Программа КВД "Волшебная бусинка"
рабочая программа (8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Бутчинская средняя общеобразовательная школа
Принято на педагогическом совете Протокол № от « »_____________2017 г. | Утверждаю Директор школы ___________/М.М. Астахова Приказ № от « » ___________________2017 г. |
ПРОГРАММА
КРУЖКА
«ВОЛШЕБНАЯ БУСИНКА»
(направление – духовно-нравственное)
1 год обучения
для обучающихся 14 - 15лет
Составитель:
Илларионова Оксана Алексеевна,
учитель физики и математики
с. Бутчино
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывают у школьников большой интерес. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами бисероплетения, историей бисера, осваивают способы плетения и вышивания бисером. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей.
Человек с глубокой древности имел потребность украшать себя и окружающие его предметы. Носить украшения люди начали намного раньше, чем одеваться. Стремление украшать себя, жилище, предметы быта было одним из проявлений чувства прекрасного, началом развития художественного вкуса, творческого подхода к обыденным вещам.
Сейчас, в современном мире, существует много возможностей украсить себя, но стремление к индивидуальности подвигнет участников кружка к созданию своих собственных, неповторимых изделий. Украшения из бисера необыкновенно разнообразны. Они могут придать шарм самым привычным, примелькавшимся предметам одежды, и , самое главное, они недороги и легки в исполнении.
Вооружившись простейшими инструментами и освоив нехитрые методы работы, можно создать своими руками бусы, ожерелье, колье, серьги, браслеты и многое другое. Участники кружка смогут позволить себе роскошь иметь оригинальный комплект украшений (а то и не один) к каждому наряду. Милые неповторимые мелочи, изготовленные участницами кружка, надолго сохранят тепло рук, вложенную фантазию и старание. А те дорогие чувства и любовь, которые девочки смогут вкладывать в свои изделия, послужат оберегами для близких в трудную минуту.
На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
С самого начала учебной деятельности необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
На занятиях учащиеся смогут ознакомиться со всеми известными техниками плетения, и с помощью специальных несложных схем смогут получить практические навыки плетения, освоить основы бисероплетения, научатся вышивать бисером. Здесь они получат рекомендации по подбору материалов и инструментов, соблюдению основных правил плетения, организации рабочего места.
Кружок бисероплетения поможет обучающимся развить свои творческие способности, сформировать эстетический вкус, воспитать усидчивость, целеустремленность, аккуратность. На занятиях ученики могут проявить самостоятельность, инициативу, предложить свои разработки, используя имеющиеся схемы плетения или же комбинируя различные их элементы.
Ученицы получат знания об истории создания бисера, ознакомятся с разновидностью бисера, о практическом применении бисера при декоративном оформлении одежды, аксессуаров, украшении интерьера. Также на занятиях обучающиеся ознакомятся со способами вышивания бисером, научатся применять свои умения в практике.
Полученные практические навыки позволят ученикам создавать свои собственные шедевры, помогут собственными руками сделать уникальные элегантные украшения, подарки и сувениры.
Цели программы:
- Развитие творческих возможностей учащихся.
- Формирование эстетического вкуса
- Воспитание трудолюбия, самостоятельности, эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Задачи обучения:
- Развитие творческих возможностей учащихся.
- Формирование эстетического вкуса
- Воспитание трудолюбия, самостоятельности, эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
- Ознакомление с историей возникновения бисера, способами использования бисера в быту, видами бисера
- Воспитание усидчивости, целеустремленности, аккуратности, творческой инициативы
- Освоение основ бисероплетения: плетение крестом, мозаика, сетчатое плетение, наплетение на цепочку, объемное плетение, ажурное, параллельное, кирпичное и др.
- Обучение правил пользования готовыми схемами плетения и создание на их основе своих схем
- Получение навыков и умений низания, вышивки бисером
- Ознакомление с основами цветоведения, правилами создания композиции
- Правильное использование цветовой гаммы.
- Использование бисера при декоративном оформлении одежды, интерьера, создании аксессуаров
- Ознакомление с материалами и инструментами, необходимыми при работе с бисером
- Научить изготавливать сувениры, брелки из бисера и проволоки
- Научить плести браслеты, колье, подвески, создавать комплекты и сувениры из бисера
- Научить вышивать по бисерной сетке различными способами
- Применение полученных навыков бисероплетения на практике
- Выполнение коллажа, картин из бисера
- Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях и других внеклассных мероприятиях
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной программы – 14 - 15 лет
Срок реализации - 1 год
Программа курса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).
Формы реализации программы: кружковые занятия.
Используемые методы работы:
- Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
- Фронтальная и индивидуальная беседа.
- Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
- Решение ситуационных задач, направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
- Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Принципы:
- единство обучения и воспитания
- сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников
- общедоступность
- преемственность
- свобода выбора
Методы:
- практический
- наглядный
- практические занятия
- работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий
- рассказ, беседа, дискуссия
Содержание программы предусматривает полное усвоение и овладение необходимыми навыками бисероплетения на высоком качественном уровне с учетом возраста детей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу обучения обучающиеся должны:
ЗНАТЬ:
- различные виды материалов, инструментов;
- специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные приемы низания ( “бисер”, “бусина”, “рубка”, “стеклярус”, “проволока”, “иголка”, “нитки”, “фиксирование” и др.);
- основные приемы низания: “параллельное плетение”, “бугорки”, “крестик”, “зигзаг”;
- основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера);основы композиции (“ритм”, “симметрия”);
- некоторые сведения из истории развития бисероплетения;
- правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях;
УМЕТЬ:
- подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения;
- самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку);
- применять технику низания на проволоку: “параллельное плетение”, “объёмное плетение” и др.;
- применять технику низания на иглу с ниткой: “бугорки”, “зигзаг”, “крестик” и др.;
- подготовить рабочее место
ДОЛЖНО БЫТЬ ВОСПИТАНО:
- аккуратность, терпение;
- умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно;
- желание делать подарки близким людям;
- эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей;
- желание понимать правила и технику плетения.
Система отслеживания результатов усвоения материала:
- наблюдение за обучающимися
- тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций
- организация и участие в выставках
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | ТЕМА | Кол-во часов |
1. | Вводные занятия | 3 |
ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ | ||
2. | Основные техники. Цветы из бисера. | 4 |
3. | Объёмные фигурки. | 2 |
4. | Сувениры-брелки | 4 |
5. | Плетение деревьев. | 5 |
6. | Фигурки животных. | 2 |
7. | Цветы. | 10 |
8. | Сувениры | 3 |
9. | Итоговое занятия | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (3 ч.)
История развития бисероплетения. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. История создания бисера. Виды бисера. Выбор, качество. Практические советы. Основы цветоведения. Основы композиций.
ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ
2. ПЛОСКИЕ ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ (4 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное плетение. Техника выполнения туловища, лапок, усиков, хвостика.
Практическая работа. Выполнение плоских фигурок на основе изученных приёмов:
Крокодильчик, бабочка, божья коровка, гусеница.
3. ОБЪЁМНЫЕ ФИГУРКИ (2 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объёмных фигурок.
Практическая работа. Выполнение объёмных фигурок. Рыбка.
4. СУВЕНИРЫ-БРЕЛКИ (4 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объёмных фигурок.
Практическая работа. Выполнение объёмных фигурок. Смешарики.
5. ПЛЕТЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ (5 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное, игольчатое плетение.
Практическая работа. Выполнение веток и цветов, ягод деревьев. Сборка изделий. Составление композиции. (Береза, Рябина)
6. ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ (2 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы плетения фигурок.
Практическая работа. Выполнение (мотылек, лягушонок).
7. ЦВЕТЫ (10 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов параллельное, петельное, игольчатое плетение.
Практическая работа. Выполнение цветов на основе изученных приёмов: мимоза, роза, ромашка.
8. СУВЕНИРЫ (3 Ч.)
Теоретические сведения. Простейшие изготовления сувениров из бисера.
Практическая работа. Выполнение сувениров на основе изученных приёмов (бабочка)
9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 Ч.)
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Список литературы
- «Бисер» Божко Л.А. Изд. «Мартин» Москва 2004 г.
- «Бисер для девочек» Божко Л.А. Изд. «Мартин» 3-е изд. Москва 2005 г.
- «Бисер для стильных девочек» Божко Л.А.Москва «Мартин» 2008г.в.
- «Бисер» Донателла Чиотти «Ниола 21 век» 2007г.
- «Вышивка бисером». А.Гринченко ЭКСМО 2006г
- «Вышитая бижутерия» Г.Пчелкина Изд.»Культура и традиции»2008г.
- Журналы «Лена – рукоделие» 2004-2009 года выпуска
- Журналы «Технология» 2004 – 2009 г.в
- «Украшение из бусин» Е.А.Мордак «Книжный клуб» Харьков 2006г
- «Украшения из бисера» Е.Артамонова ЭКСМО 2008г.
- «Цветочные фантазии из бисера» Д.Фиджеральд Москва «Мой мир» 2007г.
Ресурсы Интернета
Техническое обеспечение:
- Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском
- Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.
- Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.
- Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
- Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Можно использовать также специальную флористическую ленту.
- Гипс для заливки.
- Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.
- Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.
- Инструменты. Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты
- кусачки для отрезания проволоки;
- ножницы для бумаги и ниток;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа художественно-эстетического направления "Волшебная бусинка"
Образовательная программа по бисероплетению, ресчитана на 3 года обучения, имеет художественно-эстетическое направленность. Программа способствует развитию индивидуально творческих способностей, накоп...
Программа дополнительного образования учащихся "Бусинка"
В настоящее время актуальна проблема сохранения культурной самобытности народа, национальных традиций, незыблемых нравственных ценносте. Декоративное прикладное творчество – неотъемлемая часть культур...
Занятие в объединении «Бусинка за бусинкой» по теме: «Петельное плетение – цветок Розочка»
Тема: «Петельное плетение – цветок Розочка»Цель: Формирование умения из простых элементов плетения создать объемное плетениеЗадачи:закрепление и самостоятельное использование петельн...
Открытое занятие в объединении «Бусинка за бусинкой» по теме: «Тюльпан»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ЦДТ «Светлячок» Открытое занятие в объединении «Бусинка за б...
Рабочая программа ДО "Бусинка за бусинкой"
Рабочая программа дополнительного образования по общекультурному направлению "Бусинка за бусинкой"...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебная бусинка"
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебная бусинка" направлена на развитие интереса и художественных способностей к бисероплетению....
Образовательная программа "Волшебная бусинка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебная бусинка". Программа расчитана на 3-х летнее обучение....