Обучение педагога дополнительного образования работе с родителями
материал
Старый школьный афоризм гласит:
«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospit_rabota_s_roditelyami.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение педагога дополнительного образования работе с родителями
Старый школьный афоризм гласит:
«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Воспитание — это пространство и процесс долговременного формирования и развития человеческой личности, процесс ее сущностного развития.
Система дополнительного образования детей Российской Федерации сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в нашем современном обществе. Оно органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации и Федеральной программе развития образования.
Учреждение дополнительного образования, испытывают в настоящее время трудности, связанные с подготовкой педагогов к воспитательной деятельности с родителями. Из года в год увеличивается число социально дезориентированных семей, в которых дети не чувствуют духовной и душевной близости с родителями, испытывают недостаток понимания, любви со стороны родителей, часто страдают от конфликтов. Многие родители нацелены на обеспечение ребёнка материальными благами, а не на понимание возникающих у него проблем в среде сверстников. В этой связи работа педагогов должна быть направлена на популяризацию осознанного родительства.
Для обучения педагогических работников и повышения их квалификации по вопросам развития родительской компетентности используются соответствующие программы.
Цель обучения – совершенствование компетенций специалистов в работе с родительскими группами; формирование позитивного семейного опыта; приобретение навыков эффективного взаимодействия с детьми.
Организация образовательного процесса педагогов обеспечивается современными технологиями, интерактивными формами, мобильным обновлением учебной информации, Используются активные методы повышения квалификации: неимитационные (лекция-пресс-конференция, круглый стол, дискуссия) и имитационные (кейс, тренинг, деловая игра и др.). Содействуют активной деятельности педагогов интерактивные методы обучения, базовой характеристикой которых является взаимодействие, общение, диалог, способствующие продуктивному усвоению учебной информации, развитию коммуникативной компетентности педагогов. Интерактивные методы используются в проведении деловой игры, тренинга, дискуссии и других формах работы.
Чётко организованная работа с родителями должна носить конструктивный характер, позволяющая смоделировать единую образовательную среду в организации.
Родительское собрание как основная форма открытого взаимодействия с родителями наиболее эффективна в работе педагога в системе дополнительного образования.
Как показывает практика, педагоги, а чаще всего молодые специалисты, испытывают высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью участия в родительском собрании.
В ходе занятий с педагогами по подготовке к проведению родительских собраний осуществляется практическое моделирование по темам: «Критика во благо или во вред», «Этапы проведения собрания с родителями», «Недостаток внимания и его последствия», «Поддержка и способы позитивного самоутверждения», «Родительская ответственность», «Мы — семья»; «О доброте и милосердии»; «Общение с уважением», «В прошлом наше будущее», «Детство без слёз».
Так, тема «Детство без слёз» направлена на обучение педагогов для оказания поддержки родителей на всех стадиях семейной жизни, построения взаимоотношений с детьми без применения насилия. Важно нацелить родителей на конструктивное поощрение, поддержание дисциплины, взаимное уважение, установление границ, умение слушать и слышать, общение, создание атмосферы доверия и привязанности, поддержку детей в их развитие и т.д.
С учетом современных требований отрабатываются разнообразные формы проведения родительского собрания. В частности: «круглый стол», тематическая дискуссия самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультация со специалистами и др.
Трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы. Например, такие как: «я и так все знаю», «чему вы можете меня научить, «я старше вас», «вы педагог, вы и занимайтесь с ребенком».
Чтобы избежать трудности в работе с родителями начинающих педагогов, проводятся тренинги. «Мифы и реальность» - тренинги, направленные на обсуждение и анализ ситуаций, которые отличаются от реальности и могут поддерживать и усиливать тревогу, неуверенность педагога. К данной форме работы привлекаются коллеги, у которых есть опыт работ с родителями. На каждом из таких тренингов отрабатывается не более одного из перечисленных мифов:
Миф 1. Родители знают достаточно много, и вряд ли я смогу сказать им что-то новое.
Миф 2. У другого (более опытного, знающего и т.п.) сразу бы все получилось, все родители были бы заинтересованы темой собрания и хотели бы встретиться вновь.
Миф 3. Если я не смогу ответить на все вопросы родителей, они решат, что я недостаточно компетентен.
Важно укрепить в педагоге веру и понимание в том, что трудно найти человека, который знает ответы на все вопросы. Если воспринимать все вопросы родителей не как экспертизу на профпригодность, а как ориентир для дальнейшего развития, то сама ситуация собрания – это ситуация взаимного обмена. Педагог имеет право сказать, что не готов дать ответ на вопрос в данный момент, он обдумает вопрос и подготовится к ответу. Это нисколько не умаляет квалификации педагога, а скорее свидетельствует о его серьезном профессиональном подходе к обсуждаемой теме.
В заключение, хочется сказать: «Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на инструкцию. Перевоспитать родителей наврядли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия в отношении к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования, детей и родителей
«Лоскутная техника – "пэчворк"."НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА"»...
Семинарское занятие,как форма организации обучения педагогов дополнительного образования
Описание одной из форм организации обучения педагогов дополнительного образования-семинара. Описание главной составляющей - дискуссия. Классификация семинарских занятий...
Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования
Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...
Методика работы педагогов дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования с родителями
Методическая разработка на тему:«Методика работы педагогов дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования с родителями».Цель: Помочь педагогам ...
Анкета изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и работой педагога дополнительного образования
Анкета для изучения мнения родителей на тему: "Удовлетворённость работой ДДТ и работой педагога ДО....
Анкета изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и работой педагога дополнительного образования
Анкета для изучения мнения родителей на тему: "Удовлетворённость работой ДДТ и работой педагога ДО....
Педагог дополнительного образования и современный родитель: как достичь взаимопонимания?
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные направления и формы выстраивания отношений между педагогами дополнительного образования и родителями обучающихся.Ключевые слова: дополнительное обра...