Из опыта работы. Индивидуализация и дифференциация обучения как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепления здоровья обучающихся
статья по русскому языку на тему
В статье представлен материал из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Кочетовской СОШ Мичуринского района Ратничкиной М.Н. по применению в учебной деятельности здоровьесберегающих образовательных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуализация и дифференциация обучения
как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Из опыта работы Ратничкиной М.Н.,
учителя русского языка и литературы
МБОУ Кочетовской СОШ Мичуринского района
О чем мечтает каждый учитель?
В идеале - о том, чтобы дети знали и любили предмет, чтобы объяснить и получить 100% результат. К сожалению, так не бывает.
Антуан де Сент-Экзюпери писал: «С каждого надо спрашивать то, что он может дать». Эти слова как нельзя лучше относятся к учителям, к каждому из нас, кто работает с детьми, имеющими разные образовательные возможности, и кто хочет добиться высоких результатов.
Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в дальнейшей жизни для решения практических задач.
Творческому учителю, готовящему новое поколение к жизни в современных условиях, не обойтись без внедрения в учебный процесс инновационных технологий, развивающих системное мышление, усиливающих практическую направленность обучения, стимулирующих творческую активность школьников и сохраняющих их физическое и психическое здоровье. Моя педагогическая деятельность связана с деятельностью школы, нацеленной на сохранение и укрепление здоровья и повышение качества знаний обучающихся.
Как учитель, я участвую в реализации целей образовательного учреждения.
Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы: как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?
В каждом классе, особенно в сельской школе, есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Как адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика?
Применение на уроках современных образовательных технологий - один из путей к решению этой проблемы. Наиболее приемлемой здоровьесберегающей технологией, на мой взгляд, является технология индивидуализации и дифференциации обучения, так как индивидуальный, дифференцированный подход в обучении учитывает все особенности учащихся. Как я реализую это на практике?
В систему традиционного контроля я внесла самооценку знаний учащихся. Без участия самого ученика правильно и всесторонне оценить его отношение к учению невозможно. Дети сами оценивают свои знания, свою самоорганизацию, ответственность и активность.
Вторым, не менее важным, элементом урока является ведение индивидуальной карты самоконтроля (поурочной и тематической). Учащиеся выполняют задания разного вида и за каждый вид деятельности ставят себе оценку. Ученик является контролером своих знаний. Это эффективный способ развития творческой самостоятельности в выборе шагов дальнейшей деятельности - что сделать. Двойка за один вид работы не расстраивает ученика, что является гарантом его активной работы в течение всего урока, гарантом его психического здоровья. Подсчет баллов, полученных за урок, психологически создает ситуацию азарта, ситуацию успеха.
Учитель видит каждого ученика и имеет возможность логичного перехода от дифференциации и индивидуализации работы с учащимися.
Тематическую карту самоконтроля ученики заполняют не только на обобщающих уроках, после изучения определенной темы (например, в 6-ом классе после изучения темы «Местоимение», или в 9-ом классе после изучения темы «Сложноподчиненные предложения»), но и на обычных уроках формирования знаний и закрепления знаний и умений.
Критерии – это ключевые моменты урока. Таблица помогает ученику увидеть, чего он не знает или не умеет. Видит это и учитель. После анализа таблицы - выставление оценки, работа по формированию умений, индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
По отдельным видам деятельности осуществляется взаимопроверка (например, словарный диктант). Это оперативная помощь в процессе усвоения и закрепления материала, она формирует умение общаться, то есть развивает коммуникативные навыки, воспитывает у детей готовность к взаимодействию и взаимопомощи, способствует снижению тревожности у учащихся и сохранению их психического здоровья.
Неотъемлемой частью работы является ведение таблицы мониторинга знаний учащихся, так как нельзя добиться результатов ,не проводя диагностики знаний учащихся.
Одним из педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. На уроке провожу дифференциацию заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Использую разноуровневые задания - карточки и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми. Сам ученик, исходя из своих способностей, желания, самочувствия, выбирает уровень выполнения заданий, поэтому мне не приходится делить класс на сильных и слабых, а деление на группы носит условный характер.
Дифференцированный подход на основе индивидуализации использую и при подборе домашнего задания. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками, сильного же ученика дифференцированное задание ставит на более высокую ступень развития.
Применение технологии индивидуализации и дифференциации обучения позволяют развивать творческие способности учащихся: дети занимаются проектной деятельностью, готовят научно-исследовательские работы, выступают с докладами и сообщениями. При подготовке проектов каждый ученик вносит свой посильный вклад, ощущает свою значимость в общем деле, и это повышает мотивацию к изучению предмета. (Слайд – проекты).
Как результат – победы в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, в муниципальной научно-практической конференции «Грани творчества», «Путь в науку», победа в областном конкурсе чтецов «Язык всем знаниям и всей природе ключ», призер областного конкурса эссе о русском языке. (Слайд - конкурсная активность учащихся).
. За последние три года (2011-2014) ярко выражена позитивная динамика качества знаний по русскому языку и литературе в преподаваемых классах.
Учебный год / предмет | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 |
Русский язык | 59 % | 69,6 % (+ 10,6 %) | 66,6% (-3%) |
Литература | 68,5 % | 80,8 % (+12,3 %) | 79,65% (-1,14%) |
Среднее значение | 63,75 % | 75,2 (+11,45) | 73,12 (-2%) |
Общая динамика | 7,36 % |
Таким образом, из данных таблицы видно, что средняя положительная динамика качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе за три года составила 7,36 %.
Результаты ЕГЭ
Ярко выражена позитивная динамика результативности на государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. В течение двух лет проводился мониторинг уровня обученности и качества знаний обучающихся, результаты представлены в таблице
Учебный год | Уровень обученности учащихся Ратничкиной М.Н. | Показатель ЕГЭ по Тамбовской области | Средний тестовый балл учащихся Ратничкиной М.Н. | Показатель ЕГЭ по Тамбовской области |
2012-2013 | 100 % (+1,13%) | 98,87 % | 70,5 | 65,51 (+ 4,99) |
2013-2014 | 100 % (+0,07%) | 99,93 % | 63,11 | 64,38 (-1,27) |
Средний показатель | Выше на 0,6 % | Выше на 3,72 |
Анализ результатов показывает, что средний показатель уровня обученности на ЕГЭ по русскому языку выше среднего по области на 0,6 %. Средний тестовый балл выше среднеобластного показателя на 3, 72.
Результаты ГИА по русскому языку за период с 2011 по 2014 г.
Учебный год | Уровень обученности (по сравнению с областным) | Качество знаний (по сравнению с областным) | Средняя оценка (по сравнению с областным) | Количество учащихся, подтвердивших или повысивших годовую оценку |
2011-2012 | 100 % (+2,2) | 93 % (+18,98) | 4,46 (+0,39) | 100 % |
2013-2014 | 100 % (+0,03) | 76,47 % (+1,04) | 4,1 (+0,13) | 100 % |
Средняя динамика | + 1,15 % | + 10,02 | + 0,52 | 100 % |
Обучающиеся Ратничкиной М.Н. принимают активное участие в олимпиадах, предметных конкурсах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней, добиваются высоких результатов, становятся победителями, призерами, лауреатами, награждены грамотами и дипломами
Учеб-ный год | Название конкурса | Уровень | Фамилия, имя участника, класс | Результат |
2014-2015 | «Инфоурок» | Международный | Курсакова Ю.(10) Попова А.(10) Тищенко Д.(8) Жукова О.(5) | Победитель Победитель Победитель Победитель |
«Русский медвежонок» | Международный | Курсакова Ю.(10) Смагина Д. (8) | Победитель (регион. этап) | |
Экологический форум «Зеленая планета 2015» | Региональный | Курсакова Ю. (10) | Победитель | |
Всероссийская олимпиада школьников по литературе | Региональный этап | Курсакова Ю.(10) | Призер (см. Протокол) | |
2013-2014 | «Олимпус» | Всероссийский | Кольцова М. (5) Андреева А. (5) | Лауреат Лауреат |
«Русский медвежонок» | Международный | Иванова Т.(11) | Победитель (регион. этап) | |
Конкурс сочинений «Дорога глазами детей» | Муниципальный | Курсакова Л.(11) | Победитель | |
Открытая дистанционная олимпиада по русскому языку и литературе «Интеллектуальный марафон» | Межрегиональный | Курсакова Л.(11) Попов В. (11) Иванова Т. (11) Курсакова Ю. (9) Горбуля Ю (9) Глазунов Д. (9) Попова А. (9) Телегин И. (9) | Победитель Призёр Призёр Призёр Призёр Призёр Призёр Призёр | |
2012-2013 | «Спецрепортаж» | Всероссийский | Курсакова Ю. (8) | Победитель |
Интеллектуальные состязания «Высшая школа Санкт-Петербурга в образовательном пространстве России» | Межрегиональный | Лопухова Н.(11) | II место | |
Конкурс чтецов о русском языке «Язык всем знаниям и всей природе ключ» | Областной, г. Тамбов, ТГУ имени Г.Р.Державина | Курсакова Е.(10) Попов С.(6 .) Курсакова Ю. (9) Смагина Д.(6) | Победитель Победитель Победитель Победитель | |
Конкурс эссе «Язык всем знаниям и всей природе ключ» | Областной, г. Тамбов, ТГУ имени Г.Р.Державина | Лопухова Н. (11) | Призер | |
«Юный журналист» | Муниципальный | Салатова М. (8) Попова А. (8) | Призёр Призёр | |
2011-2012 | «Олимпус» | Всероссийский | Кольцов А. (5) Курсакова Ю. (7) Горбуля Ю. (7) Попова А. (7) Иванова Т. (9 ) | Лауреат Лауреат Лауреат Лауреат Лауреат |
«Русский медвежонок» | Международный | Курсакова Е.(9) Лопухова Н. (10) | Победитель регион. этап Победитель регион. этап |
Результативность участия обучающихся в муниципальном этапе
Всероссийской олимпиады школьников
Учебный год | Фамилия, имя учащихся | Класс | Предмет | Результат участия |
2014/2015 | Курсакова Юлия | 10 | Русский язык | Победитель |
Курсакова Юлия | 10 | Литература | Победитель | |
Тищенко Дарья | 8 | Русский язык | Призер | |
Тищенко Дарья | 8 | Литература | Призер | |
2013/2014 | Курсакова Елизавета | 11 | Русский язык | Победитель |
Курсакова Елизавета | 11 | Литература | Призер | |
2012/2013 | Лопухова Наталья | 11 | Русский язык | Призер |
Курсакова Елизавета | 10 | Русский язык | Победитель | |
Попов Иван | 10 | Русский язык | Призер | |
2011/2012
| Лопухова Наталья | 10 | Русский язык | Победитель |
Лопухова Наталья | 10 | Литература | Призёр | |
Курсакова Елизавета | 9 | Русский язык | Победитель | |
Курсакова Елизавета | 9 | Литература | Победитель |
Индивидуализация и дифференциация обучения способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышает мотивацию к учению и развивает познавательный интерес.
Ежегодно обучающиеся Ратничкиной М.Н. занимаются исследовательской деятельностью по русскому языку и литературе, принимают активное участие в научно-практических конференциях регионального и муниципального уровней «Грани творчества» и «Путь в науку, в творческих мероприятиях. Творческие работы обучающихся размещены на сайте МБОУ Кочетовской СОШ http://kochetovka.68edu.ru/,
на сайте Социальной сети работников образования» - http://nsportal.ru/ , «ПроШколу.ru» - http://www.proshkolu.ru/ , в брошюре «Путь в науку. Сборник тезисов исследовательских работ VIII областной научно-практической конференции школьников»: Тамбов, 2013.
Учебный год | Наименование мероприятия, уровень | Фамилия имя учащихся, класс | Результат |
2012/2013 | Областная научно-практическая конференция «Грани творчества» | Курсакова Ю., (8) | Участник |
2013/2014 | Областная научно-практическая конференция «Путь в науку» | Курсакова Ю. (9) | Участник |
2012/2013 | Муниципальный конкурс исследовательских работ по краеведению «Моя земля – мои земляки» | Курсакова Ю., (8) | Победитель |
2012/2013 | Муниципальная научно-практическая конференция «Грани творчества» | Курсакова Ю., (8) | Призёр |
2012/2013 | Школьный конкурс проектов «Юный исследователь» | ЛопуховаН.(11) Салатова М. (8) | Победитель Призёр |
2013/2014 | Муниципальная открытая научно-практическая конференция «Путь в науку» | Курсакова Ю. (9) Курсакова Е.(11) | Победитель Призер |
2013/2014 | Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках Отечества», посвященного 70-летию Великой Победы | Курсакова Ю. (9) | Участник |
2014/2015 | Региональный эпистолярный конкурс «Письмо губернатору. Год культуры в Тамбовской области» | Курсакова Ю. (10) | Участник |
2014/2015 | Областной творческий конкурс, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Спасибо за Победу!» | Курсакова Ю. (10) | Итоги не подведены |
2014/2015 | Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета 2015» | Курсакова Ю. (10); Смагина Д. (8) | Победитель |
Как результат – победа в областном конкурсе «Учитель здоровья – 2011», звание лауреата областного конкурса «Учитель здоровья – 2014».
Литература
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
2. Селевко Г.К. Дифференциация обучения. – Ярославль, 1995.
3. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 3: Здоровьесберегающий урок. – М.: Сентябрь, 2006.
4. Унт И.Э., Границкая А.С. Технология индивидуализации обучения. – М.: Педагогика, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по теме " Деятельностный подход в обучении математики- путь повышения качества знаний учащихся основной школы"
Проблема , выдвинутая автором в рамках педагогического проекта, является высоко актуальной и значимой, поскольку в условиях всеобщего нарастания объемов учебной информации без развития умений и ...
Из опыта работы по методической теме: "Контроль как средство повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка"
Нередко в школьной практике учителя оценивают умения учащихся владеть иноязычной речью только путем учета ошибок в произношении, лексике и грамматике. Вместо того чтобы установить достижения ученика, ...
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся-необходимый фактор успешности в обучении.
Состояние здоровья - один из важнейших факторов, определяющих учебную деятельность.80% неуспевающих в школе имеют отклонения со стороны нервно-психологического раз...
Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе.
Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе....
Индивидуализация и дифференциация обучения как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепление здоровья обучающихся. Методические рекомендации
Творческому учителю, готовящему новое поколение к жизни в современных условиях, не обойтись без внедрения в учебный процесс инновационных технологий, развивающих системное мышление, усиливающих ...
Индивидуализация и дифференциация обучения как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепления здоровья обучающихся
В презентации содержится материал из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Кочетовской СОШ Мичуринского района Ратничкиной М.Н. по применению здоровьесберегающих образовательных технол...
Работа социального педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (из опыта работы)
Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье - это со...