Дополнительная общеобразовательная программа социально-бытовой направленности "Клуб юная рукодельница"
рабочая программа

Глушак Тамара Константиновна

        Вопросы формирования компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в обществе, можно решать не только на уроках, но и путем вовлечения детей в разные формы внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» __________ 20___ г. №______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

КЛУБ «ЮНАЯ РУКОДЕЛЬНИЦА»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 3 ГОДА

Составитель: Т.К. Глушак,

учитель трудового обучения,

высшая квалификационная категория

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности: учеба, познания, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, профессионально-трудовой выбор. С этих позиций обучение детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения основными компетенциями.

Вопросы формирования компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в обществе, можно эффективно решать не только на уроках профессионально-трудового обучения, но и путем вовлечения детей в разные формы внеурочной деятельности.  Чаще всего это кружки, студии, клубы.

Клубная форма работы позволяет развивать и укреплять взаимоотношения между детьми разного возраста. Этому способствует доброжелательная обстановка и условие свободного посещения. Выбор тем для обсуждения осуществляется с учетом общих интересов и уровня развития участников.

Главная идея клуба «Юная рукодельница» заключается в создании условий, при которых воспитанницы школы, активные родители и учителя могут взаимодействовать во внеурочное время.

Функции клубного объединения:

 - организация досуга, общения школьниц по интересам;

 -предоставление возможности воспитанницам поля деятельности для самовыражения, самоутверждения, удовлетворения своих потребностей в творческой деятельности;

 - создание доброжелательной эмоциональной атмосферы.

Дополнительная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ «Юная рукодельница» разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов. Сборник 1. Под редакцией И.М. Бгажноковой. Москва. Просвещение. 2010 г. и авторских образовательных программ дополнительного образования детей. Выпуск 2. Составители: Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова, Т.М. Кузнецова. – М.:Центр «Школьная книга», 2007.

Программа имеет социально-бытовую направленность. В данном направлении предоставляются наиболее благоприятные возможности для развития способностей, склонностей, интересов детей.

Основанием для написания рабочей учебной программы служат следующие документы:

        - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);

- приказ Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;

-приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13 августа 2015 № 1087;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 августа 2019 г. №10-Исх-7786 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в 2019-2020 учебном году»;

- приказ от 29.08.2019 № 285 «Об организованном начале 2019-2020 учебного года».

Актуальность программы 

Программа направлена на решение вопросов профориентации и социально-бытовой адаптации, на успешное достижение образовательных целей, включающих в себя учебный, воспитательный и развивающий аспекты. Эффективность решения задач интеграции во многом зависит от качества созданных условий и благоприятной развивающей среды.

Дополнительная образовательная программа клуба «Юная рукодельница» имеет цель: развития основных компетенций на основе включения школьниц в разнообразные виды деятельности по созданию лично или общественно значимых продуктов труда, получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности в быту.

Задачи программы

Обучающие:

  • овладение специальными умениями, необходимыми для ведения домашнего хозяйства, поддержания здорового образа жизни;
  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной, практической деятельности;
  • расширение знаний учащихся в технологии обработки различных поделочных материалов;
  • отработка умений и навыков обработки ткани, ниток, бумаги, работы с технологическим оборудованием мастерской;
  • привитие художественно-эстетических вкуса, изучение основ декоративно - прикладного творчества.

            Воспитательные: 

  • развитие познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей;
  • воспитание ответственного отношения, инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности, культуры поведения в быту, обществе;
  • оказание профориентационной поддержки учащимся в плане профессионального самоопределения в соответствии со своими способностями и с учетом требований рынка труда.

            Коррекционные:

  • коррекция внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
  • коррекция мелкой моторики пальцев рук, глазомера;  
  • развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству;
  • развитие творческих способностей, формирование духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

         Перечисленные задачи реализуются комплексно, в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и проводимой воспитательной работой. 

Деятельность, организованная во внеурочное время, позволяет организовать продуктивное взаимодействие взрослого и ребенка, основанное на принципах творческого сотрудничества. Для успешности взаимодействия в работе клуба программа предусматривает применение педагогических технологий характеризующиеся следующим образом:

  • по ориентации на личностные структуры;
  • по характеру содержания;
  • по организационным формам – групповая и индивидуальная;
  • по подходу к ребенку (педагогика сотрудничества).

Рабочая программа предполагает организацию занятий по следующим основным принципам:

 - организация занятий строится с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ, взаимоотношения носят личностно-ориентированный характер;

 - содержание занятий подбирается с учетом потребностей воспитанниц, и носят практический характер;

 - дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме при общей дидактической цели;

 - каждое занятие направлено на решение воспитательных задач, реализацию основных психологических потребностей;

 - ведущие формы и методы организации занятий: практическая деятельность, проблемно-деловые ситуации, коллективно-творческие дела;

 - в содержании каждого занятия включается материал по формированию навыков личной безопасности и профориентации.

Данная программа является частью комплексной системы работы школы и неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием.

Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся и личности в целом. Содержание занятий определяется в соответствии с общими тематическими блоками с учетом интеграции всех видов педагогической деятельности.

Обучение на занятиях строится на принципе индивидуального и дифференцированного подхода. Работы подбираются исходя из интересов, возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Программа рассчитана на 34 учебных занятий в год.

Направления реализации программы

1. «Здоровье и красота»

Темы, рассматриваемые в данном разделе, направлены на поддержание у воспитанниц здорового образа жизни. Даны полезные советы по уходу за собой, включены темы по созданию имиджа.

Цель: развитие у воспитанниц позитивного, ценностного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

- формирование представления о зависимости красоты от здоровья;

- ознакомление с правилами и приемами ухода за своим телом;

- воспитание желания заботиться о своем здоровье, стремиться вести здоровый образ жизни.

2. «Советы хозяюшке»

Данный раздел посвящен вопросам ведения домашнего хозяйства. На занятиях рассматриваются вопросы подготовки воспитанниц к самостоятельной жизни.

Цель: формирование теоретических знаний и практических умений ведения домашнего хозяйства.

Задачи:

 - расширение знаний учащихся о правилах приготовления здоровой и полезной пищи;

 -формирование навыков создания комфортно - бытовых условий с использованием элементов домашнего дизайна.

 - совершенствование навыков ухода за одеждой и обувью.

3. «Золотые ручки»

В разделе рассматриваются вопросы воспитания у учащихся художественно - эстетического вкуса в традициях народного творчества, на примере украшения швейных изделий и элементов интерьера.    

В данном направлении предоставляются наиболее благоприятные возможности для развития способностей, склонностей, интересов детей. Занятия способствуют стимулированию учащихся к творчеству, развивают чувство прекрасного, облагораживают личность.

          Цель: Формирование творческих способностей, обучающихся в процессе овладения практическими приемами различных видов рукоделия.

         Задачи:

 - познакомить воспитанниц с азами украшения интерьера своими руками;

 -углубить и расширить знания в технологии обработки различных поделочных материалов;

 -продолжить отработку умений и навыков обработки ткани, ниток, бумаги, работы с технологическим оборудованием мастерской;

 -привитие художественно-эстетических взглядов, вкуса при выполнении работ, изучение народного декоративно - прикладного творчества.

Программа построена с учетом основных педагогических технологий:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • деятельностного подхода;
  • уровневой дифференциации;
  • информационно-коммуникативной деятельности;
  • здоровьесберегающих и игровых технологий.

             Методы повышения мотивации, применяемые в ходе реализации программы:

  • использование наглядных пособий, раздаточного материала;
  • создание ситуации успеха;
  • занимательные задания, упражнения;
  • проведение экскурсий;
  • участие в тематических выставках декоративно-прикладного творчества.

Участники клуба: ученицы 5-9 классов, возраст от 12 до 16 лет.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на три года.

Условия реализации программы:

  • чёткое представление целей и постановка задач;
  • конкретное планирование деятельности;
  • методическое обеспечение: наличие плана работы клуба, подбор методических материалов, разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов;
  • педагогические условия: организация различных видов деятельности, добровольность включения обучающихся в деятельность, создание ситуации успеха, систематическое информирование о работе клуба;
  • материально-техническое обеспечение.

Предполагаемые результаты:

  • овладение специальными знаниями, умениями поддержания здорового образа жизни, организации самостоятельной деятельности в быту и успешной социальной адаптации;
  • развитие творческой активности, каждого участника клуба;
  • расширение профессионального кругозора и представления о рынке труда в городе;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве школы.

Система представлений результатов воспитанников:

  • участие в школьных мероприятиях;
  • итоговые выставки творческих работ;
  • участие в творческих конкурсах.

Структура программы работы клуба

Рабочая программа имеет постоянную и переменную составляющие. Постоянная – это блоки программы, переменная – изменения, вносимые по запросу участников клуба.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Формы организации занятий:

 - теоретические занятия (беседы, викторины, лекции и др.);

 - практические (практикумы, игры, экскурсии, КТД и др.);

 - экскурсии.

Учебно-методические средства обучения

Наглядный учебный материал: демонстрационные, тематические стенды, плакаты по рукоделию, схемы, рисунки для вышивки, образцы готовых работ.

Дидактический материал: коррекционные игры и упражнения, разноуровневые карточки-задания, технологические карты, тестовые задания, шаблоны.

 Учебные пособия: тематические папки, учебно-методические комплексы.

Для реализации данной программы используются следующие учебные пособия:

1.Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. Пособие для учителей. / И.П. Арефьев М.: – Школьная пресса, 2010 (ГУП Чехов. полигр. комб.). 47 с.

2. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н., Кузнецова Т.М. Авторские образовательные программы   дополнительного образования детей. Выпуск 2. / Г.П. Буданова Г.П., Л..Н. Буйлова, Т.М. Кузнецова. – М.: Центр «Школьная книга», 2007.

3. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. / О.Н. Леонова - С.-П.: Литеро, 2005. –   63с.

4. Молотобарева О.С. Изготовление сувениров. Пособие для педагогов. – 2-е изд., дораб. / О.С. Молотобарева – М.:Просвещение, 1990. – с.  176.:ил.

5. Резько И.В. Шелковые ленты. Лучшие идеи для вышивок. Подушки, скатерти./ И.В. Резько – Минск: Харвест, 2010. – 64с. ил.

Учебно - тематический план

Разделы программы

Количество занятий в месяц

Количество занятий в

 год

Количество занятий за

три года

Здоровье и красота

1

9

27

Советы хозяюшке

1

9

27

Золотые ручки

1-2

16

48

Итого:

3-4

34

102

 Программные требования к ЗУН обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • правила личной гигиены;
  • правила оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях;
  • правила ведение домашнего хозяйства;
  • основные правила ухода за одеждой, обувью;
  • виды декоративно-прикладного творчества;
  • правила техники безопасности и организации рабочего места;
  • технологию выполнения вышивки гладью, крестом, лентами;
  • правила ухода и хранения вышитых изделий.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно ухаживать за кожей лица, тела;
  • ухаживать за одеждой и обувью, выполнять мелкий ремонт;
  • выполнять несложные работы по ведению домашнего хозяйства;
  • соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии;
  • выполнить вышивку несложного рисунка разными приемами: гладью, крестом, лентами качественно в соответствии с требованиями.

Содержание работы клуба «Юная рукодельница»

на 2019-2020 учебный год

п/п

Время

проведения

Направления работы

Содержание и формы работы

Результат

1

1 четверть

   Здоровье и красота

  Профилактика простудных заболеваний.

  Беседа с элементами ИКТ, просмотр видеофильма, практическая работа

  Информированность учащихся о правилах закаливания организма

   Советы хозяюшке

 Организация правильного питания.

 Беседа с элементами ИКТ, составление меню на неделю, на каждый день, оформление рекомендаций по правильному питанию

 Информированность учащихся о значении здорового питания, правилах приема пищи

   Золотые ручки

   

 Виды декоративно-прикладного творчества.  

Изготовление поздравительной открытки для учителя

 Информированность учащихся, приобретение практических умений и навыков

2

2 четверть

   Здоровье и красота

 Профилактика нарушения осанки.

 Беседы, просмотр информационных роликов, выполнение упражнений

  Формирование системы представлений о себе и своем здоровье

   Советы хозяюшке

  Интерьер жилого помещения. Подготовка дома к новому году. Составление эскиза интерьера детской комнаты.

 Беседа, практикум

 Информированность учащихся, эскиз детской комнаты

   Золотые ручки

  Изготовление сувениров ко Дню Матери.

Изготовление новогодней открытки

 Приобретение практических умений и навыков в изготовлении праздничных сувениров

п/п

Время

проведения

Направления работы

Содержание и формы работы

Результат

3

3 четверть

   Здоровье и красота

  Профилактика заболеваний органов зрения.

Беседа с элементами ИКТ, разучивание и выполнение упражнений для глаз

  Информированность учащихся о приемах сохранения зрения

   Советы хозяюшке

 Правила этикета. Сервирование праздничного стола.

Рецепты праздничных блюд

 Информированность обучающихся, практические рекомендации, рецепты и эскизы оформления праздничных блюд

   Золотые ручки

   

 Изготовление поздравительных открыток в технике «Изонить»

 Приобретение практических умений и навыков в изготовлении праздничных открыток в технике «Изонить»

4

4 четверть

   Здоровье и красота

  Внутренний мир человека и система представлений о себе.

  Беседа с элементами ИКТ, просмотр информационных роликов

  Информированность учащихся, создание внешнего образа, памятка с практическими рекомендациями  

   Советы хозяюшке

 Правила уборки жилого помещения.

Беседа, практикум, разработка рекомендаций

Приобретение знаний по уборке жилого помещения

   Золотые ручки

Изготовление панно из бросового материала

Приобретение практических умений и навыков

Содержание работы клуба «Юная рукодельница»

на 2020-2021 учебный год

п/п

Время

проведения

Направления работы

Содержание и формы работы

Результат

1

1 четверть

   Здоровье и красота

  Мода, стиль, внешняя красота и ее правила.

 Беседа с элементами ИКТ, разработка мини-проекта

 Информированность учащихся, создание внешнего образа, памятка с практическими рекомендациями  

 

   Советы хозяюшке

  Вторая жизнь старым вещам. Мелкий ремонт одежды.

Беседа, практическая работа

 Подборка средств по уходу за одеждой и обувью

   Золотые ручки

   

  Изготовление поздравительной открытки

 Приобретение практических умений и навыков

2

2 четверть

   Здоровье и красота

  Секреты красоты. Правила ухода за собой.

 Беседа с элементами ИКТ, просмотр видеоролика, практическая работа

 Информированность учащихся, создание внешнего образа, памятка с практическими рекомендациями  

   Советы хозяюшке

  Бюджет семьи. Планирование расходов в семье.

Беседа - практикум с элементами ИКТ

 Информированность обучающихся

   Золотые ручки

 Изготовление сувениров ко Дню Матери.

Изготовление новогодней игрушки

 Приобретение практических умений и навыков

п/п

Время

проведения

Направления работы

Содержание и формы работы

Результат

3

3 четверть

   Здоровье и красота

 Профилактика вредных привычек. Беседы с элементами ИКТ, просмотр видеофильма, видеоролика по теме: «Влияние вредных привычек на здоровье человека»

  Формирование системы представлений о себе

   Советы хозяюшке

  Беседа: «Как подготовить свой дом к появлению домашнего животного?»

 Информированность, составление памятки

   Золотые ручки

   

  Вышивка бисером.

 Изготовление панно «Полевые цветы»

  Приобретение практических умений и навыков

4

4 четверть

   Здоровье и красота

  Всемирный день здоровья.  Проведение серии игр «Счастливый случай»

  Информированность учащихся, проверка

знаний

   Советы хозяюшке

  Беседа с элементами ИКТ, просмотр видеофильма по теме: «Три главных секрета чистоты»

 Приобретение знаний по уборке жилого помещения

  Золотые ручки

  Вышивка бисером.

 Изготовление панно «Полевые цветы»

 Приобретение практических умений и навыков

Содержание работы клуба «Юная рукодельница»

на 2021-2022 учебный год

п/п

Время

проведения

Направления работы

Содержание и формы работы

Результат

1

1 четверть

   Здоровье и красота

 Внешняя красота и ее правила. Средства по уходу за кожей лица и волосами.

  Беседа с элементами ИКТ

  Информированность учащихся.

подбор косметических средств

   Советы хозяюшке

 Семейные праздники. Дизайн праздничного дома.

Беседа - практикум

 Рекомендации по организации домашних праздников

   Золотые ручки

   

Изготовление поздравительной открытки ко Дню учителя

 Приобретение практических умений и навыков

2

2 четверть

   Здоровье и красота

  Модель поведения для девочек.

Просмотр видеоролика, беседа

  Информированность учащихся.

Оформление информационного коллажа

   Советы хозяюшке

 Правила ухода за домашними животными.

Беседы с элементами ИКТ, просмотр видеофильма

  Информированность учащихся

   Золотые ручки

  Изготовление сувениров ко Дню матери.

Изготовление новогодней елочки

  Приобретение практических умений и навыков

 

п/п

Время

проведения

Направления работы

Содержание и формы работы

Результат

3

3 четверть

   Здоровье и красота

  Нравственное здоровье. Культура поведения и речи.

Просмотр видеоролика, беседа

  Формирование системы представлений о себе

   Советы хозяюшке

 Городские предприятия бытового обслуживания.

Экскурсия в дом быта «Стиль»

  Профориентация обучающихся

   Золотые ручки

   

  Вышивка гладью.

 Изготовление панно «Букет цветов»

  Приобретение практических умений и навыков

4

4 четверть

   Здоровье и красота

  Правила безопасности в летний период времени.

  Беседа, просмотр видеороликов

  Информированность обучающихся

   Советы хозяюшке

  Мелкий ремонт в доме.  

 Беседа с элементами ИКТ, практикум

  Информированность учащихся, приобретение практических умений и навыков

  Золотые ручки

  Вышивка гладью.

 Изготовление панно «Букет цветов»

Приобретение практических умений и навыков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Рукодельница"

Программа "Рукодельница" имеет художественную направленность....

Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая) «Отряд ЮИД «Юные пешеходы»

Программа кружка предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 10 -14 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности  "Юный краевед" адресована детям младшего и среднего школьного возраста 9-12 лет. Прог...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "ЮНЫЙ КОНДИТЕР"

Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегда хранятся в строгой тайне. К...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Станция юный техник"

В программе рассматриваются вопросы приобщения обучающихся с ОВЗ к основам технических знаний и конструкторских приемов на примере изготовления копий моделей колесной техники из древесины и поделочных...

Авторская дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Юные гиды» (английский язык)

Программа внеурочной деятельности краеведческой направленности на английском языке....

Дополнительная общеобразовательная программа на летний период «Юные художники» по художественно-эстетическому развитию

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 15.05.2024г. № 3 РАССМОТРЕНО...