ПРОЕКТ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ «Медиабезопасность детей и подростков»
проект

Бояркина Анна Александровна

Образовательная программа «Медиабезопасность детей и подростков» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь и СМИ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediabezopasnost.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская Школа Искусств №3 «Младость» Промышленного района г.о. Самара

        

ПРОЕКТ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ  

 «Медиабезопасность детей и подростков»

Выполнила:

ПДО Бояркина А.А.

МБУ ДО ДШИ №3 « Младость»

Самара 2020

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….3

1.1. Актуальность программы

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Формы обучения, объём программы в часах

  1. Основные направления содержания программы…………………………...4

2.1. Тематическое планирование

2.2. Планируемые результаты освоения программы……………………….6

2.3. Содержание просветительской программы «Медиабезопасность детей и подростков»

  1. Список литературы………………………………………………………….10

  1. Пояснительная записка 

Образовательная программа «Медиабезопасность детей и подростков» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь и СМИ). 

Медиабезопасность ребенка – это задача прежде всего школьного воспитания.

Программа разработана с учетом требований законов РФ: «Об образовании», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10. 

Данная программа также ориентирована на специалистов, занятых обучением, воспитанием несовершеннолетних и организацией их досуга. Программа может быть использована при организации просветительской работы и с родителями, и  с общественностью.  

  1. Актуальность программы

  1. Цель и задачи программы 

Цели обучения: освоение детьми базовых принципов компьютерной безопасности и защиты от возможных компьютерных угроз.

Задачи обучения:

  1. познакомить обучающихся с нормативно-правовыми документами по вопросам защиты от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
  2. формировать знания в области безопасности использования сети Интернет, СМИ, различных видов телекоммуникаций; 
  3. вести работу по изучению технологий и средств защиты информации; 
  4. формировать навыки профилактики зависимого поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом.

  1. Формы обучения, объём программы в часах

Формы обучения: очная, очно-заочная, дистанционная.

Объем программы - 36 часов.

Программа может быть реализована дистанционно  – как в полном объеме, так и по отдельным модулям, с учетом потребностей обучающихся.

  1. Основные направления содержания программы

Программа разработана на модульной основе и представляет совокупность отдельных модулей. Программа реализуется на основе использования различных форм работы и предусматривает возможность построения индивидуальных траекторий обучения слушателей, дистанционного обучения.

Методы обучения:

Для реализации данной программы используются личностно-ориентированные, системно-деятельностные и проектно-исследовательские технологии.

Формы организации учебных занятий:

Реализация программы предусматривает проведение лекций, практических занятий, семинаров, круглых столов, деловых игр, дискуссий, консультаций (в том числе и дистанционных).

Программа разработана на блочно-модульной основе и представляет совокупность отдельных модулей. 


2.1. Тематическое планирование

«Медиабезопасность детей и подростков»

п/п

Наименование модулей и тем

Всего

часов

лекц.

другие виды занят.

конт-роль

1

Сохранение физического и психического здоровья детей в современной информационной среде.

4

1.1

Здоровьесберегающие технологии при работе на ПК.

2

1.2

Негативное воздействие компьютера на психическое здоровье детей.

2

2

Информационная этика и правовые аспекты защиты информации

4

2.1

Информационная этика и право.

2

2.2

Основные законы России в области компьютерного права и защиты детей.  

2

3.

Безопасность детей использующих Интернет, мобильную связь, СМИ, различные виды телекоммуникаций.

12

3.1

Опасности, с которыми дети могут столкнуться в сети Интернет. Организация правильного поиска необходимой информации в сети Интернет и СМИ.

2

2

3.2

Безопасное общение детей в Интернете

2

3.3

Феномен «Интернет-зависимости». Профилактика Интернет-зависимости у детей и подростков.

2

3.4

Технологии безопасной работы в сети Интернет.

2

3.5

Разработка проекта учебного занятия по теме «Безопасность детей в Интернете».

2

+

4.

Технологии и средства защиты информации от противоправных посягательств в сети Интернет, мобильной (сотовой) связи и СМИ. 

12

4.1

Уровни и меры по защите информации.

2

4.2

Меры безопасности при работе с электронной почтой.

2

4

4.3

Основы безопасности  мобильной (сотовой) связи.

2

4.4

Разработка проекта учебного занятия по теме «Средства защиты информации от противоправных посягательств в сети Интернет, мобильной (сотовой) связи и СМИ».

2

+

5

Компьютерные вирусы и средства защиты.

4

5.1

  Компьютерные вирусы и средства защиты

2

2

Всего

36

20

16


2.2. Планируемые результаты освоения программы

Результатами освоения программы являются:

- осознание обучающимися значимости проблемы медиабезопасности ;

- сформированные компетентности в области правовых аспектов

медиабезопасности детей и подростков;

- знание способов защиты от противоправных посягательств в сети

Интернет и мобильной (сотовой) связи.

Способом оценивания освоения данной программы является разработка слушателями проектов программ для  просветительской работы с родителями и общественностью и проектов учебных занятий по медиабезопасности детей и подростков.


2.3. Содержание просветительской программы

«Медиабезопасность детей и подростков»


Модуль 1.
 Сохранение физического и психического здоровья детей в современной информационной среде.

Тема 1.1 Здоровьесберегающие технологии при работе на ПК.

        Здоровьесберегающие технологии, применяемые при организации работы школьника на компьютере. Гигиенические требования к организации занятий с использованием новых информационно-компьютерных технологий.  Профилактика нарушений здоровья детей  в современной информационной среде.

Тема 1.2         Негативное воздействие компьютера на психическое здоровье детей.

        Воздействие компьютера на психическое здоровье детей. Уход от реальности. Признаки, характерные для игромании, как разновидности зависимого поведения. Стресс при работе с компьютером. Способы его профилактики и коррекции.

Модуль 2. Информационная этика и правовые аспекты защиты информации

Тема 2.1 Информационная этика и право.

        Информационная         безопасность.        Угрозы        информационной  безопасности. Уровни информационной безопасности. Направления защиты компьютерной информации.

Тема 2.2 Основные законы России в области компьютерного права и защиты детей.

        Федеральный закон  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010 г.  № 436-ФЗ –1 с последующим изменением и дополнением)

Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» (от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ).

Федеральный закон «О связи» (от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ с последующим изменением и дополнением).

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ).

Модуль 3. Безопасность детей использующих Интернет, мобильную связь, СМИ, различные виды телекоммуникаций.

Тема 3.1 Опасности, с которыми дети могут столкнуться в сети Интернет. Организация правильного поиска необходимой информации в сети Интернет и СМИ.

        Риск получения ребенком доступа к неподходящей информации. Типы рисков. Организация правильного поиска необходимой информации в сети Интернет и СМИ.

 

Тема 3.2 Безопасное общение детей в Интернете

         Противостояние угрозам из Интернета. Инструкции по безопасному общению в чатах. Интернет-этика поведения в Интернете. Как не следует вести себя в Сети. Безопасное общение при использовании мобильной (сотовой) связи.

Тема 3.3  Феномен «Интернет-зависимости». Профилактика Интернет-зависимости у детей и подростков.

Феномен «Интернет-зависимости». Профилактика Интернет-ависимости. Преодоление Интернет-зависимости у детей и подростков.

Тема 3.4  Технологии безопасной работы в сети Интернет

        Основные угрозы безопасности детей в Интернете: киберхулиганы, злоупотребление общим доступом к файлам, хищники, неприличный контент, вторжение в частную жизнь.

Повышение уровня общей безопасности при работе в сети. Советы по безопасности при работе на общедоступном компьютере.

Тема 3.5        Разработка проекта учебного занятия по теме «Безопасность детей использующих Интернет, СМИ, различные виды телекоммуникаций».

 

Модуль 4. Технологии и средства защиты информации от противоправных посягательств в сети Интернет, мобильной (сотовой) связи и СМИ.

Тема 4.1 Уровни и меры по защите информации.

        Цели совершения преступления. Основные понятия в области защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа. Уровни защиты информации. Меры по защите информации. Планирование мер по защите информации  на создаваемые электронные ресурсы.

Тема 4.2  Меры безопасности при работе с электронной почтой.

        Основные угрозы личной безопасности: кража индентификационных сведений, мистификация, нежелательная почта (спам). Доступ к файловой системе (папкам). Утечка информации через электронную почту. Социальная инженерия. Фишинг. Меры безопасности при работе с электронной почтой.

Тема 4.3  Основы  безопасности  сотовой (мобильной) связи.

        Основы безопасности при использовании мобильной (сотовой) связи. Виды мошенничества в мобильной связи. Меры предосторожности и безопасности при использовании сотовой (мобильной) связи.

Тема 4.4  Разработка проекта учебного занятия по теме «Средства защиты информации от противоправных посягательств в сети Интернет, мобильной (сотовой) связи и СМИ».

.

Модуль 5.  Компьютерные вирусы и средства защиты.

Тема 5.1.  Компьютерные вирусы и средства защиты.

        Обзор и классификация компьютерных вирусов. Способы распространения вирусов. История вредоносных программ. Вирусная терминология. Классификация вирусов. Самые распространенные вирусы. Цикл функционирования вирусов.         Антивирусное программное обеспечение и антишпионские программы. Методы борьбы с вирусами. Меры защиты от проникновения и распространения вирусов.
Модуль 1. Сохранение физического и психического здоровья детей при работе с компьютером

  1. Список литературы:

  1. Федеральный закон  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ;
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  3. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10;
  4. Беки Уорли. Интернет: реальные и мнимые угрозы/ Пер. с англ. — М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. — 320 с.
  5. Галатенко В.А. Основы информационной безопасности. [Текст] 4-е изд. учеб. пособие, ВУЗ // — М: Издательство Бином. Лаборатория знаний, Интуит, 2008—205 с.
  6. Глушаков С.В. Секреты хакера: защита и атака [Текст] / С.В. Глушаков, М.И. Бабенко, Н.С. Тесленко. — изд. 2-е, доп. и перераб. — М: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. — 544 с. — (Учебный курс).
  7. Прохода А. Н. Обеспечение Интернет-безопасности. Практикум: Учебное пособие для вузов. [Текст] // — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 180 с: ил.
  8. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной сфере: «за» и «против». — М.: АРКТИ, 2006. — 192 с.
  9. Основы безопасности детей и молодежи в Интернете — интерактивный курс по Интернет-безопасности. Владельцами авторских прав на сайт являются проект Финский день информационной безопасности и WSOYpro [Электронный ресурс]. —

URL: http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/copyright.htm

  1.  Безопасность детей в Интернете. Nachalka.com 2008 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nachalka.com/bezopasnost
  2.  Безопасность дома [Электронный ресурс]. —

URL: http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx

  1.  Евтеев Леонид. Безопасность ребенка в Интернете. Инновационная образовательная сеть «Эврика» — Пермь, 2009. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.diaghilev.perm.ru/class/sobr4—2.htm
  2.  Кимберли Янг. Тест на Интернет-зависимость / Перевод теста, выполненный        и        адаптированный        В.А.Буровой/        Клиника        СПО Центр — М: 2009 [Электронный ресурс]. —

URL: http://www.psyhelp.ru/texts/iad_test.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

в презентации преведен алгоритм работы с детьми  девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И МАССОВЫМ СПОРТОМ через проект «Наш путь к здоровью»

Проект «Наш путь к здоровью» (творческо-исследовательская проектная деятельность) Краткая аннотация проекта. Предоставляемый проект реализуется в МОБУ СОШ №10 Цель проекта. Основной целью проекта явля...

Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».

Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков  как одно из условий становления  и развития новой школы».Посвящен формированию основ толерантного с...

Социальный проект «Чем люди живы?» (формирование культуры толерантности детей и подростков средствами театральной деятельности)

В поисках эффективных средстввоспитания толерантности у детей и молодежи обусловлен актуальностью данной социально-педагогической проблемы. В настоящее время акцентируется внимание на формировании тол...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Интегрированный инновационный проект «Библиотека – территория безграничных возможностей» Психологический библиотечный клуб для детей и подростков с ОВЗ «Капельки солнца»

Цель проекта: создать в библиотеке информационную, культурно-творческую и психологически комфортную среду, способствующую развитию информационной культуры, коммуникативных навыков, творческого и духов...