Методическая разработка урока на тему: «Пожары. Способы тушения. Правила поведения»
методическая разработка
Методическая разработка урока на тему: «Пожары. Способы тушения. Правила поведения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждения дополнительного образования
ДДЮТ «На Ленской»
Методическая разработка урока
на тему: «Пожары. Способы тушения. Правила поведения»
Выполнил:
педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»
Шарапов А.А,
Санкт-Петербург
2020
Цели урока:
1.образовательная
а) знать:
-правила безопасного поведения при пожарах и способах эвакуации из горящего здания;
-основные мероприятия по защите учащихся при пожаре в здании;
- об основных причинах и последствия пожара;
б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров;
в) иметь представление о последствиях пожаров и мерах, принимаемых по защите от них.
2. воспитательная- формировать культуру безопасности жизнедеятельности, коллективизм, навыки взаимопомощи, находчивость в трудных ситуациях.
Цель использования информационной технологии на уроке:
-сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
-приблизить урок к мировосприятию современного подростка, который больше смотрит и слушает, чем читает и говорит, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
-расширить возможности эмоционально и образно подать материал.
Задачи:
-добиться ясных представления у обучающихся о пользе, опасностях и вреде, которые может принести огонь, и способах обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизнедеятельности;
-продолжать формирование привычки к соблюдению правил пожарной безопасности, бережного отношения к своей жизни, таких качеств, как осмотрительность, находчивость, собранность.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
- Общее сведения о пожаре. Понятия о пожаре.
- Процесс горения, условия его возникновения и прекращения.
- Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
- Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на людей.
- Правила безопасного поведения при эвакуации из горящего здания.
- Паника во время пожара. Предотвращение паники.
- Значение противопожарной службы. История её развития.
Материальное обеспечение:
- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (извлечения из ППБ 01-03);
- Проектор, экран.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка отсутствующих.
- Сообщение темы и цели урока.
- Работа по теме урока.
- Знакомство с понятием «Пожар»
Наше занятие начнём с определения огня, которое дал В. Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь – явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела.
Огонь - враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где найдёт для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает всё, что человек создавал долгими годами упорного труда.
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
Знакомство с условиями возникновения горения.
Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? (ответы учащихся).
Для возникновения горения необходимы определённые условия, а именно – совмещение в одном месте в одно время трёх основных составляющих:
- горючего вещества в виде горючих материалов (дерева, бумаги, бензина, керосина, природного газа). Горючие вещества встречаются в различных производственных циклах, применяются в отделке жилых и общественных зданий, значительное их количество содержится в конструкциях зданий и транспортных средств;
- окислителя, в качестве которого при горении вещества чаще всего выступает кислород воздуха (Кроме кислорода окислителями могут быть химические соединения, содержащие кислород в составе молекул (селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота), а также отдельные химические элементы (фтор, бром, хлор).
Некоторые вещества содержат кислород в количестве, достаточном для того, чтобы реакция горения происходила даже без доступа воздуха (порох, взрывчатые вещества, термит, целлулоид);
- источника возникновения, постоянно и в достаточном количестве поступающего в зону горения (искры или пламени спички, костра, горелки, непогашенного окурка).
Действительно, существует так называемый треугольник огня:
- горючее вещество;
- окислителя;
- источника воспламенения.
В последнее время вместо треугольника выделяют четырёхугольник. К трём составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случаются по вине человека.
История развития пожарной охраны
В истории Росси вошло множество больших пожаров. Москва за свою историю несколько раз выгорала практически дотла. Приведём примеры больших пожаров в Москве.
1365г. Летом у деревянной церкви Всех Святых (близ нынешнего храма Христа Спасителя) начался пожар. Всего за два часа «погорел Посад весь, и Кремль, и Заречье» - словом, весь город. По словам летописца, этот пожар – самый жестокий из всех предыдущих.
1470г. Очередной великий пожар оставил от Москвы всего 3 двора.
1493г. Пожар в Кремле. Огонь бушевал до тех пор, пока не сгорела вся Москва от края до края.
1812г. 2 сентября в Москву вступила «Великая армия» Наполеона. Город охватил пожар, вызванный (по разным версиям) бесчинством французских мародёров и стараниями русских патриотов. Огнём было уничтожено две трети города.
1972г. Жаркое, засушливое лето. В Подмосковье торфяными пожарами охвачены значительные площади. Всю Москву заволокло дымом.
1977г. 25 февраля вспыхнул мощный пожар в гостинице «Россия». 37 постояльцев и 5 сотрудников гостиницы погибли в пламени или задохнулись в токсичном дыму. 52 человека (из них 13 пожарных) были госпитализированы с переломами или тяжкой интоксикацией.
Причины пожаров в зданиях
Назовите основные причины возникновения пожаров в зданиях (Ответы учащихся).
Знакомство с основными поражающими факторами пожара.
Вспомните и назовите основные поражающие факторы пожара. (Ответы учащихся)
Ваши ответы верны. Действительно, поражающими факторами пожара являются:
- высокая температура;
- задымление помещения;
- распространение огня открытым путём;
- потери конструкциями несущей способности.
Основным мероприятием по спасению людей при возникновении пожаров в зданиях являются эвакуация людей.
Правила безопасного поведения при эвакуации из горящего здания
Перечислите этапы эвакуации из здания. (Ответы учащихся).
Верно:
1 этап – обнаружение очага возгорания;
2 этап – сигнал тревоги;
3 этап – сообщение в пожарную службу;
4 этап – эвакуация из здания;
5 этап – построение на месте сбора;
6 этап – проверка количества эвакуированных.
План эвакуации
При просмотре обратите внимание на следующие вопросы:
- как надо покидать учебный кабинет во время эвакуации;
- как правильно двигаться по коридору;
- сообщение в пожарную службу;
- дисциплина на месте сбора.
Паника, её предотвращение
Действительно, это паника. Слово паника произошло от греческого «panikon», что означает «безотчетный ужас». Именно, безотчётный, заставляющий человека неудержимо стремиться любыми путями избежать опасной ситуации. Даже в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни нет. И тогда зачастую само паническое движение многих людей становится причиной человеческих жертв.
Пожары по своим масштабам и интенсивности подразделяются на отдельные, массовые (сплошные) и огненный шторм.
Отдельные пожары – пожары в отдельном здании или сооружении. При таких пожарах продвижение людей и техники по застроенной территории между отдельными пожарами возможно без средств защиты от теплового излучения. Эти пожары рассредоточены по району, поэтому есть возможность быстрой организации их массового тушения с привлечением всех имеющихся сил и средств.
Массовые пожары – совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий на данном участке застройки. Продвижение людей и техники через участок такого пожара невозможно без средств защиты от теплового излучения. Зона массовых (сплошных) пожаров – территория, где возникло так много загораний и пожаров, что невозможен проход или нахождение в ней соответствующих подразделений (формирований) без проведения мероприятия по локализации или тушению. Ведение спасательных работ в зоне массового пожара практически исключено. Возникновение таких зон возможно при наличии определённых условий: сплошной застройки, лесного массива, большого количества горючих материалов.
Огненный шторм – особая форма распространения устойчивого пожара, охватывающего в городах более 90% зданий. Он характеризуется наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к границам шторма свежего воздуха с ураганной скоростью.
Современные средства тушения
Пожарная охрана в России подразделяется на следующие виды: Государственная противопожарная служба, муниципальная пожарная охрана, ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана. Государственная противопожарная служба (ГПС)- это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы. В её составе 220 тысяч человек, 13,6 тысяч зданий и сооружений, в числе которых более 4 тысяч зданий пожарных депо, 18 634 основных и специальных пожарных автомобилей, 49 пожарных катеров. В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Основными задачами Государственной противопожарной службы являются: организация разработка и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений, организация и осуществление государственного пожарного надзора; тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах; профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.
Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 млн. выездов, спасают от гибели и травм более 90 тысяч человек, материальных ценностей на сумму более 120 млрд. рублей. Одно из важнейших направлений деятельности ГПС - осуществление пожарного надзора. Ежегодно государственные инспекторы по пожарному надзору проводят 1,5 млн. мероприятий по контролю за пожарной безопасностью, предлагают к исполнению до 7,5 млн. противопожарных мероприятий. Благодаря этому ежегодно предотвращается до 450 тысяч пожаров и сохраняется материальных ценностей на сумму 35-54 млрд. рублей.
Тест по теме «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»
- Пожар это:
а) возгорание различных материалов и веществ с большим выделением тепла и дыма;
б) процесс горения, обусловленный наличием горючего материала, окислителя и температуры;
в) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Ответ: в.
- Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:
а) неосторожным обращением человека с огнём;
б) неправильно эксплуатацией печного отопления;
в) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.
Ответ: а.
- Самые опасные поражающие факторы пожара – это:
а) открытый огонь и пониженная концентрация кислорода;
б) большое задымление;
в) температура среды и токсичные продукты горения.
Ответ: в.
- Наибольшую опасность представляют пожары, возникающие:
а) в транспорте;
б) в жилом секторе и общественных местах;
в) на объекте экономики.
Ответ: б.
- Как правильно покинуть помещение, если в нём произошли пожар и задымление?
а) пригнуться к полу;
б) дыша через мокрую ткань;
в) используя оба указанные выше приема.
Ответ: в.
- Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях"
Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях" рассчитана для детей 6-летнего возраста и может быть использована для занятий с дошкольниками в детском саду...
Методическая разработка урока Тема: «Волоколамский край в 16-17 вв.» 7 класс
Методическая разработка урока по теме: «Волоколамский край в 16-17 вв.»7 класс...
Методическая разработка урока. Тема урока: Чётные и нечётные функции.
Тип урока: Комбинированный урок с использованием информационных технологий.Форма проведения урока: традиционная...
Методическая разработка на тему: "«Законы делового письма (правила делового этикета)» Урок развития речи в 7-ом классе
Цели:1.Продолжить работать над знанием учащимися официально- делового стиля языка.2.Освоить типовые модели коммуникации в деловой сфере (деловое письмо).3.Помочь учащимся осознать важность умения влад...
Методическая разработка урока "Закон РФ «О защите прав потребителя»"
Цели урока:Обучающая - знать основные понятия: потребитель, продавец, срок годности, гарантийный срок, недостаток товара, существенный недостаток товара, безопасность товара, штрих код товара. З...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕМА : «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РФ» 10 класс
Изменения, происходящие в настоящее время в жизни российского общества – становление гражданского общества и правового государства, укрепление рыночной ...
Методическая разработка урока ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»
Методическая разработка урока ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»...