Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ на уроках столярного дела
статья
Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.
Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих возможностей, успешная интеграция в социум.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ на уроках столярного дела
Всегда перед родителями учащихся и самими учащимися стоял один вопрос: «Кем быть?» Помочь выпускнику найти свое место в жизни и призвана профориентация.
Одним из центров профессиональной ориентации с учащимися служит школа, которая призвана растить, обучать, воспитывать молодое поколение.
Особую сложность представляет профориентационная работа в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.
Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих возможностей, успешная интеграция в социум.
Уровень психического развития детей и подростков с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ очень велик. Эти особенности осложняют профориентационную работу. Сложности возникают как на этапе подбора методов диагностики, так и при выборе профиля профессиональной подготовки. При организации и проведении профориентационной работы необходимо учитывать, что младшие подростки с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью, а старшие — более энергичны. У младших подростков еще не завершилась перестройка организма, а старшие уже адаптировались к произошедшим в их организме биологическим и гормональным изменениям. Младшие подростки стремятся подражать сверстникам – быть как все, а старшие – выделиться, отличаться от товарищей.
Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:
- состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
- знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
- информированность о профессиональных деятельностях для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и возможностям.
В работе применяют такие формы и методы профессионально -ориентационной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии:
- профессионально – ориентационные беседы;
- встречи со специалистами;
- экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
- участие в «днях открытых дверей»;
- участие в конкурсах.
И, конечно, особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение, привитие учащимся положительного отношения к труду. В нашей школе в решении данных задач особое место, на мой взгляд, занимают уроки столярного дела.
Наши дети испытывают значительные трудности в своей жизни, в приобретении необходимых трудовых навыков, выборе и освоении своего пути в жизни. Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Несложную работу дети выполняют самостоятельно, но обязательно с помощью учителя. Дети должны сами уметь и, главное, всегда выполнять посильные виды ремонта. Если ребёнок в состоянии выполнить данную работу, но просто пока не знает, как это надо сделать, ему нужно показать. Но работать он должен сам. В таком подходе кроется большое воспитательное воздействие. Иначе мы можем воспитать потребительское отношение к жизни у детей. У современных учащихся очень часто можно наблюдать элементы потребительского отношения к жизни. Таким детям лень делать что-то самим. Они будут ждать, когда подобную работу за них сделают взрослые.
Обучение столярному делу направлено на формирование жизненно важных умений и качеств личности. Таких как самостоятельность, инициативность, умение принимать решение, работать в коллективе.
Основная цель в процессе обучения детей столярному делу направлена на коррекцию и социальную адаптацию обучающихся, социализацию выпускников в обществе после окончания школы.
Главными задачами уроков труда по столярному делу являются овладение обучающимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование общей коммуникативной активности, способствующей успешной адаптации обучающихся в социуме.
На уроках больше применяю объяснительно-иллюстративный метод изучения материала (урок - инструктаж). Дети осваивают элементы плотницкого дела, такие как пиление, строгание, скрепление деталей на гвоздях и саморезах. В обучении столярному делу использую образец изделия, который формирует оперативный образ объекта труда; операционно-технологическую карту, дающую развитие способности планировать работу; чертёж изделия, способствующий приобретению навыков разметки и самоконтроля; пооперационное разделение труда, формирующее усвоение профессиональных приёмов и двигательных навыков у учащихся; рабочий стенд наглядных пособий и дидактический материал для приобретения, закрепления и систематизации знаний.
В процессе уроков по столярному делу стараюсь развивать и корригировать основные психические функции воспитанников, создавать коррекционную направленность уроков. Дети обучаются рациональным приемам выполнения работы. Приучаю к стремлению выполнять максимально точные, аккуратные, имеющие эстетический вид, изделия. У некоторых учеников(Силаков Дима, Ерёмин Сергей) это проявляется лучше, чем у других, стараемся развивать и эти задатки художественно-оформительской деятельности. Стараюсь прививать навыки трудолюбия и усердия, таким образом, формировать востребованность своих учеников в дальнейшем на рынке труда, в будущей самостоятельной жизни.
Во время занятий стараюсь создавать доброжелательный, комфортный морально-психологический климат.
Отдельно хочу остановиться на работе кружка «Умелые руки». Количество занимающихся не уменьшается, как я ожидал, а увеличивается. Ребят приходит больше, чем имеется рабочих мест в мастерской. Пока принимаю всех, в том числе и детей с других направлений профильного труда. Просят классные руководители, просят мамы. Порой вынужден ограничивать в кружковой работе своих, так как им могу уделить внимание и во время уроков. (Околев Иван).
С удовольствием занимаются на кружке такие ученики как Минин Алексей и Николаев Павел . У них по одной здоровой руке и вряд ли из них получится в будущем хороший столяр, но динамика в их развитии обязательно будет. Они занимаются с удовольствием.
На мой взгляд кружковая работа должна стимулировать работу учащихся на других видах труда.
Профессиональная ориентация детей и подростков с ОВЗ предполагает следующие виды работы:
1) анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);
2) психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);
3) социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.
Подросток с ОВЗ имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. Необходимым условием профессиональной ориентации детей и подростков с ОВЗ является их желание получать помощь в разрешении вопросов, обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И, поскольку, инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профориентационной работы необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.
В профессиональной ориентации детей с ОВЗ необходимо использовать различные формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Преобладать должны индивидуальные формы работы. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.
В работе с подростками с ОВЗ нужно придерживаться определенных принципов:
- умения проявлять эмпатию, рефлексию, приятие;
- терпимости и уважения по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждами опасениям;
- безоценочного принятия суждений подростков с ОВЗ;
- готовности к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами и др.).
Необходимо учитывать, что подростки с ОВЗ очень чувствительны не только к содержанию, но и к форме любого высказывания. С результатами профдиагностики подростков с ОВЗ нужно начинать знакомить с позитивной информации, для того чтобы эмоционально расположить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора профессий. Ту информацию, которая может вызывать негативные эмоции и чувства, можно дать в середине общения.
В процессе профориентации важным моментом является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
- из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
- ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
- составление профессиональных планов затруднено из-за дефицита специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.
Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.
При выявлении профессиональных способностей необходимо учитывать ряд факторов:
1) скрытый характер некоторых профессионально важных качеств, проявляющихся только в деятельности;
2)отсутствие внутренних критериев оценки собственной личности, способностей, успехов и неудач, ориентация в основном на внешние оценки;
3) недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка;
4) недостаток жизненного опыта и достоверной информации о мире профессий и рынке труда.
Квалифицированная помощь в выборе профессии и планировании карьеры – важный аспект социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов, важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями; на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией. Основная задача методик заключается не только в диагностике, но и в развитии функций, необходимых для освоения профессии.
Показателем успешности работы будет сформированность социальной компетентности, т.е. достаточного уровня социальной готовности позволяющего быть конструктивными в основных сферах деятельности личности к активной жизни в обществе после выпуска, а также устойчивость позиции каждого из выпускников в выборе дальнейшего профессионального маршрута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология коллективного обучения на уроках столярного дела.»
Выступление на МО учителей....
Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.
Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...
Обучение некоторым приемам работы с древесиной (долбление) на уроках столярного дела в СКОУ VIII вида
(из опыта работы ) Долбление, наряду с пилением, строганием и разметкой, относится к числу операций, составляющих фундаментальную базу профессии столяр.Изуч...
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 8 классе "Столярное дело".Вспомогательная (коррекционная) школа VIII вида.
Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы YIII типа. Срок обучения по программе – 5 лет (5-9 класс).Рабочая учебная программа «Столярное дело 8 класс» нацел...
Урок столярного дела: "Ремонт столярных соединений, замена деталей, заделка трещин и сколов".
Цель урока: Учить учащихся выявлять дефекты древесины. Развива...
плант урока столярное дело 7 класс "Вводный урок"
Тема урока: «Вводное занятие».Цель урока:1. Ознакомить учащихся с планом работы на учебный год, ТБ.2.Развить у учащихся умение применять ранее полученные знания и умения в столярных работа...