Календарно-тематическое планирование по программе «Природа и фантазия
календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по программе "Природа и фантазия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polnaya_programma_2015-2017_gg.docx | 113.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА города Ак-Довурак
«УТВЕРЖДЕН»
Зам.директора по УР
__________(Дамба А.Я.)
«___»______________ 2015 г.
Календарно-тематическое планирование
по программе «Природа и фантазия»
для учащихся от ___ до ____ лет
на первый 2015-2016 учебный год
Рассмотрено и согласовано на заседании ШПДО
Протокол №____ от «___» ____________ 2015 г.
Составила педагог дополнительного образования:
Сайыр-оол Татьяна Допуловна
г. Ак-Довурак – 2015 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ /ПРОФИЛЯ/ «Природа и фантазия»
НА ПЕРВЫЙ 2015- 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Дата занятий I группы | Дата занятий II группы | Дата занятий III группы | Раздел | Тема занятий | Краткое содержание | Всего часов | Теоретическое занятие | Практическое занятие | Наглядное пособие |
1 | 16.09. | 15.09. | Вводное занятие Инструктаж учащихся по ТБ | Теория - ознакомить учащихся с планом работы на учебный год. Цель, задачи, содержание программы. Ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете и внутренним распорядком, провести вводный или первичный инструктаж учащихся по ТБ | 2 | 2 | Инструктаж по ТБ | |||
2 | 17.09 | 16.09. | Инструменты и приспособления | Теория - ознакомление с инструментами и приспособлениями. Характеристика шила, ножниц, игольницы, катушки, мотка ниток, клея, линейки и других инструментов. | 2 | 2 | Изображения инструментов и приспособлений. | |||
3 | 21.09. 23.09. 24.09. | 18.09. | Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий. | Теория – охарактеризовать значение природных материалов, определить их природные свойства, определить значение понятий «Конструирование» и «Аппликация». Практика – сбор природных материалов | 6 | 2 | 4 | |||
4 | 28.09 30.09. 01.10. 07.10. | 22.09. 23.09. 25.09. 29.09. | Экскурсия в осенний лес | Теория – формирование бережного отношения учащихся к природе Практика - сбор природного материала для изготовления поделок. | 8 | 4 | 4 | Образцы изделий, рисунки. | ||
I | Время листопада | Предварительная подготовка материала: сбор и сушка листьев и семян Размета деталей, изготовление отдельных частей фигурок, способы соединения. Создание плоского изделия по собственному замыслу. | 40 | 11 | 29 | |||||
5 | 08.10. 12.10. | 30.09 02.10 | Аппликация из семян. Панно «Солнышко» | Теория – указать цели занятия, рассказать о свойствах семян, провести инструктаж работы. Практика – подобрать семена, картон, цветную бумагу, высушить семена, с помощью клея расположить в виде солнца на картоне. | 4 | 1 | 3 | Эскиз, схема изготовления изделия | ||
6 | 14.10. 15.10. | 06.10. 07.10. | Аппликация из листьев. Панно «Собака» | Теория – указать цели занятия, правила высушивания, провести инструктаж работы. Практика – составить эскиз композиции, выбрать нужный по форме и объему материал. Предварительно расположить композицию на фон (картон), проверить расположение всех деталей, наклеивать после проверки. | 4 | 1 | 3 | Эскиз, схема изготовления изделия. | ||
7 | 19.10. 21.10. 22.10. | 09.10. 13.10. 14.10. | Панно «Свинья» | Теория – указать цели занятия, правила высушивания, провести инструктаж работы. Практика – составить эскиз композиции, выбрать нужный по форме и объему материал. Предварительно расположить композицию на фон (картон), проверить расположение всех деталей, наклеивать после проверки. Намазать клеем листья с одной стороны, выложить фигурки на бумаге. | 6 | 2 | 4 | Эскиз, схема изготовления изделия. | ||
8 | 26.10. 28.10. 29.10 | 16.10 20.10. 21.10. | Панно «Попугай» | Теория – указать цели занятия, правила высушивания, провести инструктаж работы. Практика – составить эскиз композиции, выбрать нужный по форме и объему материал. Предварительно расположить композицию на фон (картон), проверить расположение всех деталей, наклеивать после проверки. Намазать клеем листья с одной стороны, выложить фигурки на бумаге. | 6 | 2 | 4 | Эскиз, схема изготовления изделия. | ||
9 | 02.11. 11.11. 12.11 | 23.10. 27.10. 28.10. | Панно «Бабочка» | Теория – указать цели занятия, правила высушивания, провести инструктаж работы. Практика - составить эскиз композиции, выбрать нужный по форме и объему материал. Предварительно расположить композицию на фон (картон), проверить расположение всех деталей, наклеивать после проверки. Намазать клеем листья с одной стороны, выложить фигурки на бумаге. Глаза сделать с помощью пластилина. Крылья бабочки собрать из двух больших и маленьких листьев. | 6 | 2 | 4 | Эскиз, схема изготовления изделия. | ||
10 | 16.11. 18.11. | 30.10 11.11 | Аппликация в технике мозаики: «Рыбка» «Собака» | Теория – указать цели занятия, правила высушивания, провести инструктаж работы. Практика – составить эскиз композиции, выбрать нужный по форме и объему материал. Предварительно расположить композицию на фон (картон), проверить расположение всех деталей, наклеивать после проверки. Намазать клеем листья с одной стороны, выложить фигурки на бумаге. Глаза сделать с помощью пластилина. | 4 | 1 | 3 | Эскиз, схема изготовления изделия. | ||
11 | 19.11 23.11 | 13.11 17.11 | «Кораблик» | Теория – указать цели занятия, правила высушивания, провести инструктаж работы. Практика – составить эскиз композиции, выбрать нужный по форме и объему материал. Предварительно расположить композицию на фон (картон), проверить расположение всех деталей, наклеивать после проверки. Намазать клеем листья с одной стороны, выложить фигурки на бумаге. | 4 | 1 | 3 | Эскиз, схема изготовления изделия. | ||
12 | 25.11 26.11 | 18.11 20.11 | «Самолет» | Теория – указать цели занятия, правила высушивания, провести инструктаж работы. Практика - составить эскиз композиции, выбрать нужный по форме и объему материал. Предварительно расположить композицию на фон (картон), проверить расположение всех деталей, наклеивать после проверки. Намазать клеем листья с одной стороны, выложить фигурки на бумаге. | 4 | 1 | 3 | Эскиз, схема изготовления изделия. | ||
13 | 30.11 | 24.11 | Самостоятельная работа | Практика – создать учащимся самостоятельно свою творческую композицию | 2 | 2 | Эскизы, рисунки. | |||
14 | II | Огород круглый год | Сбор природного материала, подготовка инструментов. Разметка деталей и способы их соединения. Сбор и предварительная подготовка ягод, сортировка по формам и размерам. Сушка, разметка и окрашивание ягод, способы соединения. Изготовление фигурок. | 24 | 6 | 18 | ||||
15 | 02.12 03.12 07.12 | 25.11 27.11 01.12 | Поделки из кукурузных початков: «Лошадка» | Теория – рассказать о свойствах кукурузы, как правильно собирать и хранить, инструктаж выполнения работы. Практика - собрать кукурузные початки, отрезать острые концы, с помощью заостренных веток сделать ноги и руки. Соединить с помощью пластилина. | 6 | 2 | 4 | Рисунок изделия, схема изготовления изделия | ||
16 | 09.12 10.12 | 02.12 04.12 | Украшения из ягод: «Крем с земляникой» | Теория – рассказать о свойствах кукурузы, как правильно собирать и хранить, инструктаж выполнения работы Практика – сливки взбить до густоты, из земляники создать разные украшения. | 4 | 1 | 3 | Изображение изделия | ||
17 | 14.12 16.12 | 08.12. 09.12 | Фигурки из овощей: «Мышки из редисы» | Теория – уметь определять нужный овощ: неиспорченный, свежий. Рассказать правила собирания и хранения овощей, инструктаж выполнения работы. Практика – промыть редис, вырезать из редиса ушки для мышки, вставить в прорезы, с помощью спички или другого материала сделать глаза и носик. | 4 | 1 | 3 | Схема выполнения изделия. | ||
18 | 17.12 21.12 | 11.12 15.12 | «Мухоморочки из помидоров» | Теория – уметь определять нужный овощ: неиспорченный, свежий. Рассказать правила собирания и хранения овощей, инструктаж выполнения работы. Практика – для мухомора нужны половина помидорки, вареное яйцо, майонез. | 4 | 1 | 3 | Изображение композиции, схема выполнения изделия | ||
19 | 23.12 24.12 | 16.12 18.12 | «Розочки из редиса» | Теория – уметь определять нужный овощ: неиспорченный, свежий. Рассказать правила собирания и хранения овощей, инструктаж выполнения работы. Практика – аккуратно срезать из редисы тонкие пластины (для изготовления цветка розы), изготовить лепестки роз, украсить соответствующими листьями | 4 | 1 | 3 | Изображение композиции, схема выполнения изделия | ||
20 | 28.12 | 22.12 | Самостоятельная работа | Практика – создать индивидуально предложенное изделие. | 2 | 2 | Эскизы и рисунки изделий | |||
20 | III | Цветочная страна | Сбор цветов и листьев, подготовка к работе. Собирают только сухие цветы и листья, для объемных композиций их сушат, подвешивая, для плоских – под прессом. Сбор овощей и фруктов Предварительная подготовка материалов и инструментов. | 12 | 2 | 10 | ||||
21 | 11.01.2016 13.01 | 23.12 25.12 | Открытки из цветов | Теория – рассказать свойства и особенности цветов, лепестки, способы сушки цветов, правила приготовления гербария Практика – сбор цветов и листьев, подготовка к работе, создание эскизов. Окрашивание открыток. | 4 | 1 | 3 | Изображение композиции, эскизы | ||
22 | 14.01. 18.01 | 29.12 30.12 | Цветы из овощей и фруктов: «Роза из помидоров» | Теория – показать виды и сорта овощей и фруктов, их свойства, инструктаж выполнения работы. Практика – помидор вырезать тонкими листьями, собрать из них розу. | 4 | 1 | 3 | Изображения композиции. | ||
23 | 20.01. 21.01. | 12.01. 13.01. | Творческая работа | Практика – уметь создавать собственные композиции, используя полученные умения и навыки. | 4 | 4 | Примерные рисунки изделий | |||
24 | IV | Лекарственные растения Тувы | Предварительная подготовка природного материала и инструментов. | 14 | 4 | 10 | ||||
25 | 25.01 27.01 28.01 | 15.01 19.01 20.01 | Бору оъду. Багульник. Шиповник | Теория – рассказать правила собирания и использования растения, инструктаж выполнения работы. Практика – листья растений высушить. | 6 | 2 | 4 | Изображения растений, гербарий. | ||
26 | 01.02 03.02 | 22.01 26.01 | Брусника: листья и ягоды. Крапива | Теория – рассказать правила собирания и использования растения, инструктаж выполнения работы. Практика – листья растений высушить | 4 | 1 | 3 | Изображения растений, гербарий. | ||
27 | 04.02 08.02 | 27.01. 29.01. | Можжевельник. Кора сосны | Теория – рассказать правила собирания и использования коры сосны и ветки можжевельника, инструктаж выполнения работы. Практика – кору и ветки высушить. | 4 | 1 | 3 | Изображения растений, гербарий. | ||
28 | 10.02 | 02.02 | Экскурсия. | Поход на природу. Сбор природного материала для изготовления поделок. Формирование бережного отношения учащихся к природе | 2 | 2 | ||||
29 | V | Знаки зодиака | Предварительная подготовка материала. Изготовление первичного эскиза поделки, подготовка инструментов. Создание рисунка на плоской поверхности. Сортировка по формам, размерам используемых природных материалов. Изготовление фигурок. Покраска готового изделия. | 40 | 10 | 30 | ||||
30 | 11.02 15.02. 17.02. | 03.02. 05.02. 09.02. | «Овен», «Телец», «Водолей» | Теория – способы сушки листьев, инструктаж выполнения работы, беседа о знаках зодиака. Практика - на картоне создать рисунок, высушенные листья выложить на эскиз. Закрепить с помощью клея. | 6 | 2 | 4 | Изображение композиции | ||
31 | 18.02. 22.02. 24.02. | 10.02. 12.02. 16.02. | «Близнецы», «Рак», «Стрелец» | Теория – способы сушки листьев, инструктаж выполнения работы, беседа о знаках зодиака. Практика - на картоне создать рисунок, высушенные листья выложить на эскиз. Закрепить с помощью клея. | 6 | 2 | 4 | Эскиз | ||
32 | 25.02. 29.02. 02.03. | 17.02. 19.02. 23.02. | «Лев» | Теория – способы сушки листьев, инструктаж выполнения работы, беседа о знаках зодиака. Практика - на картоне создать рисунок, высушенные листья выложить на эскиз. Закрепить с помощью клея. | 6 | 2 | 4 | Эскиз | ||
33 | 03.03. 07.03. 09.03. | 24.02. 26.02. 01.03 | «Весы», «Козерог» | Теория – способы сушки листьев, инструктаж выполнения работы, беседа о знаках зодиака. Практика - на картоне создать рисунок, высушенные листья выложить на эскиз. Закрепить с помощью клея. | 6 | 2 | 4 | Изображение изделия | ||
34 | 10.03. 14.03. | 02.03. 04.03. | «Дева» | Теория – способы сушки листьев, инструктаж выполнения работы, беседа о знаках зодиака. Практика - на картоне создать рисунок, высушенные листья выложить на эскиз. Закрепить с помощью клея. | 4 | 1 | 3 | Изображение изделия | ||
35 | 16.03. 17.03. | 08.03. 09.03 | «Скорпион» | Теория – способы сушки листьев, инструктаж выполнения работы, беседа о знаках зодиака. Практика - на картоне создать рисунок, высушенные листья выложить на эскиз. Закрепить с помощью клея. | 4 | 1 | 3 | Изображение изделия | ||
36 | 21.03. 23.03. | 11.03. 15.03. | «Рыба» | Теория – способы сушки листьев, инструктаж выполнения работы, беседа о знаках зодиака. Практика - на картоне создать рисунок, высушенные листья выложить на эскиз. Закрепить с помощью клея. | 4 | 1 | 3 | |||
37 | 04.04. 06.04. | 16.03. 18.03. | Самостоятельная работа | Практика – создать индивидуально предложенное изделие. | 4 | 4 | ||||
38 | 07.04. | 22.03 | Экскурсия в Хемчик | Сбор природного материала для изготовления природных поделок: камней, песка и других. Формирование бережного отношения учащихся к природе | 2 | 2 | ||||
39 | VI | Водное царство | Предварительная подготовка материала. Изготовление первичного эскиза поделки, подготовка инструментов. Создание рисунка на плоской поверхности. Сортировка по формам, размерам используемых природных материалов. Изготовление фигурок. Покраска готового изделия. | 46 | 15 | 31 | ||||
40 | 11.04. | 23.03 | Мозаика из песка | Теория – беседа о водном пространстве, об обитателях морей и океанов. Практика - на приготовленной поверхности создать рисунок, высыпать на эскиз песок. Сверху аккуратно накрыть прозрачным скотчем. | 2 | 1 | 1 | План-схема, изображение изделия | ||
41 | 13104. 14.04. 18.04. | 25.03. 29.03. 30.03. | Изделия из ракушек: «Бабочка-капустница» | Теория – беседа о ракушках, показать характерные особенности их формы, цвета, рассказать о способах с данным природным материалом. Практика - создать схему-план изделия, собрать ракушки разных величин, форм и цветов, семена, лак, клей, кисточки. По эскизу собрать бабочку. | 6 | 2 | 4 | План-схема, изображение изделия | ||
42 | 20.04. 21.04. 25.04. | 12.04. 13.04. 15.04. | «Цыпленок» | Теория – продолжить беседу о морских обитателях, об особенностях и видах ракушки. Практика - создать схему-план изделия, собрать ракушки разных величин, форм и цветов. По предварительно подготовленному эскизу создать цыпленка, глаза нос сделать с помощью пластилина. | 6 | 2 | 4 | План-схема, изображение изделия | ||
43 | 27.04. 28.04. 02.05. | 1904. 20.04. 22.04. | «Черепаха» | Теория – формирование навыка работы с ракушками, умение самостоятельно последовательно планировать работу Практика - создать схему-план изделия, собрать ракушки разных величин, форм и цветов, семена, лак, клей, кисточки. | 6 | 2 | 4 | План-схема, изображение изделия | ||
44 | 04.05. 05.05. 09.05. | 26.04. 27.04. 29.04. | «Павлин» | Теория – продолжить формирование навыков работы с ракушками, инструктаж выполнения работы Практика - создать схему-план изделия, собрать ракушки разных величин, форм и цветов, с помощью перьев сделать хвост. Прикреплять материал с помощью клея. | 6 | 2 | 4 | План-схема, изображение изделия | ||
45 | 11.05. 12.05. 16.05.. | 03.05. 04.05. 10.05. | «Зайка» | Теория – беседа о лесных животных, инструктаж выполнения работы Практика - создать схему-план изделия, части: лапы, голова, туловище. Соединить с помощью клея. Глаза нос сделать с помощью пластилина. | 6 | 2 | 4 | План-схема, изображение изделия | ||
46 | 18.05. 19.05. 23.05. | 13.05. 17.05. 20.05. | «Веселый хоровод» | Теория – беседа о способах соединения ракушек, совершенствовать навыки работы соединения ракушек с помощью склеивания. Практика – создать схему-план изделия, собрать ракушки двух разных величин: голова и туловище. Лица матрешек раскрашивают красками, поделку лакируют. | 6 | 2 | 4 | План-схема, изображение изделия | ||
47 | 25.05. 26.05. 30.05 | 24.05. 25.05. 27.05. | Поделки из камней | Теория - беседа о свойствах камней, разнообразных его видах. Практика - собрать камни разных форм, величин и цветов в зависимости от создаваемой фигурки. На приготовленной поверхности создать рисунок, выложить на эскиз камни. Прикрепить клеем. | 6 | 2 | 4 | План-схема, изображение изделия | ||
48 | 31.05. | 31.05. | Итоговая контрольная работа | Определение усвоения учащимися знаний, умений и навыков за год обучения. Определить умение учащихся самостоятельно создавать и изготавливать разные поделки, игрушки или фигурки из природного материала. | 2 | 2 | ||||
Всего часов | 192 | 66 | 126 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ /ПРОФИЛЯ/ «Природа и фантазия»
НА ВТОРОЙ 2016- 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Дата занятий I группы | Дата занятий II группы | Дата занятий III группы | Раздел | Тема занятий | Краткое содержание | Всего часов | Теоретическое занятие | Практическое занятие | Наглядное пособие |
1 | 01.09. | Вводное занятие Инструктаж учащихся по ТБ | Теория - ознакомить учащихся с планом работы на учебный год. Цель, задачи, содержание программы. Ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете и внутренним распорядком, провести вводный или первичный инструктаж учащихся по ТБ | 2 | 2 | Инструктаж по ТБ | ||||
2 | I | Соломенное царство | Предварительная подготовка материала. Сбор природного материала, сортировка по формам и размерам. Сушка, разметка и окрашивание соломы, способы соединения. Изготовление фигурок. | 42 | 12 | 30 | ||||
3 | 03.09. 07.09. 08.09 | Аппликация из соломы: «Куклы из соломы» | Теория – указать цели занятия, рассказать особенности соломы, формировать умение планировать этапы работы, провести инструктаж работы. Практика - игрушки выполняют из пучка соломы и проволоки, лица куклы выполняют краской. В зависимости от оформления куклы могут получаться разными: бабушки, девочка, мальчик и т.д. | 6 | 2 | 4 | Изображение куклы | |||
4 | 10.09 14.09. 15.09. | «Соломенный бычок» «Соломенный мальчик» | Теория – рассказать приемы выполнения с помощью соломы разных изделий Практика – пучок соломы обвязать проволокой. Из веток сделать ноги и хвост. Глаза уши можно выполнить из пластилина. Также необходим пучок соломы и проволока. Пучок перехватывают несколько раз, затем с обеих сторон пучка отделяют по небольшой его части соломинок для рук, концы обрезают и перетягивают ниткой. Талию перетягивают крепкой ниткой. | 6 | 2 | 4 | Изображения изделий. | |||
5 | 17.09. 21.09. 22.09. | «Гномик» | Теория - указать цели занятия, рассказать особенности соломы, формировать умение планировать этапы работы, провести инструктаж работы. Практика – к кольцу привязать посередине нитку для носа и глаз, к верхней части кольца привязать цветную солому. В нижней части привязать солому для бороды. Собрать верхнюю солому к середине, связать в пучок, расправить бородку, скруглить ножницами. Наклеить глаза и нос. | 6 | 2 | 4 | Схема выполнения работы, изображение изделия | |||
6 | 24.09. | Творческая работа | Практика – уметь создавать собственные композиции, используя полученные умения и навыки. | 2 | 2 | |||||
7 | 28.09. 29.09. | Цветочные поздравления | Теория – рассказать свойства и особенности цветов, лепестки, способы сушки цветов, правила приготовления гербария Практика – вырезать прямоугольник для открытки, разместить по шаблону корзину, вырезать корзину, наложить на открытку, отмерить и отрезать кусочек шпагата для ручки. Отобрать нужные цветы, уложить их в букет в корзине. Собрать изделие: наклеить корзинку и ручку, затем цветы | 6 | 2 | 4 | Изображения композиции, эскизы | |||
8 | 01.10. 06.10. 08.10. | Поздравительная открытка | Теория – показать варианты сборки цветов, составление плана. Практика – подобрать остатки цветной бумаги разных цветов, сложить трижды каждый, разметить и вырезать венчики, отогнуть лепестки на фальцовке, листья сильно профальцевать по сгибу; составить композицию, собрать аппликацию точечным приклеиванием на четвертушке альбомного листа | 6 | 2 | 4 | Схема выполнения работы, изображение изделия | |||
9 | 12.10. 13.10. 15.10. | «Подсвечник» | Теория – показать варианты сборки цветов, составление плана. Практика – разметить по шаблону заготовку, составить композицию, наклеить. | 6 | 2 | 4 | Схема выполнения работы, изображение изделия | |||
10 | 19.10. 20.10. | Творческая работа | Практика – уметь создавать собственные композиции, используя полученные умения и навыки. | 4 | 4 | Примерные рисунки изделий | ||||
11 | II | Лесное царство | Предварительная подготовка природного материала и инструментов. Создание эскизов изделий. Сортировка по формам, размерам природных материалов: корней, веток, шишек, желудей, бересты, древесных грибов и других материалов. Определение способов соединения. | 36 | 11 | 25 | ||||
12 | 22.10. 26.10. | Поделки из желудей: «Чебурашка» | Теория – беседа о растительности в лесах, свойствах желудя, ее особенностях. Практика – в желуди сделать отверстия для ног и рук, раннее заостренных из веток или спичек. Ушки, глазки выполнить из пластилина | 4 | 1 | 3 | Рисунок изделия, схема выполнения работы | |||
13 | 27.10. 29.10. 02.11. | Поделки из желудей и шишек: «Гномик», «Петушок» | Теория – беседа о растительности в лесах, свойствах желудя, ее особенностях. Практика – разметить по шаблону заготовку, составить композицию, наклеить. Ушки, глазки выполнить из пластилина | 6 | 2 | 4 | Схема выполнения работы | |||
15 | 03.11. 12.11 16.11 | Поделки из древесных грибов | Теория – беседа о древесных грибах, природных свойствах грибов, особенностях их роста. Инструктаж работы Практика – вырезать из них желаемые фигурки. | 6 | 2 | 4 | Рисунок поделки | |||
16 | 17.11. 19.11. 23.11. | Поделки из зерен: «Цветы в вазе» | Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов. Практика – разметить по шаблону заготовку для вазы, на глаз нанести разметку для тиснения, вырезать, продавить линии разметки. Разметить все остальные детали, составить композицию, наклеить. Сушить врастяжку на картоне. | 6 | 2 | 4 | Изображение композиции | |||
17 | 24.11. 26.11. 30.11. | Аппликации из листьев | Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов. Инструктаж работы. Практика – разметить по шаблону заготовку, составить композицию, наклеить. | 6 | 2 | 4 | Схема выполнения работы, изображение изделия | |||
18 | 01.12. 03.12. 07.12. | Поделка из сухоцветов на коре | Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов. Инструктаж работы. Практика – разметить по шаблону заготовку, составить композицию, наклеить. | 6 | 2 | 4 | Схема выполнения работы, изображение изделия | |||
19 | 08.12. | Самостоятельная работа | По предложенным природным материалам выполнить поделки с помощью схем. | 2 | 2 | |||||
20 | III | Чеди чузун малым (Семь священных животных) | Предварительная подготовка природного материала и инструментов. Создание эскизов изделий. Закреплять знания об особенностях природных материалов, показать способы приготовления бересты, особенности бересты, инструктаж выполнения работы | 72 | 28 | 44 | ||||
21 | 10.12. 14.12 15.12. 17.12. 21.12. | Як | Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов. Практика - создать схему-план изделия, собрать крупы разных величин: голова и туловище. Раскрашивают красками. | 10 | 4 | 6 | ||||
22 | 22.12. 24.12. 28.12. 29.12 31.12. | Корова | Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов. Практика - создать схему-план изделия, собрать крупы разных величин: голова и туловище. Раскрашивают красками. | 10 | 4 | 6 | ||||
23 | 11.01.2016 12.01. 14.01. 18.01. 19.01 | Овца | Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов. Практика - создать схему-план изделия, собрать крупы разных величин: голова и туловище. Раскрашивают красками. | 10 | 4 | 6 | ||||
24 | 21.01. 25.01. 26.01. 28.01. 01.02. | Олень | Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов. Практика - создать схему-план изделия, собрать крупы разных величин: голова и туловище. Раскрашивают красками. | 10 | 4 | 6 | ||||
25 | 02.02. 04.02. 08.02. 09.02. 11.02. | Коза | Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов. Практика - создать схему-план изделия, собрать крупы разных величин: голова и туловище. Раскрашивают красками. | 10 | 4 | 6 | ||||
26 | 15.02. 16.02. 18.02. 22.02. 23.02. | Лошадь | Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов. Практика - создать схему-план изделия, собрать крупы разных величин: голова и туловище. Раскрашивают красками. С помощью семян изготавливают элементы | 10 | 4 | 6 | ||||
27 | 25.02. 29.02. 01.03. 03.03. 07.03 | Верблюд | Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов. Практика - создать схему-план изделия, собрать крупы разных величин: голова и туловище. Раскрашивают красками. По эскизу используют высушенные травы. | 10 | 4 | 6 | ||||
28 | 10.03. | Творческая работа | По предложенным природным материалам выполнить поделки с помощью схем. | 2 | 2 | |||||
29 | IV | Береста | Предварительная подготовка природного материала и инструментов. Создание эскизов изделий. Закреплять знания об особенностях природных материалов, показать способы приготовления бересты, особенности бересты, инструктаж выполнения работы | 46 | 14 | 32 | Схема выполнения работы | |||
30 | 14.03. 15.03. 17.03. | Предметы из бересты: «Старик Хотабыч», | Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов, показать способы приготовления бересты, особенности бересты, инструктаж выполнения работы Практика – отобрать желудь и крупную сосновую шишку для головы и туловища, соединяют с помощью заостренной веточки. Подол халата делают из куска бересты в форме трапеции. | 6 | 2 | 4 | ||||
31 | 21.03. 22.03 | «Туесок» | Теория – повторить приемы работы с берестой (обрезанию по выкройке), инструктаж по ТБ и выполнению работы. Практика – по приготовленному шаблону (выкройке) вырезают из бересты, придают форму воронки и прикрепляют ручку. | 4 | 1 | 3 | Схема выполнения работы, изображение изделия | |||
31 | 24.03. 28.03. | «Ведерко для сбора ягод», | Теория – продолжить умение работы с берестой, формировать умение планировать действия Практика – готовится выкройка, по выкройке вырезаются части ведерка: дно, стенки, ручка. Соединения сшивают и приклеивают. | 4 | 1 | 3 | Схема выполнения работы | |||
32 | 29.03. 31.03. 11.04 | «Собачка Тобик», | Теория – закрепить навыки работы с берестой, показать свойства особенности бересты. Практика – подбирают лист бересты, изготавливают туловище, лапки, уши и хвост собаки. С помощью нитки с иголкой и клея соединяют детали | 6 | 2 | 4 | Схема выполнения работы | |||
33 | 12.04. 14.04. 18.04. | «Матрешка», «Карусель». | Теория – продолжить умение работы с берестой, формировать умение планировать действия, инструктаж выполнения работы. Практика - приготовить сосновую шишку, желудь, бересту, веточки, пластилин, шило,8кисточки, ножницы, клей, деревянный брусок. По приготовленной схеме создать фигуру, соблюдая последовательность работы. | 6 | 2 | 4 | Схема выполнения работы, изображение изделий | |||
34 | 19.04. 21.04. 25.04. | «Зимние цветы» | Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов, показать способы приготовления бересты, особенности бересты, инструктаж выполнения работы Практика – разметить все детали на металлизированной бумаге, разметить и вырезать овал из бархатной бумаги, составить композицию, наклеить все детали, собрать цветок и наклеить его. Наклеить вазу и листья с ветками. | 6 | 2 | 4 | Образец изделия в сборке. | |||
35 | 26.04. 28.04. 03.05. | «Елочка» | Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов, показать способы приготовления бересты, особенности бересты, инструктаж выполнения работы Практика – снять с линейки размер заданным радиусом; разметить круг, моделировать из круга конус; изгибать полоски бумаги. В пустую катушку вставить карандаш, примерить нижнюю часть елочки, точечным склеиванием соединить края заготовки в конус. Склеить все остальные. | 6 | 2 | 4 | Изображение изделия, схема работы, циркуль | |||
36 | 05.05. 10.05. 16.05. | «Тюльпан», «Грибок» | Теория – продолжить умение работы с берестой, формировать умение планировать действия, инструктаж выполнения работы. Практика – разметка всех деталей, уборка рабочего места, подготовка его к склеиванию деталей. Фронтальное составление композиции аппликаций | 6 | 2 | 4 | Схема выполнения работы, изображение изделий | |||
37 | 19.05. | Практическая работа | По предложенным природным материалам выполнить поделки с помощью схем. | 2 | 2 | |||||
38 | 23.05. | Экскурсия. | Поход на природу. Сбор природного материала для изготовления поделок. Формирование бережного отношения учащихся к природе | 2 | 2 | |||||
39 | 26.05. 30.05. | Итоговая контрольная работа | Определение усвоения учащимися знаний, умений и навыков за год обучения. Определить умение учащихся самостоятельно создавать и изготавливать разные поделки, игрушки или фигурки из природного материала. | 4 | 4 | |||||
Всего часов | 204 | 67 | 137 |
Пояснительная записка
Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворенными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках. В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества
Природные материалы являются уникальным средством для создания игрушек, изделий, подарков для близких людей. Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета, поверхности, так как в работе с природным материалом все это надо учитывать.
Предлагаемая программа включает основные виды художественной обработки природного материала. Программа рассчитана на два года обучения.
Цели обучения:
1.Формирование творческого подхода учащихся к выполнению проектов из природного материала.
2.Развитие общетрудовых и специальных умений и навыков работы с природным материалом.
3.Воспитание разносторонних качеств личности: трудолюбия, коллективизма, ответственности, уважения к традициям своего народа.
Задачи:
- Раскрыть школьникам удивительный мир красоты природы и гармонии народного искусства.
- Знакомство с многообразием природного материала, используемого для создания произведений декоративно-прикладного творчества, его особенностями и возможностями.
- Формирование основ экологической культуры.
- Развитие самостоятельности и способности обучащихся решать творческие задачи при создании изделий.
- Воспитание трудолюбия, коллективизма, ответственности, любви к окружающим и природе, культуры поведения.
- Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Особенностью программы заключается в том, что на занятиях педагог имеет возможность формировать у обучающихся эстетическое и творческое отношение к труду, выполняя качественные, индивидуальные задания. В процессе разработки эскизов обучающиеся проявляют выдумку, смекалку, приучаются видеть и ценить прекрасное. Общение с природой способствует повышению творческого потенциала обучающихся, развитию их эстетического вкуса, умению видеть красоту.
Природа способна пробуждать в людях лучшие чувства, только надо с детства учить видеть и понимать ее красоту. В природном материале заложены удивительные возможности, раскрывая их можно создавать подлинные произведения искусства. Из засушенных листьев, трав, цветочных лепестков, соломы, семян, плодов растений, перьев птиц, бересты можно создавать уникальные картины.
Художественные композиции из природных материалов, выполненные с любовью и вдохновением, помогают украсить любой интерьер и внести в помещение дыхание и красоту природы.
Время летних каникул – самая подходящая пора для заготовки природного материала. В лесу, парке, огороде можно найти материал, чтобы создать неповторимую картину, но не всякий может увидеть эти сокровища.
Важно научить детей вглядываться в окружающий нас мир, замечать красоту природы, подмечать особенности разных материалов. Необходимо проводить экскурсии на природу с целью развития наблюдательности, любознательности, знакомства с природой родного края и внимательного к ней отношения. Посещение музеев, где учащиеся прикасаются к истокам народного творчества, где они могут видеть творения древних мастеров, также является мотивацией для повышения своего уровня, для развития своих способностей, повышения знаний.
Необходимо учить детей видеть и творить красоту.
Продолжительность программы рассчитана на 2 года, в неделю 3 раза по 2 часа.
Объем программы 396 часов, из них теоретические занятия – 129 ч.,
практические занятия – 267 ч.
Наполняемость детей в группе - 8-10 человек
Возраст обучающихся 1 год 8-10 лет; 2 год 7-8 лет
Структура занятий включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает проведение бесед о природе, об использовании природного материала в создании изделий декоративно-прикладного творчества, о народных ремеслах и промыслах, изучение правил техники безопасности при работе с природным материалом, изучение правил подготовки материала к работе. Экскурсии и беседы о природе призваны воспитывать у ребят внимательное отношение и любовь к окружающему миру. Посещение музеев, разговор о народных мастерах и традициях, встречи с творческими людьми – все это позволяет почувствовать ученикам свою причастность к прошлому, к своим предкам и осознать возможность внести свой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства.
Практическая часть предполагает работу в нескольких направлениях:
- Изучение основ построения композиции.
- Разработка эскизов.
- Этап подготовки природного материала к работе.
- Работа по созданию изделий из природного материала.
Изучение основ построения композиции знакомит обучающихся с особенностями заполнения пространства, дает понятие о пропорциях, соразмерности частей, симметрии, асимметрии, композиционном центре, гармонии формы и цвета.
Разработка эскизов способствует развитию творческого воображения, индивидуальности. Ребята учатся находить свои пути в решении поставленной перед ними задачи, используя полученные знания.
Создание готовых работ способствует формированию и развитию практических умений и навыков в обработке природного материала, развитию творческих способностей обучающихся.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I Промежуточный контроль
• Фронтальная и индивидуальная беседа.
• Выполнение практических заданий различных уровней сложности.
• Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня.
II Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение работы, включающей изготовление поделок по программе и творческую работу по собственным эскизам.
III Конечным результатом выполнения программы является участие в выставках, конкурсах различного уровня.
Ожидаемые результаты годового плана работы кружка (материалы, собранные на экскурсиях и походах, фотографии, рисунки, поделки) оформляются в виде итоговой выставки.
Педагогические технологии, используемые в работе с программой: технология развивающего обучения, игровая технология.
Развитие отечественного, в том числе и дополнительного образования, и достижение нового качества его результатов, удовлетворяющих потребности граждан и общества, является национальным приоритетом нашего государства. В настоящее время возрастает значимость творческой активности человека, его самостоятельности и ответственности во всех областях деятельности. Эти качества могут получить свое развитие в условиях такой системы образования, в центре которой - активная и творческая личность, способная к взаимодействию в многоязычном и поликультурном обществе.
Развивающее обучение направлено на подготовку учащихся к самостоятельной «взрослой» жизни. Главной целью современных образовательных учреждений является обеспечение усвоения обучающимися определенного круга умений, знаний и навыков, которые им понадобятся в жизни.
Выделяют следующие признаки технологии обучения:
-процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, т.е. их совместная деятельность;
-совокупность приемов, методов;
-проектирование и организация процесса обучения;
-наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Учебно-методическое обеспечение и
техническое оснащение
Оборудование:
столы, стулья, настенная доска, шкафы, стеллажи для хранения материалов и выполненных работ, дидактические материалы.
Материалы:
картон, цветная бумага, лоскутные ткани, пряжи, нитки, пластмассовые бутылки, крышки, мел, клей ПВА, клей «Момент», фломастеры, карандаши, гуашь, краски, лак для ногтей, блеск.
Природные материалы:
шишки, желуди, солома, листья цветов и деревьев, песок, семена овощей и фруктов, яичная скорлупа, птичьи перья, гербарий, окрашенные крупы и макароны и т.д.
Инструменты:
линейка, ножницы, шило, резак, кисточки, карандаши, ручки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема | Раздел | Тема занятий | Всего часов | Из них: | |
Теоретическое занятие | Практическое занятие | ||||
1 | Вводное занятие Инструктаж учащихся по ТБ | 2 | 2 | ||
2 | Инструменты и приспособления | 2 | 2 | ||
3 | Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий. | 6 | 2 | 4 | |
4 | Экскурсия в осенний лес | 8 | 4 | 4 | |
5 | I | Время листопада | 40 | 11 | 29 |
1.1 | Аппликация из семян. Панно «Солнышко» | 4 | 1 | 3 | |
1.2 | Аппликация из листьев. Панно «Собака» | 4 | 1 | 3 | |
1.3 | Панно «Свинья» | 6 | 2 | 4 | |
1.4 | Панно «Попугай» | 6 | 2 | 4 | |
1.5 | Панно «Бабочка» | 6 | 2 | 4 | |
1.6 | Аппликация в технике мозаики: «Рыбка» «Собака» | 4 | 1 | 3 | |
1.7 | «Кораблик» | 4 | 1 | 3 | |
1.8 | «Самолет» | 4 | 1 | 3 | |
1.9 | Самостоятельная работа | 2 | 2 | ||
II | Огород круглый год | 24 | 6 | 18 | |
2.1 | Поделки из кукурузных початков: «Лошадка» | 6 | 2 | 4 | |
2.2 | Украшения из ягод: «Крем с земляникой» | 4 | 1 | 3 | |
2.3 | Фигурки из овощей: «Мышки из редисы» | 4 | 1 | 3 | |
2.4 | «Мухоморочки из помидоров» | 4 | 1 | 3 | |
2.5 | «Розочки из редиса» | 4 | 1 | 3 | |
2.6 | Самостоятельная работа | 2 | 2 | ||
III | Цветочная страна | 12 | 2 | 10 | |
3.1 | Открытки из цветов | 4 | 1 | 3 | |
3.2 | Цветы из овощей и фруктов: «Роза из помидоров» | 4 | 1 | 3 | |
3.3 | Творческая работа | 4 | 4 | ||
IV | Лекарственные растения Тувы | 14 | 4 | 10 | |
4.1 | Бору оъду. Багульник. Шиповник | 6 | 2 | 4 | |
4.2 | Брусника: листья и ягоды. Крапива | 4 | 1 | 3 | |
4.3 | Можжевельник. Кора сосны | 4 | 1 | 3 | |
4.4 | Экскурсия. | 2 | 2 | ||
V | Знаки зодиака | 40 | 10 | 30 | |
5.1 | «Овен», «Телец», «Водолей» | 6 | 2 | 4 | |
5.2 | «Близнецы», «Рак», «Стрелец» | 6 | 2 | 4 | |
5.3 | «Лев» | 6 | 2 | 4 | |
5.4 | «Весы», «Козерог» | 6 | 2 | 4 | |
5.5 | «Дева» | 4 | 1 | 3 | |
5.6 | «Скорпион» | 4 | 1 | 3 | |
5.7 | «Рыба» | 4 | 1 | 3 | |
5.8 | Самостоятельная работа | 4 | 4 | ||
5.9 | Экскурсия в Хемчик | 2 | 2 | ||
VI | Водное царство | 46 | 15 | 31 | |
6.1 | Мозаика из песка | 2 | 1 | 1 | |
6.2 | Изделия из ракушек: «Бабочка-капустница» | 6 | 2 | 4 | |
6.3 | «Цыпленок» | 6 | 2 | 4 | |
6.4 | «Черепаха» | 6 | 2 | 4 | |
6.5 | «Павлин» | 6 | 2 | 4 | |
6.6 | «Зайка» | 6 | 2 | 4 | |
6.7 | «Веселый хоровод» | 6 | 2 | 4 | |
6.8 | Поделки из камней | 6 | 2 | 4 | |
6.9 | Подготовка к городскому фестивалю «Дети Центр Азии». Участие в городском фестивале «Дети Центра Азии» | 2 | 2 | ||
192 | 66 | 126 |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж учащихся по ТБ (2ч.)
Теория - ознакомить учащихся с планом работы на учебный год. Цель, задачи, содержание программы. Ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете и внутренним распорядком, провести вводный или первичный инструктаж учащихся по ТБ
Тема 2. Инструменты и приспособления (2ч.)
Теория - ознакомление с инструментами и приспособлениями. Характеристика шила, ножниц, игольницы, катушки, мотка ниток, клея, линейки и других инструментов.
Тема 3. Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий (6ч.)
Теория – охарактеризовать значение природных материалов, определить их природные свойства, определить значение понятий «Конструирование» и
«Аппликация».
Практика – сбор природных материалов
Тема 4. Экскурсия в осенний лес (8ч.)
Теория – формирование бережного отношения учащихся к природе
Практика - сбор природного материала для изготовления поделок.
Тема 5. Время листопада (40ч.)
Предварительная подготовка материала: сбор и сушка листьев и семян Размета деталей, изготовление отдельных частей фигурок, способы соединения. Создание плоского изделия по собственному замыслу.
5.1. Аппликация из семян. Панно «Солнышко» (4ч.)
Теория – указать цели занятия, рассказать о свойствах семян, провести инструктаж работы.
Практика – подобрать семена, картон, цветную бумагу, высушить семена, с помощью клея расположить в виде солнца на картоне.
5.2. Аппликация из листьев. Панно «Собака» (4ч.)
Теория – указать цели занятия, правила высушивания, провести инструктаж работы.
Практика – составить эскиз композиции, выбрать нужный по форме и объему материал. Предварительно расположить композицию на фон (картон), проверить расположение всех деталей, наклеивать после проверки.
5.3. Панно «Свинья» (6ч.)
Теория – указать цели занятия, правила высушивания, провести инструктаж работы.
Практика – составить эскиз композиции, выбрать нужный по форме и объему материал. Предварительно расположить композицию на фон (картон), проверить расположение всех деталей, наклеивать после проверки. Намазать клеем листья с одной стороны, выложить фигурки на бумаге.
5.4. Панно «Попугай» (6ч.)
Теория – указать цели занятия, правила высушивания, провести инструктаж работы.
Практика – составить эскиз композиции, выбрать нужный по форме и объему материал. Предварительно расположить композицию на фон (картон), проверить расположение всех деталей, наклеивать после проверки. Намазать клеем листья с одной стороны, выложить фигурки на бумаге.
5.5. Панно «Бабочка» (6ч.)
Теория – указать цели занятия, правила высушивания, провести инструктаж работы.
Практика - составить эскиз композиции, выбрать нужный по форме и объему материал. Предварительно расположить композицию на фон (картон), проверить расположение всех деталей, наклеивать после проверки. Намазать клеем листья с одной стороны, выложить фигурки на бумаге. Глаза сделать с помощью пластилина. Крылья бабочки собрать из двух больших и маленьких листьев.
5.6. Аппликация в технике мозаики: «Рыбка», «Собака» (4ч.)
Теория – указать цели занятия, правила высушивания, провести инструктаж работы.
Практика – составить эскиз композиции, выбрать нужный по форме и объему материал. Предварительно расположить композицию на фон (картон), проверить расположение всех деталей, наклеивать после проверки. Намазать клеем листья с одной стороны, выложить фигурки на бумаге. Глаза сделать с помощью пластилина.
5.7. «Кораблик» (4ч.)
Теория – указать цели занятия, правила высушивания, провести инструктаж работы.
Практика – составить эскиз композиции, выбрать нужный по форме и объему материал. Предварительно расположить композицию на фон (картон), проверить расположение всех деталей, наклеивать после проверки. Намазать клеем листья с одной стороны, выложить фигурки на бумаге.
5.8. «Самолет» (4ч.)
Теория – указать цели занятия, правила высушивания, провести инструктаж работы.
Практика - составить эскиз композиции, выбрать нужный по форме и объему материал. Предварительно расположить композицию на фон (картон), проверить расположение всех деталей, наклеивать после проверки. Намазать клеем листья с одной стороны, выложить фигурки на бумаге.
5.9. Самостоятельная работа (2ч.)
Практика – создать учащимся самостоятельно свою творческую композицию
Тема 6. Огород круглый год (24ч.)
Сбор природного материала, подготовка инструментов. Разметка деталей и способы их соединения. Сбор и предварительная подготовка ягод, сортировка по формам и размерам. Сушка, разметка и окрашивание ягод, способы соединения. Изготовление фигурок.
6.1. Поделки из кукурузных початков: «Лошадка» (6ч.)
Теория – рассказать о свойствах кукурузы, как правильно собирать и хранить, инструктаж выполнения работы.
Практика - собрать кукурузные початки, отрезать острые концы, с помощью заостренных веток сделать ноги и руки. Соединить с помощью пластилина.
6.2. Украшения из ягод: «Крем с земляникой» (4ч.)
Теория – рассказать о свойствах кукурузы, как правильно собирать и хранить, инструктаж выполнения работы
Практика – сливки взбить до густоты, из земляники создать разные украшения.
6.3. Фигурки из овощей: «Мышки из редисы» (4ч.)
Теория – уметь определять нужный овощ: неиспорченный, свежий. Рассказать правила собирания и хранения овощей, инструктаж выполнения работы.
Практика – промыть редис, вырезать из редиса ушки для мышки, вставить в прорезы, с помощью спички или другого материала сделать глаза и носик.
6.4. «Мухоморочки из помидоров» (4ч.)
Теория – уметь определять нужный овощ: неиспорченный, свежий. Рассказать правила собирания и хранения овощей, инструктаж выполнения работы.
Практика – для мухомора нужны половина помидорки, вареное яйцо, майонез.
6.5. «Розочки из редиса» (4ч.)
Теория – уметь определять нужный овощ: неиспорченный, свежий. Рассказать правила собирания и хранения овощей, инструктаж выполнения работы.
Практика – аккуратно срезать из редисы тонкие пластины (для изготовления цветка розы), изготовить лепестки роз, украсить соответствующими листьями
6.6. Самостоятельная работа (2ч.)
Практика – создать индивидуально предложенное изделие.
Тема 7. Цветочная страна (12ч.)
Сбор цветов и листьев, подготовка к работе. Собирают только сухие цветы и листья, для объемных композиций их сушат, подвешивая, для плоских – под прессом. Сбор овощей и фруктов Предварительная подготовка материалов и инструментов.
7.1. Открытки из цветов (4ч.)
Теория – рассказать свойства и особенности цветов, лепестки, способы сушки цветов, правила приготовления гербария
Практика – сбор цветов и листьев, подготовка к работе, создание эскизов. Окрашивание открыток.
7.2. Цветы из овощей и фруктов: «Роза из помидоров» (4ч.)
Теория – показать виды и сорта овощей и фруктов, их свойства, инструктаж выполнения работы.
Практика – помидор вырезать тонкими листьями, собрать из них розу.
7.3. Творческая работа (4ч.)
Практика – уметь создавать собственные композиции, используя полученные умения и навыки.
Тема 8. Лекарственные растения Тувы (14ч.)
Предварительная подготовка природного материала и инструментов.
8.1. Бору оъду. Багульник. Шиповник (4ч.)
Теория – рассказать правила собирания и использования растения, инструктаж выполнения работы.
Практика – листья растений высушить.
8.2. Брусника: листья и ягоды. Крапива (4ч.)
Теория – рассказать правила собирания и использования растения, инструктаж выполнения работы.
Практика – листья растений высушить
8.3. Можжевельник. Кора сосны (4ч.)
Теория – рассказать правила собирания и использования коры сосны и ветки можжевельника, инструктаж выполнения работы.
Практика – кору и ветки высушить.
8.4. Экскурсия (2ч.)
Поход на природу. Сбор природного материала для изготовления поделок. Формирование бережного отношения учащихся к природе
Тема 9. Знаки зодиака (40ч.)
Предварительная подготовка материала. Изготовление первичного эскиза поделки, подготовка инструментов. Создание рисунка на плоской поверхности. Сортировка по формам, размерам используемых природных материалов. Изготовление фигурок. Покраска готового изделия.
9.1. «Овен», «Телец», «Водолей» (6ч.)
Теория – способы сушки листьев, инструктаж выполнения работы, беседа о знаках зодиака.
Практика - на картоне создать рисунок, высушенные листья выложить на эскиз. Закрепить с помощью клея.
9.2. «Близнецы», «Рак», «Стрелец» (6ч.)
Теория – способы сушки листьев, инструктаж выполнения работы, беседа о знаках зодиака.
Практика - на картоне создать рисунок, высушенные листья выложить на эскиз. Закрепить с помощью клея.
9.3. «Лев» (6ч.)
Теория – способы сушки листьев, инструктаж выполнения работы, беседа о знаках зодиака.
Практика - на картоне создать рисунок, высушенные листья выложить на эскиз. Закрепить с помощью клея.
9.4. «Весы», «Козерог» (6ч.)
Теория – способы сушки листьев, инструктаж выполнения работы, беседа о знаках зодиака.
Практика - на картоне создать рисунок, высушенные листья выложить на эскиз. Закрепить с помощью клея.
9.5. «Дева» (4ч.)
Теория – способы сушки листьев, инструктаж выполнения работы, беседа о знаках зодиака.
Практика - на картоне создать рисунок, высушенные листья выложить на эскиз. Закрепить с помощью клея.
9.6. «Скорпион» (4ч.)
Теория – способы сушки листьев, инструктаж выполнения работы, беседа о знаках зодиака.
Практика - на картоне создать рисунок, высушенные листья выложить на эскиз. Закрепить с помощью клея.
9.7. «Рыба» (4ч.)
Теория – способы сушки листьев, инструктаж выполнения работы, беседа о знаках зодиака.
Практика - на картоне создать рисунок, высушенные листья выложить на эскиз. Закрепить с помощью клея.
9.8. Самостоятельная работа (4ч.)
Практика – создать индивидуально предложенное изделие.
9.9. Экскурсия в Хемчик (2ч.)
Сбор природного материала для изготовления природных поделок: камней, песка и других. Формирование бережного отношения учащихся к природе
Тема 10. Водное царство (46ч.)
Предварительная подготовка материала. Изготовление первичного эскиза поделки, подготовка инструментов. Создание рисунка на плоской поверхности. Сортировка по формам, размерам используемых природных материалов. Изготовление фигурок. Покраска готового изделия.
10.1. Мозаика из песка (2ч.)
Теория – беседа о водном пространстве, об обитателях морей и океанов.
Практика - на приготовленной поверхности создать рисунок, высыпать на эскиз песок. Сверху аккуратно накрыть прозрачным скотчем.
10.2. Изделия из ракушек: «Бабочка-капустница» (6ч.)
Теория – беседа о ракушках, показать характерные особенности их формы, цвета, рассказать о способах с данным природным материалом.
Практика - создать схему-план изделия, собрать ракушки разных величин, форм и цветов, семена, лак, клей, кисточки. По эскизу собрать бабочку.
10.3. «Цыпленок» (6ч.)
Теория – продолжить беседу о морских обитателях, об особенностях и видах ракушки.
Практика - создать схему-план изделия, собрать ракушки разных величин, форм и цветов. По предварительно подготовленному эскизу создать цыпленка, глаза нос сделать с помощью пластилина.
10.4. «Черепаха» (6ч.)
Теория – формирование навыка работы с ракушками, умение самостоятельно последовательно планировать работу
Практика - создать схему-план изделия, собрать ракушки разных величин, форм и цветов, семена, лак, клей, кисточки.
10.5. «Павлин» (6ч.)
Теория – продолжить формирование навыков работы с ракушками, инструктаж выполнения работы
Практика - создать схему-план изделия, собрать ракушки разных величин, форм и цветов, с помощью перьев сделать хвост. Прикреплять материал с помощью клея.
10.6. «Зайка» (6ч.)
Теория – беседа о лесных животных, инструктаж выполнения работы
Практика - создать схему-план изделия, части: лапы, голова, туловище. Соединить с помощью клея. Глаза нос сделать с помощью пластилина.
10.7. «Веселый хоровод» (6ч.)
Теория – беседа о способах соединения ракушек, совершенствовать навыки работы соединения ракушек с помощью склеивания.
Практика – создать схему-план изделия, собрать ракушки двух разных величин: голова и туловище. Лица матрешек раскрашивают красками, поделку лакируют.
10.8. Поделки из камней (6ч.)
Теория - беседа о свойствах камней, разнообразных его видах.
Практика - собрать камни разных форм, величин и цветов в зависимости от создаваемой фигурки. На приготовленной поверхности создать рисунок, выложить на эскиз камни. Прикрепить клеем.
10.9. Итоговая контрольная работа. Участие в выставках и конкурсах. (2ч.)
Определение усвоения учащимися знаний, умений и навыков за год обучения. Определить умение учащихся самостоятельно создавать и изготавливать разные поделки, игрушки или фигурки из природного материала.
Требования к уровню подготовке обучающееся после окончание первого года обучения обучающиеся должны
знать:
- Требования ТБ и личной гигиены при изготовлении поделок из природного материала.
- Собирать, хранить и сушить собранный природный материал.
- Виды природного материала для изготовления поделок
- Как подобрать и использовать материал в творческих работах.
- Методы работы с вспомогательным материалом (с эскизами и рисунками)
уметь:
- Соблюдать требования ТБ.
- Делать эскиз работы.
- Выполнять все виды работ по изготовлению поделок
- Самостоятельно создавать поделки из подручного и природного материала.
- Осуществлять самоконтроль при изготовлении поделок
После окончание всего курса обучения, обучающиеся должны
Знать:
- виды и многообразие природных материалов, используемых для создания произведений декоративно-прикладного творчества, его особенности и возможности;
- традиции своего народа;
- основы экологической культуры.
Уметь:
- самостоятельно решать творческие задачи при создании изделий;
- пользоваться общетрудовыми и специальными навыками при работе с природными материалами;
- творчески подходить к выполнению проектов из природного материала.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО УЧЕБНОГО ГОДА
№ | Раздел | Тема занятий | Всего часов | Теоретическое занятие | Практическое занятие |
1 | Вводное занятие Инструктаж учащихся по ТБ | 2 | 2 | ||
I | Соломенное царство | 42 | 12 | 30 | |
1.1 | Аппликация из соломы: «Куклы из соломы» | 6 | 2 | 4 | |
1.2 | «Соломенный бычок» «Соломенный мальчик» | 6 | 2 | 4 | |
1.3 | «Гномик» | 6 | 2 | 4 | |
1.4 | Творческая работа | 2 | 2 | ||
1.5 | Цветочные поздравления | 6 | 2 | 4 | |
1.6 | Поздравительная открытка | 6 | 2 | 4 | |
1.7 | «Подсвечник» | 6 | 2 | 4 | |
1.8 | Творческая работа по теме «Гномики» | 4 | 4 | ||
II | Лесное царство | 108 | 35 | 73 | |
2.1 | Поделки из желудей: «Чебурашка» | 4 | 1 | 3 | |
2.2 | Поделки из желудей и шишек: «Гномик», «Петушок» | 6 | 2 | 4 | |
2.3 | |||||
2.4 | Поделки из древесных грибов | 6 | 2 | 4 | |
2.5 | Поделки из зерен: «Цветы в вазе» | 6 | 2 | 4 | |
2.6 | Аппликации из листьев | 6 | 2 | 4 | |
2.7 | Поделка из сухоцветов на коре | 6 | 2 | 4 | |
2.8 | Самостоятельная работа | 2 | 2 | ||
III | Чеди чузун малым (Семь священных животных) | 72 | 28 | 44 | |
3.1 | Як | 10 | 4 | 6 | |
3.2 | Корова | 10 | 4 | 6 | |
3.3 | Овца | 10 | 4 | 6 | |
3.4 | Олень | 10 | 4 | 6 | |
3.5 | Коза | 10 | 4 | 6 | |
3.6 | Лошадь | 10 | 4 | 6 | |
3.7 | Верблюд | 10 | 4 | 6 | |
3.8 | Творческая работа | 2 | 2 | ||
IV | Береста | 46 | 14 | 32 | |
4.1 | Предметы из бересты: «Старик Хотабыч», | 6 | 2 | 4 | |
4.2 | «Туесок» | 4 | 1 | 3 | |
4.3 | «Ведерко для сбора ягод», | 4 | 1 | 3 | |
4.4 | «Собачка Тобик», | 6 | 2 | 4 | |
4.5 | «Матрешка», «Карусель». | 6 | 2 | 4 | |
4.6 | «Зимние цветы» | 6 | 2 | 4 | |
4.7 | «Елочка» | 6 | 2 | 4 | |
4.8 | «Тюльпан», «Грибок» | 6 | 2 | 4 | |
4.9 | Практическая работа | 2 | 2 | ||
4.10 | Экскурсия. | 2 | 2 | ||
Участие в городских и республиканских мероприятиях («Зеленая планета», «Дети Центра Азии») | 4 | 4 | |||
204 | 67 | 137 |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие Инструктаж учащихся по ТБ (2ч.)
Теория - ознакомить учащихся с планом работы на учебный год. Цель, задачи, содержание
программы. Ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете и внутренним
распорядком, провести вводный или первичный инструктаж учащихся по ТБ
Тема 2. Соломенное царство (42ч.)
Предварительная подготовка материала. Сбор природного материала, сортировка по формам
и размерам. Сушка, разметка и окрашивание соломы, способы соединения. Изготовление
фигурок.
2.1. Аппликация из соломы: «Куклы из соломы» (6ч.)
Теория – указать цели занятия, рассказать особенности соломы, формировать умение
планировать этапы работы, провести инструктаж работы.
Практика - игрушки выполняют из пучка соломы и проволоки, лица куклы выполняют
краской. В зависимости от оформления куклы могут получаться разными: бабушки, девочка,
мальчик и т.д.
2.2. «Соломенный бычок», «Соломенный мальчик» (6ч.)
Теория – рассказать приемы выполнения с помощью соломы разных изделий
Практика – пучок соломы обвязать проволокой. Из веток сделать ноги и хвост. Глаза уши
можно выполнить из пластилина. Также необходим пучок соломы и проволока. Пучок
перехватывают несколько раз, затем с обеих сторон пучка отделяют по небольшой его части
соломинок для рук, концы обрезают и перетягивают ниткой. Талию перетягивают крепкой
ниткой.
2.3. «Гномик» (6ч.)
Теория - указать цели занятия, рассказать особенности соломы, формировать умение
планировать этапы работы, провести инструктаж работы.
Практика – к кольцу привязать посередине нитку для носа и глаз, к верхней части кольца
привязать цветную солому. В нижней части привязать солому для бороды. Собрать верхнюю
солому к середине, связать в пучок, расправить бородку, скруглить ножницами. Наклеить
глаза и нос.
2.4. Творческая работа (2ч.)
Практика – уметь создавать собственные композиции, используя полученные умения и
навыки.
2.5. Цветочные поздравления (6ч.)
Теория – рассказать свойства и особенности цветов, лепестки, способы сушки цветов,
правила приготовления гербария
Практика – вырезать прямоугольник для открытки, разместить по шаблону корзину,
вырезать корзину, наложить на открытку, отмерить и отрезать кусочек шпагата для ручки.
Отобрать нужные цветы, уложить их в букет в корзине. Собрать изделие: наклеить корзинку
и ручку, затем цветы
2.6. Поздравительная открытка (6ч.)
Теория – показать варианты сборки цветов, составление плана.
Практика – подобрать остатки цветной бумаги разных цветов, сложить трижды каждый,
разметить и вырезать венчики, отогнуть лепестки на фальцовке, листья сильно
профальцевать по сгибу; составить композицию, собрать аппликацию точечным
приклеиванием на четвертушке альбомного листа
2.7. «Подсвечник» (6ч.)
Теория – показать варианты сборки цветов, составление плана.
Практика – разметить по шаблону заготовку, составить композицию, наклеить.
2.8. Творческая работа (4ч.)
Практика – уметь создавать собственные композиции, используя полученные умения и
навыки.
Тема 3. Лесное царство (.)
Предварительная подготовка природного материала и инструментов. Создание эскизов
изделий. Сортировка по формам, размерам природных материалов: корней, веток, шишек,
желудей, бересты, древесных грибов и других материалов. Определение способов
соединения.
3.1. Поделки из желудей и шишек: «Гномик», «Петушок» (6ч.)
Теория – беседа о растительности в лесах, свойствах желудя, ее особенностях.
Практика – разметить по шаблону заготовку, составить композицию, наклеить. Ушки, глазки
выполнить из пластилина
3.2. Поделки из древесных грибов (6ч.)
Теория – беседа о древесных грибах, природных свойствах грибов, особенностях их роста.
Инструктаж работы
Практика – вырезать из них желаемые фигурки.
3.3. Поделки из зерен: «Цветы в вазе» (6ч.)
Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов.
Практика – разметить по шаблону заготовку для вазы, на глаз нанести разметку для
тиснения, вырезать, продавить линии разметки. Разметить все остальные детали, составить
композицию, наклеить. Сушить врастяжку на картоне.
3.4. Аппликации из листьев (6ч.)
Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов. Инструктаж работы.
Практика – разметить по шаблону заготовку, составить композицию, наклеить.
3.5. Поделка из сухоцветов на коре (6ч.)
Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов. Инструктаж работы.
Практика – разметить по шаблону заготовку, составить композицию, наклеить.
3.6. Самостоятельная работа (2ч.)
По предложенным природным материалам выполнить поделки с помощью схем.
Тема 4. Чеди чузун малым (Семь священных животных) (72 ч.)
4.1 ЯкТеория – закреплять знания об особенностях природных материалов.
Практика - создать схему-план изделия, собрать крупы разных величин: голова и туловище. Раскрашивают красками. (10 ч.)
4.2 КороваТеория – закреплять знания об особенностях природных материалов.
Практика - создать схему-план изделия, собрать крупы разных величин: голова и туловище. Раскрашивают красками. (10 ч.)
4.3 ОвцаТеория – закреплять знания об особенностях природных материалов.
Практика - создать схему-план изделия, собрать крупы разных величин: голова и туловище. Раскрашивают красками. (10 ч.)
4.4 ОленьТеория – закреплять знания об особенностях природных материалов.
Практика - создать схему-план изделия, собрать крупы разных величин: голова и туловище. Раскрашивают красками. (10 ч.)
4.5 КозаТеория – закреплять знания об особенностях природных материалов.
Практика - создать схему-план изделия, собрать крупы разных величин: голова и туловище. Раскрашивают красками. (10 ч.)
4.6 ЛошадьТеория – закреплять знания об особенностях природных материалов.
Практика - создать схему-план изделия, собрать крупы разных величин: голова и туловище. Раскрашивают красками. С помощью семян изготавливают элементы (10 ч.)
4.7 ВерблюдТеория – закреплять знания об особенностях природных материалов.
Практика - создать схему-план изделия, собрать крупы разных величин: голова и туловище. Раскрашивают красками. По эскизу используют высушенные травы. (10 ч.)
4.8 Творческая работа. По предложенным природным материалам выполнить поделки с помощью схем. (2 ч.)
Тема 4. Береста (46ч.)
Предварительная подготовка природного материала и инструментов. Создание эскизов
изделий. Закреплять знания об особенностях природных материалов, показать способы
приготовления бересты, особенности бересты, инструктаж выполнения работы
4.1. Предметы из бересты: «Старик Хотабыч» (6ч.)
Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов, показать способы
приготовления бересты, особенности бересты, инструктаж выполнения работы
Практика – отобрать желудь и крупную сосновую шишку для головы и туловища, соединяют
с помощью заостренной веточки. Подол халата делают из куска бересты в форме трапеции.
4.2. «Туесок» (4ч.)
Теория – повторить приемы работы с берестой (обрезанию по выкройке), инструктаж по ТБ
и выполнению работы.
Практика – по приготовленному шаблону (выкройке) вырезают из бересты, придают форму
воронки и прикрепляют ручку.
4.3. «Ведерко для сбора ягод» (4ч.)
Теория – продолжить умение работы с берестой, формировать умение планировать действия
Практика – готовится выкройка, по выкройке вырезаются части ведерка: дно, стенки, ручка.
Соединения сшивают и приклеивают.
4.4. «Собачка Тобик» (6ч.)
Теория – закрепить навыки работы с берестой, показать свойства особенности бересты.
Практика – подбирают лист бересты, изготавливают туловище, лапки, уши и хвост собаки. С
помощью нитки с иголкой и клея соединяют детали.
4.5. «Матрешка», «Карусель» (6ч.)
Теория – продолжить умение работы с берестой, формировать умение планировать действия,
инструктаж выполнения работы.
Практика - приготовить сосновую шишку, желудь, бересту, веточки, пластилин, шило,
кисточки, ножницы, клей, деревянный брусок. По приготовленной схеме создать фигуру,
соблюдая последовательность работы.
4.6. «Зимние цветы» (6ч.)
Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов, показать способы
приготовления бересты, особенности бересты, инструктаж выполнения работы
Практика – разметить все детали на металлизированной бумаге, разметить и вырезать овал из
бархатной бумаги, составить композицию, наклеить все детали, собрать цветок и наклеить
его. Наклеить вазу и листья с ветками.
4.7. «Елочка» (6ч.)
Теория – закреплять знания об особенностях природных материалов, показать способы
приготовления бересты, особенности бересты, инструктаж выполнения работы
Практика – снять с линейки размер заданным радиусом; разметить круг, моделировать из
круга конус; изгибать полоски бумаги. В пустую катушку вставить карандаш, примерить
нижнюю часть елочки, точечным склеиванием соединить края заготовки в конус. Склеить
все остальные.
4.8. «Тюльпан», «Грибок» (6ч.)
Теория – продолжить умение работы с берестой, формировать умение планировать действия,
инструктаж выполнения работы.
Практика – разметка всех деталей, уборка рабочего места, подготовка его к склеиванию
деталей. Фронтальное составление композиции аппликаций
4.9. Практическая работа (2ч.)
По предложенным природным материалам выполнить поделки с помощью схем.
4.10. Экскурсия (2ч.)
Поход на природу. Сбор природного материала для изготовления поделок. Формирование
бережного отношения учащихся к природе
4.11. Итоговая контрольная работа. Участие в выставках и конкурсах (2ч.)
Определение усвоения учащимися знаний, умений и навыков за год обучения. Определить
умение учащихся самостоятельно создавать и изготавливать разные поделки, игрушки или
фигурки из природного материала.
Требования к уровню подготовке обучающееся после окончания второго года
обучения обучающиеся должны
знать:
- Требования ТБ и личной гигиены при изготовлении поделок из природного материала.
- Собирать, хранить и сушить собранный природный материал.
- Виды природного материала для изготовления поделок
- Как подобрать и использовать материал в творческих работах.
- Методы работы с вспомогательным материалом (с эскизами и рисунками)
уметь:
- Соблюдать требования ТБ.
- Делать эскиз работы.
- Выполнять все виды работ по изготовлению поделок
- Самостоятельно создавать поделки из подручного и природного материала.
- Осуществлять самоконтроль при изготовлении поделок
После окончание всего курса обучения, обучающиеся должны
Знать:
- виды и многообразие природных материалов, используемых для создания произведений декоративно-прикладного творчества, его особенности и возможности;
- традиции своего народа;
- основы экологической культуры.
Уметь:
- самостоятельно решать творческие задачи при создании изделий;
- пользоваться общетрудовыми и специальными навыками при работе с природными материалами;
- творчески подходить к выполнению проектов из природного материала.
Список использованной литературы
Для педагога:
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., Молодая гвардия, 1972
- Агапова И.А. , Давыдова М.А. Поделки из природного материала
- О.В. Поделки из природного материала. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ , 2009.- 316 с.
- Геронимус Т.М. Методические рекомендации к планированию занятий. Москва, 1994. – 139 с.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Москва, 2009.
- Неменская. Л. А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебн. Для 1 кл. нач. шк./- М.: Просвещение, 2001.- 111с.:
- Никишов А.И., Мокеева З.А., Орловская Е.В. Внеклассная работа по биологии. М., Просвещение, 1980
- Новиков Г.А. Жизнь на снегу и под снегом. Л., Изд-во ЛГУ, 1981.
- Симоненко В.Д. Технология. Москва, 2001
- Степанова Н.И. Поделки из природных материалов, Кишинев 1988
- Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома.- М.: «Издательство Мир книги», 2009.-224С.
Для обучающихся:
- Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. Москва, 2011-165 с.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно делать из природного материала. Москва, 1990.- 232с.
- Зуевская Е. Уникальные картины из зерен. Цветы и букеты. М.: «Издательство КНИГА», 2001.-176 с.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Москва, 2009.
- Лагерь А.А. Лекарственные растения Тувы. 1988
- Фролова Т.О. Мягкая игрушка. Москва, 2001.-274 с.
- Патрик Захарюк . Картины из цветов и листьев « Издательская группа «Контент», 2009 год.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА И ЮНОШЕСТВА города Ак-Довурак
№_____
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБУДОД ЦРТДЮ
_____________/Ооржак Р.И./
«_____» _____________ 2015 г.
«Принято»
Педагогическим советом
МБУДОД ЦРТДЮ
«____» ____________ 2015 г.
Протокол № _______
Модифицированная (адаптированная) программа
дополнительного образования «Природа и фантазия»
Программа дополнительного образования детей
для обучающихся от 8 до 10 лет
Срок реализации программы 2 год
Педагог дополнительного образования:
Сайыр-оол Татьяна Допуловна
Ак-Довурак 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование для внеурочной деятельности ДПИ "Фантазия"
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения. (1 час в неделю)№ Тема заня...
Программа "Природа и фантазия"
Характеристика программы По характеру деятельности: образовательная.По педагогическим целям: практико-ориентированная, развивающая художественно-творческие способности, познавательная...
Презентация дополнительной образовательной программы "Природа и фантазия"
Презентация программы...
Общеобразовательная общеразвивающая программа "Природа и фантазия"
Программа естественнонаучной направленности...
Результативность освоения обучающимися образовательных программ "Природа и фантазия"
1. 1. Результативность освоения обучающимися образовательных программ...
Дополнительная ощеобразовательная программа "Природа и фантазия"
Дополнительная общеобразовательная программа «Природа и фантазия» естественнонаучная направленность данной программы заключается в формировании у подрастаю...
Дополнительная ощеобразовательная программа "Природа и фантазия"
Дополнительная общеобразовательная программа «Природа и фантазия» естественнонаучной направленности для детей 9-13....