Методическая разработка на тему: "«Законы делового письма (правила делового этикета)» Урок развития речи в 7-ом классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Степанова Ольга Николаевна

Цели:

1.Продолжить работать над знанием учащимися официально- делового стиля языка.

2.Освоить типовые модели коммуникации в деловой сфере (деловое письмо).

3.Помочь учащимся осознать важность умения владеть речевыми нормами в жизни человека, в успешности и востребованности;

4.Формировать чувство языка, воспитывать уважение к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_met._razrab.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы

ГБОУСОШ№147 Красногвардейского района г. Санкт – Петербурга

Методическая разработка на тему:

«Законы делового письма (правила делового этикета)»

Урок развития речи в 7-ом классе

Цели:

1.Продолжить работать над знанием учащимися официально- делового стиля языка.

2.Освоить типовые модели коммуникации в деловой сфере (деловое письмо).

3.Помочь учащимся осознать важность умения владеть речевыми нормами в жизни человека, в успешности и востребованности;

4.Формировать чувство языка, воспитывать уважение к русскому языку.

Оборудование. Ноутбук с проектором, классная доска, раздаточный материал с текстом

Оформление. На экран проектируются афоризмы: «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» (Наполеон Бонапарт), «»Ясность-главное достоинство речи» (Аристотель).

Ход урока.

Стадия вызова. Мозговой штурм и составление таблицы. Все версии записываются на доске.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг, brainstorming) включает в себя два этапа:

1.Класс выдвигает идеи по заданной теме. Все идеи фиксируются, в том числе на первый взгляд абсурдные. Критиковать нельзя.

2.Оценка идей. Отбор материала

Суть метода — в отделении процесса генерации идей (первый этап) от их анализа и отбора (второй этап).

Учитель: Сегодня мы с вами вспомним особенности официально-делового стиля речи.(На экран выводится незаполненная таблица «Официально-деловой стиль»). Для обсуждения предлагаю следующие вопросы:

Где используется официально-деловой стиль? С какой целью его используют? Каковы общие признаки этого стиля речи? Каковы языковые особенности стиля?

После обсуждения на основе записей и отбора учащимися делается вывод об особенностях официально-делового стиля , заполняется таблица и записывается в тетрадь

Официально-деловой стиль

Где используется?

Цели стиля

Общие признаки

Языковые особенности

Документы, Конституция, законы, заявления, объявления, расписки, деловые письма и т.д.

Дать точную информацию в деловых целях

Официальность, строгость

Фамилии, имена, отчества людей (полностью), точные даты, подписи, устойчивые специальные обороты- канцеляризмы

Учитель: Во многих развитых странах вопрос оценки персонала и продвижения чиновника по служебной лестнице уже давно поставлен в зависимость от его умения готовить разного рода документы и материалы. В этих странах госслужащим периодически предлагают выполнять языковые тесты, писать диктанты или сочинения с целью проверки их знаний в области родного языка и умений грамотно излагать свои мысли на бумаге.
Сегодня мы поговорим с вами о законах делового письма.

Стадия осмысления. Работа с информационным текстом «Деловое письмо».

На столе у каждого учащегося лист с текстом. Применяется прием маркировки текста – инсерт. Читая текст про себя, следует делать пометки карандашом (V- знаю, +- новое, - - вызывает сомнение, ?- вопросы «толстые» и «тонкие»). Для вопросов на листе с текстом оставлены поля.

Текст (из Интернета)

«Искусство написания писем ценилось нашими предками, как бесценный дар. В эпоху, когда общение на расстоянии было возможно только посредством писем, целые романы были созданы в эпистолярном жанре. Сегодня, во времена телефонов, сотовой связи и электронной почты составление писем для дружеской переписки или общения с родными перестало подчиняться жестким требованиям.

Однако осталась сфера, в которой написание писем все еще необходимо Речь идет о деловой переписке. Сегодня мало кто точно знает, как правильно написать письмо близкому другу, пожилому родственнику или малознакомому человеку.(…)

Но делопроизводство любой компании включает письма, и поэтому деловая переписка по-прежнему остается важнейшей частью взаимоотношений между партнерами, клиентами и заказчиками, работодателями и работниками. Необходимо четко знать, как правильно написать письмо, чем отличается деловое письмо от личного, что должно включать в себя оформление письма, как писать письма для разных ситуаций.

Именно правильно проведенные деловые переговоры, грамотно оформленное соглашение или умелое обоснование того или иного предложения в конечном итоге определяют успешность предпринимательской деятельности. 
Деловое письмо – это документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические, и физические лица.

Деловое письмо выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это информационная функция. В письме фиксируются факты, сведения, мнения и другие явления практической и мыслительной деятельности людей.

Письмо обладает организационной функцией. С помощью письма обеспечивается воздействие на людей в целях организации. Внешние связи организаций обеспечивает коммуникативная функция письма.

Письмо несет юридическую функцию, поскольку его содержание используется в качестве свидетельства, доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами отношений. Наконец, письмо выполняет воспитательную функцию, поскольку требует повышенного уровня образовательной подготовки, дисциплинирует исполнителя, а хорошо оформленное письмо воспитывает эстетический вкус управленческого персонала, поддерживает престиж организации - автора документа.

. Деловое письмо необходимо писать самому. Написание деловых писем не стоит передоверять секретарю, который не знает подробностей вашего общения с партнером. В исключительных случаях стоит написать письмо от руки — это подчеркивает значение адресата для автора письма.
Письмо нужно
писать с точки зрения интересов того человека, которому оно направлено. даже в том случае, если это письмо должно принудить человека выполнить некие обязательства Письмо часто заканчивается стандартными формулировками: «С уважением», «Искренне Ваш», «С надеждой на продуктивное сотрудничество», «С благодарностью за сотрудничество» плюс подпись (должность, ФИО) адресанта. 

Поля – важный атрибут делового стиля: слева – около трёх сантиметров, справа – около полутора. Поля пригодятся адресату для возможных заметок, а также для подшивки письма в архивную папку. Для легкого восприятия текст должен быть набран одним и тем же шрифтом. Стандартной практикой является использование шрифта Times New Roman с 12-м размером кегля и единичным интервалом между строками.

Кроме того, для удобства необходим регистрационный номер письма, включающий в себя дату подписания письма руководителем. Регистрационный номер ставится в верхнем левом углу письма. Это поможет отслеживать судьбу вашего послания. Следование перечисленным правилам гарантирует успешное сотрудничество с адресатом послания и зарекомендует вас как тактичного, вежливого человека. Большинство перечисленных правил подойдет и для электронной переписки».

Скорее всего, проставление двух первых значков не вызовет затруднений. По третьему пункту, возможно, дети засомневаются в огромной важности правильного написания делового письма («Неужели успех в делах может зависеть от какой-то не очень правильно составленной бумаги?»). «Тонкие» вопросы учащихся (на понимание текста) будут примерно такими: Какие функции выполняет деловое письмо? Почему особо важные письма следует писать от руки? С какой целью надо соблюдать правила оформления письма? И т.д. «Толстые» вопросы - проблемные, побуждающие к дальнейшему поиску ответа. Например: Как это- «писать письмо с точки зрения интересов того человека, которому оно направлено»? «Каким образом можно письмом «принудить человека выполнить некие обязательства»?

Стадия рефлексии. Кластер и создание собственного текста.

Учитель: Что из того, что вы прочитали, вам было знакомо? Что нового вы узнали из текста? Что вызвало сомнения? Как вы можете отстоять свою точку зрения?

Затем обсуждаются вопросы к тексту, поставленные учащимися, даются ответы на них.

Задание1. Сформулируйте требования, которые необходимо соблюдать, вступая в деловую переписку.
Примерный ответ, оформляемый в виде кластера:


Правила составления делового письма

Точность Лаконичность Убедительность

Комментарий учителя. Точность.Это качество делового письма должно избежать двусмысленного или неясного понимания изложенного. Точности документа мешают и слэнг, и профессионализмы, в большом количестве попадающие в язык деловой переписки.
Лаконичность. Многие излагают на трех страницах то, что можно было бы написать в трех предложениях. Деловые письма должны содержать ту информацию, которая интересна адресату. Ни одно письмо, даже самое короткое, не будет прочитано до конца, если первая же фраза не вызовет у читателя устойчивого интереса.
Убедительность. Это требование достигается двумя качествами текста: аргументированностью и грамотностью. К числу самых сильных аргументов относятся факты: примеры, ссылки на документы, постановления, акты и др.

Задание 2.Составить деловое письмо по образцу (образец письма выведен на экран проектором – Приложения 1,2)


Домашняя работа: Подготовиться к анализу деловых писем, написанных одноклассниками. Для этого разработать план- анализ делового письма, опираясь на кластер и таблицу, составленные на уроке.

Использованная литература

1.Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами/ авт.-сост. В.Н. Пташкина (и др.).-Волгоград: Учитель, 2011.

2.Курсовая работа «Деловое письмо».(Электрон. ресурс). Режим доступа: www.bestreferat.ru|referat-21|091.html

3.Нугайбекова М.А. Актуальные проблемы современного образования.- Самара, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Урок развития речи. Благодарственное письмо. 6 класс.

Данный урок представлял собой занятие по развитию речи учащихся из раздела «Словообразование». Этот урок - изучение нового материала Для организации учебной деятельности выбрано проблемное  обуче...

Урок развития речи в 7-ом классе.Законы делового письма

Урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

«Фронтовые письма как отражение эпохи». (Урок развития речи. Написание письма ветерану ВОВ)

Представлена методическая разработка по написанию  письма ветерану ВОВ. Урок развития речи....

Речевой этикет. Урок развития речи в 5 классе на тему "Приветствие"

Презентация содержит материал для работы на уроке развития речи в 5 классе. тема занятия - "Приветствие"....

Речевой этикет. Урок развития речи в 5 классе на тему "Поздравление"

Презентация содержит алгоритм написания поздравительной открытки....

Методическая разработка "Написание поздравительной открытки к празднику «День матери» на уроке развития речи"

Методическая цель урока: формирование универсальных учебных действий обучающихся  при написании  поздравительной открытки на уроке развития речи.Задачи урока: образовательные: познакомить с ...