Мастер класс: " Игровая народная кукла "Хороводница"
учебно-методическое пособие
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Игровая народная кукла «Хороводница»
Воеводина Надия Мухарьямовна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района
Цель: Познакомиться с игровыми народными куколками и изготовить куклу Хороводницу.
Задачи:
- Познакомиться с видами народных игровых куколок, их смысловым значением и народными традициями применения кукол в жизни.
- Развивать художественный вкус при выборе цветового решения.
- Воспитывать любовь к народной культуре, дому, почитание и уважение народных традиций.
- Приобщать к русским народным традициям через знакомство с историей и практическое изготовление куклы.
Условия проведения МК: Мастер класс предназначен для детей от 6 лет и взрослых, увлечённых народной куклой и их историей.
Материалы и инструменты:
Лоскут белой ткани 10 х 20см, два цветных круга диаметром 19 и 21 см, деревянная палочка, клей «Момент», кусочек ваты для головы, нитки х/б белые и красные, кусочек тесьмы для очелья, красный треугольник платочек 23х15х15 см.
Ход мастер – класса.
Древние славяне хороводы водили на каждом празднике и на каждых посиделках. В них могли принимать участие все желающие, кроме самих маленьких детей, которые ещё не были подготовлены к соблюдению ритма, направлению движений и просто ещё не подросли для этого. И что бы ребёнок быстрее осваивался в народных танцах, ему делали тряпичную игровую куклу Хороводницу.
Кукла Хороводница – одна из немногих чисто игровых тряпичных кукол, на которых не возлагали обережных обязанностей. Это была обычная игрушка на палочке, которая при вращении весело крутилась. Делали обычно каждому ребёнку сразу две куклы - по одной в каждую руку. Играя с хороводницами, нужно было крутить их в разные стороны одновременно - что являлось хорошей тренировкой для пальцев. Это нужно было для того, что бы повзрослев, девочка могла уверенно браться за прядение, а освоение нового вида рукоделия для неё проходило быстрее.
Кукла олицетворение радости, хорошего настроения, изгонит плохую энергетику. Когда ее крутишь весь организм оживает.
Последовательность изготовления куклы.
1.Приготовить материалы.
2. На палочку намотать нитки с клеем, что бы ватка впоследствии не скользила.
3. Намотать на палочку вату по часовой стрелке, формируя голову.
4.Взять нижнюю юбочку и расположить головку по центру. Поправить и завязать красную нитку тремя узелками вокруг головки.
5.Следующую юбочку также обвязать вокруг головки. Расправить складочки - получился сарафанчик у нашей куколки.
6.Взять кусочек белой ткани, посередине расположить головку и обвязать белой ниткой три узелка вокруг головки. Получилась рубашка.
7.Чтобы сформировать рукав, нужно подогнуть край ткани на конце, сложить пополам и края ткани с двух сторон сложить вовнутрь рукава. Обвязать красной ниткой.
8.На головку наденем очелье из тесьмы и повяжем платочек, завязав его кончики в узелок сзади.
Кукла готова к весёлому хороводу, сделаем ей пару. Теперь подружкам куклам будет весело танцевать вместе.
Литература.
1.. Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд. «Культура и традиции», Москва, 2008.
2.Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова,
А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Игровой метод обучения на уроках технологии в 5 - 7 классах"
В данной методической разработке показан опыт работы по применению на уроках технологии (технический труд) игровой педтехнологии (организационно-деятельные игры). Учитель технологии работает в общеобр...
Мастер-класс "Русская народная одежда" 5 класс
Мастер-класс по программе Б.Неменского "Русская праздничная одежда"...
мастер-класс "Изготовление народной куклы"
Мастер-класс разработан как для взрослых, так и для детей. Этой разработкой могут пользоваться педагоги дополнительного образования, учителя технологии, учителя начальных классов, воспитатели и вожаты...
Мастер класс «Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе»
Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий, по...
Мастер - класс «Игровые методы обучения на уроке в специальном коррекционном классе 8-го вида».
В данном мастер- классе я даю психологическое обоснование роли игры в жизни ребёнка, рассказываю о дидактических играх на уроке. привожу примеры уроков с использдидактических игр и игровых приём...
Тема мастер - класса: «Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах»
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно м...
Мастер - класс "Игровой метод обучения на уроках истории" 5 класс
Мастер - класс...