«Организация работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся»
статья

Выступление на педсовете «Способы ориентировочной оценки состояния здоровья обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuritsina_e.k.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему

«Организация работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся»

Способы ориентировочной оценки состояния здоровья обучающихся

                             

В условиях учреждения дополнительного образования, где не предусмотрены должности валеолога и медицинских работников, проведение регулярной диагностики состояния здоровья воспитанников крайне затруднительно. Поэтому могут быть полезны такие диагностические материалы, которые могут быть проведены самими детьми, педагогами, родителями или педагогом-психологом. Конечно, те методики, о которых пойдёт речь, не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют получить данные о здоровье для организации профилактики, а также повысить интерес детей и родителей к вопросам укрепления здоровья.

Для общей оценки здоровья как резерва адаптационных возможностей организма предлагаются многочисленные подходы и методы. Представленные ниже методики не требуют аппаратурного оснащения и могут быть сделаны на учебных занятиях или рекомендованы для тестирования родителям.
Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья воспитанника 

Проводится экспертом, в качестве которого может выступать педагог, хорошо знающий ребенка и семью или психолог.
Инструкция эксперту 

Постарайтесь дать оценку обучающемуся по приведенным ниже позициям, используя 4-х балльную шкалу:

0 - признак не выражен (отсутствует);

1 - признак слабо выражен или проявляется изредка;

2 - признак умеренно выражен или проявляется периодически;

3 - признак явно выражен или проявляется постоянно.
Признаки 

  1. С детства наблюдались проявления ослабленного здоровья, болезненности.
  2. Ранее переносил тяжелые заболевания, травмы, операции.
  3. Растет в неблагополучной семье.
  4. У семьи материальные трудности.
  5. Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).
  6. Ведет неправильный (нездоровый) образ жизни.
  7. Ведет малоподвижный образ жизни (недостаток физической активности).
  8. Отличается низким интеллектуальным уровнем.
  9. Отличается низким культурным уровнем, узким кругом интересов.
  10. Характерна несформированность гигиенических навыков.
  11. Беззаботен, отличается безответственностью.
  12. Проявляет астенические черты характера, слабую волю.
  13. Не проявляет интереса к укреплению своего здоровья.
  14. Отличается низкой поисковой активностью, безынициативен.
  15. Имеет повышенно возбудимую нервную систему, подвержен стрессам.
  16. Отличается плохими взаимоотношениями с учителями.
  17. Характерна повышенная утомляемость.
  18. Употребляет (употреблял в прошлом) одурманивающие вещества.
  19. Курит.

Предъявляет частые жалобы на здоровье.
Интерпретация результатов 
Благополучными можно считать показатели в пределах 20-25 баллов. Показатели более 40 баллов являются основанием для отнесения обучающегося к группе риска. Целесообразен также сравнительный анализ показателей обучающихся одной учебной группы (объединения) с выделением в этой группе неблагополучных детей, а также сравнение показателей разных групп.

При отнесении воспитанника к группе риска, можно порекомендовать обращение к специалистам (медикам, психологу, социальному педагогу).


Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения 

Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями ребёнка.
Инструкция эксперту 

Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям используя 4-х балльную шкалу:

0 - признак не выражен (отсутствует);

1 - признак слабо выражен или проявляется изредка;

2 - признак умеренно выражен или проявляется периодически;

3 - признак явно выражен или проявляется постоянно.
Признаки

  1. Много читает.
  2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.
  3. Больше часа (получаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.
  4. Больше двух часов (1 часа для младших школьников) в день проводит у телевизора.
  5. Читает, пишет, «уткнувшись носом» в текст.
  6. У родителей плохое зрение (носят очки).
  7. Неправильно питается (недостаток витамина "А").
  8. Имеется тенденция повышенного артериальногои/или внутричерепного давления.
  9. Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.
  10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки 
Инструкция та же, что и в предыдущей тест-анкете.
Признаки 

1.Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.

  1. Носит сумки, портфель в одной руке.
  2. Имеет привычку сутулиться.
  3. Проявляет недостаточную двигательную активность.
  4. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
  5. Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
  6. Неправильно или нерегулярно питается.
  7. Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.
  8. Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности.
  9.  Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

    Интерпретация результатов по двум тест-анкетам 

Благополучный показатель по каждой из анкет - до 10 баллов, при показателе более 20 баллов ребёнок должен быть отнесен в группу риска, рекомендуется консультация специалистов.
Здоровье самого педагога, как участника образовательного процесса, также имеет очень важное значение. Наше здоровье зависит от образа жизни, от многих факторов, и, прежде всего, от того, какое мы место отводим в своей жизни заботе о здоровье, его сохранении и укреплении. Как уберечь себя от преждевременного старения и потери трудоспособности? Как эффективно и производительно работать? Чтобы оценить свой образ жизни, предлагаем ответить на вопросы теста «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?»

Педагог дополнительного образования Курицина Е.К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе.

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе....

Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Школьный возраст - период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Поэтому главная задача профилактики вредных привычек - это формирование у детей с...

Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающеесяв последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких ...

Из опыта работы. Индивидуализация и дифференциация обучения как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепления здоровья обучающихся

В статье представлен материал из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Кочетовской СОШ Мичуринского района Ратничкиной М.Н. по применению в учебной деятельности здоровьесберегающих обр...

Школьный пост «Здоровье +» как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Чрезвычайно актуальной для современной школы остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, профилактика употребления психоактивных веществ и наркотических средств....

«Актуальность проблемы по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе»

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Дети проводят в школе знач...

Работа социального педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (из опыта работы)

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье - это со...