конспект занятия по вязанию крючком " Девичьи посиделки. Изготовление вязаных варежек"
план-конспект занятия на тему
Театрализованное учебное занятие с применением игровых и личностно-ориентированных технологий. Данное занятие открывает блок тем по конструированию одежды.Цель урока - познакомить воспитанников со способом вязания варежек по кругу.Занятие сочетает теоретическую и практическую части. В начале занятия дети выступают с интересными фактами из истории вязания,которые были заранее подготовлены вместе с педагогом. Игровые ситуации способствуют развитию интереса и творческих способностей.Впервые дети знакомятся с понятием "мерка", "плотность вязания", учатся строить чертёж будущего изделия.В практической части занятия дети начинают вязать варежку с резинки.На следующих занятиях продожается изготовление вязаного изделия.В конспекте представлены дальнейшие этапы работы, не вошедшие в данный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 270.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
(проектные, игровые, личностно-ориентированные технологии)
Дата проведения: 1.10. 2013
Название объединения: «Быстрый крючок»
Место проведения: дет. клуб «Взлёт»
ФИО педагога: Самусь Ю.Н.
Тема занятия: Изготовление вязаных варежек
Вид занятия: театрализованное учебное занятие «Девичьи посиделки»
Кол-во детей, присутствующих на занятии: 10 чел.
Тип занятия: занятие по изучению нового материала
Основной метод: словесный, наглядный, практический.
Цели и задачи занятия: ознакомление с историей вязаных рукавиц на Руси, подготовка и начало изготовления вязаных варежек;
Научить снимать мерку с руки, строить чертёж, определять плотность вязания;
уметь работать со схемой, вязать определёнными видами петель;
Развитие художественного вкуса и познавательных способностей уч-ся;
расширить кругозор, повысить интерес к рукоделию;
развивать внимание, фантазию, творчество, мелкую моторику рук, усидчивость.
Воспитывать такие качества, как трудолюбие, терпение, аккуратность, доброжелательность, взаимопомощь.
Подготовка к занятию:
Сделать выставку вязаных изделий, подобрать игры, пословицы, кроссворд.
Подготовить рассказ об истории вязания, об истории вязаных рукавиц на Руси. Оформить зал, используя стилизованные элементы русской избы.
Материалы и оборудование: нитки акриловые и шерстяные различных цветов, крючки, ножницы, готовый вязаный образец, схемы узоров, иллюстрации моделей, плакаты, фонограмма русских народных мелодий.
Ход занятия:
1.Сегодня у нас необычный урок - сегодня у нас девичьи посиделки. Небогат на тёплые дни русский календарь. Промелькнёт весна красна. За работой да хлопотами об урожае пройдёт лето жаркое. Глядишь – и осень на пороге. В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, у людей, наконец, появляется свободное время для отдыха. Дни становятся короче, раньше приходят сумерки. И долгими осенними вечерами приходит пора девичьих посиделок. Давайте, девочки, представим, как проходили эти посиделки в старину и попробуем воссоздать эту атмосферу на нашем занятии.
Давайте я буду хозяйкой избы, где проходят посиделки, и наставницей, а вы девушками – подружками.
Девочки приносили на посиделки свою работу – кто шьёт, кто вяжет, кто пряжу прядёт. Любили петь народные песни. Мы на наших посиделках будем вязать. Приготовьте всё необходимое для работы. (Звучит русская музыка, дети достают нитки, крючки)
Ну, что ж начнём наши посиделки. Я уже сказала, что на посиделках занимались рукоделием. Вспомните, пожалуйста, дорогие рукодельницы: какие виды рукоделия вы знаете? (Ответы: вышивка (какая бывает), бисероплетение, кружево, макраме, изонить, пэчворк, декупаж, квилинг, роспись по ткани и т. д.)
Демонстрация раскладушки «Виды рукоделия»
Да, много видов рукоделия существует, и вязание – это один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.
А знаете ли вы, что вязание возникло в глубокой древности. Далее идёт историческая справка о вязании крючком. (Приложение 1)
Итак, мы видим, что, несмотря на промышленное производство одежды, интерес к ручному вязанию не угасает. Почему так происходит? (Всем женщинам хочется носить модные, эксклюзивные вещи. Трикотажные вещи ручной работы самобытны и не уступают в красоте и изяществе машинному трикотажу.
2.Сообщение цели занятия. Чем же мы сегодня будем заниматься на наших посиделках? Послушайте загадку. Отгадаете, тогда узнаете.
На десятерых братьев Чтоб не мёрзнуть, пять ребят
Двух шуб хватает. (варежки) В печке вязаной сидят.
Правильно, это варежки. Сегодня на наших посиделках мы приступим к изготовлению вязаных варежек. Скоро наступят холода, и они нам пригодятся. На нашем занятии мы с вами познакомимся с историей возникновения рукавиц на Руси, с последовательностью изготовления вязаного изделия, научимся строить схему чертёж варежек, правильно рассчитывать количество петель для изделия; подумаем, как украсить наши варежки и приступим непосредственно к вязанию варежек.
Что же нам сегодня понадобиться для работы? Нам сегодня понадобятся нитки шерстяные, полушерстяные разных цветов. Крючки №3; 3,5; 4 Ножницы. Карандаш. Линейка. Цветной картон. Клей.
Основной наш инструмент – это крючок. А что вы знаете о крючках? Какие они бывают и как их правильно подбирать? Ответы.( Приложение2)
А теперь скажите, что вы знаете о пряже, которую можно использовать для вязания. Ответы.(Приложение 3) Показ пряжи.
Инструменты и материалы для работы мы подготовили. А теперь давайте вспомним, как ими правильно пользоваться. Можно подготовить плакат.
Дети отвечают.
3.Изучение нового материала.
Варежки вяжут длинным или коротким крючком по-разному: 1. Снизу по кругу (для малышей — без пальчика). 2. Длинным крючком. 3. Из двух половинок.
Чтобы варежка хорошо прилегала к руке, ее надо вязать по чертежу. Для построения чертежа необходимы две мерки: ширина ладони у основания пальцев и ее длина от конца среднего пальца или руки до конца кисти.
Памятка (раздать каждому уч-ся)
Для изготовления левой и правой варежки необходимо: 1. Снять мерки руки. 2. Построить чертеж. 3. Связать образец для определения плотности вязки. 4. Связать резинку. 5. Связать основным узором до большого пальца. 6. Сделать отверстие для большого пальца. 7. Связать до конца мизинца. 8. Убавить петли варежки для пальцев руки. 9. Связать большой палец. 10. Вышить варежку или пришить декоративные элементы. 11. Сшить варежку (если она связана коротким крючком из двух половинок или длинным крючком).
Наши варежки могут быть выполнены столбиком без накида, а затем украшены вязаными элементами или другим узором цветным или однотонным. Узор должен быть плотным без дырочек. Вязка каким видом петель подойдёт? Столбик без накида.А какие ещё виды петель вы знаете ? Ответы. Демонстрация плаката.
4. Построение выкройки.
Берём картон того цвета, каким будет изделие. Снимаем мерки с руки. Записываем. Строим чертёж с обратной стороны картона.
5. Вот такие у нас будут варежки. Теперь давайте подберём узор для наших варежек.
Узор может быть цветным, может однотонным, можно сделать полотно из столбиков без накида, а затем украсить декоративными элементами (цветами, бабочками)
Я подобрала несколько видов узоров, многие из них мы уже вязали. Посмотрите, подумайте и выберите понравившийся вам узор.
Звучит музыка, дети работают.
Итак, что вы выбрали. Дети демонстрируют схемы. Кто хочет прокомментировать?
Хорошо, с узорами мы определились. А знаете ли вы историю появления рукавиц. Нет, ну тогда послушайте. Наши подружки-рукодельницы подготовила сообщение об этом. (Приложение 4)
6. Игровая пауза. Ну, что подружки-рукодельницы, засиделись? Давайте отдохнём и поиграем. В старину на посиделках девушки не только шили, вязали, но и пели, плясали, играли, даже гадали.
Игра «Ручеёк»
А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.
Игра «Смотай клубочек»
Как песню мы начнём спевать, надо ниточку в клубочек намотать.
Выходят три девочки. Остальные в кругу пританцовывают, играют на шумовых инструментах. Девочки сматывают нитки в клубки – кто быстрее.
7. Играть – не уставать, не ушло бы дело. Отдохнули, пора приниматься за дело.
Теперь мы должны связать образец для определения плотности вязки. Наберём 15-20 петель и провяжем 7-10 рядов выбранным узором.
Памятка
Как определить плотность вязания узора:
Посчитать количество столбиков в 1 см, количество рядов в 1 см. Рассчитать количество петель воздушной цепочки для начала изделия и вязать ее двойной ниткой. Так, если ширина изделия 30 см, а в 1 см 3 столбика, то для начала нужно связать цепочку из 90 воздушных петель (3 X 30).
Звучит музыка. Дети вяжут образец и рассчитывают нужное количество петель для начала вязания.
8.Игровая пауза.
Игра «Мастерица»
С завязанными глазами набрать как можно больше воздушных петель.
Много пословиц и поговорок сложил наш народ о труде и умении. Сейчас мы узнаем, кто же больше знает поговорок и пословиц на эту тему.
Игра «Кто больше назовёт пословиц» Делимся на 2 команды. Для 1ой команды – я говорю начало пословицы, а вы конец, для 2ой команды – я конец, а вы начало. (Приложение5)
9.Начинают с резинки.
Вяжут цепочку воздушных петель, равную расчетному числу по мерке ширины ладони у основания пальцев и плотности образца, соединяют ее в круг и вяжут по кругу 5—6 см резинкой 1×1или 2×2 Схемы.
Резинка крючком вяжется чередованием лицевых (выпуклых) и изнаночных (вогнутых) рельефных столбиков. Первый ряд вертикальной резинки вяжется как вспомогательный обычными столбиками с накидом. Во втором ряду резинки начинайте выполнять рельефные столбики, чередуя: например: 1 выпуклый столбик с накидом и 1 вогнутый столбик с накидом, это будет резинка 1х1.
Рельефные столбики резинки можно чередовать и по-другому: 1х2, 1х3, 2х2, 3х2 и пр. Первая цифра – количество выпуклых (лицевых) столбиков с накидом, а вторая – число вогнутых (изнаночных) столбиков с накидом с лицевой стороны вязания резинки.
Заложите ритм чередования рельефных столбиков и далее вяжите резинку «по рисунку», как смотрят столбики резинки. Над выпуклым столбиком с накидом нужно вязать выпуклый, а над вогнутым –вогнутый. На схеме приведены схемы вязания резинки крючком.
Не забывайте, что полотно вязаное резинкой сильно сжимается. Поэтому первый ряд резинки нужно вязать туго. Схемы вязания резинки
Дети вяжут резинку 5-6 см.
10. Подведение итогов. Проверка выполнения работы. Замечания.
Вопросы о том, что нового узнали.
Какова последовательность действий при изготовлении вязаных изделий.
Какие мерки нужны для изготовления варежек.
Как рассчитать плотность узора.
Кроссворд.
Приглашение к столу. Хорошо мы потрудились, теперь можно и отдохнуть, чайком побаловаться.
Основную часть варежки вяжут — продолжают вязание по кругу. Основную часть можно вязать узором столбики без накида или любым другим .В каждом круге последний столбик соединяют с петлями подъема полустолбиком. Связав 2 — 3 круга узором, варежку примеряют и, если необходимо, в следующем кругу убавляют или прибавляют
столбики узора.
Провязав до отверстия большого пальца, варежку складывают так, чтобы шов резинки или ряд петель подъема оказался на перегибе и определяют расположение отверстия, приложив связанную часть варежки к выкройке. В нужном месте для образования отверстия вместо столбиков узора вяжут цепочку воздушных петель длиной 3 см (сколько петель в цепочке, столько столбиков пропускают в круге) и заканчивают круг узором. В следующем круге в каждую петлю цепочки вяжут столбик узора (рис. 104). Связав узором до мизинца, делают убавление. В каждом следующем круге убавляют каждую 5-ю, 4-ю, 3-ю, 2-ю петлю, оставшиеся петли стягивают иглой в круг и конец нити закрепляют с изнаночной стороны. Затем выполняют большой палец. Образовавшееся отверстие обвязывают по кругу столбиками без накида и вяжут до средины ногтя большого пальца. Убавляют, провязывая в кругу по 2 столбика вместе. Оставшиеся 3—4 столбика стягивают иглой, конец нити закрепляют с изнаночной стороны.
Вторая варежка вяжется так же, только меняется расположение большого пальца.
10. Подведение итогов. Проверка выполнения работы. Замечания.
Вопросы о том, что нового узнали.
Какова последовательность действий при изготовлении вязаных изделий.
Какие мерки нужны для изготовления варежек.
Как рассчитать плотность узора.
Кроссворд.
Приглашение к столу. Хорошо мы потрудились, теперь можно и отдохнуть, чайком побаловаться.
Приложение 1
Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас ученые стараются доказать, что еще задолго до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. И вязали сначала без каких либо специальных приспособлений, а просто на пальцах.
Вспомним легенды Древней Греции.
Миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра – чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. Вязание было известно и в древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно облегающих платьях. Причём платья облегают фигуру так тесно, что многие искусствоведы считают их вязаными. В Египте , в одной из гробниц. Археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили учёные археологи находка эта относится к 3 тысячелетию до н.э. В 5в.вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли в основном подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима. После крестовых походов на Восток, где-то в 9 веке, вязание крючком проникло в Европу.
В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев – берету – уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к 13 веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки. В 1589 г. был изобретён первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание .Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли «гулять» по Европе, а в19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. В России вязание крючком получило распространение с конца 19 века, и заниматься им стали женщины. Крючки были самодельные, чаще всего из проволоки, заточенной с одного конца. Потом крючки появились в продаже.
различные геометрические фигуры, цветы. Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.
Приложение 2
Сведения о крючках.
Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из различных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают для защиты на хрупкое острие крючка.
Крючки для вязания тонкими нитками изготавливают из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75.
Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, изготовленные из пластмассы номера от 2,5 до 15.
Чтобы получит желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи.
Приложение 3
Общие сведения о нитках.
Хлопок – один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Лен – очень прочные, чаще всего неотбеленные нити. Применяются для вязания декоративных изделий.
Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Блестящая пряжа – вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.
Фасонная пряжа – пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей.
Фантазийная пряжа – это меланжевая пряжа, изготовленная из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры.
Приложение 4
На Руси рукавицы известны с 13 века. Исстари они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды. Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки,чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.
Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные.
У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Известен старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство. Помимо шитья свадебного наряда , невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причём все изделия должны были быть с разными орнаментами.
Значение элементов орнамента на русских варежках
Узоры на варежках столь же значительны, как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы звёзды, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги, переходившие от матери к дочери, защищали человека от злых сил, помогали в добром деле.
Орнамент в прошлом никогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определённый смысл. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.
Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посерёдке обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.
Цепочка из ромбов - "древо жизни", ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил, именно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.
Если варежка испещрена крестами, не стоит пугаться. Крест - символ огня и солнца. "Вязаное" солнце - символ света и животворения.
Самый распространённый после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента.
Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься от неё, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.
Цветовая палитра узоров русских варежек
При вязании узоров не меньшую роль , чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще (точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее: чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелёные, чёрно(сине)-жёлтые, чёрно(сине)-красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов.
Приложение 5
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Поспешишь – людей насмешишь.
Умелые руки не знают скуки.
Кончил дело – гуляй смело.
Была бы охота, будет ладиться и работа.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Дело мастера боится.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Есть терпение – будет и умение.
НЕ то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток. Изготовление куклы «Крестец»
На занятии учащиеся в игровой форме узнают о ручном способе изготовления шерстяных ниток. Знакомятся с русскими народными традициями и учатся изготавливать куклу "Крестец"...
Конспект урока по теме: «Инструменты и материалы для вязания крючком. Основные виды петель» 7 класс
Класс: 7Тема программы: «Рукоделие. Вязание крючком».Форма обучения: урок с применением игровой технологии «посиделки»....
План - конспект занятия художественно - эстетической направленности по образовательной программе "Вязание крючком"
План - конспект занятия предназначен для 2 года обучения, раздел 2 "Филейное вязание".Формирование практических приемов вязания, крючком применяя технику филейного вязания...
План - конспект занятия художественно - эстетической направленности по общеобразовательной программе "Вязание крючком"
План - конспект занятия 2 года обучения ,раздел "Филейное вязание"Формирование практических приемов вязания, крючком применяя технику филейного вязания...
Презентация " Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при вязании крючком".
Содержит материал к уроку "Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком " 6 класс....
Технологическая карта урока по технологии «Декоративно - прикладное творчество. Вязание крючком из пряжи, изготовленной из подручного материала»
Технологическая карта урока по технологии5 классРаздел программы: «Декоративно - прикладное творчество»Тема урока: «Декоративно - прикладное творчество. Вязание крючком из пряжи, изг...
План-конспект урока по технологии: "Основные виды петель при вязании крючком".
Раздел - "Вязание".Тема: "Основные виды петель при вязании крючком"....