Проектная деятельность.
статья

Проектная деятельность в дополнительном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx42.87 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проектная деятельность»

Развитие интеллектуального потенциала, поиски отбор талантливых учеников, оказание им поддержки в профессиональном развитии – являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования. Особая роль в решении этой проблемы отводится организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Главная идея методов проектов – направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально доминирующей проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначения своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления,  аккумулировать творческий потенциал.

Проектная деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном организованном обучении. Это стало неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательных учреждениях различного вида с различным контингентом учащихся.

 Понятие о проектной деятельности.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социально-культурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции..

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как:

 -  конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера;

 - форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;

- дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.

Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса,  приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

      Целью проектной деятельности является  понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

  • обучение планированию (ученик должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, предоставлять четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

  • проект должен быть посильным для выполнения;
  • создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
  •  вести подготовку обучающихся к выполнению проектов;
  •  обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения);
  • в том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;
  •  обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  •  развитие творческих способностей;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

 

Оформление учебного проекта

Любой проект состоит из:

  • пояснительной записки, в которой Вы показываете свой путь от замысла, через поиски идей и решений, через схемы, рисунки, быть может чертежи к окончательному проектному решению;
  • материального воплощения проекта (изделие, опытный образец, макет или другое, а так же тексты, рисунки, фотографии, видеофильмы и др.);
  • публичной защиты выполненного проекта и его результатов.

В пояснительной записке должно быть отражено:

1. Выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование идей.

2. Описание этапов конструирования объекта.

3. Выбор материала для объекта, дизайн-анализ.

4. Процесс изготовления изделия, графические материалы.

5. Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.

6. Техника безопасности при выполнении работ.

7. Экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама.

8. Использованная литература.

9. Приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).

Выделяются три этапа выполнения проекта:

1.Подготовительный этап:

- поиск и обоснование проблемы,

- выбор оптимального варианта решения,

- анализ предстоящей работы.

2.Технологический этап:

- планирование технологических процессов,

- разработка технологической документации,

- организация рабочего места,

- выполнение технологических операций,

- самоконтроль деятельности.

3.Заключительный этап:

- корректировка объекта деятельности,

- экономическое обоснование,

- мини-маркетинговые исследования,

- контроль и испытание,

- защита проекта.

Алгоритм выполнения проекта

Через проблему – к практическому результату

Метод проектов в руках педагога дополнительного образования есть своеобразный педагогический инструмент, с помощью которого осуществляется лично-деятельностный подход в дополнительном образовании детей и взрослых. Проблема формирования проектного мышления в контексте целостного развития неадаптивной личности при профильном обучении в учреждениях дополнительного образования приобретает особую актуальность. Превращение проектирования в предмет обучения и в основу содержания образования предполагает:

  • включение учеников в процесс создания новых организационно-деятельностных форм при работе в образовательных проектах;
  • обучение школьников соответствующим способом – целепологанию, самоопределению, позициированию, проблематизации и т.д.

При использовании в обучении метода проектов в корне меняются отношения педагог-учащийся.

Учащийся

Педагог

определяет цель деятельности

помогает ему в этом

открывает новые знания

рекомендует источники знаний

экспериментирует

раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать познавателно-трудовую деятельность

выбирает

содействует прогнозированию результатов выбора

активен

создает условия для проявления активности

субъект обучения

партнер

несет ответственность за результаты своей деятельности

помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности

Одним из условий оптимизации проектной и исследовательской деятельности учащихся является возможность грамотного руководства проектом. Работа по методу проектов требует от педагога не столько преподавания, сколько создания условий для активной деятельности учащихся: он должен стать инициатором, координатором, менеджером, консультантом, экспертом. Ему самому нужно владеть навыками проектирования, чтобы научить этим навыкам учащихся.

Дополнительное образование по своей изначальной сути  является вариативным образованием, ориентированным на свободный выбор многообразия видов и форм деятельности, как со стороны педагогов, так и со стороны ученика. А  это в свою очередь подводит к тому, что сама сфера дополнительного образования выступает как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития вариативного образования. При этом, вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей получения более глубоких, в том числе специальных знаний, профессиональной ориентации в целом саморазвития человека.

Заключение

В проектной деятельности учащиеся:

- овладевают навыками работы с источником информации, технологиями, овладевают навыками самоорганизации;

- учатся ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность;

- учатся принимать решения, моделировать, проектировать.

В ходе работы над проектом у учащихся развиваются навыки работы в группе, формируется культура публичного выступления и т.д.

Проектное и учебно-исследовательское обучение следует использовать как дополнение ко всем видам обучения (как в основной школе на всех уровнях, так и в рамках дополнительного образования).

Преимущества проектной деятельности в дополнительном образовании – нет жесткого регламентирования предмета, приветствуется инициативность, фантазия, творчество, креативность, есть возможность обучающимся проживать различные роли и самим преобразовывать окружающую действительность.

Список литературы

1. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога.// Первое сентября, № 9–2004.

2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.

3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.

5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004.

6. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. М.: Центр «Педагогический поиск»,2006.

7.Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д., Кожина О.А. и др. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство.1994.№4.

8. Чайка А.Н. Проектирование как предмет дополнительного обучения. «Бюллетень».№1,2006.

9. Чанилова Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников: Дис. …канд. пед. наук. Саратов, 1997.// http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/118914.html

10. Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности : Проектная деятельность на уроках технологии в 5-9-х классах / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...