Модульная дополнительная общеразвивающая программа "Золотой ключик"
рабочая программа
Основная цель программы - формирование основ театрального искусства, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
- Обучение детей элементарным актерским, игровым навыкам. Совершенствование творческой самостоятельности детей.
- Развитие речевого аппарата, активной артикуляции, четкой дикции, навыков правильного дыхания.
- Воспитание коммуникативных способностей, умения общаться, умения взаимодействовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoy_klyuchik.doc | 463 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Название программы | Золотой ключик |
Направленность программы | Художественная |
Вид программы | Общеразвивающая, модульная |
Автор программы | Шамрина Марина Александровна, педагог дополнительного образования |
Срок реализации программы | 1 год |
Количество часов на учебный год | 168 часов (42 учебных недели) |
Содержание модулей | Первый модуль: «Кукольный театр»-68ч/4ч.в нед. Образовательная цель первого модуля - способствовать развитию творческих возможностей обучающихся. Основные задачи:
Второй модуль: «Работа над спектаклем»-100/4ч.в нед. Образовательная цель второго модуля - обучение детей элементарным актерским навыкам; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, драматических сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга. |
Цель | Формирование основ театрального искусства и развитие свободной, творчески активной личности. |
Ожидаемые результаты освоения программы | К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями:
К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и:
К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями:
К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики и:
|
Образовательный продукт | Показ спектакля зрителю |
Возраст обучающихся | 7-13 лет |
Количество детей | 4 группы по 10-15 человек |
Пояснительная записка
Театральное искусство - одно из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности ребенка. Осуществление этой работы является важным компонентом всей системы развивающего обучения и воспитания и одним из направлений формирования художественной культуры обучающихся.
Театр - искусство синтетическое, он воздействует на ребенка целым комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ, живописно-декоративное оформление и музыка. Музыка и театр обладают огромной силой эмоционального воздействия. Театр способен вовлечь ребенка в новое пространство, в котором школьник становиться самостоятельно и активно действующей личностью.
Дети – самые лучшие актеры, поскольку они непосредственны, активны, эмоциональны. Необходимо только научить их владеть своим телом, голосом, мимикой, т.е. выразительными средствами актера. Театральная деятельность позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ. Следует отметить, что детская потребность в игре совпадет с игровой природой актерского искусства. Работая на сценической площадке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействовать с партнером, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В образовательной программе «Золотой ключик» огромное внимание уделяется игре, как средству общения, обучения и накопления жизненного опыта.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая программа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Конституция Российской Федерации; Конвенция о правах ребенка; Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г. Москва, 2015 г.); Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей). Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.
Так же курс включает в себя комплекс специальных дисциплин, таких как упражнения по мастерству, сценическая речь, сценическое движение, кукольный театр.
Большое значение в программе придается индивидуальной и групповой работе. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги.
В данной образовательной программе большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, так как содержит множество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук, силы и выносливости плечевого пояса и предплечий, предупреждение нарушения осанки, зрения. Дыхательные упражнения по методике Л.Н. Стрельниковой и самомассаж биологически активных точек предупреждают простудные заболевания.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс на занятиях осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре. А также - в сочетании разных видов творчества: сценического, декоративно-прикладного, что обеспечивает высокую результативность образовательного процесса.
Актуальность программы заключается в том, что в ней прослеживаются межпредметные связи с такими дисциплинами как: рисование, черчение (оформление декораций, задников); технология (изготовление костюмов), литература (чтение пьес, заучивание текста, выразительное чтение басен и стихов и т.д.), физическая культура (развитие пластики, ритмики, выносливости), музыка (музыкальное оформление спектакля, заучивание песен), история (история возникновения драматического театра, кукольного театра).
Оригинальность программы в том, что на занятиях объединения используются: элементы игротерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, изотерапии, здоровьесберегающей терапии, психогимнастики, психомоторики и сенсорики, арттерапии, куклотерапии.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
- принцип увлекательности;
- принцип креативности.
Педагогическая целесообразность данного курса призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Основная цель программы - формирование основ театрального искусства, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
- Обучение детей элементарным актерским, игровым навыкам. Совершенствование творческой самостоятельности детей.
- Развитие речевого аппарата, активной артикуляции, четкой дикции, навыков правильного дыхания.
- Воспитание коммуникативных способностей, умения общаться, умения взаимодействовать.
Главный методологический принцип преподавания курса основ актерского мастерства – освоение закономерностей человеческого поведения в сценических условиях. С помощью театральных дисциплин дети обучаются творческому мышлению, плодотворному трудовому сотрудничеству с разными людьми, культуре общения.
Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Программа «Золотой ключик» рассчитана на 1 год обучения. В объединении могут заниматься дети от 7 до 13 лет. Интегрирование в одной группе детей разного возраста и уровня развития позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса межвозрастного общения детей. Старшие, более опытные учащиеся привлекаются к занятиям с младшими в качестве партнеров и педагогов.
Занятия проводятся в группах по 10-15 человек, согласно расписанию 2 раза в неделю по 2 часа, в зависимости от возраста обучающихся. Программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ.
Программа состоит 2 модулей:
Первый модуль: «Кукольный театр». Образовательная цель первого модуля - способствовать развитию творческих возможностей обучающихся.
Основные задачи:
- освоение обучающимися техники управления куклой;
- формирование опыта сочетания словесных действий с физическими;
- развитие: мелкой моторики пальцев рук;
- создание условий для взаимопонимания и радости коллективного творческого труда обучающихся.
Второй модуль: «Работа над спектаклем». Образовательная цель второго модуля - обучение детей элементарным актерским навыкам; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, драматических сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.
Основные задачи:
- обучение детей четкой дикции, внятному произношению слов, активной артикуляции;
- развитие умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;
- воспитание: культуры поведения на сцене и за кулисами; коммуникативных способностей.
Формы проведения занятий: традиционное, комбинированное, занятие-практикум, занятие-игра, экскурсия, тренинг, лекция, беседа, викторина, доклад, концертное выступление, творческий проект.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, в парах, индивидуальная.
Формы подведения итогов занятия: самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование, викторина, собеседование, повторение, участие в конкурсах, творческий проект.
Уровень обученности детей отслеживается в ходе педагогического наблюдения и мониторинга при проведении занятий, репетиционной работе, концертной деятельности
Формы подведения итогов занятия: самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование, викторина, собеседование, повторение, выступление, участие в концертах, творческий проект
Механизм оценки получаемых результатов
Высокий уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно, вносит в работу элементы творчества.
Средний уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно.
Низкий уровень: обучающийся не может выполнить задание самостоятельно, выполняет задание под руководством педагога, с помощью педагога.
Планируемые результаты.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одногрупников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театром для личного развития.
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды.
Образовательные
обучающиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по литературным произведениям;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предметные
К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями:
- об истории кукольного театра;
- о видах кукольных театров и видах кукол;
- о правилах работы над развитием голосового аппарата;
- о последовательности работы с текстом;
- о правилах выполнения упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук;
- о правилах работы над развитием дикции, мелодики речи;
- о правилах подготовки опорно-двигательного аппарата к работе;
- о последовательности работы с текстом;
- о правилах изготовления театрального реквизита и декораций;
- о театральном словаре (в объеме, предусмотренном программой);
- о правилах составления этюдов и сценариев;
- о правилах выполнения пластических импровизаций.
К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и:
- управляют куклой;
- сочетают словесные действия с физическими;
- выполняют дыхательную гимнастику;
- имеют навыки выразительного чтения;
- выполняют упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
- работают над дикцией, мелодикой речи;
- выполняют упражнения на освобождение мышц;
- выполняют этюды на предлагаемые обстоятельства;
- изготавливают театральный реквизит и декорации;
- самостоятельно составляют этюды и сценарии;
- самостоятельно выполняют пластические импровизации;
- проводят анализ литературного текста.
- работают на ширме.
К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями:
- о театральной лексике;
- о теоретических основах актёрского мастерства;
- об этапах работы над спектаклем;
- о законах сценического действия;
- об истории и видах грима, пастижа;
- о теоретических основах сценической речи;
- о принципах построения литературной композиции;
- о способах подготовки опорно-двигательного аппарата к работе;
- о приемах релаксации, освобождения мышц;
- о правилах музыкально-пластическиой импровизации;
- о жесте, как важном средстве выразительности;
- о правилах работы над составлением сценария;
- о законах мизансценирования.
К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики и:
- воспроизводят свои действия в заданной ситуации;
- представляют движения в воображении и мыслят образами;
- находят верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работают над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создают точные и убедительные образы;
- самостоятельно накладывают грим согласно образа;
- выполняют упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
осуществлять сценические падения.Компетентностные
По окончанию курса обучения сформировано умение
- самоопределяться (делать выбор);
- проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности;
- быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы.
Обучающийся:
- проявляет интерес к исследовательской и творческой деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;
- способен к принятию собственных творческих решений, опираясь на свои знания и умения;
- обучающийся способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Материально-техническое обеспечение
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками объединения необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
- наличие учебного помещения (зала для проведения репетиционных занятий);
- стулья;
- маты, матрацы;
- кубы различных форм;
- зеркала, грим;
- реквизиты, костюмы;
- ширмы (стационарные, передвижные);
- магнитофон.
- куклы перчаточные, куклы-марионетки, тростевые куклы.
Учебно-тематический план
Основная цель 1 модуля: Способствовать развитию творческих возможностей обучающихся.
Основные задачи 1 модуля:
- освоение обучающимися техникой управления куклой;
- формирование опыта сочетания словесных действий с физическими;
- развитие: мелкой моторики пальцев рук;
- создание условий для взаимопонимания и радости коллективного творческого труда обучающихся.
Основная цель 2 модуля: Создание спектакля
Основные задачи 2 модуля: Обучение детей элементарным актерским, игровым навыкам.
№ п/п | Модули, этапы | Всего часов | В том числе | ||
теория | практика | ||||
Модуль I. Кукольный театр | 68 | 18 | 50 | ||
1 этап. Развитие голосового аппарата | 50 | 14 | 38 | ||
Вводное занятие. Кукольный театр - история и виды кукольных театров, виды кукол. | 2 | 1 | 1 | ||
Дыхательная гимнастика, как инструмент для развития голоса | 4 | 1 | 3 | ||
Постановка дыхания: дыхательная гимнастика | 6 | 2 | 4 | ||
Постановка дыхания: дыхательные упражнения | 6 | 2 | 4 | ||
Работа над дикцией, выразительностью речи, ясностью и чистотой произношения | 4 | 1 | 3 | ||
Артикуляционная гимнастика | 4 | 1 | 3 | ||
Тренировка речевого аппарата | 4 | 1 | 3 | ||
Активизация голоса. Развитие силы голоса | 4 | 1 | 3 | ||
Темпоритм речи. Интонация | 8 | 2 | 6 | ||
Игры на развитие речевого аппарата | 4 | 1 | 3 | ||
Технология формирования речи | 4 | 1 | 3 | ||
Театральный словарь. Этика поведения | 2 | - | 2 | ||
2 этап. Азы мастерства. | 16 | 4 | 12 | ||
Пальчиковая гимнастика. Тренировка рук. | 4 | 1 | 3 | ||
Упражнения для развития плечевого пояса | 4 | 1 | 3 | ||
Общеразвивающие и укрепляющие игры | 4 | 1 | 3 | ||
Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук | 4 | 1 | 3 | ||
Модуль II. Работа над спектаклем | 100 | 20 | 80 | ||
Этюды и миниатюры с куклами | 8 | 2 | 6 | ||
Театрализованные игры, этюды | 8 | 2 | 6 | ||
Работа с куклами за столом | 8 | 2 | 6 | ||
Работа с куклами на ширме | 8 | 2 | 6 | ||
Выбор литературного произведения | 8 | 2 | 6 | ||
Работа над текстом, ролью | 8 | - | 8 | ||
Обыгрывание литературного материала. | 8 | 2 | 6 | ||
Поиск голосовой характеристики героев. | 10 | 2 | 8 | ||
Сочетание словесного облика с физическим | 8 | 2 | 6 | ||
Репетиции по сценам | 10 | 2 | 8 | ||
Репетиции по картинам | 8 | 2 | 6 | ||
Подготовка к показу спектакля | 6 | - | 6 | ||
Показ спектакля | 2 | - | 2 | ||
ИТОГО: | 168 | 38 | 130 |
Главный результат работы и детей, и педагога - это показ спектакля зрителю.
Содержание программы
Модуль I. Кукольный театр
Этап I. Развитие голосового аппарата
Тема 1. Вводное занятие. Кукольный театр – история и виды кукольных театров. Виды кукол.
Теория: Знакомство с историей кукольного театра, видами кукольных театров, видами кукол: верховыми, напольными, механическими, мимирующими, теневыми. Материалы для изготовления кукол.
Практика: Просмотр кукол различных систем с объяснением.
Тема 2. Дыхательная гимнастика, как инструмент для развития голоса
Теория: Важность проведения дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений для чистоты, правильности и красоты голоса и его (тональных оттенков).
Практика: Выполнение комплекса дыхательных упражнений «Жук» «Комарик» и дыхательной гимнастики.
Тема 3. Постановка дыхания: дыхательная гимнастика
Теория: Дыхательная гимнастика, как способ предупреждения перенапряжения голосового аппарата и необходимое условие для оздоровления и развития голосового аппарата. Характеристика голоса: высота, сила, тембр.
Практика: Выполнение дыхательной гимнастики по ступеням.
Тема 4. Постановка дыхания: дыхательные упражнения
Теория: Дыхательные упражнения, как способ предупреждения перенапряжения голосового аппарата и необходимое условие для оздоровления и развития голосового аппарата. Характеристика голоса: высота, сила, тембр.
Практика: Выполнение комплекса дыхательных упражнений: «Хомка, Хомка, Хомячок», «Перед сном», «Поклонение солнцу», «Черепаха», «Арлекин», «Топор». «Ворона», «Отгадай звук». Выполнение дидактических упражнений
Тема 5. Работа над дикцией, выразительностью речи, ясностью и чистотой произношения
Теория: Характеристика голоса: высота, сила, тембр. Ясность и чистота произношения.
Народная сущность поговорок и скороговорок.
Практика: Работа над поговорками и скороговорками, упражнения для работы над выразительностью чтения: потешки, стихи, фон. зарядка. Навыки выразительного чтения.
Выполнение комплекса дыхательных упражнений и дыхательной гимнастики. «Топор». «Ворона», «Отгадай звук», дидактические упражнении «Проколи шину», «Топор».
Тема 6. Артикуляционная гимнастика
Теория: Правила выполнения артикуляционной гимнастики, артикуляционных упражнений.
Практика: Подготовительное упражнение: «Назойливый комар». Упражнения для губ: «Улыбка-хлопок», «Часы», «Шторки». Упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Чаша», «Коктейль», «Львенок и варенье».
Тема 7. Тренировка речевого аппарата
Теория: Изучение упражнений для устранения неповоротливости губ, скованности челюсти, вялости языка. Ясность и чистота произношения. Подбор пословиц, поговорок, скороговорок по темам.
Практика: Фонетическая зарядка. Выполнение упражнений по исправлению произношения звуков и недостатков речи. Проговаривание пословиц, поговорок в игровой форме. Проговаривание скороговорок с различной скоростью. Использование междометий. Упражнения: «Собачье дыхание и лай», «Выращивание цветка», «Игра в мяч», «Скакалка».
Тема 8. Активизация голоса. Развитие силы голоса
Теория: Совокупность норм литературного произношении. Роль речевых этюдов в становлении «свободной речи».
Практика: Речевые этюды: "Читатель - библиотекарь", "Староста класса - ученик", "Работник - работодатель", "Читающий пассажир и кондуктор" и т.д.
Тема 9. Темпоритм речи. Интонация
Теория: Мелодика слога, слова, фразы. Функции мелодики речи. Интонация, мелодика и темп речи. Выражение эмоции, оттенки модальности, иронии, подтекста.
Практика: Упражнения для работы над выразительностью чтения. Чтение потешек, стихов. Чтение текста в различной тональности.
Тема 10. Игры на развитие речевого аппарата
Теория: Понятие «артикуляционный аппарат». Основные свойства голоса. Понятие «дикция».
Практика: Подготовка артикуляционного аппарата к работе, самомассаж. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Выполнение дыхательных упражнений для оздоровления и развития голосового аппарата. Упражнения и игры на развитие речевого аппарата: «Хомка, Хомка, Хомячок», «Перед сном», «Поклонение солнцу», «Черепаха», «Арлекин», «уколы», «змея», «чаша», «коктейль», «львенок и варенье» и т.д.
Тема 11. Технология формирования речи
Теория: Строение речевого аппарата. Основные свойства голоса. Понятие «артикуляция», «дикция». Мелодика речи. Ясность и чистота произношения.
Практика: Подготовка артикуляционного аппарата к работе: настройка, разогрев. Логопедический массаж. Проговаривание гласных и согласных звуков. Упражнения по исправлению произношения звуков и недостатков речи. Упражнения для устранения неповоротливости губ, скованности челюсти, вялости языка. Упражнения для работы над выразительностью чтения: потешки, стихи, фонетическая зарядка.
Тема № 12. Театральный словарь. Этика поведения.
Теория: Расширение кругозора обучающихся. Знакомство с театральными терминами: аллегория, амфитеатр, бутафория, буффон, иллюстрация, мелодрама, лубок, мизансцена, муляж, сюжет, фольклор. Этика поведения.
Практика: Составление словаря театральных терминов. Тестирование.
II этап. Азы мастерства
Тема 13. Пальчиковая гимнастика. Тренировка рук.
Теория: Технология выполнения упражнений для развития гибкости пальцев, кистей рук.
Практика: Упражнения для развития гибкости пальцев, кистей рук. Пальчиковая гимнастика. Игры «Где живет сапожник?», «Строим дом», «Руки - пальцы»
Тема 14. Упражнения для развития плечевого пояса
Теория: Технология выполнения упражнений для развития силы и выносливости предплечий и плечевого пояса.
Практика: Упражнения для развития силы и выносливости предплечий и плечевого пояса «Веселые маляры», «Бабочка», «Черепашка». Пальчиковая гимнастика.
Тема 15. Общеразвивающие и общеукрепляющие игры
Теория: Воображение, внимание на сцене. Знакомство с упражнениями и играми, развивающими воображение, внимание, быстроту реакции, выдержку, согласованность действий, фантазию, смелость и находчивость.
Практика: Проведение игр: «Эстафета», «Что ты слышишь?», «Упражнение с предметами», «Руки-ноги», «Упражнения со стульями», «Есть или нет?», «поварята», «тень», «воробьи-вороны», «внимательные звери», «печатная машинка» и т.д.
Тема 16. Игры на развитие мелкой моторики пальцев
Теория: Общее понятие и особенности мелкой моторики детей. Влияние развитие мелкой моторики на развитие речи.
Практика: Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики пальцев: «Прижми большак», «Паучок», «Моторчик», «Перетяжечки», «Камень, ножницы, бумага», «Колечки».
Выполнение сюжетных пальчиковых упражнений: «Распускается цветок», «Грабли», «Ёлка». Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук: «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки».
Модуль II. Работа над спектаклем
Тема 17. Этюды и миниатюры с куклами
Теория: Понятия: «этюд», «импровизация», «миниатюра», «театрализованная игра» Правила игры. Общение, взаимодействие кукол.
Практика: Этюды, импровизации, миниатюры с куклами: «Сидит, сидит, зайка», «Зайчишка – трусишка», «Мороз Иванович» и т.д. Этюды на предлагаемые обстоятельства. Этюды с руками, бытовыми предметами, с игрушками: «Рукавичка», «Зайкина избушка». Упражнения - игры с куклой без ширмы и на ширме: «Воробьи - вороны», «Деревянные куклы»
Тема 18. Театрализованные игры, этюды
Теория: Правила проведения игр на развитие актерского мастерства, пластических движений, снятия психических зажимов.
Практика: Игры - упражнения с куклой без ширмы, на ширме и на плоскости. Театрализованные игры: «Угадай: что я делаю?», «Одно и то же по-разному», «Кругосветное путешествие» и т.д. Игры на превращения. Игры с воображаемыми предметами. Составление этюдов на предлагаемые обстоятельства. Этюды на предлагаемые обстоятельства.
Тема 19. Работа с куклами за столом
Теория: Правила управления куклой (основные движения руки и пальцев руки кукловода, необходимые для управления куклой).
Практика: Общение, взаимодействие, поиск походки, сочетание словесного действия с физическим действием, импровизационные этюды: «»3а окном солнышко», «Сбил, сколотил - вот колесо». Упражнения с двумя куклами. Поиск мизансцен.
Тема 20. Работа с куклами на ширме
Теория: Правила управления куклой (основные движения руки и пальцев руки кукловода, необходимые для управления куклой). 6 основных правил управления куклой на ширме. Взаимодействие кукол.
Практика: Общение, взаимодействие, поиск походки, сочетание словесного действия с физическим действием, импровизационные этюды: «»3а окном солнышко», «Сбил, сколотил - вот колесо». Упражнения с двумя куклами. Поиск мизансцен.
Тема 21. Выбор литературного произведения
Теория: Необходимые условия для обыгрывания литературного материала: присутствие диалогов, наличие конфликта, острой сюжетной ситуации, минимальное количество действующих лиц.
Практика: Читка материала. Его разбор, обсуждение. Выявление идеи, разбор по событиям. Определение главных второстепенных лиц и событий. Анализ поступков и поведения действующих лиц.
Тема 22. Работа над текстом, ролью
Теория: Поиск голосовой характеристики героев. Сочетание словесного облика с физическим
Практика: Читка материала по ролям. Разбор сценария по событиям. Поиск голосовой характеристики героев. Распределение главных и второстепенных лиц и событий. Определение физического облика героев: возрастная характеристика, особенности внешности, походки.
Тема 23. Обыгрывание литературного материала
Теория: Понятие «обыграть» или «разыграть» литературный материал. Способы передачи основного смысла, настроения, сюжетной канвы произведения в зависимости от жанра.
Практика: Определение характера движений в соответствии с заданным образом. Обыгрывание материала. Развитие артистических способностей детей, пантомимической выразительности, эмоциональной, коммуникативной сферы детей.
Психогимнастика «Кот Леопольд и мыши», регулирование мышечного напряжения и расслабления. Подвижная игра «Волк и зайцы» («Кот и мыши»)
Тема 24. Поиск голосовой характеристики героев
Теория: Понятие «Речевая характеристика» - толкование. Подбор особых для каждого действующего лицалитературного произведения слов и выражений, как средство художественного изображения персонажей.
Практика: Игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка. Творческие игры со словами.
Специальные театральные игры (на превращение; на действия с воображаемыми предметами и т. п.).
Тема 25. Сочетание словесного облика героев с физическим
Практика: Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.
Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы. Работа за ширмой.
Тема 26. Репетиции по сценам
Практика: Овладение сценическим пространством. Уточнение и закрепление мизансцен. Овладение сценическим пространством. Репетиции по сценам. Репетиции по картинам.
Тема27. Репетиции по картинам
Практика: Овладение сценическим пространством. Уточнение и закрепление мизансцен. Овладение сценическим пространством. Репетиции по сценам. Репетиции по картинам.
Тема 28. Подготовка спектакля к показу
Практика: Репетиция со всеми готовыми элементами оформления спектакля. Доработка отдельных сцен. Овладение сценическим пространством. Уточнение и закрепление мизансцен.
Тема 29. Показ спектакля зрителю
Практика: Установка декораций, проверка готовности всех компонентов. Показ спектакля зрителю.
Методическое и дидактическое обеспечение программы: реквизит, декорации, куклы.
Форма занятия: спектакль
Форма подведения итогов: анализ выступления, собеседование.
Методическое и дидактическое обеспечение программы: декорации, реквизиты, фонограмма, куклы, тексты, иллюстрации. Методические пособия: «Актерская грамота» А.И. Ершова, М, 1994г., «Технология актерского мастерства» П.М. Ершов, М. 1992г., «Начнем с игры» В.п. Шильгави, М.1990г., «Играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокина, м.2000г., «Искусство играющих кукол» Н.И. Смирнова. М.1983г., «Костюм для сцены» Джексон Шейла. М. 1998г., «Режиссер в музыкальном театре». Г.П. Ансимов М. 1990г.; «искусство оформления театра» В.И. Березкин. М. 1998г.
Форма занятия: лекция, традиционное занятие, комбинированное занятие, мини - спектакль
Форма подведения итогов: просмотр с обсуждением, собеседование, конкурс «Кто кого?», контрольное занятие, итоговое занятие с выполнением творческих заданий и анализом их выполнения.
Литература
1. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика» М. 2001г.;
2. Л. П. Савина «Пальчиковая, гимнастика» М. 2001г.;
3. И.Я. Михайленко, И.А. Короткова «Организация сюжетной игры» М. 2000г.;
4. И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков» Ярославль, 1998г.;
5. В. Колчеев, ИМ. Колче сев «Театрализованные тигры в школе» М. 2000г.:
6. А. Ершова «Актерская грамота» М. 1994г.;
7. П.М. Ершова «Технология актерского мастерства» М. 1992г.;
8. Е. Раугул, М. Козырева «Театр в чемодане» С-Пб., 1998г.;
9. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» М.2000 г.
10.Ю.А. Алянский «Азбука театра» - М.: Современник, 1998.
11.О.Безымянная «Школьный театр» - М.: Рольф,2001.
12.Г.Г. Граник, Концевая Л. А. «Драматурги, драматургия, театр» –М.: Изд-во Владос – ПРЕСС, 2001.
13.С.М. Лыгин «Пьесы для школьного театра» – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.
14.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Художественные кружки» - М.: «Просвещение», 1981.
15.Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 5 – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
16. «Русский язык» полный справочник школьника и абитуриента/ сост. М.Е. Булаева. – М.:Айрис –пресс, 2003.
17.В.И. Янсюкевич «Репертуар для школьного театра»: пособие для педагогов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Гармония"
Актуальность программы определяется необходимостью формирования модели экологически сообразного поведения современных обучающихся. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой мог...
Модульная дополнительная общеразвивающая программа "Имидж-студия"
Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы «ИМИДЖстудия» определяется развитием творческих и эстетических способностей обучающихся на основе их собственной твор...
Модульная дополнительная общеразвивающая программа "В объективе"
Актуальностью программы является повышение интереса подростков к фотографии, её значимостью в формировании личности учащихся, влиянии на их видение действительности, воспитании эстетического вкуса, во...
Модульная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр"
Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Перс...
Модульная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Театр миниатюр"
Актуальностьпрограммы - в том, что в ней прослеживаются меж предметные связи с различными дисциплинами: рисованием (оформление декораций, задников), технологией (изготовление костюмов, кукол), литерат...
Модульная дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис»
Цель программы: Создание условий для привлечения детей и подростков к занятиям настольным теннисом. Популяризация здорового образа жизни.Задачи программы:1....
Модульная дополнительная общеразвивающая программа "Мастерская подарков"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская подарков» состоит из одного модуля «Бумажный бум». Данная программа имеет техническую направленность. П...