Конспект занятия "Техника вязания туристических узлов"
план-конспект
Конспект занятия "Техника вязания туристических узлов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dezhin_konspekt_uzly.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в объединении «РИТМ»
Тема: Техника вязания туристических узлов
Цель: Обучить и сформировать умения и навыки завязывания узлов, предназначенных для страховки учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить основные знания, касающиеся соответствующей области техники пешеходного туризма;
- сформировать у учащихся основные знания по технике вязания узлов, положительным и отрицательным качествам узлов, об областях применения узлов.
Метапредметные:
- совершенствовать координацию движений, гибкость пальцев, быстроту, точность и правильность выполнения действий;
- развить у учащихся устойчивые навыки, необходимые в проведении походов и для участия в туристических соревнованиях.
Личностные:
- привить обучающимся устойчивый интерес к занятию туризмом и спортом.
- воспитывать коллективизм, «чувство локтя», ответственность, умение работать в группе.
Оборудование: мультимедийная установка, репшнур (вспомогательная верёвка)∅ 8 мм – 16 шт., карабин альпинистский – 20 шт., изображения изучаемых узлов (презентация), страховочная система – 10 шт., рукавицы; карточки с инструктивным материалом по технике вязания узлов, набор связанных туристических узлов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Постановка цели и задач занятия. Знакомство с эпиграфом занятия:
«…Чем больше я знаю,
Тем больше умею.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает
Тот вечно хнычет и скучает…»
Р.Сеф
2. Вступительный рассказ с элементами беседы.
Педагог: Здравствуйте ребята! На нашем сегодняшнем занятии мы будем закреплять технику вязки ранее изученных узлов, а так же разучим несколько новых… Узлы – это способы соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т.п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам. Кроме того, узлом называется само соединение веревок.
Вязать узлы – дело нетрудное. Гораздо сложнее научиться вязать узлы правильно и быстро, используя подходящий для того или иного случая узел. Одни узлы под нагрузкой затягиваются, другие – нет. Некоторые узлы могут «ползти» – медленно развязываться, а другие же затягиваются так, что развязать их не удается.
Чтобы грамотно вязать узлы, конечно, нужна практика. Тот, кому это нужно, будет тренировками закреплять свои навыки. Ведь не все узлы вяжутся просто. Есть очень удачные узлы, но трудные для запоминания. Вообще, способность вязать узлы очень индивидуальна. Кому-то несложный узел придется долго запоминать, а кто-то узел со сложным рисунком будет вязать с первого раза. К узлам предъявляются определенные требования, продиктованные практикой их применения.
Педагог: Ребята, пожалуйста, назовите, какие требования предъявляются к узлам?
Предполагаемые ответы учащихся:
Узлы должны:
- завязываться просто (легко запоминаться);
- развязываться самопроизвольно под нагрузкой или после её снятия;
- не «ползти» при переменных нагрузках;
- затягиваться «намертво» без необходимости;
- соответствовать своему назначению.
Педагог: Хорошо! Если есть сомнения в правильности вязания узла, лучше от него отказаться и использовать другой узел, хорошо вам известный.
3. Инструктаж по технике безопасности.
Педагог: Прежде, чем перейдём к изучению новых видов узлов, хочу обратить ваше внимание на правильность обращения с отрезками верёвок, с которыми нам предстоит работать. Они именуются репшнурами или в простонародье, у туристов, «репами». Итак, первое, и самое главное правило – ни в коем случае нельзя баловаться репшнуром на занятии, бросать его, резко дёргать, хлестаться, привязывать друг к другу, накидывать на шею и т.п. Работать с репшнуром при завязывании узлов необходимо аккуратно, чтобы не захлестнусь концами ни свои глаза, ни глаза соседа. Берегите глаза. Ваше здоровье, в ваших руках, в прямом и переносном смысле этого слова.
4. Повторение техники вязания изученных ранее узлов:
- Первое с чего начнем это повторение ранее выученных нами узлов: что представляет собой прямой узел? (Слайд №2)
Вопрос: Где применяется узел «Восьмерка»? (Слайд №3)
Предполагаемые ответы учащихся:
- В повседневной жизни восьмерка находит широкое применение. Прежде всего, она очень удобна для закрепления троса, когда он проходит сквозь отверстие в каком-нибудь предмете, например, в деревянной рукоятке веревочного стартера подвесного мотора.
- Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке.
- Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку.
- Она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар, мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.
- Восьмёрка (фламандская петля) - петля, применяемая в альпинизме. Петля не требует контрольного узла на конце и используется в основном для закрепления карабина на основной верёвке.
Педагог: В большинстве случаев для крепления веревки, с завязанной на ее конце восьмеркой, используется карабин и тогда узел вяжется петлей. Если карабин не используется, узел вяжут одним концом, например, для навески на себя за грудную обвязку. Это один из двух самых употребляемых узлов и овладеть техникой его вязки нужно не просто в совершенстве, а лучше всех остальных узлов.
Вопрос: Приведите примеры, где можно использовать универсальный узел «Булинь». (Слайд №4)
Предполагаемые ответы учащихся:
Универсальный узел «Булинь» применяется:
- В первую очередь — для получения незатягивающейся петли.
- Используется для создания петли на конце прямой верёвки.
- Для крепления верёвки к кольцам, проушинам, и пр.
- обвязывания вокруг опоры (дерево, столб, и пр.).
- Для связывания верёвок.
- Используется для страховки или поднятия людей.
Педагог: Как же лучше запомнить технику вязания этого узла? Ребята, давайте представим, что: неподвижная часть образует «Дерево». Сделайте петлю («Заячья нора»). Сделайте вторую петлю. Пропустите конец стропы через петлю. Заяц выпрыгивает из норы... Обходит вокруг дерева... И возвращается в норку. Затягиваем. Закрепление.
-А теперь для закрепления свяжем еще раз этот узел.
Я подготовил карточки с названиями изученных нами узлов, каждый из вас демонстрирует умение вязать один из этих узлов, время вязки одного узла 20-40 секунд. Молодцы! Покажите ваши узлы, определим типичные ошибки, исправим их.
5. Изучение новых узлов. Практические упражнения по их завязыванию.
Узел «Восьмёрка встречная». (Слайд № 5). Педагог называет узел и его применение: узел «восьмёрка встречная» применяется для связывания двух верёвок. Восьмёркой надо выложить конец одного шнура, а конец другого, повторив восьмёрку первого, вывести наружу.
Педагог красиво, медленно, поэтапно, (по разделениям) завязывает узел, расправляет его и обращает внимание учащихся на его рисунок и особенности. Затем каждый учащийся завязываетузел хотя бы один раз и показывает его педагогу.
Узел «Схватывающий. (Слайд №6) Применяется для самостраховки при движении по вертикальным и наклонным перилам, для натяжения полиспаста. Вяжется обязательно верёвка меньшего диаметра на верёвке большего диаметра. Первый этап – на коренном конце (большего диаметра) петлёй совершается второй оборот, третий этап – узел расправляется и затягивается, узел имеет хорошо запоминающийся рисунок, в распущенном состоянии свободно двигается по верёвке, а при резкой нагрузке затягиваемся и перестаёт двигаться по верёвке (если не зажать в руке).
Педагог поэтапно, (по разделениям) завязывает узел, расправляет его и обращает внимание учащихся на его рисунок и особенности. Затем каждый учащийся завязывает узел хотя бы один раз и показывает его педагогу, который обращает внимание на допущенные ошибки.
- Страховочные системы бывают разные, и связать проушины тоже можно по- разному.
6. Закрепление.
Педагог: Итак, какие узлы мы уже знаем?
- Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «встречная восьмёрка», «встречный», «грейпвайн». (Слайд № 7)
- Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый». (Слайд № 8)
- Узлы для страховки: «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник». (Слайд №9)
- Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя». (Слайд №10)
- Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».
(Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные).
Педагог: А теперь давайте проведем игру – соревнование между двумя группами. Нужно надеть на себя полную туристическую экипировку, завязать узел «Двойной булинь» на страховочной системе, завязать 2 узла - «восьмёрки» на концах «усов», пристегнуться карабинами к основной верёвке. Время засекается. Одновременно заданиевыполняют 2 команды. Затем, в обратном порядке выполняется то же самое. В команде можно оказывать помощь друг другу…
Итак, по окончанию времени с заданием справились обе команды, поэтому сегодня победила дружба!!!
7. Итоги занятия.
Педагог: Подводя итоги нашего занятия, хочу ещё раз показать правильность завязывания узлов. Отложите в сторону свои верёвки, всё внимание на меня. Теперь вы знаете, что правильно завязывать туристские узлы не такая уж лёгкая задача. А поэтому мы с вами из занятия в занятие будем повторять их, пока не научимся вязать узлы с закрытыми глазами. Ну, а домашнее задание будет следующим: тренируйтесь вязать узлы на круглых верёвках в любое свободное время. Если в течение одной минуты вы сможете завязать один узел, считайте, что свою норму вы выполнили.А эти слова надо запомнить:«Хороший узел – это узел, который легко развязать и, который сам не развязывается…» Завязав правильно и крепко узел, ты избавишь себя во время похода от многих проблем. Когда-то завязанный тобой узел сможет спасти тебе жизнь. Чтобы умело и быстро вязать узлы, нужна практика. Практикуйся так до тех пор, пока не научишься завязывать любой узел с закрытыми глазами. И только когда ты научишься делать это автоматически, тогда ты будешь готов применить свое умение в любой ситуации. На сегодня я с вами прощаюсь. Следующие занятия по расписанию. До свидания.
Список использованной литературы
- Балобанов, И.В. Узлы. – М.: АСТ, 2006.
- Демус, В.А. Большая книга узлов: Рыбацкие, охотничьи, морские, туристские, альпинистские, бытовые. – М.: Клуб семейного досуга, 2014.
- Джермен Колин. Большая книга узлов. Более 70 популярных узлов-как их вязать как использовать. – М.: Кладезь, Кладезь–букс, 2009.
4. Джерман Колин. Морские узлы в обиходе. – М.: Диля, 2011.
5. Куряшкин, А.Н. Техника вязания узлов. Теория и практика. – М., 2015.
6. Новиков, В. Узлы. Техника вязания и применение. – М., 2004.
7. Узлы. Полная энциклопедия. Более 200 способов вязания узлов. – М.:
ЭКСМО, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект занятия кружка "Вязание"
занятие 2 "Набор петельначального ряда"...
Конспект занятия "Техника вязки узлов"
Конспект занятия "Техника вязки узлов"...
конспект занятия по вязанию крючком " Девичьи посиделки. Изготовление вязаных варежек"
Театрализованное учебное занятие с применением игровых и личностно-ориентированных технологий. Данное занятие открывает блок тем по конструированию одежды.Цель урока - познакомить воспитанников со спо...
Техника вязания туристических узлов
Целью данного занятия является обучение и формирование умения и навыков завязывания узлов, предназначенных для страховки, привитие обучающимся ...
Конспект занятия Приёмы вязания крючком
Представлен конспект занятия в творческом объединение "Рукоделие". К конспекту есть приложение в виде презентации....
Конспект занятия по вязанию крючком "История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель"
Вводное занятие по программе "Вязание крючком"....
Техника вязания туристических узлов
Техника вязания туристических узлов...