Дополнительная общеобразовательная программа социально-бытовой направленности "Клуб юная рукодельница"
рабочая программа
Вопросы формирования компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в обществе, можно решать не только на уроках, но и путем вовлечения детей в разные формы внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
от «___» __________ 20___ г. №______
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
КЛУБ «ЮНАЯ РУКОДЕЛЬНИЦА»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 3 ГОДА
Составитель: Т.К. Глушак,
учитель трудового обучения,
высшая квалификационная категория
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности: учеба, познания, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, профессионально-трудовой выбор. С этих позиций обучение детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения основными компетенциями.
Вопросы формирования компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в обществе, можно эффективно решать не только на уроках профессионально-трудового обучения, но и путем вовлечения детей в разные формы внеурочной деятельности. Чаще всего это кружки, студии, клубы.
Клубная форма работы позволяет развивать и укреплять взаимоотношения между детьми разного возраста. Этому способствует доброжелательная обстановка и условие свободного посещения. Выбор тем для обсуждения осуществляется с учетом общих интересов и уровня развития участников.
Главная идея клуба «Юная рукодельница» заключается в создании условий, при которых воспитанницы школы, активные родители и учителя могут взаимодействовать во внеурочное время.
Функции клубного объединения:
- организация досуга, общения школьниц по интересам;
-предоставление возможности воспитанницам поля деятельности для самовыражения, самоутверждения, удовлетворения своих потребностей в творческой деятельности;
- создание доброжелательной эмоциональной атмосферы.
Дополнительная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ «Юная рукодельница» разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов. Сборник 1. Под редакцией И.М. Бгажноковой. Москва. Просвещение. 2010 г. и авторских образовательных программ дополнительного образования детей. Выпуск 2. Составители: Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова, Т.М. Кузнецова. – М.:Центр «Школьная книга», 2007.
Программа имеет социально-бытовую направленность. В данном направлении предоставляются наиболее благоприятные возможности для развития способностей, склонностей, интересов детей.
Основанием для написания рабочей учебной программы служат следующие документы:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);
- приказ Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;
-приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13 августа 2015 № 1087;
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 августа 2019 г. №10-Исх-7786 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в 2019-2020 учебном году»;
- приказ от 29.08.2019 № 285 «Об организованном начале 2019-2020 учебного года».
Актуальность программы
Программа направлена на решение вопросов профориентации и социально-бытовой адаптации, на успешное достижение образовательных целей, включающих в себя учебный, воспитательный и развивающий аспекты. Эффективность решения задач интеграции во многом зависит от качества созданных условий и благоприятной развивающей среды.
Дополнительная образовательная программа клуба «Юная рукодельница» имеет цель: развития основных компетенций на основе включения школьниц в разнообразные виды деятельности по созданию лично или общественно значимых продуктов труда, получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности в быту.
Задачи программы
Обучающие:
- овладение специальными умениями, необходимыми для ведения домашнего хозяйства, поддержания здорового образа жизни;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной, практической деятельности;
- расширение знаний учащихся в технологии обработки различных поделочных материалов;
- отработка умений и навыков обработки ткани, ниток, бумаги, работы с технологическим оборудованием мастерской;
- привитие художественно-эстетических вкуса, изучение основ декоративно - прикладного творчества.
Воспитательные:
- развитие познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей;
- воспитание ответственного отношения, инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности, культуры поведения в быту, обществе;
- оказание профориентационной поддержки учащимся в плане профессионального самоопределения в соответствии со своими способностями и с учетом требований рынка труда.
Коррекционные:
- коррекция внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- коррекция мелкой моторики пальцев рук, глазомера;
- развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству;
- развитие творческих способностей, формирование духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Перечисленные задачи реализуются комплексно, в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и проводимой воспитательной работой.
Деятельность, организованная во внеурочное время, позволяет организовать продуктивное взаимодействие взрослого и ребенка, основанное на принципах творческого сотрудничества. Для успешности взаимодействия в работе клуба программа предусматривает применение педагогических технологий характеризующиеся следующим образом:
- по ориентации на личностные структуры;
- по характеру содержания;
- по организационным формам – групповая и индивидуальная;
- по подходу к ребенку (педагогика сотрудничества).
Рабочая программа предполагает организацию занятий по следующим основным принципам:
- организация занятий строится с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ, взаимоотношения носят личностно-ориентированный характер;
- содержание занятий подбирается с учетом потребностей воспитанниц, и носят практический характер;
- дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме при общей дидактической цели;
- каждое занятие направлено на решение воспитательных задач, реализацию основных психологических потребностей;
- ведущие формы и методы организации занятий: практическая деятельность, проблемно-деловые ситуации, коллективно-творческие дела;
- в содержании каждого занятия включается материал по формированию навыков личной безопасности и профориентации.
Данная программа является частью комплексной системы работы школы и неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся и личности в целом. Содержание занятий определяется в соответствии с общими тематическими блоками с учетом интеграции всех видов педагогической деятельности.
Обучение на занятиях строится на принципе индивидуального и дифференцированного подхода. Работы подбираются исходя из интересов, возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программа рассчитана на 34 учебных занятий в год.
Направления реализации программы
1. «Здоровье и красота»
Темы, рассматриваемые в данном разделе, направлены на поддержание у воспитанниц здорового образа жизни. Даны полезные советы по уходу за собой, включены темы по созданию имиджа.
Цель: развитие у воспитанниц позитивного, ценностного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
- формирование представления о зависимости красоты от здоровья;
- ознакомление с правилами и приемами ухода за своим телом;
- воспитание желания заботиться о своем здоровье, стремиться вести здоровый образ жизни.
2. «Советы хозяюшке»
Данный раздел посвящен вопросам ведения домашнего хозяйства. На занятиях рассматриваются вопросы подготовки воспитанниц к самостоятельной жизни.
Цель: формирование теоретических знаний и практических умений ведения домашнего хозяйства.
Задачи:
- расширение знаний учащихся о правилах приготовления здоровой и полезной пищи;
-формирование навыков создания комфортно - бытовых условий с использованием элементов домашнего дизайна.
- совершенствование навыков ухода за одеждой и обувью.
3. «Золотые ручки»
В разделе рассматриваются вопросы воспитания у учащихся художественно - эстетического вкуса в традициях народного творчества, на примере украшения швейных изделий и элементов интерьера.
В данном направлении предоставляются наиболее благоприятные возможности для развития способностей, склонностей, интересов детей. Занятия способствуют стимулированию учащихся к творчеству, развивают чувство прекрасного, облагораживают личность.
Цель: Формирование творческих способностей, обучающихся в процессе овладения практическими приемами различных видов рукоделия.
Задачи:
- познакомить воспитанниц с азами украшения интерьера своими руками;
-углубить и расширить знания в технологии обработки различных поделочных материалов;
-продолжить отработку умений и навыков обработки ткани, ниток, бумаги, работы с технологическим оборудованием мастерской;
-привитие художественно-эстетических взглядов, вкуса при выполнении работ, изучение народного декоративно - прикладного творчества.
Программа построена с учетом основных педагогических технологий:
- личностно-ориентированного обучения;
- деятельностного подхода;
- уровневой дифференциации;
- информационно-коммуникативной деятельности;
- здоровьесберегающих и игровых технологий.
Методы повышения мотивации, применяемые в ходе реализации программы:
- использование наглядных пособий, раздаточного материала;
- создание ситуации успеха;
- занимательные задания, упражнения;
- проведение экскурсий;
- участие в тематических выставках декоративно-прикладного творчества.
Участники клуба: ученицы 5-9 классов, возраст от 12 до 16 лет.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на три года.
Условия реализации программы:
- чёткое представление целей и постановка задач;
- конкретное планирование деятельности;
- методическое обеспечение: наличие плана работы клуба, подбор методических материалов, разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов;
- педагогические условия: организация различных видов деятельности, добровольность включения обучающихся в деятельность, создание ситуации успеха, систематическое информирование о работе клуба;
- материально-техническое обеспечение.
Предполагаемые результаты:
- овладение специальными знаниями, умениями поддержания здорового образа жизни, организации самостоятельной деятельности в быту и успешной социальной адаптации;
- развитие творческой активности, каждого участника клуба;
- расширение профессионального кругозора и представления о рынке труда в городе;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве школы.
Система представлений результатов воспитанников:
- участие в школьных мероприятиях;
- итоговые выставки творческих работ;
- участие в творческих конкурсах.
Структура программы работы клуба
Рабочая программа имеет постоянную и переменную составляющие. Постоянная – это блоки программы, переменная – изменения, вносимые по запросу участников клуба.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Формы организации занятий:
- теоретические занятия (беседы, викторины, лекции и др.);
- практические (практикумы, игры, экскурсии, КТД и др.);
- экскурсии.
Учебно-методические средства обучения
Наглядный учебный материал: демонстрационные, тематические стенды, плакаты по рукоделию, схемы, рисунки для вышивки, образцы готовых работ.
Дидактический материал: коррекционные игры и упражнения, разноуровневые карточки-задания, технологические карты, тестовые задания, шаблоны.
Учебные пособия: тематические папки, учебно-методические комплексы.
Для реализации данной программы используются следующие учебные пособия:
1.Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. Пособие для учителей. / И.П. Арефьев М.: – Школьная пресса, 2010 (ГУП Чехов. полигр. комб.). – 47 с.
2. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н., Кузнецова Т.М. Авторские образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. / Г.П. Буданова Г.П., Л..Н. Буйлова, Т.М. Кузнецова. – М.: Центр «Школьная книга», 2007.
3. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. / О.Н. Леонова - С.-П.: Литеро, 2005. – 63с.
4. Молотобарева О.С. Изготовление сувениров. Пособие для педагогов. – 2-е изд., дораб. / О.С. Молотобарева – М.:Просвещение, 1990. – с. 176.:ил.
5. Резько И.В. Шелковые ленты. Лучшие идеи для вышивок. Подушки, скатерти./ И.В. Резько – Минск: Харвест, 2010. – 64с. ил.
Учебно - тематический план
Разделы программы | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | Количество занятий за три года |
Здоровье и красота | 1 | 9 | 27 |
Советы хозяюшке | 1 | 9 | 27 |
Золотые ручки | 1-2 | 16 | 48 |
Итого: | 3-4 | 34 | 102 |
Программные требования к ЗУН обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- правила личной гигиены;
- правила оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях;
- правила ведение домашнего хозяйства;
- основные правила ухода за одеждой, обувью;
- виды декоративно-прикладного творчества;
- правила техники безопасности и организации рабочего места;
- технологию выполнения вышивки гладью, крестом, лентами;
- правила ухода и хранения вышитых изделий.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно ухаживать за кожей лица, тела;
- ухаживать за одеждой и обувью, выполнять мелкий ремонт;
- выполнять несложные работы по ведению домашнего хозяйства;
- соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии;
- выполнить вышивку несложного рисунка разными приемами: гладью, крестом, лентами качественно в соответствии с требованиями.
Содержание работы клуба «Юная рукодельница»
на 2019-2020 учебный год
№ п/п | Время проведения | Направления работы | Содержание и формы работы | Результат |
1 | 1 четверть | Здоровье и красота | Профилактика простудных заболеваний. Беседа с элементами ИКТ, просмотр видеофильма, практическая работа | Информированность учащихся о правилах закаливания организма |
Советы хозяюшке | Организация правильного питания. Беседа с элементами ИКТ, составление меню на неделю, на каждый день, оформление рекомендаций по правильному питанию | Информированность учащихся о значении здорового питания, правилах приема пищи | ||
Золотые ручки
| Виды декоративно-прикладного творчества. Изготовление поздравительной открытки для учителя | Информированность учащихся, приобретение практических умений и навыков | ||
2 | 2 четверть | Здоровье и красота | Профилактика нарушения осанки. Беседы, просмотр информационных роликов, выполнение упражнений | Формирование системы представлений о себе и своем здоровье |
Советы хозяюшке | Интерьер жилого помещения. Подготовка дома к новому году. Составление эскиза интерьера детской комнаты. Беседа, практикум | Информированность учащихся, эскиз детской комнаты | ||
Золотые ручки | Изготовление сувениров ко Дню Матери. Изготовление новогодней открытки | Приобретение практических умений и навыков в изготовлении праздничных сувениров |
№ п/п | Время проведения | Направления работы | Содержание и формы работы | Результат |
3 | 3 четверть | Здоровье и красота | Профилактика заболеваний органов зрения. Беседа с элементами ИКТ, разучивание и выполнение упражнений для глаз | Информированность учащихся о приемах сохранения зрения |
Советы хозяюшке | Правила этикета. Сервирование праздничного стола. Рецепты праздничных блюд | Информированность обучающихся, практические рекомендации, рецепты и эскизы оформления праздничных блюд | ||
Золотые ручки
| Изготовление поздравительных открыток в технике «Изонить» | Приобретение практических умений и навыков в изготовлении праздничных открыток в технике «Изонить» | ||
4 | 4 четверть | Здоровье и красота | Внутренний мир человека и система представлений о себе. Беседа с элементами ИКТ, просмотр информационных роликов | Информированность учащихся, создание внешнего образа, памятка с практическими рекомендациями |
Советы хозяюшке | Правила уборки жилого помещения. Беседа, практикум, разработка рекомендаций | Приобретение знаний по уборке жилого помещения | ||
Золотые ручки | Изготовление панно из бросового материала | Приобретение практических умений и навыков |
Содержание работы клуба «Юная рукодельница»
на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Время проведения | Направления работы | Содержание и формы работы | Результат |
1 | 1 четверть | Здоровье и красота | Мода, стиль, внешняя красота и ее правила. Беседа с элементами ИКТ, разработка мини-проекта | Информированность учащихся, создание внешнего образа, памятка с практическими рекомендациями
|
Советы хозяюшке | Вторая жизнь старым вещам. Мелкий ремонт одежды. Беседа, практическая работа | Подборка средств по уходу за одеждой и обувью | ||
Золотые ручки
| Изготовление поздравительной открытки | Приобретение практических умений и навыков | ||
2 | 2 четверть | Здоровье и красота | Секреты красоты. Правила ухода за собой. Беседа с элементами ИКТ, просмотр видеоролика, практическая работа | Информированность учащихся, создание внешнего образа, памятка с практическими рекомендациями |
Советы хозяюшке | Бюджет семьи. Планирование расходов в семье. Беседа - практикум с элементами ИКТ | Информированность обучающихся | ||
Золотые ручки | Изготовление сувениров ко Дню Матери. Изготовление новогодней игрушки | Приобретение практических умений и навыков |
№ п/п | Время проведения | Направления работы | Содержание и формы работы | Результат |
3 | 3 четверть | Здоровье и красота | Профилактика вредных привычек. Беседы с элементами ИКТ, просмотр видеофильма, видеоролика по теме: «Влияние вредных привычек на здоровье человека» | Формирование системы представлений о себе |
Советы хозяюшке | Беседа: «Как подготовить свой дом к появлению домашнего животного?» | Информированность, составление памятки | ||
Золотые ручки
| Вышивка бисером. Изготовление панно «Полевые цветы» | Приобретение практических умений и навыков | ||
4 | 4 четверть | Здоровье и красота | Всемирный день здоровья. Проведение серии игр «Счастливый случай» | Информированность учащихся, проверка знаний |
Советы хозяюшке | Беседа с элементами ИКТ, просмотр видеофильма по теме: «Три главных секрета чистоты» | Приобретение знаний по уборке жилого помещения | ||
Золотые ручки | Вышивка бисером. Изготовление панно «Полевые цветы» | Приобретение практических умений и навыков |
Содержание работы клуба «Юная рукодельница»
на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Время проведения | Направления работы | Содержание и формы работы | Результат |
3 | 3 четверть | Здоровье и красота | Нравственное здоровье. Культура поведения и речи. Просмотр видеоролика, беседа | Формирование системы представлений о себе |
Советы хозяюшке | Городские предприятия бытового обслуживания. Экскурсия в дом быта «Стиль» | Профориентация обучающихся | ||
Золотые ручки
| Вышивка гладью. Изготовление панно «Букет цветов» | Приобретение практических умений и навыков | ||
4 | 4 четверть | Здоровье и красота | Правила безопасности в летний период времени. Беседа, просмотр видеороликов | Информированность обучающихся |
Советы хозяюшке | Мелкий ремонт в доме. Беседа с элементами ИКТ, практикум | Информированность учащихся, приобретение практических умений и навыков | ||
Золотые ручки | Вышивка гладью. Изготовление панно «Букет цветов» | Приобретение практических умений и навыков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая) «Отряд ЮИД «Юные пешеходы»
Программа кружка предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 10 -14 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед" адресована детям младшего и среднего школьного возраста 9-12 лет. Прог...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "ЮНЫЙ КОНДИТЕР"
Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегда хранятся в строгой тайне. К...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Станция юный техник"
В программе рассматриваются вопросы приобщения обучающихся с ОВЗ к основам технических знаний и конструкторских приемов на примере изготовления копий моделей колесной техники из древесины и поделочных...
Авторская дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Юные гиды» (английский язык)
Программа внеурочной деятельности краеведческой направленности на английском языке....
Дополнительная общеобразовательная программа на летний период «Юные художники» по художественно-эстетическому развитию
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 15.05.2024г. № 3 РАССМОТРЕНО...
Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности «Юный биолог»
Направленность Рабочая программа биологического кружка «Юный биолог»разработана на основе рабочей программы по предмету «биология» для средней школы программа рассчитана...
- Мне нравится (1)