЯНАО», МБУ ДО «Центр внешкольной работы» г. Салехард.

Основной формой проведения занятий в первый год обучения является групповая. В области практики основной формой занятия являются соревнования между группами, классами, а также районные, окружные, региональные соревнования.

Все традиционные мероприятия направлены на то, чтобы ни один ребенок не выпадал из учебного процесса в течение всего учебного года.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Формы    обучения.

1.Учебно- тренировочные занятия: содержание  учебного материала  должно соответствовать обучающей  и воспитательной задаче.

2.Тематические  экскурсии могут являться разновидностью занятий, либо культурно - досуговым  мероприятием.

3. Дискуссии, ролевые игры  по тематике  программы.

4.Трудовая  деятельность педагога и обучающихся.

5.Досуговые массовые мероприятия, соревнования.

6.Выездные формы занятий: экскурсии, профильные лагеря, экспедиции, соревнования, походы.

7.Мастер- классы, показательные  выступления, учебные  семинары.

 

Формы  организации деятельности.

Занятии  проводятся  с полным составом  объединения, но по мере  роста  опыта  занимающихся  следует делать больший упор на групповые и индивидуальные  занятия.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 4 часа: (с обязательным 10 минутным перерывом  между ними  для отдыха детей  в соответствии с СанПиН).

Требования к УУД, которые должны  быть сформированы  в процессе  реализации программы:

У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование:

Регулятивных УУД:

  • формировать убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • уметь оказать первую помощь пострадавшим;
  • уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Познавательных УУД:

  • понимать роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога и самостоятельно;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, сеть Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную  на  занятиях;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативных УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • слушать и понимать речь других.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • участие в практической деятельности, проведении спортивно-тренировочных мероприятий, приобщение к поисковой и творческой деятельности;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства;
  • овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Структура учебного плана отражает различные стороны предметной деятельности. Программный материал построен по принципу   усложнения  с учетом возрастных психических и физиологических особенностей обучающихся. При этом используются различные педагогические технологии, методы, формы и приемы организации занятий.

В том числе:

социально- педагогические технологии.

1.Опора на положительные качества личности/создание «ситуации успеха»/.

2.Формирование будущих жизненных устремлений/профориентация/.

3.Включение в значимую общественно-полезную деятельность.

4.Доверительность и уважение во взаимоотношениях педагога с подростками/терпение и выдержка, сотрудничество, партнерские отношения/.

Технологии работы  направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий:

-замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения под социально- педагогический контроль;

-направление активности ребенка в общественно - одобряемое или нейтральное русло;

-привлечение служб социальной, психологической помощи /при необходимости/.

Итогом  обучения  детей по программе на каждой ступени является участие в соревнованиях, походах.

Все  коллективные творческие дела проводятся по методике организации коллективных творческих дел  с  созданием благоприятной психологической и  комфортной обстановки для детей и взрослых.

Формы и виды контроля

 Итоги результатов  реализации образовательной программы  подводятся  педагогическим советом  по представленному педагогом анализу результатов.

Мониторинг качества образования осуществляется ежегодно и разделяется на несколько этапов:

1.Начальный – проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий, собеседований, просмотров, прослушиваний и фиксирует исходный уровень обучающегося.

2.Текущий – проводится в течение учебного года для выявления уровня овладения обучающимися знаниями, умениями  и навыками.

3.Промежуточный – как правило, совпадает с этапами педагогического контроля, обозначенными в образовательной программе, результаты выполнения данных контрольных заданий, упражнений, нормативов и т.п. фиксируются в журнале учета работы объединения.

 4.Итоговый – проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с целью образовательной программы

Формы  подведения  итогов:

  • продуктивные:  слеты, соревнования, походы, конференции и т.д.;
  • документальные:  переводные  нормативы, зачетная  книжка, портфолио учащихся, построение  индивидуальной образовательной траектории.

Инструменты контроля:

  • Диагностическая карта  мониторинга результатов  обучения
  • Мониторинг  результатов обучения в рамках  реализации программы.
  • Мониторинг личностного  развития  обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятий дополнительного образования  "Юный спасатель"

на учебный год (36 недель - 144 часа)

Наименование разделов

Количество часов

1

Стихийные явления и бедствия, ЧС природного  и техногенного характера.

Возможные ЧС на территории области.

8

2

История борьбы с бедствиями и стихией. Мировой и отечественный опыт

8

3

Создание системы защиты населения. Российская система предупреждения и  действий ЧС

8

4

Снаряжение для обеспечения жизнедеятельности человека в условиях природной среды

8

5

Оказание помощи людям в условиях природной среды и ЧС Оказание первой помощи пострадавшим

34

6

Основы безопасного ведения спасательных работ

4

7

Поисково – спасательные работы в различных условиях. Ориентирование

34

8

Средства пожаротушения. Боевое развёртывание.

12

9

Групповое и личное туристическое снаряжение. Полоса препятствий.

8

10

Разжигание костра. Сигналы бедствия.

8

11

Специальная подготовка

12

Всего:

144

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОЕКТА

Раздел 1. Стихийные явления и бедствия, ЧС природного и техногенного характера. Возможные ЧС на территории области.

  1. Стихийные явления и бедствия
  2. Агрессивные проявления природной среды: землетрясения, смерчи, цунами, сели.
  3. Агрессивные проявления природной среды: наводнения, лавины, обвалы, оползни и камнепады.
  4. Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, аварии, катастрофы, эпидемии, технологические катастрофы.
  5. Возможные ЧС на территории ЯНАО.  Экологическая обстановка на территории ЯНАО

Раздел 2. История борьбы с бедствиями и стихией. Мировой и отечественный опыт.

  1. История борьбы с бедствиями и стихией. Мировой и отечественный опыт.
  2. История человечества борьба за выживание. Крупнейшие исторические известные природные катастрофы. Катастрофы наших дней. Защита от ЧС. История создания спасательных служб на территории России.

Раздел 3. Создание системы защиты населения. Российская система предупреждения и действий ЧС

  1. Российская система предупреждения и действий в ЧС
  2. Принципы действия РСЧС . Силы и средства РСЧС и ГО ЧС
  3. Поисково – спасательные службы
  4. Нормативно – правовые документы РСЧС

Раздел 4. Снаряжение для обеспечения жизнедеятельности человека в условиях природной среды.

  1. Снаряжение для обеспечения жизнедеятельности в условиях природной среды.
  2. Предметы первой  необходимости в условиях природной среды
  3. Групповое и личное снаряжение
  4. Специальное снаряжение
  5. Правила хранения и эксплуатации снаряжения
  6. Основные правила укладки снаряжения

Раздел 5. Оказание помощи людям в условиях природной среды и ЧС Оказание первой помощи пострадавшим

  1. Оказание помощи людям в условиях природной среды.
  2. Виды несчастных случаев и ЧС , угрожающих жизни и здоровью людей в условиях природной среды.
  3. Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях.
  4. Использование подручных средств для оказания помощи и спасения пострадавших.
  5. Использование специальных спасательных средств.
  6. Неотложные работы в ЧС природного и техногенного характера.
  7. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим ПМП
  8. Основы анатомии и физиологии человека.
  9. Основы гигиенических знаний.
  10. Средства оказания ПМП спасателя. ПМП при ранениях, кровотечениях, травматическом шоке.
  11. ПМП при  переломах, длительном сдавливании конечностей. МПМ при повреждениях глаз, уха, горла и носа.
  12. Наложение жгута на рану. Наложение повязок. Способы транспортировки. Наложение шины.
  13. Способы реанимации.
  14. ПМП при утоплении, поражении электрическим током.

Раздел 6. Основы безопасного ведения спасательных работ

  1. Основы безопасности ведения спасательных работ.
  2. Определение опасных и безопасных зон.
  3. Организация охраны общественного порядка.
  4. Установление наблюдения за возможными опасностями.
  5. Разведка и подготовка путей эвакуации пострадавшим во время транспортировки. Нормы санитарной безопасности.

Раздел 7. Поисково – спасательные работы в различных условиях. Ориентирование.

  1. Правила одевания ОЗК.
  2. Одевание ОЗК.
  3. Прохождение заражённой зоны.
  4. Подготовка прибора ДП-5Б к работе.
  5. Подготовка прибора ВП ХР к работе.
  6. Ориентирование по местным предметам.
  7. Ориентирование по компасу.
  8. Определение азимута.
  9. Ориентирование по карте.

Раздел 8. Средства пожаротушения. Боевое развёртывание.

  1. Огнетушитель порошковый.
  2. Огнетушители пенные и углекислотные.
  3. Подручные средства пожаротушения.
  4. Боевое развёртывание.

Раздел 9. Групповое и личное туристическое снаряжение. Полоса препятствий.

  1. Страховочные системы, карабины.
  2. Работа с верёвками, виды узлов, самонаведение.
  3. Переправа по параллельным перилам.
  4. Преодоление ромба.
  5. Преодоление паутины.
  6. Преодоление бабочки.
  7. Наведение траверса.
  8. Преодоление полосы препятствий.

Раздел 10. Разжигание костра. Сигналы бедствия.

  1. Укладка костров по типу использования.
  2. Разведение костра без спичек.
  3. Международные сигналы бедствия.
  4. Подача сигналов бедствия подручными средствами.

Раздел 11. Специальная подготовка.


ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ.

Знать:

  • общие сведения о техногенных, природных и социальных опасностях;
  • правила безопасности в обращении с электро-газовыми приборами;
  • правила поведения пешеходов и пассажиров различного  транспорта, основы  дорожно-транспортной безопасности;
  • опасности для жизни человека при производственных авариях;
  • специальная подготовка: базовые знания по физической, огневой, психологической подготовке;
  • образ жизни и индивидуальная безопасность;
  • защита от  последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф;
  • правовые  основы  военной  службы;
  • как действовать в группе в экстремальной ситуации;
  • санитарно- гигиенические  нормы;
  • как  обеспечить безопасность в походе
  • правила выживания в условиях  автономного  существования;
  • правила  поведения  при террористических актах;
  • психология поведения людей в экстремальных условиях;
  • спасательные работы  при  стихийных бедствиях:
  • профессии, связанные  с  МЧС;
  • учебные заведения по профессиям  МЧС;
  • классификацию и общие сведения основных  огнетушащих  средств: виды, характеристики и условия  применения;
  • разновидности узлов и страховок;
  • специальная подготовка: совершенствование  знаний по туристической, огневой, противопожарной, медицинской, психологической  подготовки.

Уметь: 

  • оказывать доврачебную медицинскую помощь пострадавшему при ожогах бытового происхождения, при кровотечении, ушибах, переломах; от удара молнии;
  •  разжигать костер в любую погоду;
  • пользоваться  огнетушителем;
  • ориентироваться  на местности;
  • пользоваться СИЗ;
  • применять приемы  самозащиты;
  • соблюдать санитарно- гигиенические  нормы;
  • комплектовать медицинскую аптечку;
  • производить транспортировку  пострадавшего;
  • выполнять спортивно- физические  упражнения;
  • взаимодействовать в условиях  похода  в группе;
  • ориентирование в походе по  местным признакам,  по компасу,  по карте;
  • устанавливать палатку.
  • выживать  в условиях  автономного  существования;
  • выполнять  спасательные работы  при  стихийных бедствиях:
  • совершенствовать  приемы  строевой подготовки;
  • добывать новые знания, разрабатывать проекты с использованием информационных  возможностей Интернет;
  • работать с приборами химзащиты;
  • изготовлять йодовую  настойку;
  • использовать  СИЗ  в районах заражения;
  • спасать пострадавшего с этажей учебного  здания;
  • вязать  страховочные узлы;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, сеть Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную  на  занятиях.

Иметь представление:

  • об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;
  • о природных явлениях региона;
  • о процессе горения, пожаре и его развитии;
  • об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
  • об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.

Модель выпускника:

-соответствующая возрасту эмоциональная стабильность;

-сформированность основных мировоззренческих установок: взглядов на жизнь, отношения между людьми, свое будущее;

-владение навыками адекватного общения с окружающими;

-сформированность устойчивого интереса к выбранным видам деятельности;

-реализация потребности к саморазвитию, самообразованию и самостоятельности.

Выпускники, успешно окончившие курс дополнительного образования «Юный  спасатель", могут поступать  в колледжи МЧС, университеты МЧС, Академию гражданской защиты МЧС Российской Федерации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алешин В. М., Серебряников Л. В. «Туристская топография»
  2. Афанасьев А. Н. «На военизированной полосе препятствий»  Воениздат  2005 г.
  3. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от ЧС.
  4. Воробьев Ю. Л. «Военизированная полоса препятствий» 2008 г.
  5. Гришин В. В. «Нужна школа подготовки к жизни» 2009 г.
  6. Иванов Е.И. «С компасом и картой» Москва,изд.ДОСААФ,1991г.
  7. Ильин А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях.                     М:Эксмо    2003г.  
  8. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).
  9. Концепция  развития образования РФ на период до 2020 года.  
  10.  Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2020 года.
  11.  Минделевич С. И. „Пора в поход“ Москва 2007г.

Москва 2005г.

  1.  Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Образование". Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол  № 2 от  21 декабря  2005 г.).
  2.  Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. –М.: Дрофа. 2000.
  3.  Палева Н.П. «Справочник медицинской сестры» М. Медицина 2010г.
  4.  Тыкул В. И. «Спортивное ориентирование» Издательство Просвещение 1990 г. для учащихся.
  5. Учебник «Гражданская оборона» М.Просвещение.2009г.
  6.  Учебники ОБЖ 5-9классы. М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов,                       А.Т.Смирнов. под редакцией Ю.Л.Воробьёва.
  7.  Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы 
  8.  Федеральный  закон  от 29.12.2012г № 273- ФЗ«Об образовании  в Российской Федерации» ;
  9.  Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  10.  Человек в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. Петров Н.Н. – Челябинск: Юж.-Урал.1996.

Интернет ресурсы:

http://www.mon.gov.ru –      cайт Министерства образования и науки РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Музей - важная составная часть учебно-воспитательной работы школы"

Проект представляет  собой описание работы школьного краеведческого музея как составной части учебно-воспитательной работы...

Авторская программа по учебно-воспитательной деятельности, в рамках долгосрочных проектов "Экологический марш"

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут сам...

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "

Цель данного проекта: формирование знаний, умений и навыков по созданию  школьно-поселковой газеты «Содружество»  с помощью современных образовательных и информационных  технологий, поз...

Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "

Цель данного проекта- формирование знаний, умений и навыков по созданию  школьно-поселковой газеты «Содружество»  с помощью современных образовательных и информационных  технологий, поз...

Учебно-воспитательный проект «Поиск»

Цель проекта –воспитание у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать чувство национального самосознания. ос...

Проект 7 класс. Профессия спасатель

Профессия спасатель. Проектная работа...