Открытый урок "Смирение" по ИПК земли Смоленской
план-конспект урока (8 класс)
На уроке-беседе разбирается сущность термина "смирение" и на примере притч и духовных рассказов показываются пути его достижения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Смирение и пути его достижения | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по Истории Православной культуры земли Смоленской
Тема урока: «Смирение и его смысл»
Цели урока: 1. Показать на примерах притч суть понятия «смирение»; 2. Развивать коммуникативные навыки общения, речь учащихся.
Форма проведения урока: этическая беседа.
Оборудование: Учебник для 8 класса ИПК земли Смоленской, плакаты о добродетелях, тексты рассказов «Урок смирения», «Про солдата», «О мастере»; притчи «О гордыне», «О Божьей помощи»
План урока: 1. Оргмомент ( сообщение темы урока, настрой на её изучение с помощью текста учебника (высказывание Бердяева) и плаката о добродетелях)
2. Актуализация знаний о пороках: гнев, злость, ненависть, раздражение, обида, спор и их матери – гордыне.
3. Этическая беседа:
а) Вопрос: Как победить гордыню?
б) Совместный поиск ответа после чтения рассказов «Урок смирения», «Про солдата», «О мастере» и беседе по ним
в) совместный вывод: гордыня побеждается смирением
г) три ступени смирения , их сущность: сходство и различие, выяснение ступеней смирения солдата и мастера
д) высшая ступень смирения – подвиг Иисуса Христа: (окончание притчи «О смирении и терпении)
4. Рефлексия: письменное окончание фраз
5. Подведение итогов урока.
Ход урока.
- Сообщение темы урока и его целей. Зачитывание учеником статьи Бердяева «Что такое смирение и в чём его смысл?»
Вопрос: понятна ли статья?
Ответ: Всё очень сложно
- Ученик читает притчу «О смирении»
Узнал человек, что с гордыней в рай не попасть и взмолился: «Господи! Дай мне смирение!» Не успел он это сказать, как на дороге появился незнакомец, который грубо толкнул его.
- Осторожней!- с упрёком воскликнул человек. А незнакомец вместо того, чтобы извиниться, сам принялся осыпать его упрёками, да ещё и смеяться над ним. И чем дальше, тем больше
Возмутился человек: «Да кто ты такой, чтобы толкать и упрекать меня?» И услышал в ответ: «Я тот, кого ты только что звал на помощь. Ведь если не я, то как ты сможешь научиться смирению?»
Учитель: из этой притчи мы видим, что для того, чтобы научиться смирению и попасть в рай надо преодолеть свою гордыню.
Вопрос: А что такое гордыня? Как её увидеть? Поищем ответ в притче «О гордыне».
Ученик читает притчу: «Один норовистый конь как-то перекусил удила, сбросил всадника и понёсся, куда глаза глядят, не разбирая дороги. Думал конь, что накнец-то он вырвался на свободу, но не заметил впереди пропасти и сорвался с обрыва вниз
Так же бывает и с душой человеческой: стоит выбросить человеку из своего сердца страх Божий, начинает он пожинать плоды своей «свободы»: лгать, воровать, завидовать, злобствовать и превозноситься. И не замечает , что впереди его неминуемо ждёт пропасть. А начинается всё с гордыни, когда человек позволяет себе «взбрыкнуть».
Вопрос: Так что же такое гордыня, как её заметить?
Ученики пытаются дать ответы: когда человек злится, раздражается, никого не слушает, считает себя во всём правым и т.д.
Плакат: «Что свойственно гордым?»
Ученик зачитывает ответ: Гордым свойственно ругаться, раздражаться, спорить, обижаться… Святой Иоанн Златоуст говорил: «У того, кто допускает это- недостаток ума. Надо работать над собой и выработать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться, не обижаться, не раздражаться»
- Учитель: Давайте обратимся к плакату
«Гордость - мать всех пороков (раздражение, зависть, гнев, обида, высмеивание, самооправдание, непочитание старших и т.д.»
Вопрос: Как победить свою гордыню? Чтобы ответить на него, послушаем притчу «О Божьей помощи»:
Один инок путешествовал по пустыне и вблизи большого города был окружён буйной толпой язычников. Насмехаясь над ним и злословя, язычники кричали: «Ну и чем тебе поможет твой Христос, которого ты так почитаешь?»
-« Господь и сейчас помогает мне,- смиренно ответил инок,- Он научил меня не оскорбляться не только этими, но и гораздо большими обидами, которые вы собираетесь мне нанести. Так что вы напрасно тратите время».
А теперь послушаем рассказы «Про солдата» и «О мастере»
Ученик читает: Пришёл солдат с поста и перед сном стал между коек помолиться. Сержант, видя это, взял свой сапог и запустил им в спину солдата. Солдат, не обращая внимания, закончил молитву, а потом взял сапоги сержанта и до блеска начистил их. Утром сержант спросил дневального, кто начистил его сапоги, и тот указал на солдата. Вот пример христианского смирения: человек отплатил за зло добром – и приобрёл душу. Ибо сержант раскаялся, сам стал солдату другом, а вскоре признал Бога и сам стал его последователем.
Чтение отрывка «О мастере»:
Один человек работал на руднике и платил всей смене за то, чтобы его ругали и оскорбляли! Однажды он пошёл в город. У ворот сидел мудрец и стал его оскорблять. Человек же при этом стоял весёлый и довольный. «Чему ты радуешься?- удивился мудрец, - я тебя ругаю, а ты весёлый.» - «А вот чему,- ответил тот,- я ведь за это своим работникам деньги плачу, а ты ругаешь меня бесплатно!»
Учитель. Вопрос. Встречаем ли мы таких бесплатных «учителей»?
Таких бесплатных «учителей» у нас множество на каждом шагу, только успевай радоваться!
Вывод: Из трёх этих рассказов мы видим, что для победы над гордыней надо уметь принимать унижения и вырабатывать в себе смирение.
«Если человек попросит у Бога смирения,- говорит Авва Дорофей,- то должен знать, что просит Бога, чтобы тот послал кого-нибудь, чтобы его оскорбили. Бесчестье и укоризны – суть лекарства для гордой души. Поэтому, когда смиряют тебя извне, смири себя изнутри, приготовь, воспитай свою душу».
Используем плакат: Три ступени смирения.
«Смирение, которое побеждает гордость».
Дети по плакату читают названия и сущность каждой ступени.
«Человека ругают, оскорбляют, клевещут на него…
Начальная ступень смирения: …он же молчит и не оправдывается, хотя и прав.
Средняя ступень смирения: … он же сохраняет покой в душе, молится за врага.
Высшая ступень смирения: …он же радуется и испытывает любовь к своему врагу.
Вопрос: что общего в этих ступенях?
Ответ: в любом случае человек не спорит, молчит и не оправдывается, даже если и прав
Вопрос: В чём отличие средней ступени от начальной?
Ответ: человек спокоен и даже молится за врага
Вопрос: В чём отличие высшей ступени от остальных?
Ответ: человек радуется поношению и даже сохраняет любовь к своему врагу.
Учитель: Вспомните наши примеры и подумайте: на каких ступенях находятся солдат, мастер и инок?
Ответ: Солдат и инок к средней, а мастер к высшей, так как…
Учитель: Если же мы обижаемся, когда нас ругают и радуемся, когда хвалят, то это болезнь души.
И поношения, и похвалы надо переносить одинаково спокойно и невозмутимо.
Ученики зачитывают по очереди высказывания святых о смирении:
«Признак смирения- радостное перенесение уничижений. Пей поругание от всякого человека, как воду жизни!» (св. Иоанн Лествичник)
«Смиряйся! Гордым в обителях рая нет места: сатана за гордость был низвергнут с неба, а войти туда можно только через смирение»
Учитель: Высочайший пример смирения подал нам Сам Господь Иисус Христос, Который ради нас смирил Себя до кресной смерти. Он говорит: «Научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящите покой душам вашим» (Мф.11, 29)
Значит, чтобы иметь в душе мир и покой, прежде всего, надо смириться.
- Рефлексия. Дети дополняют предложения:
а) И поношение и похвалу надо переносить…
б) Надо выработать такой характер, чтобы никогда и ни с кем…
в)начальная ступень смирения: тебя ругают, оскорбляют, а ты….
г) средняя ступень смирения: тебя ругают, оскорбляют, а ты….
д) высшая ступень смирения: тебя ругают, оскорбляют, а ты….
е) Ты должен знать, что если просишь у Бога научить тебя смирению, то…
5. Подведение итогов урока.
Учитель: «Тема нашего урока была «Смирение». Все вы её неплохо усвоили и теперь знаете, как выработать в себе это качество, хоть это и очень непросто.
Спасибо всем за активную работу».
Плакаты: 1) «Гордость - мать всех пороков (раздражение, обида, злость, спор, гнев, ненависть и т.д.)
2) «Три ступени смирения: Человека ругают, оскорбляют, клевещут на него, он же…
Начальная | Средняя | Высшая |
Молчит и не оправдывается, хотя и прав | Сохраняет покой в душе, молится за обидчика | Радуется и испытывает любовь к врагу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина “Героическое прошлое земли Смоленской”
Викторина “Героическое прошлое земли Смоленской” ...
Рабочая программа по предмету "История православной культуры земли Смоленской"
Программа составлена для 5-6 классов коррекционной школы 8 вида....
Урок по Истории православной культуры Земли Смоленской "Смоленская епархия в 1812 году"
Урок по региональному предмету...
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины Православная культура земли Смоленской профессия: 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Смоленское областное государственное бюджетноеПрофессиональное образовательное учреждения«Козловский многопрофильный аграрный колледж»УЦПК г. Ельня...
Рабочая программа по "Истории православной культуры земли Смоленской"
Рабочая программа по "Истории православной культуры земли Смоленской" для 8 класса является гуманитарным, светским курсом, направленным на получение знаний о православной культуре как учебны...
Рабочая программа по истории православной культуры земли Смоленской 8 класс
Ученик научится: - характеризовать основные события и этапы истории православной культуры Смоленщины; - определять и оценивать значение памятников истории православной культуры Смоленщины; - анал...
Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников
Тема одаренности детей, их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....