Общеобразовательная общеразвивающая программа "Природа и фантазия"
рабочая программа на тему
Программа естественнонаучной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Природа и фантазия" | 70.31 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ. СОВЕТСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МБУДО ДДТ
от "__"____________20__г. _____________ О.И. Калиненко
Протокол № ______ м.п. «____»_________20__ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Природа и фантазия»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 3 года (576 часов)
Возрастная категория: от 7 до 12 лет
Вид программы: модифицированная
Составитель: Трофименко Ирина Владимировна
педагог дополнительного образования
ст. Советская, 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Природа и фантазия» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
Направленность программы имеет естественнонаучная, так как экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит и образования. Поэтому, воспитание, и прежде всего экологической культуры и ответственного отношения к природе у детей – важнейшая задача сегодняшнего дня. Успех в решении целей экологического воспитания во многом зависит от первого этапа обучения – начального, где закладываются основы знаний. В этот период, у ребенка формируется осознанное отношение к окружающему нас миру, развивается эмоционально-ценностное отношение к миру природы.
Актуальность программы заключается в углублении экологических знаний, которые могут быть применены учащимися практически на занятиях и природоохранных мероприятиях. На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания ребенка, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир. В детском возрасте человек наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром, и в этот период жизни он на равных разговаривает с природой, любит её, искренне боится причинить ей вред.
Новизна программы состоит в том, что знакомит с новой технологией изготовления поделок из природного материала и сухоцветов, которая доступна каждому ребенку. Воспитание и обучение в объединении осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. учащийся получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она существенно расширяет кругозор учащихся в области экологических знаний и прививает начало экологической культуры. Что в сочетаниии теоретических и практических занятий, с одновременным закреплением материала, позволяет учащимся развивать индивидуальное творчество, создавая оригинальные поделки из природного материала, используя бросовый материал.
Педагогическая целесообразность программы опирается на три группы педагогических приемов: организационных, ценностных, содержательных.
Организационные:
- хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает ребенку быть инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.
Ценностные:
- программа направлена на то, чтобы помочь детям переосмыслить их взгляды на окружающую природу, бережно относится к ней, любить и оберегать ее, а также правильно определить место человека в ней.
- групповые задания служат как для формирования навыков коллективного творчества, так и для развития коммуникативных способностей детей.
Содержательные:
- технология изготовления поделок по данной образовательной программе основана на использовании различных природных материалов: талаша, мха, джута и т.д. Из этих материалов дети создают прекрасные картины и пейзажи;
- занятия наделяют учащихся умениями и навыками по сбору, обработке и хранению природных материалов, а так же знакомят с различными направлениями изготовления картин из цветов, листьев и других природных материалов;
- ручной труд способствует развитию сенсорной моторики – согласованию в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления картин и поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.
Отличительная особенность. Программа представляет собой целостную образовательную систему и как средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщает его к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, к общечеловеческим ценностям. Важная деталь программы – это обеспечение мотивации, заинтересованности значимой деятельности ребёнка для него самого и окружающих. Теоретические знания находят применение в практической деятельности на занятиях в объединении. Программа рассчитана на развитие у учащихся практических навыков и умений по уходу за растениями, прививает любовь и бережное отношение к животным и ближайшему природному окружению, развивает чувство сострадания, сопереживания к представителям животного и растительного мира. А также развивает творческие возможности детей при изготовлении ими поделок из природного материала и бумаги, при этом закрепляя знания детей в познании окружающей нас природы.
Содержание разделов и тем включает многообразие видов используемого природного материала, что позволяет создавать максимально разнообразные изделия и предоставляет простор для детской фантазии и творчества.
Содержание тем подобрано по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет учащимся последовательно осваивать более сложные способы и приемы изготовления изделий, не испытывая трудностей, пробуждает интерес к занятиям, вызывает желание творить самостоятельно.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучение детей с 7 лет. Именно в этом возрасте ребенок не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром. Поэтому в этот период жизни он на равных разговаривает с природой, любит её, искренне боится причинить ей вред. Этим объясняется активное и массовое участие учащихся в различных экологических мероприятиях.
Детская возрастная группа формируется из учащихся одного возраста, возможен разновозрастной состав. В разновозрастных группах старшие ребята помогают на занятиях младшим. Допускается дополнительный набор детей на второй, третий и т.д. годы обучения, учитывая предварительную подготовку, уровень образования, физическое здоровье на основании результатов:
• тестирования,
• собеседования и т.д.
При некоторой корректировке методик и содержания деятельности данная программа может использоваться для учащихся младшего и среднего возраста. Группа формируется без предварительного отбора. В объединении второго года обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие входное тестирование, которое позволяет определить уровень умений и навыков детей.
Состав групп – разновозрастной, в основном 7 – 12 лет, с разным уровнем развития и кругом интересов. Группы формируются из учащихся школ станицы без учета предварительной подготовки. В детское объединение принимаются дети по свободной записи, достаточно обладать желанием заниматься в этом объединении и иметь при себе минимум необходимых инструментов и материалов.
Количество учащихся в группах:
1-го года обучения не менее 12 человек.
2-го года обучения – 10-12 человек.
3-го года обучения – 10-12 человек.
Цель: формирование экологической культуры детей и бережного, ответственного отношения к природе родного края, развитие экологического мышления через создание поделок из природного материала.
Цель программы первого года обучения - формирование начальной экологической культуры детей и бережного, ответственного отношения к природе родного края, развитие экологического мышления через создание простейших поделок из природного материала.
Задачи программы первого года обучения:
Образовательные:
- знакомить с основами знаний в области флористики, аппликации, композиции, формообразования, цветоведения и декоративно - прикладного искусства;
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение
выразить свою мысль с помощью эскиза, объемных форм, аппликации;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при обработке природного и других материалов;
- приобретать навыки создания и оформления творческой работы.
Личностные:
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание учащихся;
- воспитывать любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Метапредметные:
- прививать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, художественной эстетики;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений по созданию творческой работы.
Цель программы второго года обучения – формирование экологической культуры детей и бережного, ответственного отношения к природе родного края, развитие экологического мышления через создание композиций из природного материала.
Задачи программы второго года обучения:
Образовательные:
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при обработке природного и других материалов;
- способствовать формированию специальных навыков и умений для достижения определённых результатов;
-формировать у учащихся устойчивое желание к дальнейшему совершенствованию полученных навыков.
Личностные:
- формировать способность к анализу, самооценке при выполнении работ;
- формировать коммуникативную культуры, внимания и уважения к людям,
терпимости к чужому мнению;
- формировать потребность вносить красоту в окружающую среду, в различные виды творческой деятельности, в учение, труд, во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; стремление сочетать внешнюю и внутреннюю эстетическую культуру.
Метапредметные:
- развивать креативное мышление учащихся посредством ознакомления их с
различными методами и приёмами, используемыми в декоративно-прикладном творчестве;
- развивать познавательный интерес, включённость в познавательную деятельность;
- развивать творческий потенциал;
- развивать активность, самостоятельность, общение;
- развивать устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность.
Цель программы третьего года обучения – создание для творческой самореализации учащихся в экологической культуре, ответственного отношения к природе родного края, развитие экологического мышления через создание творческих проектов.
Задачи программы третьего года обучения:
Образовательные:
- овладеть системой начальных экологических знаний;
- изучить природу родного края;
- заложить основы по работе с разнообразным природным материалом (флористика, работа с растениями).
Личностные:
-воспитать чувство любви и бережного отношения к природе родного края, эстетического восприятия мира;
- способствовать формированию таких качеств личности как целеустремленность, трудолюбие, чувство коллективизма, стремление к творческому росту.
Метапредметные:
- способствовать развитию творческого мышления;
- развить навыки самостоятельной работы по уходу за растениями;
- способствовать развитию интеллектуального уровня учащихся;
- научить готовить тематические поделки с использованием природного материала;
- развивать экологическое мышление детей на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы – базовый.
Форма проведения занятия – очная, групповая.
Срок реализации – программа «Природа и фантазия» рассчитана на три года обучения. На освоение программы отводится 144 часа в год для первого года обучения и 216 часов в год для второго и третьего годов обучения.
Продолжительность образовательного процесса – 3 года.
1 год обучения – 144 часа – 2 раза в неделю по 2 часа.
2 год обучения - 216 часов – 2 раза в неделю по з часа.
3 год обучения - 216 часов – 2 раза в неделю по з часа.
Прием учащихся в объединение осуществляется из разных социальных групп. Принцип набора - свободный.
Количество учащихся в группе 10 -12 человек.
Условия приема учащихся в коллектив на основе собеседования.
Дети, не занимающиеся в группе с первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование, могут быть зачислены в объединение второго и третьего годов обучения.
Виды занятий:
Программа «Природа и фантазия» знакомит детей с разнообразием флоры и фауны родного края, и дает возможность расширить и накопить природоведческие знания и умения. Программа включает в себя теоретические и практические занятия:
Теоретический блок:
- беседа;
- рассказ.
Практический блок:
- экскурсии;
- наблюдения в природе;
- организация выставок;
- участие в конкурсах;
- составление проектов.
В процессе обучения используются занятия следующих типов:
- занятия – ознакомления с новым материалом, технологией изготовления изделий;
-занятия - закрепления навыков изученного материала;
- занятия - систематизации полученных знаний;
- занятия проверки и оценки знаний, умений и навыков;
- практические занятия;
- итоговые занятия.
При формировании теоретических знаний у учащихся используются такие методы как:
- объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный метод (рассказ, лекция, объяснение, работа с дополнительной литературой, демонстрация работ);
- репродуктивный метод;
- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (опрос, зачет, выставка, проведение мониторингов).
Программа построена с учетом интересов учащихся, мотивации успешности их деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности.
Осуществляя предметное обучение, в программе учитывается дифференцированный подход к детям, учитываются их индивидуальные особенности, создаются условия для развития всех способностей детей, направляется их творческий рост.
Режим занятий:
Занятия проводятся в учебном кабинете 2 раза в неделю – 2 часа в день, 4 часа в неделю для первого года обучения, 2 раза в неделю – 3 часа в день, 6 часов в неделю для второго и третьего годов обучения.
Продолжительность учебного часа 45 минут и 15 минут времени на отдых, физ.минутки.
Образовательные технологии
Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, информационно - коммуникационные, творческо - продуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к ручному труду. Педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать окружающий мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми.
Кадровые условия реализации программы. Реализовать программу "Природа и фантазия" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Результат реализации программы.
К концу 1-ого года обучения учащиеся будут:
Знать:
- основы в области флористики, аппликации, композиции, формообразования, цветоведения и декоративно - прикладного искусства;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, объемных форм, аппликации;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при обработке природного и других материалов;
- приобретать навыки создания и оформления творческой работы
Уметь:
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание;
- любить родную страну, ее природу и людей;
- добиться максимальной самостоятельности своего творчества;
К концу 2-ого года обучения учащиеся будут:
Знать:
- навыки работы нужными инструментами при обработке природного и других материалов;
- специальные навыки и умения для достижения определённых результатов;
- творческий потенциал.
Уметь:
- развивать креативное мышление посредством ознакомления их с различными методами и приёмами, используемыми в декоративно-прикладном творчестве;
- развивать познавательный интерес, включённость в познавательную деятельность;
- развивать активность, самостоятельность, общение;
- развивать устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность.
К концу 3-его года обучения учащиеся будут:
Знать:
- систему начальных экологических знаний;
- природу родного края;
- основы по работе с разнообразным природным материалом (флористика, работа с растениями).
Уметь:
- развивать творческое мышление;
- развить навыки самостоятельной работы по уходу за растениями;
- готовить тематические поделки с использованием природного материала;
- развивать экологическое мышление детей на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе.
Связь с родителями поддерживается в течение всего срока обучения в форме индивидуальных бесед, дней открытых дверей.
Учебный план
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Беседа – экология как наука. Организационные вопросы. Инструкция по ТБ. | 2 | 2 | - | Беседа | |
2 | Земля – планета солнечной системы - Жизнь растений - Поделки из плодов и семян растений - Обереги и сувениры для дома | 24 2 12 10 | 4 2 - 2 | 20 12 8 | Беседа, практические занятия | |
3 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | Опрос | |
4 | Экологические проблемы водных ресурсов - Загрязнение водоемов - Дары моря (поделки) | 32 2 30 | 6 2 4 | 26 - 26 | Беседа | |
5 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Выставка работ | ||
6 | Энциклопедия природной мудрости – приметы и предсказания | 2 | 2 | - | Беседа | |
7 | Мастерская Деда Мороза | 10 | 2 | 10 | Беседа | |
8 | Природные ресурсы и экологическое загрязнение среды | 4 | 4 | - | Беседа | |
9 | Поделки из бросового материала | 10 | 2 | 8 | Практическое занятие | |
10 | Поделки из природного материала | 20 | 2 | 18 | Практическое занятие | |
11 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Выставка работ | |
12 | Хроника необъяснимого | 4 | 4 | - | Беседа | |
13 | Аппликация | 28 | - | 28 | Беседа | |
14 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | Выставка работ. Опрос | |
Итого | 144 | 32 | 112 |
Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Вводное занятие. Организационные вопросы. Инструкция по ТБ.
Теория: Знакомство c группой учащихся. Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение. Беседа – экология как наука.
2. Земля – планета солнечной системы.
Теория: Земля – планета солнечной системы. Жизнь растений
Практика: Просмотр видеоматериалов, зарисовка и фотографирование растений.
- Поделки из плодов и семян растений
Практика: Сбор и сортировка семян различных растений. Изготовление аппликаций. Использование семян овощей, фруктов и ягод (арбуз, дыня, огурец, тыква, яблоко, апельсин и др.), злаковых и кормовых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) для изготовления панно и составления орнаментов. Украшение ваз, стаканчиков для карандашей узорами из семян.
- Обереги и сувениры для дома
Теория: Обереги. История возникновения оберегов, их предназначение и символика. Использование различных природных материалов для изготовления оберегов и сувениров. Технология изготовления, соединение деталей. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Изготовление оберегов: «Веничек», «Подкова», сувениров: «Валентинки», «Подарок к празднику». Самостоятельная творческая работа: изготовление сувениров по замыслу детей.
3. Итоговое занятие. Опрос
4. Экологические проблемы водных ресурсов
- Загрязнение водоемов
Теория: Проблема загрязнения количественного и качественного истощения вод.
- Дары моря (поделки)
Теория: Знакомство с разнообразием морских и речных природных материалов (песок, ракушки, камни и т.д.). Форма, цвет, фактура материалов. Разнообразие ракушек. Сложности при работе с ракушками. Технология выполнения поделок из ракушек. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Изготовление поделок из ракушек, песка, морских камней.
5. Итоговое занятие. Выставка
6. Энциклопедия природной мудрости – приметы и предсказания
Теория: Приметы и предсказания погоды.
7. Мастерская Деда Мороза
Практика: Изготовление объёмных новогодних игрушек из яичной скорлупы, шишек и орехов Изготовление украшений по замыслу детей. Новогодний сувенир – подсвечник.
8. Природные ресурсы и экологическое загрязнение среды
Теория: Проблемы исчерпаемости и загрязнения среды. Экологические ошибки или уроки экологии.
9. Поделки из бросового материала
Практика: Прогулка – наблюдение «Экология нашей местности». Изготовление панно из пуха и перьев, аппликации из лимонной и апельсиновой цедры, панно из опилок и чая, картины из шерстяных ниток; поделки из пластиковой посуды.
10. Поделки из природного материала
Практика: Изготовление поделок из различного природного материала (кора, лоза, шишки, листья и др.)
11. Итоговое занятие. Выставка
12. Хроника необъяснимого
Теория: Человек – загадка природы. Метеориты, молнии, необъяснимые природные явления.
13. Аппликация
Практика: Изготовление аппликаций из семян, круп, срезов веточек, листьев и др.
14. Итоговое занятие. Опрос.
Учебный план
2 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Организационные вопросы. Инструкция по ТБ. | 3 | 3 | - | Беседа | |
2 | Эко дизайн. Антропогенное загрязнение окружающей среды. | 18 | 6 | 12 | Беседа, практические занятия | |
3 | Панно из круп и семян | 18 | 3 | 15 | Беседа, практические занятия | |
4 | Итоговое занятие | 3 | 3 | - | Опрос | |
5 | Биоразнообразие и выживание человека. Экосистема в которой мы живем. | 6 | 6 | - | Беседа | |
6 | Наш друг - лес | 21 | 6 | 15 | Беседа | |
7 | Подводный мир и его обитатели | 18 | 3 | 15 | Беседа | |
8 | Итоговое занятие | 3 | - | 3 | Выставка работ | |
9 | Экологические проблемы водных ресурсов | 3 | 3 | - | Беседа | |
10 | Пасхальные аранжировки | 33 | 3 | 30 | Беседа | |
11 | Поделки из кофейных зерен | 36 | 3 | 33 | Беседа, практические занятия | |
12 | Итоговое занятие | 3 | - | 3 | Выставка работ | |
13 | Композиции из засушенных цветов. Принципы составления. | 21 | 3 | 18 | Беседа, практические занятия | |
14 | Природный камень. Изделия из природных форм. | 27 | 6 | 21 | Беседа, практические занятия | |
15 | Итоговое занятие | 3 | 3 | - | Выставка работ. Опрос | |
Итого | 216 | 51 | 165 |
Содержание учебного плана
2 год обучения
1. Вводное занятие. Организационные вопросы. Инструкция по ТБ.
Теория: Знакомство c группой учащихся. Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение.
2. Эко дизайн. Антропогенное загрязнение окружающей среды.
Теория: Человек и биосфера. Глобальное изменение климата Земли. Опасность экологической катастрофы.
Практика: Прогулка – наблюдение «Экология нашей местности». Изготовление панно из пуха и перьев, аппликации из лимонной и апельсиновой цедры, панно из опилок и чая, картины из шерстяных ниток; поделки из пластиковой посуды.
3. Панно из круп и семян.
Теория: Комбинирование разных видов круп и семян при изготовлении панно. Цветовая гамма и подбор фона. Выделение мелких деталей и контура рисунка при помощи круп. Эстетика при оформлении работ. Дополнительные материалы, используемые в работе. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Изготовление панно: «Цветы», «Животные», «Птицы».
4. Итоговое занятие. Опрос.
5. Биоразнообразие и выживание человека. Экосистема в которой мы живем.
Теория: Экологическая система, в которой мы живем. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
6. Наш друг – лес.
Теория: Леса Краснодарского края. Просмотр видеоматериала.
Практика: Подбор материала, составление схемы изделия, предварительная раскладка узора, выполнение работы, оформление готового изделия.
7. Подводный мир и его обитатели.
Теория: Просмотр видеоматериалов о обитателях подводного мира.
Практика: Изготовление панно из морских материалов (ракушки, песок, камни и т.д.)
8. Итоговое занятие. Выставка.
9. Экологические проблемы водных ресурсов.
Теория: Запасы воды на Земле и её глобальный круговорот.
10. Пасхальные аранжировки.
Теория: Пасха – традиции празднования. Яйцо – символ жизни. Знакомство с техникой папье-маше. Природные орнаменты, используемые для украшения яиц. Техника росписи и украшения яиц крупами.
Практика: Изготовление подставки для яиц, изготовление яиц в технике папье-маше. Изготовление яиц из круп, семян, кофейных зерен.
11. Поделки из кофейных зерен.
Теория: История возникновения кофе.
Практика: Изготовление панно, картин из кофейных зерен. Изготовление объемных поделок из кофейных зерен.
12. Итоговое занятие.
13. Композиции из засушенных цветов. Принципы составления.
Теория: Композиции из засушенных цветов. Принципы составления.
Практика: Составление композиции из засушенных цветов, колосьев, трав. Составление композиции из засушенных цветов, веток, коряг.
14. Природный камень. Изделия из природных форм.
Теория: Природный камень и его форма. Беседа. Технология выполнения фигурок животных из камней, прорисовки деталей. Рисунок на камне. Материалы, технология нанесения контуров. Аппликации на камне. Материалы, технология подготовки и прикрепления аппликации на камень.
Практика: Просмотр и сравнение образцов камней различной формы. Подбор камней по цвету, размерам, форме и изготовление фигурок черепашки, бабочки, ёжика и морских обитателей. Нанесение рисунков по образцу «Цветы», «Пейзаж» на камни, подходящие по форме. Выполнение аппликации на камне по выбору.
15. Итоговое занятие. Опрос.
Учебный план
3 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Организационные вопросы. Инструкция по ТБ. | 3 | 3 | Беседа | |
2 | Стихийные явления, чрезвычайные ситуации, катастрофы. | 18 | 6 | 12 | Беседа, практические занятия |
3 | Объемное панно из семян растений | 18 | 3 | 15 | Беседа, практические занятия |
4 | Итоговое занятие | 3 | 3 | - | Опрос |
5 | Охраняемые территории и объекты. | 6 | 6 | - | Беседа |
6 | Наш друг – лес. Глобальные проблемы современных лесов. Поделки из лесных материалов. | 39 | 6 | 33 | Беседа, практические занятия |
7 | Итоговое занятие | 3 | - | 3 | Выставка работ |
8 | Водные ресурсы Краснодарского края. Поделки из морских материалов. | 18 | 3 | 15 | Беседа, практические занятия |
9 | Пасхальные аранжировки | 33 | 3 | 30 | Беседа |
10 | Флористика. Панно, картины, сувениры. | 21 | 3 | 18 | Беседа, практические занятия |
11 | Итоговое занятие | 3 | - | 3 | Выставка работ |
12 | Сувениры из кофейных зерен | 48 | 6 | 42 | Беседа, практические занятия |
13 | Итоговое занятие | 3 | 3 | Выставка работ. Опрос | |
Итого | 216 | 45 | 171 |
Содержание учебного плана
3 год обучения
1. Вводное занятие. Организационные вопросы. Инструкция по ТБ.
Теория: Знакомство c группой учащихся. Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение.
2. Стихийные явления, чрезвычайные ситуации, катастрофы.
Теория: Стихийные явления, чрезвычайные ситуации, катастрофы (ураганы, смерчи, бури, пожар)
Практика: Изготовление объемной мозаики из природного материала (семена, крупы, перья и т.д.)
3. Объемное панно из семян растений
Теория: Беседа о разнообразии растительного мира и различных видах семян.
Практика: Подбор семян, составление схемы, раскладка рисунка на панно, выполнение работы. Оформление готовой работы.
4. Итоговое занятие. Опрос.
5. Охраняемые территории и объекты.
Теория: Беседы с просмотром видеоматериала, использование методической литературы. Просмотр фотографий и слайдов с изображением знаменитых заповедников.
6. Наш друг – лес. Глобальные проблемы современных лесов. Поделки из лесных материалов.
Теория: Лесохозяйственные ландшафты и проблема их охраны – беседа – диалог. Просмотр видеоматериала.
Практика: Подбор лесного материала, выбор схемы работы, раскладка материала по схеме, выполнение работы, оформление готовой работы.
7. Итоговое занятие. Выставка детских работ.
8. Водные ресурсы Краснодарского края. Поделки из морских материалов.
Теория: Общая характеристика водных ресурсов края – беседа. Работа с картой водных ресурсов Краснодарского края. Просмотр видеоматериалов.
Практика: Сбор материала, работа над схемой изделия, предварительная раскладка узора, выполнение работы, оформление фона, оформление готового изделия.
9. Пасхальные аранжировки.
Теория: Беседа о традициях русской духовной культуры. Экскурсия в Свято - Никольский храм станицы Советской.
Практика: Составление пасхальных композиций. Подбор материала, выбор цветовой гаммы, составление схемы изделия. Выполнение работы, применение декоративных украшений, оформление готового изделия.
10. Флористика. Панно, картины, сувениры.
Теория: Понятие «флористика». Флористические техники. Виды флористических работ.
Практика: Подбор материала, составление эскиза, выбор цветовой гаммы изделия, выполнение работы. Оформление готового изделия.
11. Итоговое занятие. Выставка детских работ.
12. Сувениры из кофейных зерен.
Теория: Понятие сувенир, классификация сувенира. История возникновения кофе.
Практика: Подбор материала, составление эскиза сувенира, выбор цветовой гаммы изделия, выполнение работы. Применение декоративных украшений в оформлении сувенира. Оформление готового изделия.
13. Итоговое занятие. Опрос.
Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода | 1 сентября 2016г. | до 31 мая 2017г. | |||
Количество учебных недель |
36 | ||||
Продолжительность каникул | Каникулы с 01.06.2017г. по 31.08.2017г
| ||||
Место проведения занятия | МБУДО ДДТ, ст. Советской на местности | Кабинет № 6
| |||
Время проведения занятия Занятие – 30 минут Перемены - 30 минут | группа 1а ПиФ | группа 2а ПиФ | |||
День | Время | День | Время | ||
Понедельник Среда | 8.00-10.00 8.00-10.00 | Понедельник Среда | 13.00-16.00 13.00-16.00 | ||
группа 3а ПиФ | |||||
Четверг Пятница | 16.00-19.00 16.00-19.00 | ||||
Форма занятий | Групповая | ||||
Сроки контрольных процедур | Начальная диагностика (октябрь), текущая диагностика (декабрь, март), итоговая диагностика (май) | ||||
Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) | * Новогодний утренник, декабрь; * Масленица, январь, февраль; * Утренник к 8 марта; * Поздравление ветеранов, май; * Отчетный концерт, май. |
Календарный учебный график приложение ( см.приложение 1)
Условия реализации программы.
Программа "Природа и фантазия" составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития учащихся. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности учащихся в собственной творческой деятельности.
Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с 12-ю посадочными местами, учебные столы не менее 10-12 - стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должны быть, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, книги, плакаты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов.
Также в кабинете имеется:
- мультимедийное оборудование;
- ноутбук;
- наглядный, дидактический и раздаточный материал для работы с детьми;
- необходимый материал для творческой деятельности.
Информационное обеспечение:
- учебно-методические пособия;
- планы и конспекты занятий;
- сценарии мероприятий (праздников);
- беседы; тематические папки методических материалов из опыта работы.
№ п/п | Наименование | Количество ( на группу) |
клеевой пистолет | 12 шт. | |
клеевые стержни | 24 шт. | |
Ножницы | 12 шт. | |
клей ПВА | 12 шт. | |
карандаши простые | 12 штук | |
картон белый | 12 пачек |
Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Пирода и фантазия» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимися объединений муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества ст. Советской муниципального образования Новокубанский район".
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом.
Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года после первой четверти и направлен на диагностику начального уровня знаний умений и навыков учащихся.
Итоговый мониторинг осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.
Для этого педагог использует следующие формы:
• открытое занятие
• беседы
• практические задания
• отчётные выставки
• викторины
• игровые и познавательные досуговые мероприятия
• праздники
Образовательные результаты фиксируются в материалы анкетирования и тестирования, которые заносятся в диагностическую карту.
Формы и виды контроля
объединения «Природа и фантазия»
1 год обучения
№ | Сроки | Цель контроля | Формы контроля |
1 | Ноябрь | Проверка уровня знаний основ экологии | Опрос |
2 | Декабрь | Проверка уровня знаний рассмотренных тем | Выставка работ |
3 | Март | Проверка уровня знаний изученных тем | Выставка работ |
4 | Май | Проверка уровня знаний, полученных умений и навыков за прошедший учебный год | Отчетная выставка. Опрос. |
Формы и виды контроля
объединения «Природа и фантазия»
2 год обучения
№ | Сроки | Цель контроля | Формы контроля |
1 | Ноябрь | Проверка уровня знаний основ экологии | Опрос |
2 | Декабрь | Проверка уровня знаний рассмотренных тем | Выставка работ |
3 | Март | Проверка уровня знаний изученных тем | Выставка работ |
4 | Май | Проверка уровня знаний, полученных умений и навыков за прошедший учебный год | Отчетная выставка. Опрос. |
Формы и виды контроля
объединения «Природа и фантазия»
3 год обучения
№ | Сроки | Цель контроля | Формы контроля |
1 | Ноябрь | Проверка уровня знаний основ экологии | Опрос |
2 | Декабрь | Проверка уровня знаний рассмотренных тем | Выставка работ |
3 | Март | Проверка уровня знаний изученных тем | Выставка работ |
4 | Май | Проверка уровня знаний, полученных умений и навыков за прошедший учебный год | Отчетная выставка. Опрос. |
Оценочные материалы. Тесты, наблюдение. Перечень диагностических карт, портфолио детских работ и достижений.
Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: тестирование, участие в выставках.
Методические материалы.
Одной из важнейших задач педагога дополнительного образования является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности. В связи с этим повышается роль творчества в формировании личности, способной к высокопроизводительному труду, насыщенной деятельности.
Усилиями многих педагогов накоплен большой опыт работы с учащимися, сложились конкретные организационные формы воспитательного процесса, разработаны методы занятий с учащимися.
Методы – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов реализуется образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
В определении метода следует обратить внимание на 3 момента:
- Деятельность педагога – он объясняет, демонстрирует, инструктирует, поощряет.
- Действие учащегося – он слушает, запоминает, повторяет, выполняет.
- Взаимодействие педагога и учащегося – умение правильно строить свои отношения с учащимися и сделать их творцами воспитательного процесса.
Последовательность освоения разных техник позволит перейти к самостоятельному творчеству и воплощению своих идей.
Вся работа направлена на взаимодействие: учащийся – педагог – родитель. Не одно мероприятие не проходит без родителей, которые всегда готовы помочь. Они посещают родительские собрания, разные воспитательные и массовые мероприятия.
Алгоритм подготовки и построения учебного занятия
- I этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
- II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
- III этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся.
2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний
Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
- IV этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
Список литературы:
Дополнительная литература для педагога
1. Белюченко И.С. Экология Кубани. Краснодар, Часть I, 2005. – 513с.
2. Белюченко И.С. Экология Кубани. Краснодар, Часть II, 2005. – 470с.
3. Доклад «О состоянии природоиспользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2006 г.», Краснодар: Пересвет, 2007. – 380с.
4. Куликова О.П. Поделки из природных материалов. М.,2005. – 96с.
5. http://7ls.ru/detail.php?id=92
6. http://subscribe.ru/archive/home.interior.shishi2011b/201104/27133317.html
7. http://vistavka.jimdo.com/что-такое-флористика/
8. http://coffeetrade.com.ua/showpage20/
Обязательная литература для педагога
1.Бетина, О. Б. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. Б. Бетина. – СПб.: Вектор, 2006. – 252 с.
2.Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250 с.
3.Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2010. - 144 c.
4.Вагин Л. А., Дорошенко Е. Ю. “Педагогические советы: актуальные проблемы
школы, современные педагогические технологии.”-Волгоград: Учитель,2007.
5.Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве. СПб., 2010
Литература для детей
1. Агапова И.А. , М.А. Давыдова. Забавные игрушки из природных материалов. «РИПОЛ КЛАСИК» Москва – 2007
2. Александрова М.Г. Ракушки. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 209с.
3. Красько Н.А., Нехорошева Г.В. Коллаж. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.- 195с.
4. Кузнецова С.В. Мастерим с детьми: поделки из природных материалов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 317с.
5. Куликова О.П. Поделки из природных материалов. М.,2005. – 96с.
6. Свешникова Т.А. Природные материалы – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 165с.
7. Стародуб К., Ткаченко Т. Поделки из природных материалов для начинающих. Подарки и сувениры из природных материалов. Ростов н/Д: 2006. – 192с.
8. Шкицкая И.О. Картинки из сухих цветов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 109с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для ДОВ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для детей с ограниченными возможностями расчитана на обучающихся 7-14 лет. Программа предназначена для педаг...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии", художественно - эстетической направленности. Расчитена на 3 года обучения. Предназначена для учащихся 7 - 14 лет....
Слайдовая презентация "Защита общеобразовательной общеразвивающей программы "В мире мягкой фантазии"
Слайдовая презентация "Защита общеобразовательной общеразвивающей программы "В мире мягкой фантазии" была составлена и представлена на областном этапе конкурса "Сердце отдаю детям" в 2012 году...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лоскутная фантазия"
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству учащихся начального звена. В содержание программы включены основы ручного шитья и лоскутной пласти...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажная фантазия. Торцевание»
Программа «Бумажная фантазия. Торцевание." разработана для реализации в центре дополнительного образования, она краткосрочна, рассчитана на 12 ч., приспособлена...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисерная фантазия»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БИСЕРНАЯ ФАНТАЗИЯ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детские Фантазии»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детские Фантазии»...