ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волейбол»
рабочая программа

Оринчук Алла Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» разработана на основе программы Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: учебное пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1sektsiya_voleybol_fgos.docx611.92 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Богородского муниципального района Нижегородской области

МБОУ «Комаровская школа»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол №1 от 30.08.2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

МБОУ «Комаровская школа»

 №    от 01.09.2019

                                                                                

                                                                       

                                                         

                                                                           

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 

«Волейбол»

 (срок реализации - 1год, возраст детей 12-17 лет)

                                                                                         

                                                                                           Автор-составитель:  

Оринчук В.А., преподаватель ОБЖ,

                                                                                                                                                первой  категории

 

п. Кудьма

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» разработана на основе программы Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: учебное пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2012 год. – 77 с.

Новизна и актуальность программы обусловлены потребностью современного общества в формировании у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни, способности активно включаться в разнообразные формы спортивно - оздоровительной деятельности, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализаци. Сегодня большая часть детей заменяют двигательную активность усилением активности в компьютерных играх. Привлечь детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом можно через организацию занятий по доступным и увлекательным спортивным играм, в том числе по волейболу.

Педагогическая целесообразность основана на характеристике подросткового возраста как важнейшего этапа в гармоничном физическом развитии обучающихся. Обучение игре в волейбол является хорошей основой для физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и достижения всестороннего физического развития занимающихся, овладения элементами игры волейбол и выполнения на этой основе контрольных нормативов по физической подготовке; приобретения инструкторских навыков и умений самостоятельно заниматься физической культурой.

Отличительные особенности программы

Волейбол – спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера и результатом его действий является командный результат. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока.

К особенностям программы относятся:

1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;

2. Достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий;

3. Уделение внимания психологической подготовке занимающихся: устранению страха перед сложными упражнениями, укреплению веры в свои силы, воспитанию смелости, ознакомлению с мерами безопасности.

Адресат: обучающиеся в возрасте с 12 лет (6-11 классы). В секцию принимаются все желающие обучающиеся данного возраста, допущенные по состоянию здоровья врачом.

Цель программы - содействие гармоничному физическому развитию детей и подростков, обучение знаниям, умениям и навыкам игры в волейбол.

Содержание программы направлено на реализацию следующих  задач:

образовательные:

- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развивать основные физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту), необходимые для совершенствования игровых умений и навыков, обучение и совершенствование основ техники и тактики игры в волейбол;

- обучать правильному выполнению физических упражнений.

оздоровительные:

- способствовать укреплению здоровья;

- содействовать гармоничному физическому развитию;

- развивать двигательные способностей детей;

- создавать надежную базу физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.п.

воспитательные:

- прививать любовь к спорту, навыки здорового образа жизни;

- воспитывать чувство ответственности за командный результат;

- воспитывать нравственные и волевые качества: волю, смелость, активность, целеустремленность.

Объем и срок освоения программы: общее количество учебных часов - 35, временная продолжительность - 1 год.

Формы обучения: занятия проводятся в групповой форме 1 раза в неделю по 1 часу.

Планируемые результаты

Результаты освоения программы представлены личностными, метапредметными и предметными результатами.

 Результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол».

Личностные результаты, формируемые в ходе изучения программы, отражают:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе занятий;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение правил безопасного поведения во время занятий и соревнований.

        Метапредметные результаты  характеризуют сформированность универсальных  компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе занятий;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и тренировочных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

        Предметные результаты  характеризуют опыт учащихся в теоретической и практической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программного материала. Предметные результаты отражают:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний об истории игры в волейбол, правилах игры, организации и проведении соревнований по волейболу;
  • освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий по волейболу с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий по волейболу с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
  • овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями игры волейбол, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

В результате освоения программы обучающиеся должны знать: 

- теоретические и методические основы системы физического воспитания;

- анатомо-физиологические особенности развития своего организма и влияние различных упражнений на его развитие;

- технику отдельных элементов и тактику игры в волейбол;

- правила соревнований по волейболу, методику организации и проведения соревнований различного уровня;

- методы врачебного контроля в процессе тренировочных занятий и соревнований по волейболу.

В результате освоения программы обучающиеся должны уметь:

- выполнять элементы игры в волейбол;

- выполнять командные тактические действия в защите и нападении;

- организовывать и проводить соревнования по волейболу.

В результате освоения программы обучающиеся должны владеть: 

- техникой элементов нападения и защиты игры в волейбол;

- индивидуальными, групповыми и командными тактических действий защиты и нападения во время игры;

- навыками судейства.

Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол»

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе:

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел I. Основы знаний

- правила техники безопасности на занятиях;

- правила проведения соревнований;

- методика организации самостоятельной тренировки;

- самоконтроль за состоянием здоровья и физическим состоянием.

2

2

Раздел II. Общая физическая подготовка

- развитие общей выносливости;

- развитие координационных способностей;

- развитие скоростной выносливости;

- развитие силовых способностей;

- развитие гибкости.

8

8

Раздел III. Подача мяча.

- нижняя прямая и боковая;

- верхняя прямая и боковая.

5

5

Раздел IV. Прием и передача мяча сверху.

- стойка волейболиста при приеме сверху;

- передача двумя руками сверху стоя и в прыжке;

- передача двумя руками сверху за голову;

- передача одной рукой сверху.

6

6

Раздел V. Прием и передача мяча снизу.

- стойка волейболиста при приеме снизу;

- передача двумя руками снизу стоя и в падении;

- передача двумя руками снизу в заданную зону;

- передача одной рукой снизу.

8

8

Раздел VI. Технико-тактические действия в защите и нападении.

- техника нападающего удара;

- техника блокирования;

- командные действия при приеме подачи и нападающего удара;

- разучивание тактических схем нападения из различных зон.

6

1

5

Раздел VII. Контрольные испытания и  соревнования

- на первенство школы;

-поселковые, районные соревнования;

- товарищеские игры.

В процессе тренировочных занятий и согласно календаря соревнований

Итого:

35

3

32

Содержание учебного плана

Раздел I. Основы знаний (2 часа)

Краткие исторические сведения о возникновении игры. История и пути развития современного волейбола. Год рождения волейбола. Основатель игры в волейбол. Родина волейбола. Первые шаги волейбола. Первые шаги волейбола у нас в стране. Развитие волейбола среди школьников. Описание игры в волейбол. История и пути развития современного волейбола.

Предупреждение травм при занятиях волейболом. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Профилактика травм, оказание первой медицинской помощи. Восстановительные процессы и их активизация. Врачебный контроль и самоконтроль.

Правила игры в волейбол. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Основы судейской терминологии и жеста. Виды соревнований. Понятие о методике судейства. Соревнования по волейболу среди школьников.

Методика организации самостоятельной тренировки по волейболу. Самоконтроль за состоянием здоровья и физическим состоянием во время занятий по волейболу. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.

Раздел II. Общая физическая подготовка (8 часов)

Строевые упражнения.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.

Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг). Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа - поднимание ног с мячом. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами. Упражнения на гимнастических снарядах.

Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов, индивидуальные, в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы).

Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями - бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки.

Акробатические упражнения. Кувырки вперед, назад, стойка на лопатках. Соскоки в глубину со снарядов (высота снаряда 50-60 см). Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в строну из положения лежа и упора стоя на коленях. Перекаты вперед, назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры рук. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180 градусов из седа ноги врозь с захватом ноги. Из положения, стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми прямыми ногами о стену (для мальчиков с 13 лет и старше).

Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением 30-40 м Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 минут (мальчики) и до 2 минут (девочки). Равномерный бег или кросс до 2000 м. Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения.

Упражнения в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание. Из упора лежа сгибание и разгибание рук.

Спортивные игры. Баскетбол и ручной мяч. Ловля, передача, ведение мяча, основные способы бросков в корзину и по воротам. Индивидуальные тактические действия в защите и нападении и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) - сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег 15 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной и т.д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой 1-3 кг, в зависимости от возраста и пола), с поясом-отягощением или в куртке с весом.

Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки. По сигналу - выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360 градусов - прыжок вверх, падение и перекат, имитация подачи в стоике, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, но занимающиеся перемещаются по одному, по двое, по трое от лицевой линии к сетке. То же, но подается несколько сигналов. На каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.

Упражнения для развития силы мышц и скоростно-силовых качеств.

Упражнения для развития быстроты.

Упражнения для развития выносливости.

Упражнения для развития ловкости.

Упражнения для развития гибкости (подвижности в суставах).

Упражнения для развития прыгучести.

Упражнения с отягощением (мешок с песком массой до 4 кг для девушек и до 8 кг для юношей), штанга - вес штанги устанавливается в процентном отношении от массы тела занимающегося в зависимости от характера упражнения: приседание до 80%, выпрыгивание 20-40%, пояс, манжеты.

Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой - правой рукой влево, левой - вправо. Броски набивного мяча массой 1-3 кг «крюком» через сетку. Упражнения с партнером. С набивным мячом в руках у стены (1-2 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху, «крюком». То же, но бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии. Броски набивного, гандбольного мяча через сетку определенным способом на точность в зоны.

Раздел III. Подача мяча (5 часов).

Упражнения для развития качеств, необходимых при подаче мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.

Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками, вниз - вперед; то же, но движение выполняется только правой рукой с шагом правой ногой вперед (как при прямой нижней подаче).

Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение рук из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой и левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стенки. Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу - поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, но круги руками, стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч) - движение правой руки, как при верхней боковой подаче.

Стойка волейболиста. Стойка при подаче мяча.

Подача мяча. Нижняя прямая подача на точность, нижняя боковая подача на точность. Верхняя прямая подача на точность, верхняя боковая подача на точность.

Раздел IV. Прием и передача мяча сверху (6 часов).

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча сверху. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными предметами.

Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица. Движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча в волейболе.

Многократные «волейбольные» передачи сверху набивного, гандбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая, расстояние от нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера или прибора для метания мяча).

Перемещения и стойки: стойка волейболиста (исходные положения) в сочетании с перемещениями; ходьба скрестным шагом вправо, влево, бег спиной вперед; перемещения приставными шагами спиной вперед: двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; прыжки; сочетание способов перемещений.

Передача мяча: сверху двумя руками; передача на точность, с перемещением в парах; встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, в непосредственной близости об нее. Прием мяча сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6,1,5 и первая передача в зоны 3,2. Прием мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим нападением и перекатом на бедро и спину.

Раздел V. Прием и передача мяча снизу (8 часов).

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча сверху. Разгибание рук в локтевых суставах, и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными предметами.

Многократные «волейбольные» передачи снизу волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая, расстояние от нее. Многократные передачи волейбольного мяча на точность (с набрасывания партнера или прибора для метания мяча).

Перемещения и стойки: стойка волейболиста (исходные положения) в сочетании с перемещениями. Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом вправо, спиной вперед. Перемещения приставными шагами, спиной вперед. Скачок назад, вправо, влево. Остановка прыжком. Падения и перекаты после падений. Сочетание способов перемещений с остановками и стойками. Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами игры в защите.

Прием мяча: снизу двумя руками (отбивание мяча снизу двумя руками в парах, с различными заданиями; многократное подбивание мяча снизу над собой); прием снизу - с подачи. Нижняя передача на точность, прием мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6,1,5 и первая передача в зоны 4,3,2.

Раздел VI. Технико-тактические действия в защите и нападении (6 часов)

Техника нападения. Действия без мяча.

Упражнения с волейбольным мячом (выполняются многократно подряд). Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.

Нападающие удары: по ходу сильнейшей рукой с разбега (1,2,3 шага) по мячу, подвешенному на амортизаторах; установленному в держателе; через сетку по мячу, наброшенному партнером; нападающий удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны 3. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач.

Техника защиты. Действия без мяча.

Блокирование: одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,2, стоя на подставке; одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2.

Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор места: для выполнения второй передачи в зонах 3,2; для нападающего удара (прямого сильнейшей рукой в зонах 4 и 2); для выполнения второй передачи в зоне 2; стоя спиной по направлению; для выполнения подачи (верхней прямой).

Групповые действия: взаимодействия игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй передаче). Взаимодействия игроков передней линии. При первой подаче: игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 4. При второй подаче: игрока зоны 3 с игроком зоны 2 и 4, игрока зоны 2 с игроком зоны 3. Игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3 (в условиях чередования подач в зоны). Взаимодействия игроков при второй передаче зон 6,1 и 5 с игроком зоны 2 (при приеме от передач и подач).

Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии. Прием нижних подач и первая передача в зону 3, вторая передача в зоны 4 и 2, стоя лицом в сторону передачи. Прием нижних подач и первая передача в зону 2, вторая передача в зону 3. Прием мяча от подач и первая передача в зону 3, вторая - игроку, к которому передающий стоит спиной.

Тактика защиты.

Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку. При блокировании (выход в зону удара) При страховке партнера, принимающего мяч с подачи, передачи. При приеме нижних подач; при страховке партнера, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При приеме нижней и верхней подач. Определение времени для отталкивания при блокировании, своевременность выноса рук над сеткой.

При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу, с нападением).

Групповые действия. Взаимодействия игроков внутри линии при приеме мяча от нижней подачи и передачи. Игроков задней линии: игрока зоны 1 с игроком зоны 6; игрока зоны 5 с игроком зоны 6: игрока зоны 6 с игроком зон 5 и 1. Игроков передней линии: игроки зоны 3 с игроком зон 4 и 2. Игроков зон 5,1 и 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (при обманных действиях). Взаимодействия игроков при приеме от подачи передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроками зон 1,5,3; игрока зоны 5 с игроками зон 6 и 4. Взаимодействия игроков внутри линии и между ними при приеме от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов.

Групповые действия: Расположение игроков при приеме мяча от противника, "углом вперед". Расположение игроков при приеме мяча от противника "углом вперед" с применением групповых действий. Расположение игроков при приеме подачи (нижней и верхней прямой), когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут, и находится в зоне 4, после приема игрок зоны 4 идет на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остается в зоне 4 и играет в нападении. Система игры: расположение игроков при приеме мяча от противника "углом вперед" с применением групповых действий.

Раздел VII. Контрольные испытания и соревнования (в процессе тренировочных занятий и согласно календаря соревнований).

Принять участие в соревнованиях на первенство школы, поселка, района. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований.

Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники волейбола. Соревнования по волейболу. Выполнение контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки.

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

сентябрь

3

14.00-14.45

Основы знаний. Техника безопасности на занятиях по волейболу, правила организации и проведения соревнований

1

Теоретическое

занятие

Спортзал

Ведение дневника самоконтроля

Раздел II. Общая физическая подготовка – 8 часов

сентябрь

10

14.00-14.45

Силовая подготовка (упражнения с массой собственного тела и партнером)

1

Тренировочное занятие

Спортзал

Сдача контрольных нормативов по ОФП

сентябрь

17

14.00-14.45

Развитие ловкости и точности движений

1

Тренировочное занятие

Спортзал

сентябрь

24

14.00-14.45

Развитие прыгучести и скоростно-силовая подготовка

1

Тренировочное занятие

Спортзал

октябрь

1

14.00-14.45

Силовая подготовка (упражнения с отягощениями)

1

Тренировочное занятие

Спортзал

октябрь

8

14.00-14.45

Развитие общей и специальной координационной выносливости

1

Тренировочное занятие

Спортзал

октябрь

15

14.00-14.45

Развитие ловкости, быстроты и точности движений

1

Тренировочное занятие

Спортзал

октябрь

22

14.00-14.45

Развитие прыгучести и скоростно-силовая подготовка

1

Тренировочное занятие

Спортзал

октябрь

29

14.00-14.45

Силовая подготовка (упражнения с массой собственного тела и партнером)

1

Тренировочное занятие

Спортзал

Раздел III. Подача мяча – 5 часов

ноябрь

12

14.00-14.45

Выполнение нижней прямой и боковой подачи

1

Тренировочное занятие

Спортзал

Оценка техники и точность выполнения подачи мяча

ноябрь

19

14.00-14.45

Верхняя прямая и боковая  подача

1

Тренировочное занятие

Спортзал

ноябрь

26

14.00-14.45

Нижняя прямая и боковая подача на точность (в заданную зону)

1

Тренировочное занятие

Спортзал

декабрь

3

14.00-14.45

Выполнение верхней прямой подачи на точность (в заданную зону)

1

Тренировочное занятие

Спортзал

декабрь

10

14.00-14.45

Выполнение верхней прямой подачи в прыжке (силовая подача)

1

Тренировочное занятие

Спортзал

декабрь

17

14.00-14.45

Основы знаний. Методика организации самостоятельной тренировки по волейболу. Формы самоконтроля за состоянием здоровья.

1

Теоретическое

занятие

Спортзал

Ведение дневника самоконтроля

Раздел IV. Прием и передача мяча сверху – 6 часов

декабрь

24

14.00-14.45

Стойка волейболиста при приеме мяча сверху

1

Тренировочное занятие

Спортзал

Оценка техники приема и передачи и точность выполнения передачи мяча двумя руками сверху

январь

14

14.00-14.45

Передача мяча двумя руками сверху на месте и в движении

1

Тренировочное занятие

Спортзал

январь

21

14.00-14.45

Передача мяча двумя руками сверху в прыжке

1

Тренировочное занятие

Спортзал

январь

28

14.00-14.45

Выполнение передачи мяча двумя руками сверху за голову

1

Тренировочное занятие

Спортзал

февраль

4

14.00-14.45

Передача мяча двумя руками сверху в падении на бок и на спину

1

Тренировочное занятие

Спортзал

февраль

11

14.00-14.45

Передача мяча одной рукой сверху

1

Тренировочное занятие

Спортзал

Раздел V. Прием и передача мяча снизу – 8 часов

февраль

18

14.00-14.45

Стойка волейболиста при приеме мяча снизу

1

Тренировочное занятие

Спортзал

Оценка техники приема и передачи и точность выполнения передачи мяча двумя руками снизу

февраль

25

14.00-14.45

Передача мяча двумя руками снизу на месте и в движении

1

Тренировочное занятие

Спортзал

март

4

14.00-14.45

Передача мяча двумя руками снизу в падении

1

Тренировочное занятие

Спортзал

март

11

14.00-14.45

Передача мяча двумя руками снизу в заданную зону

1

Тренировочное занятие

Спортзал

март

18

14.00-14.45

Прием и передача мяча двумя руками снизу при выполнении силовой подачи или нападающего удара

1

Тренировочное занятие

Спортзал

март

25

14.00-14.45

Передача мяча одной рукой снизу

1

Тренировочное занятие

Спортзал

апрель

8

14.00-14.45

Передача мяча двумя руками снизу на месте и в движении

1

Тренировочное занятие

Спортзал

апрель

15

Передача мяча двумя руками снизу в заданную зону

1

Тренировочное занятие

Спортзал

Раздел VI. Технико-тактические действия в защите и нападении – 6 часов

апрель

22

14.00-14.45

Тактика командных действий при различных схемах игры в волейбол

1

Теоретическое

занятие

Спортзал

Результативность участия в школьных и районных соревнованиях по волейболу

апрель

29

14.00-14.45

Техника выполнения нападающего удара и блокирования

1

Тренировочное занятие

Спортзал

май

6

14.00-14.45

Техника выполнения нападающего удара и блокирования

1

Тренировочное занятие

Спортзал

май

13

14.00-14.45

Командные действия при приеме подачи и нападающего удара

1

Тренировочное занятие

Спортзал

май

20

14.00-14.45

Техника командных действий при нападении из различных зон

1

Тренировочное занятие

Спортзал

май

27

14.00-14.45

Закрепление технико-тактических действий в игровых ситуациях

1

Тренировочное занятие

Спортзал

Оценочные материалы

Нормативы общей физической подготовки

Таблица 1

Оценка общей физической подготовленности учащихся 11-15 лет (по В.И.Ляху)

Безымянный 2

Таблица 1.Продолжение.

Таблица 1. ПродолжениеБезымянный 3

Таблица 2

Оценка общей физической подготовленности учащихся 16-17 лет (по В.И.Ляху)

Безымянный 3

Методика тестирования общей физической подготовленности

Тест 1. Бег 30 м с высокого старта. В беге принимают участие не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» принимают положение старта и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяют с точностью до 0,1 с.

Тест 2. Челночный бег 3х10 м. В забеге могут принимать участие два или три человека. Перед началом забега отмечаются две линии старта и финиша, на которых устанавливаются конусы.. По команде «На старт!» участники выходят к линии старта. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и готовятся к выполнению старта. По команде «Марш!» бегут к линии финиша, оббегают конус, не останавливаясь, возвращаются назад, оббегают конус на линии старта, и далее бегут и пересекают линию финиша. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в момент пересечения линии финиша. Время фиксируется с точностью до 0,1 с.

Тест 3. Прыжки в длину с места. На площадке проводят линию, перпендикулярно ей закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, затем, отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперед, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет.

Тест 4. Шестиминутный бег. Бег можно выполнять как в спортивном зале (по разминочной дорожке), так и на стадионе (по кругу). В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчетом кругов и определением длины дистанции. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10-20 м. По истечении 6 минут бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Тест 5. Наклон вперед из положения сидя на полу. На полу мелом наносится линия А, а от ее середины – перпендикулярная линия, которую размечают через 1 см. Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А. Расстояние между пятками – 20-30 см, ступни вертикально. Партнер (или двое) фиксируют колени тестируемого. Выполняется три разминочных наклона и затем четвертый, зачетный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

Тест 6. Подтягивание. Мальчики выполняют из виса хватом сверху на высокой перекладине, девочки – из виса лежа на подвесной перекладине (до 80 см). По команде «Упражнение начинай!» производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При сгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идет в зачет. Девочки подтягиваются, не отрывая ноги от пола.

Нормативы специальной физической подготовленности

№ п/п

Контрольное упражнение (тест)

Возраст (лет)

Уровень физической подготовленности

юноши

девушки

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

1

Передача мяча над собой сверху в круге (Ø3 м), кол-во правильных передач до потери мяча или выхода из круга.

11-14

8

6

4

8

6

4

15-17

10

8

5

10

8

5

2

Передача мяча над собой снизу в круге (Ø3 м), кол-во правильных передач до потери мяча или выхода из круга.

11-14

8

6

4

8

6

4

15-17

10

8

5

10

8

5

3

Передачи мяча двумя руками сверху в парах, кол-во передач

11-14

15

12

10

15

12

10

15-17

20

16

12

20

16

12

4

Передачи мяча двумя руками снизу в парах, кол-во передач

11-14

12

10

8

12

10

8

15-17

15

12

10

15

12

10

5

Подача мяча, кол-во подач из 6 попыток

11-14

4

3

2

3

2

1

15-17

5

4

3

4

3

2

Методическое обеспечение программы

Основные формы занятий.

В процессе занятий по общей физической подготовке используются средства, которые используются на уроках физической культуры и знакомы обучающимся. Целесообразно выделять на общую физическую подготовку отдельные занятия.

Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением учащихся технике и тактике волейбола. Кроме средств волейбола, составной ее частью являются специальные упражнения (подготовительные), играющие важную роль на начальном этапе обучения.

Обучение тактическим действиям начинается с первых занятий. По мере овладения техникой волейбола юные волейболисты изучают тактические действия, связанные с ней.

Методы организации занятий.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Содержание занятий построено таким образом, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общей и специальной физической подготовке проводятся в режиме тренировочных занятий по 1 часу в неделю.

  Теоретическая подготовка проходит в процессе тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям по волейболу и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач  применяются  разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

В ходе тренировочных занятий широко используются различные практические методы: методы расчлененного и целостного выполнения упражнений, метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, и метод круговой тренировки.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в спортивном зале. Для проведения занятий в секции волейбола необходимо следующее оборудование и инвентарь:

№ п/п

Оборудование и инвентарь

Количество

Сетка волейбольная

1 шт.

Стойки волейбольные

1 пара

Мяч волейбольный

10 шт.

Скамейка гимнастическая

6 шт.

Стенка гимнастическая

8 шт.

Обруч

10 шт.

Гимнастические мат

6 шт.

Фитнес коврик

10 шт.

Скакалка

16 шт.

Мяч набивной 1 кг

5 шт.

Мяч набивной 2 кг

5 шт.

Мяч набивной 3 кг

5 шт.

Экспандер лыжника

10 шт.

Конусы

20 шт.

Свисток судейский

2 шт.

Насос с иглой

1 шт.

Жилетки игровые

2 комплекта

Компьютер

1

Видео проектор

1

Список литературы

  1. Железняк, Ю. Д. Теория и методика спортивных игр: учебник - М.: Академия, 2014.- 464 с.
  2. Колодницкий, Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: учебное пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2012. - 77 с.
  3. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б. Х. Ланда. – М.: Сов. спорт, 2008. – 208 с.
  4. Лях, В. И. Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / В. И. Лях. - М. : Просвещение, 2014. - 208 с.
  5. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2008.
  6. Лях, В. И. Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич – 4-е изд. –  М.: Просвещение, 2009.
  7. Матвеев, А. П. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012 год.
  8. Матвеев, А. П. Физическая культура. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Российская академия наук, Российская академия образования – 2-е изд. -  М.: Просвещение, 2011.
  9. Матвеев, А. П. Физическая культура. 6-7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Российская академия наук, Российская академия образования – 2-е изд. -  М.: Просвещение, 2009.
  10. Правила игры волейбол (редакция 2015 года).
  11. Рыцарев, В. В. Волейбол: теория и практика: учебник - М.: Спорт, 2016. – 456 с.
  12. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: учебник для вузов. /  Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов. – 6-е изд. – М.: Академия, 2010. – 520 с.
  13. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства:  учебник для вузов. /  Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
  14. Теория и методика физической культуры : учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., испр. - М. : Советский спорт, 2012 – 464 с.
  15. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 11-е изд. пер. – М.: Изд.центр «Академия», 2013. – 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"

Особенности программы:1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;2. Дости...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»

Волейбол – один из самых массовых видов спорта, культивируемых в нашей стране. Программа учитывает развитие современного волейбола, составлена с учетом новых тенденций в волейболе, как все более...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»

Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа направлена на многолетнее воспитание, оздоровление, привитие интереса к занятиям спортом и подготовку резервов юных волейболист...

Детский волейбол Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

Актуальность программы. Программа  «Детский волейбол» – это мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта для младших классов.Игра в «Детский волейбол...

Мониторинг освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»

Ежегодно администрацией МАУ ДО «Хоринская СОШ» проводится мониторинг качества реализации дополнительное общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол»....