Речевые этюды
план-конспект

Марина Александровна Шамрина

Цели:

  1.  Учить детей выразительно проигрывать этюды, строить диалог.
  2. Развивать речевые функции, фантазию, артистизм.
  3. Воспитывать зрительскую культуру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_rechevye_etyudy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Речевые этюды»

Цели:

  1.  Учить детей выразительно проигрывать этюды, строить диалог.
  2. Развивать речевые функции, фантазию, артистизм.
  3. Воспитывать зрительскую культуру.

Оборудование: Музыкальное сопровождение, стулья.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Проверка готовности учащихся к началу занятию. Приветствие:

- Здравствуйте, ребята. Прошу занять свои места.

2. Подготовительный этап - разминка. 

       Тема – «Речевые этюды». Но прежде чем с ней ознакомиться, мы проведем разминку и вспомним наши упражнения. Поскольку мы утверждаем, что в процессе звукоизвлечения участвует все тело, то и начинаем занятие с подготовки его к этому процессу.

     

Прогревание.

      Разогревать тело следует с макушки головы до пальцев ног. Каждый блок упражнений заканчивается «сбросом», т.е. расслаблением тела.        

       Исходное положение – стоя. Для выполнения этого упражнения активно прогреваем ладони – трем одну о другую. Когда ладони стали горячими, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы в следующем порядке: запястья, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Соответственно в ходе упражнения постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, выстраивая позвоночник от копчика до шеи.

     

Упражнения для шеи и головы.

    

Потолок – пол

Следует очень медленно опустить голову как можно ниже, затем так же медленно как можно дальше откинуть назад. Всего 8 движений.

   

 Метроном

Медленно дотягиваем ухом то левого, то правого плеча попеременно. Всего 8 движений.

     

 Черепаха – 1

Это упражнение для шеи. Как черепаха выглядывает из своего панциря, так  и мы, медленно вытягиваем шею вперед, потом назад, и так 8 раз.

Индийский танец

 При вертикально неподвижной голове шея двигается влево и вправо на максимально возможное расстояние. 8 движений.

 Квадраты головой  

 Движение головой: вперед – вправо – назад – влево. Всего по 4 «квадрата», меняя направление.

Круги

Делаем по одному медленному вращательному движению головой в каждую сторону.

 Упражнения для плеч

       

Надеть пиджак

Представляем, что на плечах у нас накинут пиджак, но он потихоньку сползает. Резкими, круговыми движениями плеч накидываем воображаемый пиджак на плечи. Повторить 4 раза.

       

 Снять пиджак

Аналогичное упражнение, но на этот раз скидываем с себя воображаемый пиджак  круговыми движениями с плеч. Повторить 4 раза.

       

Упражнения для бедер

Садимся на мячик

Ноги на ширине плеч, немного согнуты в коленях, стопы стоят параллельно, позвоночник прямой. Мы, как бы, усаживаемся на очень большой упругий мяч. Выполняем по 8 движений: вперед – назад, влево – вправо. Затем делаем квадраты, то есть фиксируем точки. Потом круги.

Самомассаж

Для того, чтобы улучшить работу внутренних органов и мышц, которые участвуют в голосообразовании применяется гигиенический самомассаж, делается медленно плавно, в расслабленном состоянии. Поглаживают лицо, шею, грудную клетку кончиками пальцев обеих рук. Одновременно произносятся звуки с поглаживанием лба и лица – «ми-ми-ми…», постукивают верхней губой со звуком «в», нижней – со звуком «ф», при постукивании груди «ж-ж-ж…».

     Снятие мышечных зажимов (методика Э.М. Чарели)

  • Кончиками пальцев поглаживать лоб от середины к ушам;
  • Кончиками пальцев поглаживать лицо под глазами – от носа к ушам;
  • Кончиками пальцев поглаживать лицо от середины верхней губы к ушам;
  • От середины подбородка к ушам;
  • Обеими руками поглаживать затылок, от затылка к подмышечным впадинам;
  • Поочередно каждой рукой каждой рукой поглаживать шею спереди от подбородка к груди;
  • Легко и быстро постукивать кончиками пальцев лобные пазухи, двигаясь от середины лба к ушам, произнося слитно сочетание «ми-ми».
  • Постукивать кончиками пальцев полость под глазами, произнося слитно «ку-ку-ку», «ни-ни-ни», «на-на-на».
  • Постукивать кончиками под носом, произнося «ви-ви-ви», «во-во-во», «ву-ву-ву».
  • Под нижней губой, произнося «зу-зу-зу», «зи-зи-зи», «за-за-за».
  • Постукивать ладонями грудную клетку, произнося «ж-ж-ж-ж», «м-м-м».

Дыхательная гимнастика

Перед сном

Лечь на пол, руки положить на живот. Полностью расслабить мышцы и, вспоминая как умиротворенно дышится перед сном, попытаться отследить технологию этого вдоха. Затем следует обратить внимание на положение живота, диафрагмы, грудной клетки в процессе дыхания и попытаться мысленно зафиксировать это положение. Необходимо повторить вдох, сознательно утрируя движения мышц живота, уделить особенное внимание на расслабленность плеч. Когда же ученик понял принцип дыхания выполняем упр. вдох – задержка дыхания – выдох на счет. Сначала выдох длится 3 счета, 6,9…

Вдох 5с – задержка дыхания 5с – выдох 5с. Повторить 6р.

 Поклонение солнцу

Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на уровне груди. Далее:

вдох – руки и голову поднять вверх;

выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол;

вдох – левую ногу отставить назад, голову поднять вверх;

выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз;

вдох – выдох – повторить то же самое с правой ноги;

вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо;

выдох – ладони сложить домиком на уровне груди.

Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально быстрого, затем следует успокоить дыхание. Для этого выполняется специальное упражнение.

Два вдоха и два выдоха

Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободное. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и два выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научаться делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.

Черепаха 2

Шею вытянуть вперед – вдох в живот, убрать назад – «холодный выдох» через длинное произношение «п».

Арлекин

Вдох в живот – руки от плеча до локтевого сустава зафиксированы параллельно полу, предплечья и кисти свободно висят. «Холодный выдох» через «п» - одно быстрое круговое движение предплечий и кистей рук при закрепленном плечевом поясе. Далее на каждый выдох скорость движения рук увеличивается, и так до 6 круговых движений на одном выдохе. Затем повторяем движения в обратном порядке, сводя их снова до одного на выдохе. Скорость движения определяет педагог. Амплитуда – максимально возможная.

Выращивание цветка

Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающая кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

Мишень

С помощью согласных в, п, г, к, д «обстреляйте» воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель.

 

Кнопки

«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

 

Жонглер

Представьте, что вы раскручиваете на палочке, стоящей на ладони, воображаемое блюдце. Постепенно увеличивая скорость вращения, постарайтесь его удержать, повторяя, четко артикулируя: «дабидабидуп»- «дабидабидуп»- «дабидабидуп»…

Артикуляционная гимнастика

Назойливый комар (разогрев мышц лица)

Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхание не акцентируется, главное – гримасничать активно.

Улыбка - хобот

Максимально вытягиваем губы вперед, сложив хоботком, затем как можно сильнее улыбаемся. Всего 8 упражнений.

Часы

Губы вытягиваем  хоботком и вращаем по часовой стрелке. Можно взять в рот карандаш и карандашом описывать круги.

А, О, У

Раскрываем рот максимально широко со звуком -а-, со звуком –о- ,со звуком –у-.

Лошадка

Изображаем скачущую лошадку.

Мотоцикл

Заводим мотоцикл со звуком –р.

Уколы

Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и в левую щеки.

Змея

Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

Коктейль

Сворачиваем язык трубочкой и пьем воображаемый коктейл.

3. Основная часть

 - Ребята, давайте мы сегодня поставим маленький спектакль. Я вам предлагаю сказку в стихах Чуковского «Тараканище».  Распределим роли.

  ( Идет распределение ролей, раздача текста).

- А теперь проведем репетицию над стихотворными текстами, этюдами.

  (проводится репетиция)

- Интересно ли будет для зрителя, если мы просто прочитаем выразительно наш текст.

(Ответ: - нет).

- Конечно, актеры еще и двигаются, иногда и танцуют на сцене. Поэтому предлагаю проделать пластические импровизации, как каждый из вас представляет своего героя.

(пластические импровизации)

- Молодцы, у всех отлично получается. Теперь проведем общую репетицию. Старайтесь менять свои голоса в зависимости от характера персонажа и при этом добавлять пластические импровизации.

(Проводится общая репетиция)

4. Подведение итогов

Молодцы ребята! Мы сегодня проиграли речевые этюды, сопровождая пластическими импровизациями. Спасибо за хорошую работу, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по живописи для 3 класса ДХШ "Этюд яблока при различном освещении (боковом и лобовом)".

Целью урока является: понять особенности световой  перспктивы и ее роль в живописи; понять, как влияет расположение источника света на восприятие объекта. Научиться различать лобовое и боковое ос...

Этюд "Мой Пушкин"

Цель урока - познакомить учащихся с новым литературным жанром – этюдом, выявить его жанровые особенности посредством лингвистического анализа этюдов разных авторов; подготовить учащихся к самостоятель...

Пример семантического этюда

Задание сложное, поэтому дается как факультатив....

Конспект урока по живописи 1 класс (10-13 лет) на тему: «Этюд осенних листьев».

Конспект урока по живописи в 1 классе художественного отделения ДШИ...

Конспект занятия «Сценическое общение. Взаимодействие с партнером. Парные этюды на освоение словесного действия».

В материале представлен конспек занятия в театр студии "веселый ветер". Описана разминка, основная часть, игровые упражнения, сделана рефлексия....

Урок развития речи. Обучение написанию этюдов

Мастер-класс (Слайд № 1). Земля хороша собой… (ПИШЕМ ЭТЮДЫ, ИЛИ ЗАРИСОВКИ С НАТУРЫ)   …схватить в слове проходящее мгновенье…   ...