Рабочая программа ДО "Бусинка за бусинкой"
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа дополнительного образования по общекультурному направлению "Бусинка за бусинкой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ДО "Бусинка за бусинкой" | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1929
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы №1929
___________ Рыбина И.И.
«____»______________2014__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Бусинка за бусинкой
Составитель:
Педагог дополнительного
образования Лихачёва М.Ю.
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 10-13 лет
программа принята
педагогическим советом
ГБОУ СОШ №1929
протокол ____________
от «___»___________ 2014__года
Москва 2014г.
Оглавление
- Пояснительная записка……………………………………………… ………..….1
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы дополнительного образования………………………………………………………………………. 3
3. Учебно-тематический план……………………………………………………… 4
4. Тематическое планирование………………………………………………………5
5. Содержание изучаемой программы………………………………………………6
6. Список литературы ……………………………………………………………… 8
Пояснительная записка
В настоящее время стала актуальной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа-Человек-Предметная среда».
Программа дополнительного образования «Бусинка за бусинкой» художественно – эстетического направления, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами плетения из бусин и бисера. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-
культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путем осваивать сложные трудоемкие и различные техники плетения из бусин и бисера, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, химии, физики. При выполнении схем плетения из бусин и бисера, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Возраст обучающихся по программе 10-12 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения – 72часов (2 часа один раз в неделю).
Цель программы:
- нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения;
- активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные - углубление и расширение знаний об истории бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно - практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- рассказ;
- беседы;
- работа с книгой;
- демонстрация;
- упражнение;
- практические работы репродуктивного и творческого характера;
- методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;
- проблемно-поисковый;
- ситуационный;
- экскурсии.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Планируемые результаты освоения учениками программы ДО
В конце изучения программы «Бусинка за бусинкой»
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности;
- основы композиции и цветоведения;
- классификацию и свойства бусин бисера;
- основные приемы плетения из бусин и бисера;
- условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера и бусин;
- правила ухода и хранения изделий из бисера и бусин.
Учащиеся должны уметь:
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- составлять композиции согласно правилам;
- классифицировать бисер по форме, цветовым характеристикам;
- правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;
- четко выполнять основные приемы плетения из бусин и бисера;
- свободно пользоваться описаниями и схемами журналов, альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами;
- составлять рабочие рисунки самостоятельно;
- изготовлять украшения, заколки для волос, браслеты, цветы, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов;
- выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
- прикреплять застежки к украшениям;
- рассчитывать плотность плетения;
- хранить изделия из бисера и бусин согласно правилам.
Учебно-тематический план занятий
№ | Разделы | Всего часов | теория | практика |
Вводное занятие: - цели и задачи курса; - необходимые материалы и инструменты; - правила хранения материалов; - основные правила техники безопасности; - краткое содержание программы. | 1 | 1 | - | |
1 | Волшебный бисер: - история бисероплетения; - виды бисера и бусин; - основы цветоведения. | 1 | 1 | |
2 | Азы плетения из бусин и бисера: - виды работ из бисера и бусин; - способы низания: а) в «крестик», или «монастырское» б) в «цветочек»; в) мозаичное - плетение из ниток на пальчиках, на станках Кумихимо, Марудай. | 8 | 2 | 6 |
3 | Плетёные украшения с использованием бисера: - бусы, браслеты, ожерелья на основе простых цепочек; - фенечки; - броши - кулоны. | 50 | 8 | 42 |
4 | Вышивка бисером: - техника вышивания: а) по свободному контуру; б) вышивка стеклярусом; в) вышивка по канве. | 10 | 2 | 8 |
5 | Итоговая выставка творческих работ. | 2 | - | 2 |
Всего часов | 72 | 13 | 59 |
Тематическое планирование часов ДО
«Бусинка за бусинкой»
5-6 классы
№ | Тема занятия |
1 | Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и программой работы на учебный год. Инструменты, приспособления и материалы для работы. Правила хранения бисера и бусин, назначение каждого инструмента, правила безопасности труда и личной гигиены при работе. История бисероплетения, плетения из ниток, низания. Основы цветоведения. Цветовой круг. Гармония цвета. Составление образцов различных цветовых сочетаний. Сравнение восприятия одних и тех же цветов при дневном и искусственном освещении. |
2 | Плетение из ниток на пальчиках. Выполнение фенечки с использованием метода плетения «Дёрганец». |
3 | Плетение из ниток на круглом станке Кумихимо. Выполнение фенечки. |
4 | Плетение из ниток на квадратном станке Марудай. Выполнение фенечки. |
5 | Изготовление браслета из бисера с использованием способа плетения «ткачество». |
6 | Изготовление декоративных цветов из атласной ленты |
7 | Изготовление декоративных цветов из атласной ленты |
8 | Знакомство с макраме. Фенечка с бусинами «Неон» |
9 | Знакомство с макраме. Фенечка «Полосатик» |
Каникулы | |
10 | Изготовление брелока из фетра «Овечка». |
11 | Сувенир из бусин «Снежинка» |
12 | Изготовление броши «Еловая веточка». |
13 | Подвеска «Ангел» |
14 | Игрушка на ёлку «Дед Мороз» |
15 | Игрушка на ёлку «Снегурочка» |
16 | Вышивка крестиком. Фенечка «Гитара» |
Каникулы | |
Каникулы | |
17 | Фенечка из мулине «Россия» |
18 | Изготовление декоративной броши из бисера «Георгиевская лента» |
19 | Браслет из фетра с цветами |
20 | Заколка из фетра с цветами |
21 | Кулон с вышивкой |
22 | Изготовление броши из бисера «Сакура». |
23 | Подвеска «Птичка» |
24 | Подвеска «Мишка» |
25 | Подвеска «Сова» |
26 | Изготовление бусин из шерсти (мокрое валяние) |
Каникулы | |
27 | Изготовление бусин из атласной ленты |
28 | Изготовление бус и кулонов из самодельных бусин |
29 | Вышивка бисером по свободному контуру |
30 | Вышивка стеклярусом «Орнамент» |
31 | Праздник |
32 | Вышивка бисером по канве «Роза» |
33 | Вышивка мулине по канве «Роза» |
34 | Изготовление кулонов с вышитыми мотивами |
Выставка творческих работ. Идеи на лето |
Содержание изучаемой программы
Вводное занятие (1ч.)
Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и программой работы на учебный год.
Инструменты, приспособления и материалы для работы. Правила хранения бисера, бусин, мулине, ириса. Назначение каждого инструмента, правила безопасности труда и личной гигиены при работе.
- Волшебный бисер (1ч.)
История бисероплетения. Виды бисера.
Основы цветоведения. Цвет. Цветовой круг. Понятие тона, насыщенности, контраста. Пространственное смешение цветов. Гармония цвета.
- Составление образцов различных цветовых сочетаний. Сравнение восприятия одних и тех же цветов при дневном и искусственном освещении.
- Азы плетения (8 ч.)
Теория (2 ч.)
Приемы наращивания и закрепления нити. Виды работ из бисера. Терминология работ. Способы низания: в «крестик», в «цветочек», мозаика, ткачество. Виды станков для ручного ткачества . Способы вплетения бусин в тканое изделие из ниток.
Практика (6 ч.)
- Плетение из ниток на пальчиках. Выполнение фенечки с использованием метода плетения «Дёрганец». Низание в «цветочек». Выполнение браслета из бисера с использованием метода плетения в «цветочек».
- Плетение из ниток на круглом станке Кумихимо. Выполнение фенечки.
- Низание браслета с использованием способа плетения «ткачество»
- Плетение из ниток на квадратном станке Марудай. Выполнение фенечки.
- Плетение из бисера. Браслет в «цветочек».
- Украшения из бисера, ниток, фетра (50 ч.)
Теория (8ч.)
Техника параллельного плетения. Приемы составления схем. Техника выполнения изделий из бисера, ниток, фетра: цветов, животных, забавных фигурок. Алгоритм изготовления украшений. Изготовление брошей, кулонов, браслетов, серёжек, подвесок, брелоков.
Практика (42 ч.)
| 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 4 2 2 2 2 |
- Вышивка бисером (10 ч.)
Теория (2 ч.)
Организация рабочего места. Необходимые инструменты и материалы. Техника вышивания бисером по свободному контуру. Техника вышивания стеклярусом. Вышивка бисером по канве. Расчет количества ткани и подготовка рисунка.
Практика (8 ч.)
- Вышивка бисером по свободному контуру.
- Вышивка стеклярусом. «Орнамент»
- Вышивка бисером по канве. «Роза»
- Вышивка мулине по канве «Роза»
Выставка творческих работ. Идеи на лето (2 ч.)
С выставкой творческих работ познакомятся все желающие учащиеся школы.
Список используемой литературы
1. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения.- М: Олмапресс,1999.- 352с.
2. Аполозова Л. Бижутерия.- М: Олмапресс,2001.-144с.
3. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М: АСТ: 1999,237 с.
4. Базулина Л.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития,1999.-222с.
5. Берлина Н.А. Игрушечки. – М: Культура и традиции,2000.-50с.
6. Бисерное рукоделие .-М:, Знание, 1999.-14Sc.
7. Виноградова Е. Большая книга бисера. - М: Олма пресс, 1999 .-432с.
8. Волшебные бусинки. Фенечки для девочек.- М: Внешсигма,1999.-33с.
9. Гадаева Ю.В. Бисероплетение: флора и фауна.- СПб: Нева,1999.S9с.
10. Крайнева И. Н. Мир бисера.- М: Изд. Дом МСП 1999.- 189с
1 1.Куликова Л.Г. Цветы из бисера. - М: АСТ,1999.-105с.
12.Насырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера.- М: АСТ,2002.-143с
13. Литвинец Э.Н. И дивный видится узор. - М: Просвещение, 1988.- 150с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа кружка бисероплетения «Волшебная бусинка»
Рабочая программа кружка бисероплетения «Волшебная бусинка» используется в работе с воспитанниками школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность программы обоснована активи...
ПРОГРАММА кружка «Волшебная бусинка»
Образовательная трехгодичная программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересам...
Программа КВД "Волшебная бусинка"
Программа КВД "Волшебная бусинка"...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
Рабочие программы группы №5 «Бусинки» МБДОУ «Детский сад №7 «Антошка»
Рабочие программы группы №5 «Бусинки» МБДОУ «Детский сад №7 «Антошка»...